Реализация ресурса кросскультурной образовательной модели в разработке этноориентированного учебного пособия по русскому языку как иностранному (на материале учебно-методического комплекса для обучающихся из Республики Кения) | Язык и культура. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19996195/72/11

Реализация ресурса кросскультурной образовательной модели в разработке этноориентированного учебного пособия по русскому языку как иностранному (на материале учебно-методического комплекса для обучающихся из Республики Кения)

Рассматривается реализация кросскультурной образовательной модели в процессе создания этноориентированного учебного пособия по русскому языку как иностранному для обучающихся из Республики Кения. Цель исследования - выявление механизмов интеграции паттернов культуры в учебный контент и их роли в формировании кросскультурной компетенции обучающихся. В качестве теоретической базы использована: положения кросскультурной лингводидактики, концепция вторичной языковой личности, а также теория паттернов к описанию культурных кодов. Разработка современных образовательных моделей обусловлена множеством факторов, в числе которых выделяются междисциплинарность, плюрализм в применении образовательных моделей с учетом особенностей целевой аудитории обучающихся, опора на когнитивно-дискурсивный характер современной научной парадигмы. Исследование культурных моделей образования является специальным объектом изучения в рамках культурологии образования и педагогической культурологии. Реализация культурной модели обучения призвана способствовать формированию межкультурной толерантности и гуманистических ценностей. Особая роль принадлежит культурным моделям образования, выдвигающим в качестве ценности кросскультурную коммуникацию как способ сближения культур на основе сравнения (понимания общих и различигельных черт). Создание кросскультурной модели образования, осмысляемой в качестве методологического инструмента для обучения иностранным языкам, базирующегося на кросскультурном подходе и этноориентированном принципе преподавания, является актуальной проблемой лингводидактики. С учетом вышеперечисленных факторов проводится анализ учебно-методического комплекса, созданного специалистами ТГПУ для обучающихся - граждан Кении, изучающих русский язык на элементарном уровне (в состав комплекса входят учебное пособие и рабочая тетрадь с аудио-, видеоматериалами и иллюстрациями, сгенерированными при помощи нейросетей; методические рекомендации для педагогов). Представлены данные лингвистического ассоциатив-кенийских слушателей, изучающих русский язык, в результате которого были выявлены паттерны кросскультурной коммуникации Россия - Кения в сознании потенциальных обучающихся русскому языку из числа кенийских граждан. Установлена: маркеры ядерных, наиболее характерных для массового сознания кенийцев культурных смыслов, представляющих образ России. Сопоставление ассоциативных полей, репрезентирующих образы «Россия» и «Кения», позволило выявить устойчивые смысловые доминанты, определяющие структуру культурного восприятия адресатов. Эти данные легли в основу проектирования тематических и лексических блоков учебного пособия, обеспечивая культурную релевантность материалов. Описана: результата: компьютерного контент-анализа этноориентированного учебного пособия с использованием платформы Voyant Tools. Анализ показал присутствие в пособии как универсальных, так и этнообусловленных паттернов кросскультурной коммуникации, интегрированных в структуру уроков через лексику, тематику, двуязычные пословицы и билингвальные элементы. Установлено, что учебное пособие отражает спроектированную модель кросскультурной коммуникации, которая опирается не только на перечисление лексических единиц, но и на формирование семантических связей между ними, что в итоге повышает уровень личной вовлеченности и мотивации и способствует культурной адаптации обучающихся в процессе знакомства с иностранной лингвокультурой. Таким образом, обучающиеся не только осваивают лексику, но и соотносят ее с собственным опыытом и культурным фоном (в особенности при продуктивном совмещении универсальных и этноспецифических компонентов). В исследование включен анализ эмпирических данных, полученных в результате анкетирования обучающихся Центра открытого образования (г. Найроби, Республика Кения). Полученные отклики свидетельствуют о высокой степени положительной рецепции учебных материалов и подтверждают наличие у обучающихся лингводидактического ресурса, который может быть эффективно реализован в условиях полиэтничной образовательной среды. Среди потенциальных образовательных эффектов - рост мотивации студентов, усиление их вовлеченности в межкультурный диалог, развитие навыков интерпретации фактов чужой лингвокультуры. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

лингводидактика, образовательная модель, культурная лингводидактическая модель, русский язык как иностранный, кросскультурная коммуникация, паттерны культуры, этноориентированное учебное пособие, Республика Кения

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Курьянович Анна ВладимировнаТомский государственный педагогический университетдоктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой теории языка и методики обучения русскому языкуkurjanovich.anna@tspu.ru
Зюбанов Вадим ЮрьевичТомский государственный педагогический университеткандидат педагогических наук, начальник управления международного сотрудничества Института иностранных языков и международного сотрудничестваzyubanovvy@tspu.ru
Лемская Валерия МихайловнаТомский государственный педагогический университеткандидат филологических наук, заместитель директора Института иностранных языков и международного сотрудничестваlemskaya@tspu.ru
Всего: 3

Ссылки

Пугачев И.А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка как иностранного. М. : РУДН, 2011. 284 с.
Стрельчук Е.Н. Речевой портрет африканского студента (носителя языка-посредника) // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 1. С. 21-27.
Сокол М.А., Лукьянова К.А. Особенности преподавания русского языка в африканской аудитории // Морозовские чтения : сб. ст. Иваново : Изд-во Ивановского гос. ун-та, 2022. С. 151-156.
Сутырина Ю.А. Стереотипа: в преподавании РКИ студентам из африканских стран // Приднепровский научный вестник. 2025. Т. 2, № 5. С. 99-102.
Курьянович А. В. Обучение на русском языке в кенийской общеобразовательной школе: основные вопросы методического сопровождения // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2023. Вып. 5 (51). С. 58-69.
Лемская В.М., Курьянович А.В., Зюбанов В.Ю., Агеева А.В. Анализ ресурса межкультурной модели как инструмента проектирования образовательной деятельности на русском языке в Республике Кения // Интеграция образования. 2025. Вып. 29 (1). С. 28-48. doi: 10.15507/1991 9468.029.202501.028048.
Братко А.А. Моделирование психики. М. : Наука, 1969. 174 с.
Клаус Г. Кибернетика и философия. М. : Изд-во иностранной литературы, 1963. 531 с.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.
Комарова Ю. А. Методическое моделирование образовательного процесса в вузе: методология вопроса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2014. № 2. С. 173-179.
Алисова Е.А., Подымова Л. С. История развития образовательных моделей и технологий : учебник. Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2021. 352 с.
Филатов А.В. Моделирование образовательных процессов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 02/2. С. 142-146. doi: 10.37882/2223-2982.2023.2-2.40.
Цыганов А.В. Инновационные подходу: в моделировании учебного процесса // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2010. № 136. С. 136-143.
Солянкина Л. Е. Проектирование и реализация модели развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. Т. 55, № 1. С. 42-46.
Маряшина И.В., Наумова Э.В. Современные теоретические подходу: к проблеме моделирования образовательных процессов в рамках реализации новых образовательных стандартов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, № 2 (38). С. 39-45.
Видт И.Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе : автореф. дис. д-ра пед. наук. Тюмень, 2003. 44 с.
Ли Цзинь. Культурные основы обучения. Восток и Запад. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 461 с.
Сильченкова Л.С. Кросскультурный подход к преподаванию дисциплин гуманитарного цикла в начальной школе // Теория и практика преподавания языков и культур: философские и методологические аспекты : материала: II Междунар. науч.-практ. конф. М. : РГГУ, 2017. С. 47-54.
Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Online Readings in Psychology and Culture. 2011. Vol. 2 (1). P. 8. doi: 10.9707/23070919.1014.
Hall E.T. Beyond Culture. New York : Anchor Press, 1976. 320 p.
Румянцева Н.М., Рубцова Д.Н. Этноориентированное обучение - важная составляющая методики преподавания русского языка как иностранного // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2019. № 1. С. 196-207.
Богданова А.Г., Забродина И.К., Мымрина Д.Ф. Русский язык как иностранный для кенийских обучающихся: элементарный уровень : учеб. пособие / под ред. В.Ю. Зюбанова, А.В. Агеевой, А.В. Курьянович. Томск : Изд-во Томского государственного университета, 2024а. 102 с.
Богданова А.Г., Забродина И.К., Мымрина Д.Ф. Русский язык как иностранный для кенийских обучающихся: элементарный уровень : рабочая тетрадь / под ред. B. Ю. Зюбанова, А. В. Агеевой, А. В. Курьянович. Томск : Изд-во Томского государственного университета, 2024б. 82 с.
Курьянович А.В., Зюбанов В.Ю., Агеева А.В. Русский язык как иностранный для кенийских обучающихся: элементарный уровень : метод. рекомендации [Электронный ресурс]. Томск : Издательство ТГПУ, 2024. 47 с. Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,27 МБ). Загл. с титул. экрана. URL: https://sveden.tspu.ru/api/svfile/3692 (дата обращения: 01.08.2025). Режим доступа: свободный. Яз.: рус.
Курьянович А. В. Представление о русском языке в дискурсивной картине мира современных кенийцев (на материале экспериментальных данных) // Русская речевая культура и текст : материала: XIII Междунар. науч. конф. Томск : Изд-во ТГПУ, 2024. C. 158-170.
Voyant tools. Загл. с титул. экрана. URL : https://voyant-tools.org/docs/#!/guide (дата обращения: 01.08.2025).
 Реализация ресурса кросскультурной образовательной модели в разработке этноориентированного учебного пособия по русскому языку как иностранному (на материале учебно-методического комплекса для обучающихся из Республики Кения) | Язык и культура. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19996195/72/11

Реализация ресурса кросскультурной образовательной модели в разработке этноориентированного учебного пособия по русскому языку как иностранному (на материале учебно-методического комплекса для обучающихся из Республики Кения) | Язык и культура. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19996195/72/11