О современном содержании прокурорского надзора | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 4 (6).

О современном содержании прокурорского надзора

Прокурорский надзор представляет собой самостоятельное правовое явление, отличным от прочих видов контрольной деятельности. Он обладает своим особым содержанием, которое образует законность как цель, средство и принцип прокурорской деятельности. Единый прокурорский надзор подразделяется на отдельные отрасли. Критериями служат предмет и пределы надзора. Существует три основныхпредела: по кругу поднадзорных лиц, по кругу актов и кругу правоотношений. Правозащитная деятельность прокуратуры носит производный от прокурорского надзорахарактер и осуществляется в различных формах. В рамках прокурорского надзораона образует отдельную отрасль, а также отдельные направления в рамках иныхотраслей. Поскольку с учетом современного правового регулирования ни одна из отраслей прокурорского надзора не может считаться определяющей, содержание прокурорской деятельности в рамках каждой из них определяется отдельно.

On actual content of prosecutors supervision.pdf Прокурорский надзор, будучи основной функцией отечественной проку-ратуры, представляет собой деятельность органов и учреждений прокурату-ры, осуществляющих от имени Российской Федерации наблюдение за со-блюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на еетерритории. Одни авторы считают его самостоятельным видом государст-венной деятельности, отличным от контроля [11. С. 167], другие - разновид-ностью контроля [4. С. 7], третьи занимают компромиссную позицию, говоряо контрольно-надзорной деятельности современной прокуратуры [3. С. 234-235].С учетом требований действующего законодательства и историческогозначения прокурорский надзор следует считать самостоятельным правовымявлением, отличным от прочих видов контрольной деятельности. Такой вы-вод основывается на том, что это единственный вид публичной проверочнойдеятельности, предполагающий правовую оценку соблюдения и исполнениязаконов максимально возможным кругом поднадзорных лиц, включающим всебя подавляющее большинство публичных органов, учреждений и должно-стных лиц.Прокурорский надзор обладает рядом сходных с контролем черт, однакоего предназначение, принципы организации, формы реализации не позволя-ют рассматривать его как какую-либо ординарную или специфичную формуконтроля. Будучи самостоятельным правовым явлением, он обладает своимспецифичным содержанием, традиционно увязываемым с понятием законно-сти.В современной литературе законность рассматривается как правовойпринцип, метод (форма) реализации государственной власти и режим (со-стояние) общественной жизни.Закон о прокуратуре использует эту категорию также в нескольких смыс-лах: в значении правового принципа организации и деятельности прокурату-ры, в качестве правовой цели надзорной деятельности и как метод реализа-ции прокурорской власти.Во всех трех смыслах содержание законности предполагает наличие нор-мативных факторов, обеспечивающих состояние юридической правомерно-сти, достигающейся путем:1) обеспечения соответствия деятельности любого лица правовым уста-новлениям, закрепленным в актах высшей юридической силы - КонституцииРФ и законах;2) обеспечения исключительной роли Конституции РФ и законов как ак-тов высшей юридической силы в регулировании ключевых общественныхотношений;3) соблюдения прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности;4) обеспечения равенства (паритета правовых возможностей) всех лицперед Конституцией и законами как основными регуляторами общественныхотношений.Применительно к деятельности прокуратуры подобное содержание за-конности формулируется в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре при определениицелей надзорной деятельности, заключающихся в обеспечении верховенствазакона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека игражданина, защиты охраняемых интересов общества и государства.Наибольший интерес для уяснения содержания прокурорского надзорапредставляет законность как цель прокурорской деятельности - обеспечениережима (состояния) общественной жизни и как форма реализации публичнойвласти.Обобщенное понятие законности как состояния общественных отноше-ний означает достижение реального и активного функционирования всехнормативных факторов, призванных распространить на общественные отно-шения состояния их правомерности, т.е. соответствия поведения поднадзор-ных субъектов предписаниям правовых норм, реальности и эффективностиправового регулирования в целях соблюдения Конституции РФ и законов,действующих на территории России, а также обеспечения и охраны прав исвобод личности. Такой подход применим и к определению общей правовойцели надзорной деятельности с оговоркой о том, что, во-первых, из-за специ-фики реализации правовых средств прокурор в большей степени не достига-ет, а обеспечивает функционирование этих нормативных факторов, а во-вторых, в силу установленных пределов надзора он в состоянии непосредст-венно обеспечить реализацию лишь тех из них, которые охватываются пред-метом прокурорской деятельности.Законность как один из методов реализации публичной власти - прокурор-ского надзора - означает обеспечение режима законности путем осуществлениянаблюдения за соблюдением, исполнением и применением норм права при од-новременном обеспечении соблюдения прав и свобод человека и гражданина состороны поднадзорных органов, учреждений и должностных лиц.Основным способом реализации прокурорского надзора выступает на-блюдение, включающее в себя выявление (слежение и обнаружение) и реаги-рование на выявленные нарушения. Реагирование осуществляется путем вос-становления нарушенной законности, предполагающего ликвидацию (устра-нение) негативных последствий и возвращение нарушенных общественныхотношений в прежнее правомерное состояние.Восстановление нарушенной законности осуществляется в простой и ус-ложненной формах. В первом случае оно происходит путем применения над-зорных правовых средств, предполагающих позитивное и негативное обязы-вание поднадзорных лиц устранить нарушения и вернуть нарушенные отно-шения в прежнее правомерное состояние. Основная задача в этом случае за-ключается в оперативном восстановлении состояния правомерности без ини-циирования более сложной правоприменительной деятельности. Во второмслучае происходит возбуждение административных, судебных и прочих про-изводств в силу того, что перед прокурором возникают препятствия в восста-новительной деятельности. Соответственно, появляется дополнительнаяцель - обеспечить принудительную реализацию прокурорской власти, на-правленную на восстановление нарушенной законности. Вместе с тем их по-явление при нормальном протекании восстановительной деятельности не яв-ляется обязательным. Поэтому под восстановлением законности следует по-нимать прежде всего деятельность прокурора, направленную на возвращениенарушенных общественных отношений в прежнее состояние правомерностис помощью прокурорско-надзорных правовых средств. Восстановление за-конности в усложненной форме (с помощью реализации процессуальных иадминистративных полномочий) представляет частных случай прокурорскогореагирования и не может служить его сущностной характеристикойПрактически все авторы, выделяя отдельные отрасли, подчеркивают то,что это специализированная деятельность в рамках единого прокурорскогонадзора, имеющая свои цели (задачи), предмет (объект) и правовые средства[8. С. 172].Разделяя подходы к определению цели как результату, на достижения ко-торого направлен прокурорский надзор в целом, уточним, что таким резуль-татом является достижение законности как состояния правомерности поднад-зорной среды. Следует также согласиться, что такое достижение возможнопутем решения закрепленных в законе задач [13. С. 5-6]. Такие идеи заложе-ны в Законе о прокуратуре. Так, п. 2 ст. 1 устанавливает цели прокурорскойдеятельности (содержание законности), достижение которых возможно путемрешения задач, определенных для каждой отрасли прокурорского надзора(ст. 21, 26, 29, 32). С учетом более конкретного содержания последнего поня-тия следует согласиться с мнением о выделении так называемых специаль-ных [10. С. 16-17], или отраслевых [6. С. 91], задач, служащих, несмотря наих достаточно широкую формулировку, первым критерием разграниченияединого прокурорского надзора на самостоятельные отрасли.Вопрос о содержании и соотношении объекта и предмета прокурорскогонадзора является одним из наиболее сложных. Достаточно часто под объек-том понимают деятельность поднадзорных органов и лиц, законность под-надзорной деятельности, правовое поведение поднадзорных субъектов, самиподнадзорные органы и лица. В свою очередь, предмет отождествляют с объ-ектом, деятельностью поднадзорных органов и лиц, исполнением, соблюде-нием и соответствием законам или ограничивают содержание этого понятияактами и действиями органов и лиц, входящих в предмет надзора. Наиболееаргументированной является позиция о том, что объект - это деятельностьподнадзорных органов и лиц. В Законе о прокуратуре он определяется переч-невым методом путем указания на конкретные органы, учреждения и долж-ностные лица, охватываемые прокурорским надзоромв) требовании проводить прокурорские проверки только по поступившейв органы прокуратуры информации о допущенных нарушениях закона.Фактически эти общие пределы обеспечивают самостоятельность проку-рорского надзора как отдельного правового явления, поскольку не позволяютему слиться с управленческо-распорядительной и административно-кон-трольной деятельностью иных публичных органов и учреждений.В свою очередь, специальные пределы служат для уточнения содержаниянадзора в рамках конкретных отраслей. Вопрос об их содержании и количе-стве спорный. Некоторые из них устанавливаются в Законе о прокуратуре -пределы надзора по кругу лиц (субъектов) и актов (ст. 21, 26, 29, 32). Другиевытекают из смысла Закона о прокуратуре или являются результатом систем-ного толкования норм действующего законодательства.Установление пределов прокурорского надзора по кругу лиц строится наобособлении деятельности отдельных органов, учреждений и должностныхлиц, а также правовых норм (институтов), регулирующих их деятельность. Ра-нее во внимание также принималась их отраслевая (институциональная) при-надлежность. В настоящее время этот критерий, хотя и не утрачивает полногозначения, тем не менее не играет приоритетной роли. Уточненными критерия-ми для определения пределов по кругу поднадзорных лиц выступают:1) существование совокупности органов, учреждений и должностныхлиц, обладающих схожей направленностью деятельности, выражающейся вблизких по своему содержанию целях и возложенных на них функциях;2) высокая степень автономности и довольно продолжительный периодфункционирования их в таком качестве;3) наличие отдельных правовых институтов, регулирующих их деятель-ность.Первые два признака позволяют сгруппировать отдельные органы, учре-ждения и должностные лица в исторически сложившиеся самостоятельныесистемы, входящие в предмет прокурорского надзора, и с учетом второгокритерия - специфики правового регулирования их деятельности - подразде-лить на отдельные отрасли.Традиционно к указанным системам органов относятся: органы публич-ного управления, предварительного расследования и раскрытия преступле-ний, а также уголовно-исполнительная (пенитенциарная) система. Кроме то-го, указанные критерии позволяют включить в качестве самостоятельногоэлемента также органы, учреждения и должностных лиц, осуществляющихпринудительное исполнение судебных решений, - судебных приставов.Предел по кругу лиц традиционно является определяющим при решениивопроса о разграничении прокурорского надзора на отрасли.Относительно содержания предела по кругу (иерархичности [12. С. 157])актов в литературе также нет единства мнений. Одни ученые считают, чтоэтот круг актов исчерпывается исключительно законами [2. С. 38], другиеполагают, что он включает в себя наряду с законами также подзаконные нор-мативно-правовые акты [9. С. 119]. Первые исходят из буквального толкова-ния Закона о прокуратуре, устанавливающего, что прокуратура осуществляетнадзор за «соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, дейст-вующих на ее территории». Вторые опираются на сложившуюся практикурегулирования прокурорской деятельности, когда наиболее важные вопросырегулируются не только законами, но и иными актами, обладающими неменьшей юридической силой.Пределы по актам определяются применительно к каждой отрасли про-курорского надзора отдельно. В этом заключается их смысл как одного изкритериев выделения отраслей прокурорского надзора. За основу берутсяпрямые предписания Закона о прокуратуре и сложившаяся практика регули-рования деятельности поднадзорных лиц. Применительно к надзору за ис-полнением законов и законностью правовых актов в качестве пределов вы-ступают только акты высшей юридической силы - Конституция РФ, законы,действующие на территории России, и квазизаконы. В других отраслях -также иные нормативно-правовые акты, когда это допускает Закон о проку-ратуре. Например, ч. 2 ст. 32 этого закона устанавливает, что прокурор осу-ществляет надзор за соблюдением установленных законодательством (кур-сив наш. - О.В.) прав и обязанностей лиц, находящихся в изоляции от обще-ства. Таким образом, используется обобщающий термин, определяющий всевиды актов. Другими словами, применительно к этой отрасли устанавлива-ются более широкие пределы по кругу актов, входящих в предмет надзора.Прокурорский надзор во всех отраслях в обязательном порядке включаетв себя наблюдение за соблюдением и исполнением требований, содержащих-ся в актах высшей юридической силы (Конституции РФ, законах). В этомсмысле можно вести речь о совпадении указанного предела во всех отраслях,что позволяет рассматривать его в качестве самостоятельного критерия. Од-нако несовпадение по конкретным видам актов не позволяет использоватьего в качестве универсального критерия, поэтому его применение, в отличиеот предыдущего, носит производный характер.В литературе в качестве третьего критерия отраслевого деления предла-гается использовать характер прокурорского надзора, полномочия прокурораили правовые средства прокурорского надзора. Во всех случаях речь идет осодержании прокурорского надзора в рамках его отдельных отраслей. Оноразлично, однако едва ли стоит признавать такую специфику в качестве са-мостоятельного критерия. Состояние поднадзорной среды определяет харак-тер прокурорского надзора в отраслях, а не наоборот. Использование этогокритерия имело смысл, когда деление прокурорского надзора на отраслипредставляло собой фактическую специализацию общего надзора. В этомслучае специфика правовых средств внутри единого надзора могла служитьдополнительным основанием дифференциации надзора. В настоящий моментпрокурорский надзор в большей степени представляет собой элемент сдер-живания деятельности иных публичных органов и лиц, поэтому приоритет-ное значение имеет не характер связи с поднадзорными лицами, а определе-ние возможных правовых сфер его вторжения. В этой связи более продук-тивно уточнять пределы надзора по кругу правоотношений, на которых осно-вана деятельность входящих в предмет надзора лиц.Правовой характер прокурорского надзора заключается в юридическойоценке деятельности поднадзорных лиц. Её может получить только юридиче-ски значимая поднадзорная деятельность, основанная на конкретных право-отношениях. В связи с этим необходимо уточнить предмет прокурорскогонадзора по кругу правоотношений, на которых основана деятельность под-надзорных лиц. Этот предел, с одной стороны, выделяет деятельность, под-падающую под правовую оценку, с другой - из правоотношений, на которыхона основана, определяет те, которые устанавливают пределы прокурорскогонадзора в рамках конкретной отрасли.Пределы предмета надзора по кругу правоотношений определяются дву-мя способами: 1) путем прямого указания закона; 2) с помощью системноготолкования норм действующего законодательства, регулирующего осуществ-ление прокурорского надзора в рамках конкретной отрасли. Эти критериимогут применяться как совокупно, так и по отдельности.Например, при установлении круга правоотношений, входящих в предметпрокурорского надзора в рамках отрасли надзора за исполнением законоворганами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предва-рительное расследование, применительно к деятельности следователей идознавателей законодатель определяет, что предметом надзора охватываетсялишь процессуальная деятельность, т.е. только возникающая на основе уго-ловно-процессуальных отношений (ст. 37 УПК РФ). Другим примером слу-жит подход, когда системное толкование норм, регулирующих реализациюнадзора за исполнением законов и законностью правовых актов, ограничива-ет пределы по кругу правоотношений наблюдением за деятельностью, осно-ванной на регулятивных и охранительных правоотношениях, и исключаетдеятельность, базирующуюся на диспозитивных отношениях.Определяя пределы надзора по кругу правоотношений, едва ли стоит ис-ходить сугубо из отраслевой принадлежности правовых норм, поскольку вэтом случае фактически происходит дублирование с одним из критериев пер-вого предела (характером правовых институтов, регулирующих деятельностьподнадзорных лиц). Акцент следует делать на специфике и содержании пра-воотношений.Принципиальное значение при анализе правоотношений, на основе кото-рых возникает деятельность поднадзорных органов и учреждений, имеют двамомента: их состав - одним из участников правоотношения должно бытьподнадзорное прокуратуре лицо и характер связи между его участниками -отсутствие равноправия. Первый признак вытекает из действия первого пре-дела - уточнения предмета надзора по кругу субъектов. Второй - являетсярезультатом анализа содержания прокурорской деятельности. В предметпрокурорского надзора в этом случае должна включаться деятельность, осно-ванная на правоотношениях, в которых:- один из участников находится в зависимом или неравном по отноше-нию к поднадзорному лицу положении;- поднадзорные лица обладают возможностями по существенному огра-ничению правового положения иных участников правоотношения;- эти возможности могут быть реализованы в обычном (неохранитель-ном) порядке;- применительно к этим правоотношениям не устанавливается судебныйили иной исключительный порядок охраны и защиты.Предложенные критерии - возможность существенного ограничения пра-вового положения зависимых лиц в ходе обычной деятельности поднадзор-ных органов и учреждений - вытекают из роли прокуратуры в обеспечениизаконности, а также провозглашенных правовых приоритетов. Признаниесодержанием законности обеспечение правового положения личности актуа-лизирует прокурорский надзор в тех сферах общественной и государственнойжизни, где существует потенциальная опасность умаления прав и свобод че-ловека. К их числу относятся все виды публичной деятельности, предусмат-ривающие любые виды ограничений правового положения личности, а такжеслучаи, когда реализация конкретных правовых возможностей человека игражданина зависит от усмотрения публичного лица или же это лицо обязаносовершить определенные действия для предоставления или реализации граж-данином конкретной правовой возможности в обычном порядке в ходе осу-ществления своих обязанностей.Проиллюстрируем эти выводы на примере. Согласно ст. 21 Закона о про-куратуре в предмет прокурорского надзора входит деятельность органовуправления и руководителей коммерческих организаций. По своему характе-ру она может быть различна и включать в себя хозяйственную, коммерче-скую, управленческую и иные виды деятельности. В свою очередь, юридиче-ски они могут быть основаны на гражданских, административных, трудовыхи прочих правовых отношениях. С учетом первых двух пределов (по кругулиц и актов) все виды указанной деятельности должны быть охвачены пред-метом прокурорского надзора. Однако на самом деле это не так. Используятретий критерий, в предмет прокурорского надзора будет включена только тадеятельность, которая может получить правовую оценку, т.е. основанная наконкретных правоотношениях.Статья 1 ГК РФ исключает из предмета прокурорского надзора наблюде-ние за гражданско-правовыми отношениями, предоставляя им исключитель-ный судебный порядок защиты. К тому же этот вид деятельности согласноэтой же статье исключает какое-либо зависимое положение участников, по-скольку основывается на признании равенстваПредел по кругу правоотношений является самостоятельным, однако егоприменение носит вторичный характер по отношению к первым двум крите-риям. Его значение заключается в уточнении действия прокурорского надзо-ра относительно предварительно определенного круга поднадзорных лиц инормативно-правовых актов. Методологическая природа не позволяет ис-пользовать его в другом качестве. Применение этого критерия приобретаетособую актуальность в условиях динамично развивающегося законодатель-ства и дальнейшего государственно-правового реформирования, посколькупозволяет уточнять предмет надзорной деятельности в рамках традиционныхотраслей даже в случае изменения характера правового регулирования дея-тельности поднадзорных лиц.Приведенные пределы позволяют выделить следующие отрасли проку-рорского надзора: за исполнением законов и законностью правовых актов; заисполнением законов органами, осуществляющими дознание, предваритель-ное следствие и оперативно-розыскную деятельность; за исполнением зако-нов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и на-значенные судом меры принудительного характера, администрациями местсодержания задержанных и заключенных под стражу; исполнением законовсудебными приставами.Вместе с тем под эти критерии не подпадает прокурорская деятельность,направленная на обеспечение правового положения личности. В частности,прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.Современная прокуратура осуществляет несколько видов деятельности,связанных с обеспечением правового положения личности. Обобщая сущест-вующие подходы, можно выделить два самостоятельных направления: про-курорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина иправозащитную прокурорскую деятельность. Указанные направления разли-чаются по содержанию и формам реализации. Критериями выступают основ-ная направленность правообеспечительной прокурорскойкурорско-надзорных средств, так и с помощью реализации иных восстанови-тельных возможностей.Подобное деление условно в силу того, что конкретное прокурорскоепроизводство может протекать как в форме охранительной, так и восстанови-тельной деятельности, являться отражением реализации нескольких функцийпрокуратуры и предусматривать реализацию различных средств прокурор-ского реагирования. Однако если взять за основу направленность деятельно-сти и форму ее осуществления, то возможно выделить деятельность прокуро-ра, где главной задачей будет являться создание условий для реализации пра-вового положения личности - прокурорский надзор за соблюдением прав исвобод человека и гражданина и деятельность, направленную на защиту на-рушенных прав личности - правозащитную деятельность прокурора. Приэтом первое направление будет реализовываться исключительно в формепрокурорского надзора, второе - в рамках всех функций прокуратуры. С уче-том того, что прокурорский надзор является определяющей функцией проку-ратуры, можно заключить, что правозащитная деятельность носит вторичныйхарактер.Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражда-нина образует два вида деятельности: самостоятельную отрасль и отдельныенаправления, связанные с обеспечением правового положения личности врамках прочих отраслей прокурорского надзора.Достаточно распространенной является позиция, согласно которой надзорза соблюдением прав и свобод человека и гражданина наряду с надзором заисполнением законов рассматривается в качестве составной части (подотрас-ли) «общего надзора».Появление гл. 2 разд. III Закона о прокуратуре - «Надзор за соблюдениемправ и свобод человека и гражданина» - обусловило определение природы иместа данной деятельности в структуре современного прокурорского надзо-ра. По своему характеру данный вид прокурорской деятельности ближе всегостоит к надзору за соблюдением законов и законностью правовыхпоследнем случае он фактически совпадает с пределом по актам с надзоромза соблюдением законов и законностью правовых актов, сам критерий, ис-пользуемый законодателем, является иным.Существует мнение, что поскольку соблюдение прав и свобод человека игражданина составляет предмет всех отраслей прокурорского надзора, даннаядеятельность не может считаться самостоятельной отраслью, а представляетсобой один из уровней (пределов) прокурорского надзора [5. С. 110]. В рам-ках каждой из отраслей можно выделить отдельный вид, связанный с обеспе-чением правового положения личности. Однако в данном случае соблюдениеправ и свобод человека и гражданина осуществляется в определенных сферахобщественных отношений в ходе деятельности конкретных поднадзорныхлиц. Поэтому более правильно определять данную деятельность в качествеобеспечения правового положения личности в рамках отдельных отраслей.В предмет отдельной отрасли прокурорского надзора - надзора за соблю-дением прав и свобод человека и гражданина - входит обеспечение тех прави свобод, наблюдение за которыми не охватывается предметами иных отрас-лей. Надзор за их соблюдением является отраслевой задачей, а их наличиеобразует отдельный предмет. Фактическое содержание надзора заключается внаблюдении за соблюдением общего правового положения человека и граж-данина, устанавливаемого общепринятыми международными нормами, ра-тифицированными международными договорами, Конституцией РФ и инымизаконами, действующими на территории РФ. Эта отрасль обладает отдель-ным инструментарием правовых средств, устанавливаемым ст. 27 Закона опрокуратуре. Предметом прокурорского надзора за соблюдением прав и сво-бод человека и гражданина в отдельных отраслях выступает наблюдение засоблюдением специальных прав и свобод лиц, вовлеченных в деятельностьподнадзорных органов и учреждений. В этом случае используются правовыесредства, которыми располагает прокурор в рамках конкретных отраслейпрокурорского надзора.Таким образом, основываясь на отраслевом делении современной проку-рорской деятельности и учитывая рассмотренные критерии, можно выделитьсамостоятельную отрасль прокурорского надзора - надзор за соблюдениемправ и свобод человека и гражданина.Наличие нескольких направлений, связанных с обеспечением правовогоположения личности, позволяет некоторым ученым вести речь о реализацииотечественной прокуратурой отдельной правообеспечительной или правоза-щитной функции [1. С. 18].Для того чтобы признать правообеспечительную или правозащитнуюдеятельность в качестве отдельной функции, необходимо, чтобы они облада-ли единым содержанием и формой реализации. Как было показано выше, этивиды деятельности имеют неодинаковое правовое содержание и реализуютсяв рамках различных функций. Кроме того, специфика правозащитной (право-обеспечительной) деятельности прокуратуры заключается в том, что она но-сит производный от прокурорского надзора характер. Поэтому ни правообес-печение, ни правозащита не являются теми видами деятельности, которыеотражают сущностную природу современных прокурорских органов. В этойсвязи не стоит определять их в качестве отдельных функций современнойпрокуратуры. В определенном смысле можно вести речь об осуществлениипрокуратурой отдельного вида правообеспечительной деятельности, но толь-ко на уровне обобщающего понятия.Наличие различных критериев при определении структуры и содержаниясовременной прокурорской деятельности актуализирует вопрос о соотноше-нии существующих отраслей прокурорского надзора. Ранее, как отмечалосьвыше, с учетом высшего и всеобъемлющего характера прокурорского надзо-ра этот вопрос разрешался путем выстраивания пирамиды надзора. Основупирамиды составлял общий надзор, носивший фундаментальный характер поотношению к иным отраслям, представлявшим собой фактическую специали-зацию общего надзора. При этом существовало мнение о преломлении однихотраслей в другие в ходе фактической прокурорской деятельности.В настоящий момент ни одна из отраслей прокурорского надзора не мо-жет считаться определяющей, поскольку нет универсальных критериев ихвыделения, поэтому невозможно выстроить их иерархичную систему илиопределить принципы их взаимодействия. Это значит, что содержание про-курорского надзора в рамках одной отрасли не может определять таковое врамках другой. В этой связи правовое регулирование прокурорской деятель-ности в рамках конкретных отраслей должно носить полностью самостоя-тельный характер, т.е. предмет, пределы и правовые средства надзора долж-ны в каждом случае определяться исчерпывающим способом отдельно при-менительно к каждой отрасли прокурорского надзора.Что же касается отраслевого преломления в ходе фактической деятельности,то преломляться и перетекать из одного направления в другое может конкретныйвид прокурорской деятельности (отдельное производство или какая-нибудь инаяфактическая деятельность). Отрасли, будучи абстрактными конструкциями, ос-таются так же, как и функции, неизменными, поскольку служат формами отра-жения указанных видов прокурорской деятельности. В этой связи вести речь оперетекании

Ключевые слова

отрасли прокурорского надзора, предмет и пределы надзора, правозащитная прокурорская деятельность, prosecutor's supervision branches, prosecutor's supervision subject and frames, prosecutor's human rights protection

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Воронин Олег ВикторовичНациональный исследовательский Томский государственный университетдоцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Юридического институтаninorov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Бессарабов В.Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722-2002 гг.): история, события, люди. М., 2003.
Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор. М.: Проспект, 2006.
Конин Н.М. Административное право России. М.: Юристъ, 2004.
Контрольные органы и организации России: учеб. / под ред. А.П. Гуляева. М., 2000.
Крюков В.Ф. Курс лекций по прокурорскому надзору в Российской Федерации: учеб. Курск: ГУ ИПП, 2000.
Ломовский В.Д. Прокурорско-надзорные правоотношения. Ростов н/Д: Ростовский ун-т, 1987.
Мелкумов В.Г. Вопросы теории и практики общего надзора прокуратуры. Душанбе: Ирфон, 1965.
Прокурорский надзор: курс лекций и практикум / под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2000.
Прокурорский надзор: учеб. / под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2009.
Прокурорский надзор: учеб. / под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Норма, 2008.
Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2003.
Рябцев В.П. Прокурорский надзор: курс лекций. М.: Норма, 2006.
Шалумов М.С. Система функций российской прокуратуры. Кострома, 2003.
 О современном содержании прокурорского надзора | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 4 (6).

О современном содержании прокурорского надзора | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 4 (6).

Полнотекстовая версия