Современные средства обучения по формированию метафорической компетенции
Проводится анализ существующих в методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) средств обучения, позволяющих студентам системно освоить образный лексикон русского языка и сформировать умения и навыки понимания, интерпретации и порождения текстов, включающих элементы метафорического характера. При описании методики формирования метафорической компетенции в процессе преподавания РКИ учитываются положения теории учебника в части требований к содержанию средств обучения РКИ. Формирование метафорической компетенции у инофонов, согласно анализу научнометодических трудов, сопряжено с развитием умений распознавать метафоры в речевом потоке, интерпретировать их содержание в контексте и продуцировать устные и письменные тексты, содержащие образные средства языка. Дидактические материалы, направленные на формирование метафорической компетенции, должны удовлетворять ряду дополнительных требований: содержать аутентичные или адаптированные тексты с элементами метафорического характера; включать упражнения, нацеленные на сопоставление прямого и переносного значений слов и выражений, а также отражать системный характер образного лексикона русского языка. Эмпирическую базу исследования составили наиболее известные и широко используемые в дидактической практике средства обучения: 1 ) учебно-методические комплексы («Дорога в Россию», «Русский сувенир» и «Новый сувенир», «5 элементов»); 2) учебные пособия по формированию умений и навыков чтения («Непропавшие сюжета:», «Шкатулочка», «Шкатулка», «Россия: день сегодняшний»). Кроме того, в ходе анализа учебных материалов была выявлена особая немногочисленная группа средств обучения РКИ: 3) пособия, непосредственно направленные на формирование метафорической компетенции, которые через систему заданий и упражнений демонстрируют реализацию когнитивной метафоры во всех видах речевой деятельности, способствуют освоению инофонами системного характера образных лексических и фразеологических единиц и предоставляют возможность усвоения регулярных метафорических переносов. К данной группе относится пособие Р.Э. Брусковой «Формирование метафорической компетенции», разработанное для студентов медицинского профиля, владеющих русским языком на уровне B1-B2; а также учебный комплекс Л. Бобровой, О. Киселева и Дж. Лантольфа «Metaphors in Russian» для обучающихся среднего и продвинутого уровней, включающий рабочую тетрадь и словарь. Анализ современных средств обучения РКИ показал, что материалы учебных комплексов общего характера, а также учебные пособия по развитию навыков включают лишь отдельные задания на освоение переносных значений в сопоставлении с прямыми и интерпретацию ассоциативно-образного смысла слов и выражений. Еще одна группа учебных пособий, ориентированных на развитие метафорической компетенции, содержит системно организованный комплекс заданий и упражнений, в ходе выполнения которых иностранные студенты учатся распознавать и интерпретировать метафоры, работать с прямыми и переносными значениями слов, использовать метафоры в письменной и устной речи. К числу таких заданий в пособии Р.Э. Брусковой относятся упражнения трансформационного типа на перефразирование сравнительных конструкций в метафоры и наоборот; упражнения на определение исходной и результирующей концептуальных сфер метафорических проекций; задания, направленные на работу с аутентичными текстами и видеоматериалами. В учебном комплексе «Metaphors in Russian», включающем учебный словарь метафор русского языка и рабочую тетрадь, дидактический материал организован в соответствии с исходными сферами метафорического переноса («животные», «цвета», «спорт») и целевой сферой («эмоции»). Каждое упражнение в рабочей тетради направлено на осознание смысловой ассоциативной связи между исходным образом и переносным значением метафорических номинаций, а также на продуктивное использование метафор в речи. В результате анализа делается вывод о необходимости развивать успешный опыт разработки специализированных учебных пособий, ориентированных на изучение метафорической системы русского языка, используя его при создании новых средств обучения РКИ. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
лингводидактика,
методика преподавания,
русский язык как иностранный,
средство обучения,
когнитивная метафора,
образные средства языкаАвторы
| Юрина Елена Андреевна | Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина | доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и русского языкознания | yourina2007@yandex.ru |
| Ларцина Станислава Витальевна | Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина; Московский педагогический государственный университет | аспирант, ассистент кафедры общего и русского языкознания; ассистент кафедры ЮНЕСКО | stlar@list.ru |
Всего: 2
Ссылки
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Рус. яз., 1990. 246 с.
Воробьёв В.В. Лингвокультурология. М. : Российский университет дружбы народов, 2008. 336 с.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. М. : Рус. яз., 1980. 320 с.
Юрина Е.А. Вкусные метафоры: пищевая традиция в зеркале языковых образов. Кокшетау : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2013. 239 с.
Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб. : Российская академия наук, Ин-т лингвистических исследований, 1993. 151 с.
Телия В.Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картина: мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М. : Наука, 1988. С. 173-204.
Ричардс А. Философия риторики // Теория метафоры / под ред. Н.Д. Арутюновой. М. : Прогресс, 1990. С. 44-67.
Gardner H., Winner E. The Development of Metaphoric Competence: Implications for Humanistic Disciplines // Critical Inquiry. 1978. Р. 123-141.
Ларцина С. В. Дискуссия о статусе метафорической компетенции в современной лингводидактике // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2025. № 2 (71). С. 259-269.
Bobrova L., Kisselev O., Lantolf J. Metaphors in Russian - Animals, Colors, Emotions, Sports. Materials for Intermediate and Advanced Learners of Russian. The Pensylvania State University, CALPER publications, 2018. 27 p.
Bobrova L., Kisselev O., Lantolf J. Metaphors in Russian - Animals, Colors, Emotions, Sports. Dictionary. The Pensylvania State University, CALPER publications, 2018. 71 p.
Брускова Р.Э. О необходимости формирования метафорической компетенции у иностранных курсантов (обзор результатов опытно-экспериментального обучения) // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 7 (1). С. 43-49.
Головко Н.В., Одекова Ф.Р., Шейко Д.В. Результата: эмпирического исследования семантических аспектов метафорической компетенции иностранных студентов российского вуза // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 6 (99). С. 160-168. doi: 10.37493/2307-907X.2023.6.20.
Логутенкова О.Н. Развитие метафорической компетенции в процессе обучения естественных билингвов русскому языку // Наука и школа. 2024. № 2. С. 256-265. doi: 10.31862/1819-463X-2024-2-256-265.
Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М. : Русский язык, 1990. 168 с.
Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема: школьного учебника. М. : Рус. яз., 1977. 288 с.
Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). М. : Рус. яз., 1984. 144 с.
Антонова В.Е., Нахабина М.М., Сафронова М.В., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень). 5-е изд. М. : ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова ; СПб. : Златоуст, 2009. 344 с.
Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка (базовый уровень). М. : ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова ; СПб. : Златоуст, 2009. 256 с.
Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень) : В 2 т. Т. 1. 5-е изд. СПб. : Златоуст, 2013. 200 с.
Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень) : В 2 т. Т. 2. 4-е изд. СПб. : Златоуст, 2012. 184 с.
Мозелова И.В. Русский сувенир. Элементарный уровень: Учебный комплекс по русскому языку для иностранцев. М. : Русский язык. Курсы, 2016. 158 с.
Мозелова И.В. Русский сувенир: Базовый уровень: Учебный комплекс по русскому языку для иностранцев : учебник. М. : Русский язык. Курсы, 2017. 166 с.
Мозелова И.В. Новый Сувенир 3. Русский язык для иностранцев. Первый сертификационный уровень (средний уровень) B1 : учебник. М. : Mozi-House, 2019. 184 с.
Мозелова И.В. Новый сувенир 4. Русский язык для иностранцев. Уровень выше среднего : учебник. 1-е изд. М. : Mozi-House, 2021. 184 с.
Эсмантова Т.Л. Русский язык: 5 элементов: уровень A1 (элементарный). СПб. : Златоуст, 2013. 320 с.
Эсмантова Т.Л. Русский язык: 5 элементов: уровень A2 (базовый). СПб. : Златоуст, 2009. 328 с.
Эсмантова Т.Л. Русский язык: 5 элементов: уровень B1 (базовый - первый сертификационный). СПб. : Златоуст, 2011. 340 с.
Александрова А.С., Кузьмич И.П., Мелентьева Т.И. Непропавшие сюжета:: Пособие по чтению для иностранцев, изучающих русский язык. 2-е изд., стер. М. : Русский язык. Курсы, 2006. 248 с.
Баринцева М.Н., Жабоклицкая И.И., Курлова Н.В., Петанова А.Ю., Чубарова О.Э. Шкатулочка: Пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык (элементарный уровень). М. : Русский язык. Курсы, 2008. 144 с.
Чубарова О.Э., Бабурина К.Б., Брайнина Т.Д., Жабоклицкая И.И., Кольовска Е.Г., Кульгавчук М.В., КурловаИ.В., Петанова А.Ю. Шкатулка : пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык. 3-е изд., стер. М. : Русский язык. Курсы, 2008. 224 с.
Родимкина А., Ландсман Н. Россия: день сегодняшний. Тексты и упражнения. СПб. : Златоуст, 2005. 232 с.
Брускова Р.Э. Формирование метафорической компетенции при обучении русскому языку как иностранному: учебно-методическое пособие по РКИ (уровень B1-B2). Казань : Бук, 2021. 96 с.