Methodological typology of stereotypes as a component of educational content in teaching foreign languages at universities | Yazyk i Kultura – Language and Culture. 2013. № 3 (23).

Methodological typology of stereotypes as a component of educational content in teaching foreign languages at universities

The author of the article proposes to integrate the problem of national stereotypes into the content of teaching foreign languages at universities and presents a typology of stereotypes made for this purpose. The article considers different kinds of stereotypes picked out according to the following criteria: subject, object of stereotypification, relation «my own» / «other's», mechanisms and conditions of formation, content of the affective component and others.

Download file
Counter downloads: 940

Keywords

классификация стереотипов, коллективные, автостереотип, гетеростереотип, мета-стереотип, контрстереотип, предрассудок, индивидуальные стереотипы, дедуктивные стереотипы, индуктивные стереотипы, интенциональные стереотипы, спонтанные стереотипы, истинные стереотипы, ложные стереотипы, classification of stereotypes, cultural, in-group stereotype, out-group stereotype, methastereotype, contra-stereotype, prejudice, individual stereotype, deductive stereotype, inductive stereotype, intentional stereotype, spontaneous stereotype, true stereotype, false stereotype

Authors

NameOrganizationE-mail
Sorokina N.V.Trans-Baikal State University (Chita)sorokinachita@mail.ru
Всего: 1

References

Quasthoff U.M. Ethnozentrische Verarbeitung von Informationen: Zur Ambivalenz der Funktionen von Stereotypen in der interkulturellen Kommunikation // Wie verstehen wir Fremdes? Aspekte zur Klarung von Verstehensprozessen. Munchen, 1989. S. 37-62.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М. : ИП РАН; КСП+ ; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. 448 с.
Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. 5-е изд. М. : Издательство ЛКИ, 2008. 224 с.
Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. 384 с.
Семендяева О.Ю. Стереотип как социальный и социально-психологический феномен : дис.. канд. философ. наук. М., 1986. 195 с.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М. : Институт психологии РАН, Академ. проект, 1999. 320 с.
Иванова Е.А. Стереотип как феномен культуры : дис.. канд. философ. наук. М., 2000. 173 с.
Мануковский М.В. Стереотипы сознания в межкультурной коммуникации: учеб. пособие по курсу «Теория межкультурной коммуникации». Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2005. 100 с.
Леонтович О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. М. : Гнозис, 2005. 352 с.
Loschmann M. Was tun gegen Stereotype? // Interkulturelle Kommunikation in Wirtschaft und Fremdsprachenunterricht / Gerhard Wazel. Institut fur Interkulturelle Kommunikation e.V. (Hrsg.). Frankfurt-am-Main : Lang, 2001. S. 147-201.
Castano E., Paladino M.-P., Coull A Protecting the ingroup stereotype: Ingroup identification and the management of deviant ingroup members // The British journal of social psychology. 2002. Vol. 41 (3). P. 365-386.
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М. : Смысл, 1998. 389 с.
Этносоциология : учеб. пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробиже-ва, А.А. Сусоколов. М. : Аспект Пресс, 1999. 271 с.
Здравомыслов А.Г. Россия и русские в современном немецком самосознании // Общественные науки и современность. 2001. № 4. С. 103-112.
Jaworsky R. Zwischen Polenliebe und Polenschelte. Zu den Wandlungen des deut-schen Polenbildes im 19. und 20. Jahrhundert // Das Bild «des Anderen»: politische Wahrneh-mung im 19. und 20. Jahrhundert / Birgit Aschmann / Michael Salewsky (Hrsg.). Stuttgart
Dqbrowska J. Stereotype und ihr sprachlicher Ausdruck im Polenbild der deut-schen Presse: eine textlinguistische Untersuchung. Tubingen : Narr, 1999 (Studien der deut-schen Sprache. Bd. 17). 341 s.
Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М. : Высш. шк., 2005. 310 с.
Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения : курс лекций. М. : Экзамен, 2002. 448 с.
Окладникова Е.А. Этносоциология (Теория этнических ценностей) : учеб. пособие. СПб. : СПбГИЭУ, 2006. 170 с.
Назырова Л.С. Особенности национальных стереотипов русских и казахов (на примере Республики Казахстан) : дис.. канд. психол. наук. М., 2001. 242 с.
Аксянова Г.А., Давыдова С.С. Этнические стереотипы и ценностные ориентации московских школьников (на примере русских и армян). М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 2003. 36 с.
Павловская АВ. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации // Вестник МГУ Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М., 1998. № 1. С. 94-97.
Метёлкина Ю.С. Социальные стереотипы: процессы формирования, виды и использование в политике (информационный подход) : автореф. дис.. канд. социол. наук. Новосибирск, 2002. 18 с.
Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб. : КАРО, 2005. 352 с.
Речкин Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в социальных системах (на примере систем школьного образования) : автореф. дис.. д-ра философ. наук. Ростов н/Д, 2006. 51 с.
Гладких С.В. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры : дис.. канд. философ. наук. Ставрополь, 2001. 154 с.
Степанова О.К. Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии : дис.. канд. психол. наук. М., 1999. 186 с.
 Methodological typology of stereotypes as a component of educational content in teaching foreign languages at universities | Yazyk i Kultura – Language and Culture. 2013. № 3 (23).

Methodological typology of stereotypes as a component of educational content in teaching foreign languages at universities | Yazyk i Kultura – Language and Culture. 2013. № 3 (23).

Download file