Theoretical basics of the communicative-ethnographic approach to teaching a foreign language and culture
The paper describes theoretical basics of the communicative-ethnographic approach to teaching a foreign language and culture. The author a) states the importance of the problem, b) defines key concepts of the research “ethnography”, “communicative competence”, “intercultural competence”, “communicative-ethnographic approach”; c) describes the content of teaching intercultural communication; d) defines methods of the communicative-ethnographic approach to teaching a foreign language and culture; e) defines characteristics and positions of this approach.
Keywords
коммуникативно-этнографический подход,
межкультурная компетенция,
коммуникативный метод,
методы проблемного обучения иностранному языку,
communicative-ethnographic approach,
intercultural competence,
communicative competence,
problem-solving methods of teachingAuthors
Sysoyev P.V. | Tambov State University; Moscow State Humanitarian University | psysoyev@yandex.ru |
Всего: 1
References
Гальскова Н.Д. Образование в области иностранных языков: новые вызовы и приоритеты // Иностранные языки в школе. 2008. № 5. С. 2-7.
Барышников Н.В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации : учеб. М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.
Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции средствами электронно-почтовой группы (английский язык, профильный уровень) : дис.. канд. пед. наук. Тамбов : ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008.
Алмазова Н.И. Кросс-культурная составляющая иноязычной коммуникации: когнитивный и дидактический аспекты. СПб. : Наука, 2003.
Byram M. Teaching and assessing intercultural communicative competence. UK : Multilingual Matters, 1997.
Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб. : Каро, 2005.
Ek van J.A Objectives for foreign language learning. Strasbourg : Council of Europe, 1986.
Kramsch C. Context and culture in language teaching. Oxford : Oxford University Press, 1993.
Kramsch C. The privilege of the intercultural speaker // Language Learning in Intercultural Perspective: Approach Through Drama and Ethnography. Cambridge : Cambridge University Press, 1998. P. 16-31.
Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. № 1 (1).
Savignon S.J., Sysoyev P. V. Cultures and comparisons: strategies for learners // Foreign Language Annals. 2005. № 38 (3). P. 357-365.
Byram M. Assessing intercultural competence in language teaching // Sprogforum. 2000. Vol. 6, № 18. P. 8-13.
Savignon S.J., Sysoyev P.V. Sociocultural strategies for a dialogue of cultures // The Modern Language Journal. 2002. № 86 (4).
Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics. Harmondsworth : Penguin, 1972.
Кистова А.В. Этнографический метод в социально-гуманитарных исследованиях // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru
Драч Г.В. Культурология. Ростов н/Д., 2012.
Солонина Ю.Н., Каган М.С. Культурология : учеб. М. : Изд-во Юрайт ; Высшее образование, 2010.
Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой : в 4 т. М. : Рус. яз., 1988. Т. 4.
Byram M., Fleming M. Language Learning in Intercultural Perspective: Approach Through Drama and Ethnography. Cambridge : Cambridge University Press, 1998.
Barro A., Shirley J., Roberts C. Cultural practice in everyday life: the language learner as ethnographer // Language Learning in Intercultural Perspective: Approach Through Drama and Ethnography. Cambridge : Cambridge University Press, 1998. P. 76-97.
ФГОС Основного общего образования. М., 2010.
Byram M., Esarte-Sarries V. Cultural studies in foreign language teaching. Clevedon, United Kingdom : Multilingual Matters, 1991.
ФГОС ВПО по направлению подготовки «Лингвистика». М., 2010.
Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. Теоретические основы : автореф. дис.. д-ра пед. наук. М. : РАО, 2003.
Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование // Иностранные языки в школе. 2006. № 4. С. 2-14.
Шамов А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация (базовый курс немецкого языка) : дис.. д-ра пед. наук. Тамбов, 2005.
Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США) : дис.. д-ра пед. наук. М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. 546 с.
Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования. М. : Еврошкола, 2003.
Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж : Истоки, 1996.
Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М. : Высш. шк. ; Амскорт интернэшнл, 1991.
Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции в процессе профессиональной подготовки. М., 2003.
Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М. : Еврошкола, 2004.
Сушкова Н. А. Методика формирования межкультурной компетенции в условиях погружения в культуру страны изучаемого языка (английский язык, языковой вуз) : дис.. канд. пед. наук. Тамбов : ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009.
Филонова В.В. Методика развития межкультурных умений студентов на основе кейс-метода (английский язык, направление подготовки «Лингвистика») : дис.. канд. пед. наук. М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.
Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М. : Еврошкола, 2001.
Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7-16.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М. : Рус. яз., 1985.
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык : пособие для учителя. М. : АРКТИ, 2002.
Сысоев П. В. Социокультурный компонент содержания обучения американскому варианту английского языка (для школ с углубленным изучением иностранного языка) : дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 1999.
Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? // Иностранные языки в школе. 2014. № 3. С. 2-12.
Сысоев П.В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 5. С. 2-11.
Гураль С.К. Мировоззрение, картина мира, язык: лингвистический аспект взаимоотношения // Язык и культура. 2008. № 1. С. 14-21.
Гураль С.К. Митчелл П.Дж. Формирование профессионального дискурса на основе принципов интерактивного обучения языку, разработанных профессором Гарвардского университета Вилгой М. Риверс для неязыковых специальностей (опыт Томского государственного университета) // Язык и культура. 2008. № 4. С. 5-10.
Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2 (26). С. 189-201.
Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 115-127.
Сысоев П. В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 3 (23). С. 140-152.
Сысоев П. В., Пустовалова О. В. Развитие речевых умений обучающихся на основе сервиса «Твиттер» // Язык и культура. 2014. № 3 (27). С. 176-186.