Рассматривается понятие «профессионализм» и пути его развития. Анализируются механизм проектной деятельности и акмеологиче-ское проектирование как одна из его разновидностей в процессе обучения иностранным языкам.
Professional development by means of acmeological project activity in a foreign language.pdf Во времена кардинальных перемен в обществе насущной необходимостью является постоянный профессиональный рост. Настоящий профессионализм связан, как правило, с сильной и устойчивой мотивацией, особым эмоциональным настроем на осуществление определенной деятельности, на достижение в ней уникального, неординарного результата [1]. Именно такое умение - достигнуть в профессии выдающегося результата - делает человека не просто компетентным в какой-то области, но профессионалом. Однако состояние профессионализма не является конечным пунктом развития специалиста. Постоянное творческое саморазвитие личности, некая неуспокоенность, стремление к дальнейшему профессиональному росту характеризуют настоящего профессионала [2]. Настоящий профессионализм не может формироваться у человека на основе занятий только той деятельностью, которой он посвятил себя. Высокий профессионализм невозможен без развития у человека специальных способностей, содержание и форма которых наиболее полно отвечали бы требованиям конкретной деятельности и без соответствующих этим требованиям знаний и умений. Следует подчеркнуть, однако, что важнейшим условием достижения такого профессионализма обязательно является мощное развитие общих способностей, а также превращение общечеловеческих ценностей в ценности конкретного человека [3]. Феномен, закономерности и механизмы развития человека на ступени его взрослости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, изучает акмеология. Профессионализм и пути его достижения также являются предметом акмеологических исследований. Ступень взрослости человека и вершина этой взрослости, «акме», -многогранное состояние человека. Оно охватывает значительный по времени этап жизни человека и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, специалист, супруг, родитель. Это состояние, как и профессионализм, не является статичным образованием, а наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Представителей акмеологической науки интересует целостный образ человека, проходящего ступень взрослости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики постигаются во всех взаимосвязях. Рассматривая вопрос об акмеологическом подходе в образовании, нельзя обойтись без метода акмеологического проектирования. Большинство педагогов и методистов называют этот метод среди наиболее перспективных и широко применяемых в процессе профессионального роста. Участие в акмеологическом проектировании непосредственно связано с развитием активного творческого начала специалиста, что естественно, так как проектирование жизненных ситуаций достаточно распространенное явление в обыденной жизни. С.И. Пятибратова считает, что «проектирование - это особого рода интеллектуальная деятельность, связанная с ценностным переосмыслением и переживанием потребностей в преобразовании действительности; это адекватный деятельный ответ на человеческую потребность самовыразиться путем трансформации имеющейся ситуации своего развития в более желанную» [4. С. 52]. Любое изменение профессиональной ситуации также выражается в создаваемом акмеологическом проекте. Акмеологическое проектирование тесно связано с теми принципами, которые относятся к проектированию вообще. Однако этот процесс имеет и свои особенности, делающие его наиболее приемлемой формой для совершенствования как профессионального, так и личностного. Основной опорой акмеологиче-ского проектирования являются потенциальные возможности человека и их реализация, ведущие к достижению жизненных вершин, становлению индивидуальности, профессиональному совершенствованию. Ю.А. Гагин [5] характеризует акмеологическое проектирование как деятельность, которая дает начало новому движению, становлению сущностных сил человека. Основа акмеологического проектирования - потребность человека в творческой самореализации, которая вытекает из стремления к наиболее полной реализации заложенного потенциала и является условием развития индивидуальности. Ю.А. Гагин ставит следующую задачу: «определить для каждого человека его "акме" путем акмеологического моделирования, в результате чего мы получим как бы два измерения человека: "как он есть" и каким он должен и может быть. Разность между этими величинами показывает, насколько человек приблизился к своей вершине и реализации потенциала» [5. С. 47]. Проектирование не зависит от сферы деятельности человека. Про-ектно-ориентированная деятельность позволяет развивать общие профессиональные компетенции: - способность и готовность к осознанному и эффективному самостоятельному управлению своей профессиональной деятельностью; - позицию деловой активности, т.е. способность к инициации деятельности, владение стратегиями целеполагания и принятия самостоятельных независимых решений, а также к принятию на себя ответственности за результат конечной деятельности, взаимодействие и сотрудничество в процессе решения задач в профессиональной сфере; - позицию конструктивной и творческой деятельности, т.е. ориентацию на создание личностного образовательного продукта, выстраивание собственных систем знаний и способов получения знаний и умений, гибкость и адаптивность к различным ситуациям; - позицию рефлективной самооценки, что означает способность оценивать цели, процесс и продукт профессиональной деятельности, формирование индивидуального стиля, перенос рационального опыта в новые контексты. Методы проектирования предназначены «для всех вещей вместе», для разработки «всей ситуации в целом». Это утверждение Дж.К. Джонса позволяет воспользоваться механизмами, заложенными в проектной деятельности в любой сфере совершенствования профессионализма, применяя распространенные и характерные технологии и методы (прогнозирование, моделирование, планирование и т.д.), в том числе и при формировании иноязычной компетенции специалиста (цит. по: [4]). Трудно представить себе современного профессионала, лишенного какого-либо международного общения. Поэтому при создании акмео-логической модели профессионала, по нашему глубокому убеждению, не следует забывать о формировании и развитии иноязычной компетенции специалистов неязыковых специальностей. Именно владение иностранным языком обеспечивает профессионалу доступ к источникам информации по специальности, а также качественное общение с зарубежными коллегами и единомышленниками, что способствует профессиональному и личностному росту специалиста, укрепляя его позиции в конкурентной борьбе. Не случайно в материалах комиссии Европейского союза, на основе которых определены требования к базовым умениям и личностным качествам, необходимым для активного участия в жизни общества, названы: умение работать с информационной техникой, иностранные языки и предпринимательство, а также такие социальные качества личности, как самостоятельность, саморегуляция, умение рисковать. Следует заметить, что современная ситуация качественно преобразила сущность профессионализма, сместив акцент с предметных знаний и умений в пользу полипрофессиональных компетенций, которые дают возможность решать стратегические задачи и включаться в инновационные процессы. Расширился круг компетенций, значимых как для профессиональной, так и для внепрофессиональной жизни человека: коммуникативная, социальная, экономическая и др. По нашему мнению, потенциал акмеологического проектирования позволяет формировать и развивать искомые профессиональные компетенции и личностные качества студентов неязыковых факультетов, будущих профессионалов. В рамках исследования потенциала акмеологических проектов при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах нами была организована проектно-ориентированная деятельность со студентами 4-го курса Международного факультета управления (МФУ) Томского государственного университета (ТГУ). В основу проектной деятельности была положена лексическая тема, предусмотренная программой по обучению немецкому языку «Mein Beruf, mein Deutsch, meine Zukunft». Первый этап работы начался с предложения преподавателя по немецкому языку начать проектную деятельность. Целью проекта является повышение эффективности иноязычной профессиональной подготовки студентов МФУ ТГУ. Для реализации проекта обучающиеся должны иметь соответствующий уровень языковой, коммуникативной, межкультурной и профессиональной компетенции. В группе были обсуждены ключевые моменты работы над проектом, обязанности участников и следующие вопросы: 1. Wo und was studieren Sie? 2. Das Prestige Ihres Berufes. 3. Beruf und Karriere. 4. Familie und Beruf. 5. Vorbilder in Ihrem Beruf. 6. Bekannte Persoenlichkeiten in Ihrem Beruf. 7. Die Fremdsprachen an der Internationalen Fakultaet fuer oeffentliche Verwaltung. 8. Welche Fremdsprachen beherrschen Sie? 9. Verschiedene Methoden beim Erlernen der Fremdsprachen. Ihre ei-gene Erfahrung beim Erlernen der Fremdsprachen. 10. Welche Rolle spielen Deutsch und Deutschland in Ihrem Beruf? 11. Ihr Berufspraktika. Welche praktische Berufserfahrung haben Sie? 12. Welche Berufskompetenzen braucht ein Oekonom, ein Manager? 13. Was hat sich in Ihrem Leben in den letzten 4 Jahren geaendert? Welche Erfolge haben Sie? 14.Wie stellen Sie sich Ihre Berufstaetigkeit nach dem Studienabschluss in einem Jahr, in 5 Jahren vor? На втором этапе проектной деятельности группа была поделена на две подгруппы по специальностям «государственное и муниципальное управление» и «мировая экономика». В подгруппах были организованы дискуссии по выбранной специальности. Далее каждый участник проекта начал работу над индивидуальным проектным заданием: поиск информации в Интернете, Научной библиотеке ТГУ, опрос ученых кафедр МФУ ТГУ. Важным этапом акмеологического проекта явилась также производственная практика студентов МФУ ТГУ. Третий этап работы был посвящен обработке результатов и подготовке презентации. Наряду с участием в общем проекте каждый студент готовил сообщение в контексте заявленной тематики, анализируя личностный и профессиональный рост в условиях изучения иностранного языка по избранной специальности. Четвертый этап представлял собой презентацию проектного задания. В ходе выступления каждый участник проекта оценивал свое личностное и профессиональное развитие посредством иностранного языка, обозначая траекторию дальнейшего профессионального развития. Приглашенные ученые факультета, отечественные и зарубежные специалисты поделились опытом использования иностранных языков в профессиональной деятельности. Небезынтересным следствием проектной деятельности в рамках профессионально ориентированного курса немецкого языка явился, на наш взгляд, тот факт, что четыре участника проекта успешно реализовали свои планы. Эти студенты съездили в страну изучаемого языка в составе студенческой группы МФУ ТГУ, выигравшей грант на учебную стажировку в Германию по линии Немецкой службы академических обменов (DAAD). Со студентами 4-го курса МФУ ТГУ был также проведен акмео-логический профессионально ориентированный проект на тему «Das Wirtschaftsleben in Deutschland und in Russland». По учебной программе по немецкому языку на данном факультете предполагается изучение темы «Die Wirtschaft Deutschlands». Группа была поделена на две подгруппы. Студентам предложили собрать информацию об экономике в разных землях Германии. Возможные идеи и опорные вопросы для сбора информации были обсуждены в режиме брейнсторминга. Опорные вопросы: 1. Was bedeutet fuer Sie die Marke «made in Germany»? 2. Welchen Platz nimmt Deutschland / Russland in der Welt mit seiner wirtschaftlichen Gesamtleistung ein? 3. Welche Industriezweige gehoeren zu den wichtigsten in der BRD? In Russland? 4. Wie ist die deutsche / russische Wirtschaft ueberwiegend strukturiert? 5. Nennen Sie die groessten Unternehmen der deutschen / russischen Wirtschaft und ihre Kernkompetenzen! 6. Weltbekannte Markenartikel in Deutschland / in Russland. 7. Die Landwirtschaft in Deutschland,in Russland. 8. Welche Rolle spielt die Aussenwirtschaft im Wirtschaftsleben detschlands? 9. Welche Waren stehen an der Spitze der Ausfuhrgueter in Deutsch-land / in Russland? 10. Welche Waren haben das groesste Gewicht auf der Einfuhrseite (Deutschland, Russland)? 11. Wie heissen die groessten Handelspartner der BRD / Russlands? На следующем этапе каждый участник проекта работал над своим заданием: поиск информации об экономической жизни в разных землях Германии в Интернете, поиск контактов с зарубежными студентами и коллегами, консультации с учеными и преподавателями МФУ ТГУ, работа в фондах Научной библиотеки ТГУ. Все виды работ были поделены между всеми участниками проекта. Личное участие каждого было обязательным. Промежуточные результаты исследовательской работы регулярно обсуждались в подгруппах. Преподаватель немецкого языка консультировал по языковому оформлению проекта, отвечал на вопросы, давал советы. Третий этап проектной деятельности был посвящен подготовке презентации полученных результатов групповой и индивидуальной работы участников проекта. Кроме общего группового проекта, каждый участник должен был представить разработанную им самостоятельно траекторию профессионального роста и профессиональной деятельности с участием иностранного языка. На четвертом этапе проводились презентация и защита групповых акмеологических проектов. Профессионализм, по нашему мнению, не может быть связан только с каким-либо определенным промежутком времени в жизни взрослого человека. Профессиональная подготовка молодых людей должна начинаться после завершения обучения в средней школе, где зародился интерес к каким-то видам деятельности, предметам, наукам. Технологии же обучения призваны развивать в обучающихся познавательные инициативы, желание развиваться и умение учиться самостоятельно. Использование потенциала акмеологического проектирования с участием иностранного языка способствует росту профессиональной компетентности будущего специалиста, формируя в нем черты современного конкурентоспособного профессионала.
| Бельтюкова Наталья Петровна | Томский государственный университет | кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка факультета иностранных языков | nbelt@mail.ru |
| Житкова Елена Викторовна | Томский государственный университет | кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии факультета иностранных языков | eshi@inbox.ru |
Климов Е.А. Пути в профессионализм : учеб. пособие. М. : МПСИ Флинта, 2003.
Вершловский С.Г. Непрерывное образование. СПб., 2008.
Полозова Т.А. Акмеологическая направленность образования: предпосылки и условия становления нового российского общества // Мир психологии. 2006. № 1. С.10-47.
Пятибратова С.И. Совершенствование профеесионализма учителя в процессе постдипломного образования; акмеологический подход: дис.. канд. пед. наук. СПб., 2002.
Гагин Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на базе концепции возможной осуществимости человека: учебное пособие. СПб. : ГАСУ, 1994.