Развитие научно-исследовательской компетенции студентов при изучении иностранного языка | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/11

Развитие научно-исследовательской компетенции студентов при изучении иностранного языка

Исследован вопрос развития научно-исследовательской компетенции студентов средствами дисциплины "Иностранный язык". Данная компетенция выступает одним из требований к освоению программы обучения на уровне бакалавриата, овладев которой студент должен быть способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. Определена актуальность данной компетенции в подготовке специалистов научно-естественных и технических направлений согласно ФГОС ВО++ и предписанным в нем компетенциям, которыми должны овладеть студенты бакалавриата. Подробное рассмотрение понятий «компетенции» и «компетентности» считается необходимым для определения корректных ожидаемых результатов обучения, так как первое включает не только знания, умения и навыки, а для последнего требуется опыт и личностное отношение к выполняемым действиям, которого у студентов начального этапа обучения может быть недостаточно. В определениях, раскрывающих сущность «компетенции», высвечиваются такие параметры, как образовательная подготовка, осведомленность, познание и опыт, продуктивное выполнение деятельности и др. «Компетентность» наделена такими характеристиками, как своевременное применение подходящих знаний, квалифицированность специалиста, принятие ответственных решений и т. п. Изучение научно-педагогической литературы по вопросу понятия «научноисследовательская компетенция» позволило выделить типичные компоненты данной компетенции: работа с научными источниками информации, критическое осмысление и анализ полученной информации, умение представлять результаты исследования, объяснить и доказать правильность своей позиции и т.д. Представлен обзор и анализ существующих мер и практик по формированию и развитию научно-исследовательской компетенции в отечественных и зарубежных вузах. Наряду с высокой значимостью развития научно-исследовательской компетенции отмечается необходимость создания обучающей среды, поддерживающей развитие исследовательских навыков; требуется организация соответствующей ситуации для их развития. Для того чтобы регулярно развивать научно-исследовательскую компетенцию, необходимо в план занятий систематически включать задания на развитие всех умений, составляющих обсуждаемую компетенцию: задания на поиск, анализ, сопоставление информации, краткое представление полученной информации, на обсуждение прочитанного, развитие критического мышления. Для решения поставленной задачи нами используется потенциал дисциплины «Иностранный язык», применяемой как для подготовки студентов к межкультурным контактам, так и для поиска и отбора релевантной информации, которую они могут использовать для общего развития, учебных целей, совершенствования таких навыков, как анализ, сопоставление, критическое осмысление информации. Ключевым подходом к решению этой задачи считаем адекватную организацию аудиторной и внеаудиторной работы, создание соответствующих условий и вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. В связи с этим процесс обучения строится на личностно-деятельностном подходе, позволяющем включать студентов в исследовательскую, коммуникативную, аналитическую и творческую деятельность. Многие исследователи видят эффективным развитие научно-исследовательской компетенции через активную учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность; организацию семинаров, кружков; подготовку публикаций по итогам выполнения курсовых работ, выпускных квалификационных работ, творческих проектов. Основываясь на практическом опыте, предложены задания и формы квазиисследовательской деятельности, способствующие овладению научно-исследовательской компетенцией студентами. Представлен опыт авторов по проведению научно-исследовательских квестов на английском языке в библиотечно-информационном центре учебного заведения и организации аудиторных занятий, включающих элементы поиска информации, ее анализ, сравнение и представление полученных результатов в группе. Для осуществления подобных мероприятий разрабатывается сценарий для включения студентов в исследовательскую деятельность с заданиями проблемного характера, требующими активизации поисковых, аналитических умений, а также умения работать в команде. Опрос, наблюдение и анализ проведенных аудиторных и внеаудиторных мероприятий позволил выявить степень осведомленности студентов о научно-исследовательской деятельности как самого студента, так и университета в целом, а также мотивировать на включенность студентов в научно-исследовательскую деятельность, позволяющую делать открытия и анализировать полученные данные. Теоретический анализ специализированной литературы и практическое применение предложенных приемов позволили выделить возможность и необходимость развития научно-исследовательской компетенции при изучении иностранного языка как при рассмотрении учебных тем на текущих занятиях на регулярной основе, так и при участии в масштабных университетских мероприятиях (конференции, клуб дебатов, квесты). Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

компетенция, научно-исследовательская компетенция, научно-исследовательская деятельность, иностранный язык

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шукурова Инна ВячеславовнаСургутский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языковshukurova_iv@surgu.ru
Чеснокова Наталья ЕвгеньевнаСургутский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языковchesnokova_ne@surgu.ru
Всего: 2

Ссылки

Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24.
Гончарук Н.П., Сагдеева Г.С. Формирование научно-исследовательской компетенции будущих специалистов // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 16 (3). С. 315-320.
Шестак В.П., Шестак Н.В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115-119.
Кирюшина О.Н. Теоретические и практические аспекты наукометрического исследования научно-педагогической деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 429. С. 189-195. doi: 10.17223/15617793/429/24.
Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9-16.
Винникова О.А. Анализ соотнесения ведущих педагогических категорий «компетенции» и «знания и умения» в профессиональном образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 88-93.
Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. М. : ИНФРА-М, 1999. № 2. С. 41-48.
Пеша А.В., Патутина С.Ю. Концептуальная модель развития научно-исследовательских компетенций выпускников вузов // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2022. Т. 20, № 4. С. 82-93. doi: 10.24147/1812-3988.2022.20(4).
Гребенюк Т.Б., Панюшкина М.А. Моделирование квалиметрической компетентности на основе концепции индивидуальности // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2016. № 2. С. 81-91.
Бабаева И. А. Иноязычная научно-исследовательская компетенция: понятие, роль и место в техническом вузе // Язык. Общество. Образование : сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.В. Кобенко. Томск : Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2022. С. 172-176.
Закиева Р.Р. Научно-методические основы повышения качества профессиональной подготовки студентов технических вузов // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 193-198. doi: 10.17223/15617793/432/25.
Володина Е.Д. Особенности формирования научно-исследовательских компетенций студентов вузов // Современное непрерывное образование и инновационное развитие: Сетевая экспериментальная площадка ФГАУ «ФИРО» «Интегрированная система непрерывного образования как основа воспроизводства кадров для устойчивого инновационного развития» (2013-2017 гг.). Серпухов : Межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики», 2015. С. 323-326.
Непочатых Е.П. Развитие представлений о понятиях «компетенция» и «компетентность» // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 20 (163). С. 243251.
Rodolfa E., Bent R, Eisman E., Nelson P., Rehm L., Ritchie P. A cube model for competency development: Implications for psychology educators and regulators // Professional Psychology: Research and Practice. 2005. № 36. P. 347-354.
Воронов С.А. Компетенция и компетентность как категории деятельности: сходства и различия в понимании // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 6. Ч. 1. С. 165-172.
Черняева Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа : автореф. дис. канд. пед. наук. Новокузнецк : Кузбасская государственная педагогическая академия, 2011. 25 с.
Лекомцева Е.Н. Научно-исследовательские компетенции бакалавра // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 3 (60). С. 92-96.
Келеберда Н.Г., Рябошапка А.И. Модель научно-исследовательской компетенции студентов-бакалавров юридических вузов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 6 (61). С. 14-17.
Burke L.E. et al. Developing research competence to support evidence-based practice // Journal of Professional Nursing. 2005. Vol. 21, № 6. P. 358-363.
Paricahua E. W.P. et al. Research Competencies: A Comparative Study in Public and Private Universities // Eurasian Journal of Educational Research. 2022. Vol. 99, № 99. P. 297-312.
Wester K.L., Borders L.D. Research competencies in counseling: A Delphi study // Journal of Counseling & Development. 2014. № 92 (4). P. 447-458.
Agricola B.T., Prins F.J., van der Schaaf M.F., van Tartwijk J. Teachers’ diagnosis of students’ research skills during the mentoring of the undergraduate thesis // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2018. № 26 (5). P. 542-562. doi: 10.1080/13611267.2018.1561015.
Комарова Ю.А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 68. С. 69-77.
Бикметова Э.Р. Научно-исследовательская деятельность обучающихся в формировании профессиональных компетенций // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2022. № 11. С. 28-31.
Царская Т.С., Ставрук М.А. О некоторых формах организации научно-исследовательской деятельности студентов медицинского направления подготовки при обучении иностранному языку как условие повышения их публикационной активности // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3 (39). С. 98-104.
Елагина В. С. Формирование исследовательских умений у курсантов военного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 7. С. 478-490. doi: 10.24422/MCITO.2018.7.14915.
Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М. : Академия, 2008. 125 с.
Строкова Т. А. О подготовленности студентов к исследовательской деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 426. С. 234-237. doi: 10.17223/15617793/426/29.
Реутов Е.В., Колпина Л.В., Реутова М.Н., Шиянова Е.Н. Формирование у студентов вузов мотивации к научно-исследовательской деятельности // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 4-1 (25). С. 59-64.
Kozarenko O.M. Evaluation criteria for research work of students in a foreign language and the principles of their development // XLinguae. 2019. Vol. 12, № 2. P. 195-209. doi: 10.18355/XL.2019.12.02.16.
Цымбал М.В., Гордиенко О.А. К вопросу о необходимости введения в учебный процесс понятия «Научно-исследовательская компетенция» // Электронный сетевой политематический журнал «Научные трудяг КубГТУ». 2014. № 4. С. 39-44.
Haryati S., Sukarno S., Sswanto S., Gumlar S. Investigating existence of research skills in pre-service science teachers’ lesson plan document // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. 2020. № 8 (1). P. 183-196. doi: 10.17478/jegys.630703.
Чернышкова Н.В. Особенности формирования иноязычной научно-исследовательской компетенции студентов в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, № 6. С. 338-343. doi: 10.30853/filnauki.2020.6.63.
Novak A.M., Treagust D.F. Supporting the development of scientific understanding when constructing an evolving explanation // Disciplinary and Interdisciplinary Science Education Research. 2022. № 4 (3). doi: 10.1186/s43031-021-00043-w.
Ковтуненко Л.В., Лопаева М.А. Формирование научно-исследовательской культуры студента - будущего педагога в исследовательской работе // Вестник Воронежского государственного университета. 2023. № 2. С. 61-65.
Мельникова Е.А., Вычужанина Е.В., Митчелл Л.А. Обучение профессиональному иноязычному дискурсу с использованием потенциала социальной сети (на базе научных студенческих конференций) // Язык и культура. 2022. № 58. С. 224-235. doi: 10.17223/19996195/58/13.
Алексеева Т.Д., Суслина А.А. Проблема разработки научно-исследовательских компетенций в области иностранного языка для магистров // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2019. № 1 (47). С. 41-45.
Шукурова И. В. Обучение магистрантов специализированной лексике для составления резюме на английском языке // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : сб. материалов Всерос. науч.-метод. конф. (26-27 января, 2022). Оренбург : Оренбургский гос. ун-т, 2022. С. 376-382.
 Развитие научно-исследовательской компетенции студентов при изучении иностранного языка | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/11

Развитие научно-исследовательской компетенции студентов при изучении иностранного языка | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/11