Moral values of the Russian people as a subject of reflection by Muslims of foreign countries in the process of studying the universal textbook RFL | Yazyk i Kultura – Language and Culture. 2022. № 59. DOI: 10.17223/19996195/59/9

Moral values of the Russian people as a subject of reflection by Muslims of foreign countries in the process of studying the universal textbook RFL

The problem of harmonizing relations between Russian and Muslim peoples from distant foreign countries is one of the most pressing international problems. It is also necessary to solve it in the practice of teaching the Russian language, starting from the first months of teaching Islamic students. In the first year of studying the Russian language, the Russian universal textbook of Russian as a foreign language is the main means of teaching Muslim students in Russia and abroad. Studying it, foreigners get acquainted with the lifestyle and moral values of the Russian people. However, surveys of Islamic students and teachers' observations show that quite often the Russian way of life and values are not adequately understood by foreigners or taken critically. Russian language teachers and the public in traditional Muslim countries offer various ways to solve this problem: educating students to have a tolerant attitude to Russian culture, selectively applying materials from universal textbooks of the universal Russian-language textbooks, creating and using national-oriented and religious Islamic materials in Russian. In the conditions of Muslim education in secular Russian universities, a Russian teacher must create favorable conditions for the moral values of the Russian people to be correctly understood by foreigners and positively perceived by them. To do this, he must know the peculiarities of the national and religious worldview of his students and take them into account when presenting the materials of the universal textbook of the RFL. On the example of a modern educational complex S.I. Chernyshov and A.V. Chernyshova "Let’s go!" the article demonstrates topics, situations, illustrations that can cause mixed reactions from Muslims and make it difficult for them to understand the values of the Russian people. The author emphasizes that the main task of the Russian textbook RFL and Russian teacher is to demonstrate the best aspects of the culture of the Russian people, to contribute to the moral improvement of the student's personality and the harmonization of relations between peoples. As the studies of sociologists of the last decade show, the traditional moral values of the Russian people, based on universal values, are significant at present for most modern Russians. Therefore, they should not be discredited in modern textbooks of the RFL, but should be comprehended by students in order to enrich them spiritually and harmonize relations between the Russian and Muslim peoples.

Download file
Counter downloads: 10

Keywords

taking into account the confessional characteristics of students, traditional moral values of the Russian people, initial stage of learning RFL, educational complex “Let’s go!” S.I. Chernyshov and A.V. Chernyshova, universal textbook (educational complex) on RFL, RFL, foreign Muslim students, Russian as a foreign language, Cross-Cultural communication (Intercultural communication)

Authors

NameOrganizationE-mail
Vostryakova Natalya A.Volgograd State Technical Universitynavostrjakova@yandex.ru
Всего: 1

References

Очирова Н.П. Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур : автореф. дис.. канд. пед. наук. Астрахань, 2009. 22 с.
Сулакшин С.С. Нравственность российского общества и факторы влияния (интернет, телевидение). 11.12.2017. URL: http://rusrand.ru/analytics/nravstvennostrossijskogo-obschestva-i-faktory-vlijanija-internet-televidenie (дата обращения: 2.03.2019).
Федосеев А.Н. Уничтожение морали и нравственности в России. 8.05.2013. URL: https://www.liveinternet.ru/users/4271174/post275561192 (дата обращения: 2.03.2019).
Седова Н.Н. Россия - общество морального транзита? // Мониторинг общественно го мнения: экономические и социальные перемены. 2011. № 6 (106). С. 25-41. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17331251_93572671.pdf (дата обращения: 5.05.2020).
Рычкова М.А. Иностранный язык как средство формирования ценностных ориентаций будущих специалистов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 1. С. 75-79.
Боев Э.Б. Цивилизационные ценности как фактор сближения России и Ирана // Российско-иранские отношения: проблемы и перспективы / под ред. Е. В. Дунаевой, В.И. Сажина. М. : Изд-во Ин-та востоковедения РАН, 2015. С. 173-178.
Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура (Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного). М. : Рус. яз., 1990. 246 с.
Абдулагатов З.М. Нравственность дагестанца: между исламом и светскими нормами // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2014. № 3 (39). С. 117127.
Шестопал Е.Б., Селезнёва А. В. Социокультурные угрозы и риски в современной России // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 90-99. doi: 10.31857/S013216250002161-0
Джуричич М., Матрусова А.Н. Учебник «Поехали!» в контексте обучения РКИ в сербской среде // Русский язык за рубежом. 2020. № 3. С. 72-76.
Сейед Хасан Захраи. О многоаспектности лингвокультурного компонента в преподавании РКИ // Мир русского слова. 2008. № 2. С. 91-96.
Вохмина Л.Л. «Поехали!». Доброго пути! [Рец. на кн.: Чернышов С. И., Чернышова А. В. Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс : учебник. Часть 1.1. СПб. : Златоуст, 2019. 176 с.] // Русский язык за рубежом. 2019. № 4. С. 119-122.
Панова Л.В., Харитонова О.В. Учебник для преподавания русского языка как иностранного как элемент лингводидактического дискурса преподавателя-русиста // Мир науки: интернет-журнал. 2016. Т. 4, № 6 (ноябрь-декабрь). С. 1-9. URL: http://mir-nauki.com/PDF/82PDMN616.pdf (дата обращения: 5.01.2020).
Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М. : Флинта ; Наука, 2005. 320 с.
«Поехали!»: депутаты возмущены имиджем России в учебнике для иностранцев. 15.11.2012. URL: http://www.amic.ru/news/199245 (дата обращения: 2.03.2019).
Кротова Т.А. Традиции исламской системы образования в процессе обучения арабских учащихся русскому языку // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся : материалы II междунар. науч.-метод. конф. 2627 января 2012 года / отв. ред. Е.А. Пляскова. Воронеж : Истоки, 2012. С. 355-361.
Юнусов И.Ш., Озтюрк М. О некоторых особенностях преподавания русской литературы турецким студентам // Филология и культура. 2012. № 2 (28). С. 161-164.
Гюльгюден В.К. Учет национально-культурных особенностей турецких учащихся-нефилологов при обучении русскому языку в неязыковой среде // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5-4 (47). С. 29-32.
Чернышов С.И., Чернышова А.В. Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс : учебник. Ч. 1.1. СПб.: Златоуст, 2019. 176 с.
Чернышов С.И., Чернышова А.В. Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс : учебник. Ч. 1.2. СПб. : Златоуст, 2019. 176 с.
Антонова Л.Н., Толстякова К.П. Учебники по русскому языку как иностранному: из опыта работы на подготовительном факультете в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова // Русистика. 2019. Т. 17, № 1. С. 103-114. doi: 10.22363/2618-8163-2019-17-1-103-114
Чернышов С.И. Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс. СПб. : Златоуст, 2009. 280 с.
Чернышов С.И., Чернышова А.В. Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс : рабочая тетрадь. Ч. 1.1. СПб. : Златоуст, 2019. 160 с.
Чернышов С.И., Чернышова А.В. Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс : рабочая тетрадь. Ч. 1.2. СПб. : Златоуст, 2020. 164 с.
Чернышов С.И., Чернышова А.В. Поехали!-2. Русский язык для взрослых. Базовый курс : в 2 т. Т. 2. СПб. : Златоуст, 2012. 200 с.
Шагаль В. Э. Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. М. : Институт востоковедения РАН, 2001. 288 с.
Чернышов С.И., Чернышова А.В. Поехали!-2. Русский язык для взрослых. Базовый курс : в 2 т. Т. 1. СПб. : Златоуст, 2011. 168 с.
Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М. : Политиздат, 1990. 288 с.
Куликова Л. В. Миссия учебника по РКИ в формировании позитивной концептуальной картины мира о России // Политическая лингвистика. 2017. № 1 (61). С. 53-59.
Еремеев Д. Е. На стыке Азии и Европы (очерки о Турции и турках). М. : Наука, Главная редакция вост. лит., 1980. 238 с.
Ардатова Е. В. Продвижение позитивного образа страны в современных учебниках по русскому языку для иностранцев как составляющая «мягкой силы» России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 7-1. С. 222-226.
Образование в Пакистане. 5.10.2019. URL: https://www.best-country.com/ru/asia/pakistan/education (дата обращения: 27.10.2019).
Хакимзянова А Халяльный английский: маркетинговый ход или правда жизни? 9.06.2017 // Общероссийское информационное агентство мусульман «Инфо-Ислам». URL: http://www.mfo-islam.ru/publ/stati/khaljal/khaljalnyj_anglijskij_marketingovyj_khod_ili_pravda_zhizni/7-1-0-44583 (дата обращения: 2.03.2019).
Сейд Хасан Захраии, Муса Абдоллахи. Национальная культура и обучение иностранным языкам в мусульманских странах // Символ науки. 2015. № 12-2. С. 266269.
Альбуриахи Х.Х. Методические приемы предупреждения, коррекции и преодоления коммуникативных неудач арабских студентов, изучающих русский язык // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. 2012. № 3. С. 98-104.
Юнал К., Юнусов И. Специфика восприятия русской литературы в мусульманских сообществах (на примере Турции) // Русский язык за рубежом. 2015. № 3. С. 89-96.
Чиад Имад Сальман Чиад. Методические основы учебника русского языка для иракских школ : дис.. канд. пед. наук. М., 2018. 224 с.
Патеев Р.Ф. Зарубежные образовательные центры - фактор радикализации исламского движения в России // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 5, май. C. 39-46.
Альбуриахи Х.Х. Коммуникативные неудачи арабских учащихся в ситуациях межкультурного речевого взаимодействия как методическая проблема : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2013. 21 с.
Голами Х., Бейги М., Пулаки П. Роль учебника как средства организации учебного процесса по русскому языку как иностранному в иранской аудитории // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2018. Т. 2, № 2. С. 20-25.
Резаи Азин Марьям. Современная система обучения РКИ в иранских языковых университетах: проблемы и перспективы // Русский язык за рубежом. 2012. № 4. С. 37-43.
Моазами М., Ткач Т.Г. Культурные и психологические трудности изучения русского языка в мусульманской аудитории (на примере иранских учащихся) // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2011. № 2. С. 41-45.
Вострякова Н.А. Актуальные проблемы начального этапа обучения русскому языку студентов-мусульман из дальних зарубежных стран // Мир русского слова. 2019. № 4. С. 85-96. doi: 10.24411/1811-1629-2019-14085
Шоджаи Мохсен. Преподавание русского языка в Иране (на примере подготовительного курса) // Русский язык за рубежом. 2007. № 4. С. 92-96.
Гюльгюден В.К. Формирование лингвосоциокультурной компетенции на основе метода проектов при обучении турецких учащихся русскому языку в неязыковой среде : дис.. канд. пед. наук. СПб., 2016. 173 с.
Дастамуз Саиде. Использование учебников по РКИ при обучении русскому языку иранцев в университете «Аль-Захра» // Русский язык за рубежом (специальный выпуск). Русистика Ирана. С. 12-15. URL: https://journal-rla.pushkininstitute.ru/files/Иран_развороты.pdf (дата обращения: 2.03.2019).
Гаврищук Е.А. Методика курсового обучения русскому языку как иностранному в условиях Пакистана : дис.. канд. пед. наук. М., 2017. 345 с.
 Moral values of the Russian people as a subject of reflection by Muslims of foreign countries in the process of studying the universal textbook RFL | Yazyk i Kultura – Language and Culture. 2022. № 59. DOI: 10.17223/19996195/59/9

Moral values of the Russian people as a subject of reflection by Muslims of foreign countries in the process of studying the universal textbook RFL | Yazyk i Kultura – Language and Culture. 2022. № 59. DOI: 10.17223/19996195/59/9

Download full-text version
Counter downloads: 143