Синергетическое поле восприятия иноязычной дискурсивной правовой системы студентами-юристами | Язык и культура. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19996195/72/8

Синергетическое поле восприятия иноязычной дискурсивной правовой системы студентами-юристами

Рассмотрена проблема обучения восприятию иноязычной дискурсивной правовой системе в русле синергетической концепции, согласно которой обучение языку и дискурсу представляет собой динамическую саморазвивающуюся систему, где язык, личность и среда функционируют как взаимосвязанные компоненты открытого эволюционного процесса. Применение синергетической методологии в практике преподавания языка специальности позволяет развивать у студентов навыки междисциплинарного общения, практические умения решать сложные и нестандартные задачи, способность работать в команде, умение эффективно использовать языковые инструменты. Цель статьи - выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих синергетический эффект в процессе формирования профессиональной иноязычной дискурсивной компетенции у студентов юридического профиля. Концептуально-методологической основой данной работы выступил лингвосинергетический подход при моделировании процесса обучения иностранному языку. Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические аспекты дискурса и дискурс-анализа, основополагающие принципы методики иноязычного обучения, современные концепции теории и методики обучения иноязычному профессиональному дискурсу в высшей школе, концептуальные аспекты кейс-стади метода. Рассмотрены основополагающие аспекта: лингвосинергетического подхода в совокупности с компетентно-деятельностным и коммуникативным подходами и их принципами, которые образуют единое методологическое основание, способствующее реализации ключевых задач обучения основам иноязычной дискурсивной правовой системы; описаны и обоснованы ведущие принциы указанных подходов, определяющие содержание обучения профессиональному иноязычному дискурсу. Конкретизирована: понятия «дискурс» и «профессиональный иноязычный дискурс», определена их значимость в иноязычной подготовке студентов юридического профиля. Представлена педагогическая модель обучения восприятию обучающихся иноязычной дискурсивной правовой системы, обоснована ее эффективность в реализации синергетического подхода к обучению иностранному языку для юридических целей. Установлено, что организация учебного процесса в соответствии с данной моделью дает возможность студентам ориентироваться в англоязычном правовом контексте, осознавать специфику области юридического знания, понимать особенности профессиональной деятельности, выстраивать гармоничную профессиональную коммуникацию в иноязычной среде. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

юридическая специальность, правовая система, лингвосинергетический подход, профессиональный иноязычный дискурс, профессиональная деятельность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гураль Светлана КонстантиновнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор педагогических наук, профессорgural.svetlana@mail.ru
Милованова Ольга ИгоревнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант, старший преподавательhelgamil@mail.ru
Малинин Валерий АнатольевичНациональный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевскогодоктор педагогических наук, профессорzam.dir-inform@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

8 трендов на российском рынке труда в юридической области. URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 20.09.2025).
Востребованность по персональным данным растет в регионах РФ: исследование Platforma от 15 февраля 2024. URL: https://platforma-online.ru/media/ detail/vostrebovannost-yuristov-po-personalnym-dannym-rastet-v-regionakh-rf/(дата обращения: 20.09.2025).
Думина Е.В. Влияние ключевых концептов немецкоязычного юридического дискурса на формирование личности будущего специалиста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 9 (864). С. 54-60. doi: 10.52070/2542-2197_2022_9_864_54.
Гураль С.К., Смокотин В.М. Синергетическое поле обучения иноязычному дискурсу. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2023. 342 с.
Гураль С.К. Язык как саморазвивающаяся система. Томск : Томский государственный университет, 2009. 122 с.
Безукладников К.Э. Лингводидактические компетенции: методика формирования. 2-е изд., стер. Пермь : Перм. гос. пед. ун-т, 2012. 203 с.
Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. Москва ; Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2003. 320 с.
Пригожин И.Р. Сетевое общество // Социологические исследования. 2008. № 1 (285). С. 24-27.
Черникова И.В. Философия и история науки : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Томск : Изд-во НТЛ, 2011. 388 с.
Тихонова Е.В. Методическая система обучения китайскому языку студентов-лингвистов в русле этнолингвистической концепции : дис.. д-ра пед. наук. Томск, 2024. 365 с.
Ариян М.А., Погодина А.А. Развертывание сюжетных линий как действенная стратегия обучения старших школьников иноязычной монологической речи // Язык и культура. 2025. № 69. С. 105-118.
Гураль С.К. Обучение иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе (языковой вуз) : дис. д-ра пед. наук. Томск, 2009. 589 с.
Гураль С.К. Синергетика и лингвосинергетика // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302. С. 7-9.
Сафонова В.С. Вузовский УМК по иностранному языку как инструмент диалога культур в глобализированном мире // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 38-50.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 9-11.
Поляков О.Г., Ильина О.К., Петрова А.А. Компетентностная модель обучения иностранному языку профессии на этапе магистратуры (на примере курса английского языка для журналистов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 5. С. 403-408.
Ламзин С.А. Синергетика как новая научная парадигма для обучения иностранным языкам // Гуманитарный научный журнал. 2015. № 1. С. 32-34.
Беленкова Ю.С. Синергетический подход к системе обучения иностранным языкам // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007. № 1 (7). С. 35-38.
Millrood R.P. Discourse for Teaching Purposes // Методология исследования: дискурс в обучении иностранному языку : междунар. сб. науч. тр. Тамбов : Изд-во Тамбов. ун-та, 2002. С. 23-30.
Павлова Я.А. Роль профессионально ориентированного дискурса в развитии речемыслительной деятельности обучающихся в неязыковых вузах // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2019. № 3 (101). С. 146- 151.
Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты : сб. обзоров. М. : Ин-т научной информации по общественным наукам РАН, 2000.
Палашевская И.В. Судебный дискурс: функции, структура, нарративность : автореф. дис. д-ра филол. наук. Волгоград, 2012. 40 с.
Карасик В.И. Профессиональный дискурс в цифровую эпоху // Дискурсивные практики в цифровую эпоху: традиции и инновации : сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф. Нижний Новгород : Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2024. С. 110120.
Левитан К.М. Юридический перевод : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». 2-е изд., перераб. М. : Юстиция, 2017. 378 с.
Шатурная Е.А. Профессионально-ориентированный дискурс как объект овладения в неязыковом вузе // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 321. С. 174-176.
Гураль С.К., Нагель О.В., Темникова И.Г., Найман Е.А. Обучение иноязычному дискурсу на основе когнитивно-ориентированных образовательных технологий // Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 62-71.
Тарнаева Л. П. Лингводидактическая модель дискурс-анализа // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9, № 3. С. 222-229.
 Синергетическое поле восприятия иноязычной дискурсивной правовой системы студентами-юристами | Язык и культура. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19996195/72/8

Синергетическое поле восприятия иноязычной дискурсивной правовой системы студентами-юристами | Язык и культура. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19996195/72/8