Составление процессуальных документов как элемент практико-ориентированного подхода в преподавании криминалистики и иных юридических дисциплин
Анализируются современные проблемы качества юридического образования в России, излагается авторский практико-ориентированный подход к преподаванию криминалистики и иных юридических дисциплин, разработанный и апробированный с учетом уникальных условий российского правоприменения. Особое внимание уделено использованию в дидактике заданий по составлению процессуальных документов уголовного судопроизводства. Исходя из синтетической природы науки криминалистики, обучение в рамках ее курса должно строиться на междисциплинарной основе с обязательной интеграцией знаний из других наук антикриминального цикла.
Preparation of procedural documents as an element practice-oriented approach in the teaching of criminology and other le.pdf Преподавание криминалистики в вузах в настоящее время сталкивается с рядом проблем и вызовов. Это, прежде всего, оторванность дидактики в от-дельн^іх вузах (у отдельных преподавателей) от нужд практики, от ежеднев-н^іх прикладных задач криминалистов-правоприменителей, связанных с системным применением криминалистических знаний и различн^іх отраслей права, необходимостью составления множества процессуальн^іх документов, потребностью постоянно выявлять ошибки и нарушения закона в деятельности коллег и процессуальн^іх противников и т.п. В литературе также отмечается, что к числу обозначенных вызовов на организационном уровне относятся: с одной сторон^і, сокращение учебн^іх часов, выделяемых на данную учебную дисциплину, с другой - возрастание объема криминалистических знаний, используемых в правоприменительной деятельности, который должен быть предоставлен обучающимся [1. С. 36]. Преодолевает ли современное научно-дидактическое криминалистическое сообщество эти проблемы и вызовы надлежащим образом? Думается, ответ на этот вопрос не будет однозначным. Далеко не всегда и не везде, и причин тому множество. Одна из них, а точнее целая группа причин, заложена в современном Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО 3+). В нем сформулированы новые требования к преподаванию, в том числе криминалистики: практико-ориентированный подход, комплекс формируемых компетенций, новая структура курса в соотношении лекций и практики 30/70 и т.д. Так, Н.В. Карепанов, анализируя проблемы преподавания криминалистики в условиях уровневой системы образования в свете требований стандарта нового поколения, находит явные противоречия вузовского образования, которые Ю.П. Гармаев 48 неминуемо отражаются на преподавании дисциплины криминалистики. Приведем некоторые из авторских тезисов: - студент получает тексты, информационные модули и знания, которые оторван^і от смыслообразующих контекстов его будущей профессии; - учеба идет с опозданием, отставанием от динамики развития профессии. Учить же нужно с опережением, готовить к завтрашнему дню. И, вероятно, главная мысль автора: «^изначально при формировании компетенций стандартом (имеется в виду ФГОС 3, со всеми его вариациями. Отмечено мной. - Ю.Г.) допущено лукавство, которое^ сводит на нет всю дальнейшую, даже самую добросовестную работу огромного количества специалистов и преподавателей на долгие годы. Кто должен изначально представить компетенции, заказ на студентов? Правильно, работодатель: орган^і внутренних дел, прокуратура, следственный комитет, таможенные органы, адвокатура, юридические службы коммерческих хозяйствующих субъектов и т.д. Ведь в этом корень идеи нового стандарта. Кто из работодателей сформировал такие компетенции или принял участие в формировании таких идей? Никто. Кто сформировал компетенции в стандарте? Только работники образования, которые сделали это, не дождавшись реакции работодателей. Видимо, куда-то торопятся^» [2]. Научная общественность давно бьет тревогу по поводу снижения качества обучения будущих юристов [3, 4]. Переход на «Болонский процесс» не только не решил имеющихся проблем, но в определенном смысле усугубил их. Эксперты отмечают, что в постсоветские годы уровень высшего образования, в том числе и гуманитарного, значительно упал [5; 6. С. 422]. Вновь обратим внимание, что все это верно и в отношении качества преподавания криминалистики. Другими причинами такого снижения (помимо введения ФГОС ВО 3) специалисты в области образования и науки называют падение уровня школьного образования, введение ЕГЭ, отказ от специалитета и переход к бакалавриату, введение подушевого финансирования, недофинансирование, низкую оплату труда профессорско-преподавательского состава, снижение престижа профессии преподавателя, необязательность посещения учебных занятий студентами, неудовлетворительную организацию прохождения студентами практики, недостаточное применение на занятиях активных форм обучения в виде деловых игр, диспутов, решения микро- и проблемных ситуаций, неоправданно большое количество юридических факультетов с малым количеством студентов и ряд других причин [6. С. 422]. Мнения оп^ітн^іх юристов - практических работников, руководителей крупных организаций-работодателей также зачастую весьма критичны. Распространены суждения такого рода: «^юридическое образование продолжает оставаться самым невосприимчивым к современным технологиям управления знаниями. При этом юридические вузы сталкиваются с недостаточной мотивированностью студентов обучению. В лучшем случае студенты ориентированы на престиж профессии, о которой имеют весьма "книжное" представление. Существует "отрыв" юридического образования от практики» [7]. Обилие юридических вузов и далеко не всегда Составление процессуальных документов 49 высокое качество обучения породили феномен «перепроизводства юристов» [8]. Нельзя сказать, что действующие в России образовательн^іе технологии в юриспруденции, включая криминалистику, совершенно игнорируют практическую составляющую обучения. Образовательн^ій процесс в юридических вузах всегда опирался и опирается на применение ознакомительной, производственной, преддипломной практики, прикладных, в том числе игровых методов обучения. В преподавании юридических дисциплин активно используются компьютерн^іе классы и электронн^іе библиотеки, справочн^іе правовые системы типа «КонсультантПлюс», «Гарант» и др. (далее - СПС). В лучших образовательн^іх учреждениях страны при преподавании активно используются учебные полигоны и залы судебных заседаний, где проводятся деловые игры, имитирующие проведение следственных действий, судебных заседаний; на семинарах используются реальн^іе, т.е. «на бумаге» уголовн^іе дела прошлых лет; проводятся спецкурсы по методике составления процессуальных документов. В рамках реализации практико-ориентированного подхода обучающиеся совместно с преподавателями посещают реальные заседания суда, на постоянной основе проводят занятия-встречи со следователями, оперативными сотрудниками, которые помимо общей характеристики места их работы, требований к претендентам рассказывают и об особенностях профессиональной деятельности, обращают внимание студентов на то, какие именно знания из получаемых в вузе наиболее важны для дальнейшей работы, например в их следственном или оперативно-розыскном подразделении, других организациях и т. п. Эти дидактические средства в определенной мере устраняют имеющийся дисбаланс между теоретической и практической составляющими обучения криминалистике. Тем не менее общероссийская тенденция такова: вузовские образовательные технологии сильны своими теоретическими, иногда методическими составляющими, но, мягко говоря, несколько оторваны от правоприменения, реальной криминалистической деятельности. Налицо часто бывает некий перекос в сторону теории в ущерб практике [9]. В целях корректировки указанного выше перекоса, повышения конкурентных преимуществ выпускников-юристов предлагаем основы, а точнее фрагменты авторского практико-ориентированного подхода к преподаванию криминалистики [10. С. 14-20]. Здесь мы акцентируем внимание на использовании в дидактике заданий по составлению и использованию обучаемыми процессуальных документов уголовного судопроизводства. Важно отметить, что эти подходы в практике автора и его коллег доказали свою универсальность при проведении занятий и по другим юридическим дисциплинам. Кроме того, исходя из синтетической природы науки криминалистики [11. С. 4], обучение в рамках учебного курса должно строиться в обязательном порядке на междисциплинарной основе, с обязательной интеграцией знаний из других наук антикриминального цикла, прежде всего уголовного процесса и уголовного права. Итак, кратко сформулируем элементы названного подхода: 1. Проведение на 1-2-х курсах бакалавриата занятий: «Профессиональная стратегия успешного юриста» [12-14]. Эти встречи направлен^і на определе- Ю.П. Гармаев 50 ние личной миссии студента-юриста, на формирование его устойчивых жизненных целей (на основе «ролей^> в жизни и личных приоритетов), задач на перспективу 5, 10 лет и более. Оп^ітн^іе учен^іе и преподаватели-практики проводят серию лекций и практических занятий по вопросам самоменеджмента1 [15, 16]. 2. Отбор на добровольной основе прежде всего тех студентов, кто уже решил для себя, что будет заниматься именно криминалистической деятельностью (далее для краткости - будущий криминалист); 3. Методические семинары с профессорско-преподавательским составом (далее - ППС). Предмет семинаров - методика практико-ориентированной подготовки студентов, планирующих совмещать учебу с практической криминалистической деятельностью. За основу рекомендуется брать, например, оп^іт обучения в учреждениях повышения квалификации практических работников следствия [17, 18]. 4. Помощь студенту в формировании личной стратегии. ППС помогает студентам письменно изложить элементы личной профессиональной стратегии [19], согласовать ее с родителями, иными близкими людьми и тем самым создать у молодого человека мощную мотивацию для личностного роста в будущей профессии. С этой целью ППС проводятся собеседования с каждым студентом, выясняются приоритеты и пожелания по будущей трудовой деятельности. С учетом этого обучающемуся предлагается на основе учебного плана составить индивидуальн^ій план. Особенность последнего в том, что тематика будущих курсовых работ, дипломного сочинения и магистерской диссертации, места прохождения практики определяются с учетом будущей профессиональной криминалистической деятельности, выбранной студентом [20]. 5. В случае выбора стратегии, связанной с научной деятельностью, во взаимодействии со студентом также составляется индивидуальный план, в котором указываются темы курсовых и дипломной работы, объект (а иногда и предмет) исследования будущих магистерской и кандидатской диссертаций. Важно, что, как и в п. 4, каждая из этих работ является основой для написания последующей. 6. Студент, выбравший «практическое» направление, например, работу в следственных органах, по имеющимся у вуза договорам о сотрудничестве идет не только на учебную практику, но и на последних курсах обучения выходит на работу. Например, студент становится постоянно действующим общественным помощником следователя СК РФ на основании официального направления вуза и путем согласования ряда организационных и учебнометодических вопросов между студентом, вузом и следственным органом [21, 22]. 7. В организациях-работодателях необходимо проводить специальные занятия-совещания. Так, в следственных органах силами ППС вуза желательно провести встречи на тему: «Деятельность общественного помощника следователя: организация и наставничество» [23]. Здесь мы ориентируем студентов на использование терминологии самоменеджмента, принципов личностного роста. Рекомендуем специальную литературу. Составление процессуальных документов 51 8. Студент постоянно получает учебно-методическую и иную поддержку вуза по линии своей профессиональной деятельности в должности общественного помощника. 9. По окончании обучения, как показали имеющийся оп^іт и результаты интервьюирования работников кадровых служб ряда региональных следст-венн^іх управлений СК РФ, около 80 % студентов - общественн^іх помощников, имеющих стаж такой работы более полутора лет, обладают ключевыми конкурентными преимуществами перед выпускниками ин^іх вузов. Они успешно трудоустраиваются в органы СК РФ и не испытывают типичн^іх сложностей периода адаптации. Среди них минимальна пресловутая «текучка кадров». Таким образом, в следственном комитете «^действуют институты общественных помощников, наставничества, формируется корпус помощников следователей, составляющих ближайший кадровый резерв для назначения на должности следователей^) [24. С. 9]. 10. В случае выбора «научно-преподавательского» направления студент может проходить практику на кафедре криминалистики, активно привлекаться к организации конференций, участию в них, присутствовать на методических семинарах кафедры, посещать заседания студенческих научных сообществ и пр. [9]. Помимо изложенных организационно-методических аспектов, опишем некоторые особенности обучения криминалистике студентов (не только будущих криминалистов, но и всех остальных). При проведении лекционных и практических занятий со студентами и магистрантами предлагаем коллегам-преподавателям воспользоваться следующими рекомендациями: 1. Заранее или на вводной лекции предложить всем студентам иметь при себе на занятиях действующие редакции УК РФ, УПК РФ, а также соответствующие постановления Пленума Верховного Суда РФ, другие источники по выбору преподавателя. 2. Использовать для занятий электронную базу данных1, которую можно заранее скачать и разместить в компьютерном классе вуза, а на вводном занятии рассказать о правилах доступа к информации и методах работы с ней. 3. После первой, максимум второй лекции по криминалистике следует провести специальное занятие в компьютерном классе по теме: «Методика составления процессуальных документов» (независимо от того, был ли ранее в учебной программе аналогичный предмет, проводились ли подобные в рамках курса «Уголовн^ій процесс» и т.п.), в ходе которого особое внимание обратить на составление постановления о привлечении в качестве обвиняемого (обвинение) по делам различных категорий. В дальнейшем время от времени следует проводить такого рода занятия по усмотрению преподавателя. 4. С учетом вышеизложенных рекомендаций студентам можно предложить готовить свои проекты документов на компьютере, взяв за основу соответствующий электронн^ій документ из базы данн^іх. Каждый студент, по- 1 Мы предлагаем одну из таких крупных подборок, которая размещена по следующему адресу: https://yadi.Sk/d/ynidP6od3KDuUm. Ю.П. Гармаев 52 мимо устн^іх вопросов, в качестве домашнего задания должен готовить от 2 до 5 проектов процессуальных документов. 5. Каждый студент по представленному ему реальному документу должен дать оценку наличию / отсутствию в нем нарушений закона или криминалистических ошибок и представить свои выводы на практическом занятии в форме списка ошибок и распечатанного документа, в котором ошибки выделены жирн^ім шрифтом, а рядом - комментарий (в чем заключается ошибка и как нужно было сделать правильно). 6. Помимо обязательного составления процессуальн^іх документов, на занятиях рекомендуется давать задания о составлении планов расследования и противодействия ему; планов допросов и иных следственн^іх действий; «дерева» версий; перечня обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию; схем и таблиц (по квалификации, по доказательствам и т.д.), т.е. тех документов, которые в непроцессуальном порядке составляет каждый представитель сторон^і обвинения. Жалобы студентов об отсутствии в Интернете образцов такого рода не всегда уместн^і. Примеры их составления есть в упомянутой базе данных, в криминалистической литературе, а деловые знакомства с практическими работниками добросовестный студент должен воспринимать как обязанность. 7. Преподаватель может предложить обучаемым найти копии реальн^іх документов правоприменительной практики по делам соответствующей категории. Полученн^іе материалы можно использовать для создания «обезли-ченн^іх» учебн^іх дел [25]. В заключение хотелось бы отметить, что в ходе реализации подобного рода комплексных междисциплинарных подходов к проведению занятий по криминалистике преподаватели могут сталкиваться с трудностями, среди которых можно назвать: непонимание и / или неприятие цели и задач со стороны отдельных студентов, будущих работодателей и даже отдельных преподавателей; неспособность некоторой части студентов сформировать и быть приверженными долгосрочной профессиональной стратегии; изменчивость планов и приоритетов у молодежи (впрочем, как и у любых людей) в период обучения в вузе1 [26]; нежелание работать в качестве общественного помощника без материального стимулирования со стороны работодателя; недостаточная компетентность и не всегда безупречное поведение студента на рабочем месте и т.д. Но, как сказал Вольтер, «никогда не бывает больших дел без больших трудностей». Значимость и уникальность подхода, энтузиазм и высокая мотивация на успех участвующих в его реализации студентов, поддержка многих организаций-работодателей помогают в преодолении возникающих сложностей и препятствий.
Ключевые слова
практико-ориентированный подход в обучении,
криминалистическая дидактика,
составление процессуальных документов,
инновации в образовательной деятельности,
профессиональная стратегия юриста,
practice-oriented approach in teaching,
forensic didactics,
drafting of procedural documents,
innovations in educational activities,
professional strategy of a lawyerАвторы
| Гармаев Юрий Петрович | Кубанский государственный аграрный университет | докторр юридических наук, профессор, профессор кафедры криминалистики юридического факультета | garmaeff1@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Ткачев А.В. Использование новых организационных структур при преподавании криминалистики в высших учебных заведениях // Юридическое образование и наука. 2014. № 2. С. 36-37
Карепанов Н.В. Методика преподавания криминалистики в условиях уровневой системы образования с применением инновационных методов (в свете новых требований стандарта) // Новые образовательные технологии в вузе: матер. X Междунар. науч.-метод. конф. (Екатеринбург, 6-8 февраля 2013 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// hdl.handle.net/10995/26728. Загл. с экрана (дата обращения: 06.08.2017).
Мацкевич И.М. Интервью с первым главным редактором журнала «Юридическое образование и наука» Побежимовой Нелли Ивановной // Юридическое образование и наука. 2013. № 4. С. 2-3.
Виляк О.И. Об основных направлениях совершенствования научно-методического обеспечения деятельности помощников судей арбитражных судов / О.И. Виляк, Э.П. Доржиев, Ю.П. Гармаев // Юридический мир. 2013. № 7. С. 5б-59.
Крестьянников В. Взгляд в будущее высшего образования / В. Крестьянников, Л. Чуйков // Аргументы недели. 2013. 18 апр. № 15(357). С. 4-5.
Винокуров Ю.Е. Безопасность профессиональной деятельности юриста // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 421-423.
Шиколова И. Интервью с председателем Законодательного собрания Красноярского края, руководителем Красноярского отделения Ассоциации юристов России Александром Викторовичем Уссом // Юридический мир. 2011. № 8. С. 4-5.
Медведев Д. Вузы готовят слишком много юристов // Ведомости. 2011. 15 февр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/1211368/ medvedev_ prizval_vuzy_prekratit_gotovit_beskonechnyh. Загл. с экрана (дата обращения: 12.08.2017).
Гармаев Ю., Попова Е., Шаралдаева И. Направления профессиональной адаптации студентов юридических вузов России // Zagadnienia Spoleczne, Niepanstwowa Wyzsza Szkola Pedagogiczna w Bialymstoku. 2016. № 2 (6). С. 215-229.
Криминалистика: учеб. пособие / Р.Н. Боровских, Ю.П. Гармаев, Б.Б. Глазунов / под общ. ред. Ю.П. Гармаева. Новосибирск: Альфа-Порте, 2015. 342 с.
Россинская Е.Р. Проблемы современной криминалистики и направления ее развития // Эксперт-криминалист. 2013. № 1. С. 2-6.
Гармаев Ю. П. Профессиональные стратегии успешного юриста. Слушать и смотреть всем студентам юрфаков! [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www. youtube.com/watch?v=MtkJoJJVoiI&index=2&t=38s&list=PLb41PRNETzNg8QA3kNWzCaazcQJgnf fso. Загл. с экрана (дата обращения: 29.08.2017).
Гармаев Ю.П. Профессиональная стратегия успешного юриста - 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v= m1nabMvzFI4&list= PLb41PRNETzNg8QA3kNWzCaazcQJgnffso&index=1&t=43s. Загл. с экрана (дата обращения: 29.08.2017).
Гармаев Ю.П. Профессиональная стратегия успешного юриста - 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=NrN-6p7F2LI&t=669s&list= PLb41PRNETzNg8QA3kNWzCaazcQJgnffso&index=4. Загл. с экрана (дата обращения: 29.08.2017).
Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / пер. с англ. 10-е изд., доп. М.: Альпина Паблишер, 2015. 396 с.
Багмет А.М., Цветков Ю.А. Психологические аспекты управления временем в следственных органах // Юридическая психология. 2014. № 1. С. 3-6.
Багмет А.М. Организация учебной деятельности в Институте повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации // Юридическое образование и наука. 2014. № 2. С. 29-32.
«Мы учимся не для школы, а для жизни» (интервью с ректором Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина В.В. Блажеевым) // Прокурор. 2012. № 3. С. 79-84.
Гузенюк Ф. Как создать личную миссию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/career/labormarket/1303726-kak-sozdat-lichnuu-missiu. Загл. с экрана (дата обращения: 06.08.2017).
Бычков А.В. Практическая составляющая обучения в профессиональной стратегии студента-юриста уголовно-правовой специализации / А.В. Бычков, Ю.П. Гармаев // Юридическое образование и наука. 2010. № 2. С. 17-22.
Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации: Приказ Следственного комитета РФ от 04 мая 2011 г. № 74 (вместе с «Положением об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www. consultant-plus.ru. Загл. с экрана (дата обращения: 08.08.2017).
Елинский В.И. Организация работы учебных кабинетов криминалистики в системе Следственного комитета Российской Федерации в 2014 году (проблемы и меры по совершенствованию) // Российский следователь. 2015. № 15. С. 3-7.
Руководство для следователя и его общественного помощника: учеб.-практ. пособие / А.В. Бычков, Ю.П. Гармаев, Т.Т. Магомедов и др. / отв. ред. Ю.П. Гармаев (подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2010).
Оводов А.А. Интервью с директором Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации Анатолием Михайловичем Багметом // Юрист. 2013. № 23. С. 3-13.
Гармаев Ю.П. Руководство по поиску, получению и деперсонификации материалов судебно-следственной практики: учеб.-метод. пособие. 2009. 140 с. [Электронный ресурс]. Сайт МАСП. Режим доступа: http://www.iuaj.net/node/1967. Загл. с экрана (дата обращения: 29.08.2017).
Зайцев Р. 33 факта о планировании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://interesno.co/myself/fbb439ed3406. Загл. с экрана (дата обращения: 06.08.2017).