Модель процесса формирования иноязычной региональной коммуникативной компетенции студентов направления подготовки «Зарубежное регионоведение»
Цель настоящего исследования - представление и обоснование разработанной модели процесса формирования иноязычной региональной коммуникативной компетенции студентов, обучающихся по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение». В условиях расширения международных региональных связей актуальность таких исследований возрастает, так как современные регионоведы должны обладать не только глубокими знаниями о регионе, но и высоким уровнем иноязычной компетенции для эффективной коммуникации на международном и межрегиональном уровнях. Проводится анализ основных современных требований к подготовке студентов-регионоведов на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Эти требования охватывают как теоретические аспекты, так и практические навыки и умения, необходимые для успешной работы в сфере регионоведения. Также детально изучаются требования рынка труда, соответствующие направлению подготовки «Зарубежное регионоведение». Это позволяет понять, какими качествами, навыками и умениями должны обладать выпускники, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Научная новизна исследования заключается в двух ключевых аспектах. Во-первых, определен актуальный компонентный состав иноязычной региональной коммуникативной компетенции (ИРКК), который адаптирован к специфике направления подготовки. Это означает, что были выявлены те аспекты иноязычной компетенции, которые наиболее важны для студентов-регионоведов в контексте их будущей профессиональной деятельности. Во-вторых, разработана адаптируемая система оценочных средств. Эта система позволяет точнее проверить уровень сформированности ИРКК у студентов, что поможет преподавателям корректировать процесс обучения и повысить его эффективность. В результате проведенного исследования была успешно разработана модель по формированию ИРКК у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение». Эта модель объединяет теорию и практику, а также учитывает современные тенденции в образовании и требования рынка труда. Она может стать эффективным инструментом для университетов и преподавателей, которые готовят студентов для успешной карьеры в сфере регионоведения. Данная модель имеет значительную практическую ценность. Для студентов она становится ориентиром на пути к профессиональному росту. С ее помощью студенты могут систематически развивать свои иноязычные региональные навыки и умения с опорой на выявленные недостатки и потребности. Например, с использованием адаптируемой системы оценочных средств студента: могут проводить самопроверку, отслеживать свой прогресс и принимать меры по развитию определенных компонентов компетенции. Для университетов модель может стать основой для переосмысления образовательной программы по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение». Университеты могут использовать ее в целях адаптации учебного процесса в соответствии с современными требованиями, внедрить новые методы обучения и материалы, которые будут способствовать формированию иноязычной региональной коммуникативной компетенции. Кроме того, модель может способствовать партнерству между университетами и работодателями. Работодатели могут участвовать в разработке и внедрении модели, чтобы получить более квалифицированных специалистов, готовых к работе в сфере регионоведения сразу после окончания обучения. При внедрении модели в различимте учебные заведения важно учитывать индивидуальные особенности студентов. Каждое учебное заведение имеет свою специфику, и модель должна быть адаптирована под различные уровни подготовки студентов, их уровень сформированности иноязычных навыков и умений, а также их потребности. Например, в вузах с сильным языковым фокусом модель может быть реализована с большим акцентом на региональную языковую подготовку, в то время как в университетах с широким спектром дисциплин модель может быть интегрирована с другими направлениями подготовки, чтобы создать более комплексный образовательный опыт. В будущем исследования в этом направлении могут быть расширены. Можно будет проводить эксперименты по внедрению модели в различных учебных заведениях, сравнивать эффективность ее применения в разных контекстах. Также целесообразно будет изучать влияние модели на долгосрочную карьеру выпускников, чтобы убедиться в ее долговременной эффективности и полезности. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
моделирование процесса, иноязычная региональная коммуникативная компетенция, будущий регионовед, направление подготовки «Зарубежное регионоведение»Авторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Жань Лин | Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | аспирант, старший преподаватель кафедры иностранных языков Высшей школы международных отношений и мировой политики | 303678943@qq.com |
| Глумова Елена Петровна | Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | кандидат педагогических наук, доцент, начальник научно-исследовательской лаборатории инновационной лингводидактики | el.glumova2010@yandex.ru, glumova@lunn.ru |
| Жигалев Борис Андреевич | Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | доктор педагогических наук, профессор кафедры английской филологии | zhigalev@lunn.ru |
Ссылки
Модель процесса формирования иноязычной региональной коммуникативной компетенции студентов направления подготовки «Зарубежное регионоведение» | Язык и культура. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19996195/72/9
Вы можете добавить статью