В статье рассматриваются вопросы управления деятельностью по предупреждению региональной преступности, прогнозирование преступности в регионе, а также организация работы правоохранительных органов по повышению эффективности предупредительной деятельности.
On the problem of regional crime prevention.pdf Как известно, в последние годы возрастает значимость научного подхода к управлению теми социальными процессами, которые являются непосредственной сферой приложения управляющих воздействий со стороны правоохранительных органов. Совершенствование организации работы становится необходимым условием повышения результативности их деятельности по предупреждению преступности. Интересы эффективного функционирования системы правоохранительных органов обусловливают необходимость формирования самостоятельной по ее целевой направленности теории организации управления в сфере правоохранительной деятельности, органической частью которой становится теория научной организации управления в сфере общественных отношений, складывающихся при реализации правоохранительными органами основных функций (задач) по борьбе с преступностью. Упрощая суть проблемы, эту теорию уже называют научной организацией. И конечно, в ее рамках должны найти свое решение проблемы организации работы правоохранительных органов по предупреждению преступности. Понятие организации наиболее просто характеризуется словами «думай перед тем, как надо действовать» [1. С. 165-166]. Очевидно, это относится к любому виду деятельности и, несомненно, к организации предупреждения преступлений. Понятия «организация» и «управление» недопустимо отрывать друг от друга, в том числе в области предупреждения преступлений. Здесь, как и в других сферах, управление и организация связаны между собой, находятся в прямой зависимости друг от друга, и чем теснее связь между ними, тем эффективнее их результаты. Организация - одна из функций управления в сфере предупреждения региональной преступности. Управление деятельностью по предупреждению региональной преступности, по нашему мнению, состоит из следующих элементов: определения целей управления, прогнозирования преступности; анализа информации о состоянии преступности; планирования мероприятий, обеспечивающих достижение установленных целей; учета выполнения управленческих решений; корректировки заданий при изменении условий; выявления новых потребностей управляющей системы, неиспользованных резервов; изучения и внедрения положительного опыта. Важнейшими функциями (стадиями, элементами) организации предупреждения региональной преступности, по нашему мнению, является анализ, прогнозирование и планирование, которые нуждаются в научном исследовании. Отсюда вытекает значимость разработки всесторонне обоснованных решений в правоохранительных органах на основе глубокого и тщательного анализа и криминологического прогнозирования региональной преступности. В настоящее время задачей первостепенного значения становится повышение научного уровня планирования предупреждения преступности, которое в большой степени зависит от всестороннего ее анализа и прогнозирования. Вопрос о соотношении криминологического анализа, прогнозирования и планирования в системе научной организации управления в правоохранительных органах имеет не только научное, но и практическое значение, так как от этого во многом зависит их дальнейшая более углубленная научная разработка и наиболее эффективное использование рекомендаций ученых в практической работе. Необходимо отметить, что одним из основных направлений по повышению эффективности управления, в частности, в уголовно-исполнительной системе, предусмотренной Концепцией её развития до 2020 г., является обеспечение приоритетности диссертационных исследований, направленных на научный анализ актуальных проблем практической деятельности учреждений и органов уголовно- исполнительной системы [2]. Большинство авторов при рассмотрении элементов (функций, стадий) управленческого цикла так или иначе решают вопрос о смысле в нем функции оперирования информацией. Независимо от того, выделяют авторы или нет в качестве самостоятельного элемента управленческого цикла сбор, обработку и анализ информации, исследователи отмечают, что информационные процессы пронизывают весь управленческий цикл [3. С. 46]. Как анализ, так и криминологическое прогнозирование не существуют сами по себе, а взаимодействуют друг с другом, повышают научный уровень планирования. С помощью анализа изучаются в полном объеме состояние преступности в регионе (республике, области, крае, районе, населенном пункте) и результаты борьбы с ней. На основании этого планируются мероприятия по предупреждению преступности как в настоящее время (текущее планирование), так и в будущем (перспективное планирование), где криминологическое прогнозирование является необходимым. Криминологический прогноз как бы приближает эти рассчитанные на перспективу планируемые мероприятия к действительной обстановке, которая сложится только через пять и более лет. Он дает возможность заранее предусматривать меры по нейтрализации нежелательного развития такого отрицательного явления, как преступность, от успешной борьбы с которой во многом зависит эффективность работы правоохранительных органов по укреплению правопорядка в целом. Между анализом и прогнозированием имеется тесная связь. С помощью анализа выявляются важные тенденции и закономерности, присущие преступности в регионе, которые используются при ее прогнозировании, а с помощью прогноза получают информацию о будущем состоянии преступности (ее структуре, динамике и т. д.). С учетом этих данных формируются перспективные планы, в которых предусматриваются конкретные задания и меры по предупреждению преступности в регионе. Анализ способствует выявлению нерешенных вопросов, резервов дальнейшего совершенствования предупредительной работы, судебной практики и уголовно-исполнительного процесса, совершенствования организации, форм и методов работы правоохранительных органов [4. С. 61-62]. Анализ, прогнозирование и планирование - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные, элементы организации работы правоохранительных органов, каждый из которых играет важную роль в предупреждении преступности в отдельном регионе. С помощью анализа изучается состояние преступности в каждом регионе страны, исправительном учреждении, а также результаты проводимых предупредительных мероприятий. На основании полученных данных в результате криминологического анализа и прогнозирования планируются мероприятия по повышению их эффективности воздействия на преступность в регионах страны. Анализ также способствует выявлению нерешенных вопросов, резервов улучшения предупредительной работы, судебной практики и уголовно-исполнительного процесса с осужденными, совершенствованию организации, форм и методов работы органов полиции. Криминологическое прогнозирование не только дает информацию о будущем состоянии преступности в регионе, но и вооружает практических работников правоохранительных органов сведениями о выборе целесообразных средств и методов борьбы с ней. Это помогает правоохранительным органам наметить наиболее эффективные предупредительные мероприятия, которые в большинстве своем реализуются в перспективных планах. При вынесении приговора преступнику суд определяет наказание, интуитивно представляя будущее поведение данного лица и возможности его исправления. Однако такой интуитивный прогноз не может явиться научной основой планирования мер по предупреждению преступности в регионе, так как он не основан на применении специального аппарата прогностики. Научное и практическое значение криминологического прогнозирования состоит в том, что оно дает опережающую время информацию о состоянии преступности в регионе, в том числе и ее отдельных видов (рецидивной преступности, преступности несовершеннолетних и т.д.). Тем самым оно способствует определению основных направлений деятельности государственных, в том числе правоохранительных, органов и общественности по предупреждению преступлений. Криминологическое прогнозирование должно опираться не только на закономерности, присущие преступности или отдельных ее видов, но и учитывать социальные процессы в жизни общества, что естественно повышает обоснованность и точность криминологического прогноза и способствует разработке более эффективных и действенных предупредительных мер. Государственные и правоохранительные органы должны знать тенденции развития преступности, чтобы заранее спланировать систему предупредительных мер, нейтрализующих это общественно опасное явление. Криминологический прогноз, в отличие от плана предупредительных мероприятий, не предусматривает непосредственного воздействия на преступность в регионе. Основная его задача - способствовать повышению научного уровня и, следовательно, эффективности планирования и применения иных управленческих решений. Научное прогнозирование выступает не только элементом планирования предупреждения преступности в регионе, но и процесса выработки любого оптимального управленческого воздействия на преступность. Принимая то или иное управленческое решение, необходимо предвидеть, какие последствия повлечет за собой его реализация, в каком направлении будет развиваться система, как на это решение отреагирует объект управления или среда его функционирования. Кроме прогностической информации для составления плана предупредительных мероприятий используется много и других данных. При этом следует отметить, что необходимость в прогнозе возникает не только при составлении планов, но и при контроле за их выполнением и уточнением. Если прогнозирование общественных процессов и социальных проблем, одной из которых является региональная преступность, носит предположительный, рекомендательный характер, то планирование предупредительных мероприятий отличается конкретностью и директивностью. Планы определяют сроки выполнения мероприятий, отчет о проделанной работе, источники финансирования, исполнителей и т. д., в то время как прогноз может лишь наметить несколько вариантов развития будущего состояния преступности и ее составляющих элементов в регионе. Прогнозирование преступности в регионе - это научное определение тенденций и закономерностей ее развития. Прогнозы должны выполнять свою основную функцию - способствовать повышению научной обоснованности планов по предупреждению региональной преступности. Таким образом, анализ и прогноз играют основную роль в повышении научной обоснованности планируемых мероприятий по предупреждению региональной преступности. По нашему мнению, в организации предупреждения преступности в регионах страны следует исходить из принципиального положения о том, что преступность не уничтожается, а контролируется и сдерживается правоохранительными органами. Поэтому сам процесс предупреждения преступности в регионе следует понимать как удержание, локализацию ее на определенном уровне. Не стоит забывать и о двойственном характере самой преступности. С одной стороны, это порождение социальной сферы, а с другой - результат воздействия на нее государственных и в первую очередь правоохранительных органов, от эффективной организации работы которых зависит в значительной степени состояние преступности в каждом отдельном регионе страны. Следует подчеркнуть, что региональная преступность производна от состояния и уровня преступности в масштабе страны. Поэтому изменения параметров региональной преступности связаны с изменениями параметров всероссийской преступности. Однако следует заметить, что предупреждение преступности - это воздействие не на саму преступность, а на ее причины и условия, ей способствующие. Реальное воздействие на преступность связано со всеми теми социальными процессами и явлениями, которые ее продуцируют. Предупреждение преступности в регионе - это комплексная система, включающая в себя объект предупреждения, его основные уровни и формы, меры предупредительного (профилактического) воздействия, субъектов, осуществляющих предупредительную работу. Любая деятельность, в том числе предупредительная, становится тем успешнее, чем более тщательно при ее осуществлении будут просчитаны все возможные изменения и чем точнее в связи с этим будут запланированы и осуществлены мероприятия, реализующие основное содержание и направленность этой деятельности. Становится очевидным, что сама по себе правоохранительная деятельность без управляющего воздействия на нее не может иметь видимой перспективы на улучшение криминальной обстановки и не способна радикально влиять на количественное изменение преступности [5. С. 5]. Как справедливо подчеркивает Г. А. Аванесов, «... любая организаторская деятельность направлена на создание условий для осуществления тех или иных видов работ. Решающим звеном всякой деятельности является организация... Организация, исполнение организаторских функций характерны для всех видов деятельности. имеется в виду организованный способ деятельности» [6. С. 452]. Повышение эффективности предупредительной деятельности во многом зависит от правильной организации работы правоохранительных органов, координации межведомственного взаимодействия, обеспечения их участия в проведении комплексных предупредительных мероприятий. На конечный результат существенное влияние оказывают вопросы повышения профессионального мастерства сотрудников, совершенствование индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на оперативно-профилактических учетах, укрепление взаимодействия с государственными органами, прежде всего с органами образования, социальной защиты населения, занятости, комиссиями по делам несовершеннолетних при главах исполнительной власти и т.д. Совокупность организационных мероприятий по предупреждению региональной преступности предполагает: - активизацию деятельности правоохранительных органов, вовлечение в процесс предупреждения всех государственных органов и общественных институтов; - разработку мер, обеспечивающих взаимодействие между службами не только органов внутренних дел (полиции), но и другими государственными органами и общественными организациями; - определение на территории регионов основных направлений предупредительной деятельности с учетом глубокого анализа причин совершения преступлений, условий, им способствующих (преступности несовершеннолетних, рецидивной (профессиональной) преступности, наркопреступности, преступности в сфере семейно-бытовых отношений, краж и т. д.); - повышение профессионального мастерства сотрудников, принимающих участие в противодействии региональной преступности.
Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1972. 232 с.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
Артемьев Н.С. Организация борьбы с рецидивной преступностью: учеб. пособие. М.: МУ при ГУК МВД России, 1997. 134 с.
Горожанин А.В., АртемьевН.С., НекрасовА.П. Роль исправительных учреждений в борьбе с рецидивной преступностью. Самара, 2005. 234 с.
Программно-целевое планирование борьбы с преступностью. М., 1996. 167 с.
Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. 546 с.