Переселение защищаемых лиц на другое место жительства: новое в применении меры государственной зашиты
В статье дается анализ новых изменений и дополнений в правовые акты, регламентирующие применение одной из мер безопасности - переселение защищаемого лица, содействующего уголовному судопроизводству, в другое временное место жительства. Отмечено, что в целом новеллы устанавливают финансовые и иные гарантии при переселении защищаемого лица на другое временное место жительства. Показаны проблемы применения этой меры безопасности.
Rehousing of people under protection: new aspects of application of state protection measures.pdf Применение мер государственной защиты в отношении участников, содействующих уголовному правосудию, в Российской Федерации реализуется на основании принятого 20 апреля 2004 г. Федерального закона № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [1]. Закрепление в законе как одной из мер защиты переселения защищаемого лица в другое место жительства не было достаточным условием для ее реализации в правоприменительной практике. В этой связи для более подробного регулирования переселения защищаемых лиц 21.09.2012 г. было принято отдельное Постановление Правительства Российской Федерации № 953 «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [2]. Позволим себе сразу обратить внимание на хронологию принятия перечисленных нормативных актов: более 8 лет потребовалось законодателю для регламентации механизма применения отдельной меры государственной защиты. Можно попытаться найти объяснения такой медлительности (отсутствие достаточного финансирования и т.п.), однако фактически до вступления правительственного постановления в силу реальное применение этой меры защиты было затруднительным. 30 января 2015 г. Правительство принимает новое Постановление № 76 «О внесении изменений в Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [3], которое вступило в силу с 12 февраля 2015 г. Отметим, что подобные изменения вносились и ранее в этот документ на основании Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 № 411 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [4]. Оно внесло изменения в п. 11 Правил, исключив слова «страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте» из перечня видов расходов, которые ранее не компенсировались защищаемому лицу. Изменения установили возможность получения такой компенсации в случае, если защищаемое лицо уплачивало этот взнос. Кроме того, в названии документа (Постановления), как это видно, использован термин «меры безопасности», тогда как в Федеральном законе № 119-ФЗ используется иная терминология - «меры государственной защиты», под которыми понимаются и меры безопасности (ст. 6), и меры социальной поддержки (ст. 15). Последние изменения внесли коррективы в раздел III «Переселение на другое временное место жительства» [3], а точнее он действует уже в новой редакции. Всего в Правилах три раздела: I. Общие положения, II. Переселение на другое постоянное место жительства и III. Переселение на другое временное место жительства. В целом новеллы устанавливают финансовые и иные гарантии при переселении защищаемого лица на другое временное место жительства. Так, на основании п. 33 Правил ему со дня прибытия на другое временное место жительства ежемесячно выплачивается материальная помощь в размере 1,5-кратного прожиточного минимума на дату подачи в установленном порядке заявления о выплате материальной помощи по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации. Эти выплаты осуществляются за счет средств, предусмотренных на осуществление данной меры безопасности Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы» [5]. Отметим, что эта программа - уже третья по счету начиная с 2006 года [6, 7]. В разделе IV Программы определена сумма финансирования на осуществление мер государственной защиты - 1405,55 млн руб., в том числе: применение мер безопасности - 1384,3 млн руб.; применение мер социальной поддержки - 21,25 млн руб. Эта сумма равномерно распределена на все 5 лет ее действия - 281,11 млн руб. ежегодно. Конкретику этого финансового обеспечения мер безопасности можно обнаружить в Приложении № 1 «Мероприятия государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы» Программы. К нашему сожалению, в этом Приложении не указана конкретная цифра запланированных расходов, связанных с компенсацией защищаемому лицу его переезда на другое временное место жительства. Дело в том, что в Приложении № 1 вся сумма расходов распределена равномерно по годам, но по-разному распределяется среди органов, осуществляющих меры безопасности. В Приложении № 2 «Распределение затрат между участниками Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы» установлено, что МВД России выделено 637,5 млн руб., ФСБ России - 425 млн руб., Минобороны России - 19,15 млн руб., ФСКН России - 195,5 млн руб., ФСИН России - 88 млн руб., ФТС России - 19,15 млн руб. и Роструд - 21,25 млн руб. Принятие правовых актов, предусматривающих реализацию конкретных мер безопасности, накладывает на различные государственные органы конкретные обязанности. В этой связи, как представляется, может обнаружиться межведомственная проблема согласованности действий, организации сложного процесса реализации конкретной меры безопасности. На актуальность этого и иных аналогичных вопросов неоднократно обращалось внимание ученых [8. С. 7-11; 9. С. 79-80; 10. С. 69; 11. С. 14; 12. С. 289; 13. С. 44]. Кроме того, на актуальность изучения межотраслевых и межведомственных проблем обеспечения государственной защиты и безопасности участников уголовного судопроизводства указывает Постановление Правительства РФ от 05.09.2014 № 898 «О внесении изменения в Государственную программу «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы» [5]. В частности, оно дополняет раздел IV Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы» новым абзацем: «В целях реализации Программы и координации деятельности ее участников Правительство Российской Федерации создает межведомственную рабочую группу (курсив наш. -А.Д.) из представителей федеральных органов исполнительной власти - участников Программы». Обратим внимание, что Роструд, указанный в Приложении № 2 Правил, отсутствует в перечне органов, ответственных за реализацию мероприятий Приложения № 1. Вызвано это тем, что на него возложена реализация мер социальной поддержки в виде компенсирования членам семьи защищаемых лиц материальных затрат (п. 2 Приложения № 1). На эти меры (социальной поддержки) государством выделена сумма 21, 25 млн руб. на весь пятилетний срок действии Программы, т. е. равномерно и ежегодно будет выделяться 4,25 млн руб. на все факты переселения защищаемых лиц в другое временное место жительства. Поскольку мерилом определения материальной помощи защищаемому лицу является величина прожиточного минимума, позволим на него обратить внимание. По действующему законодательству величина прожиточного минимума определяется соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации. Так, например, за III квартал 2014 г. Правительством Российской Федерации установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения 8 086 руб., для трудоспособного населения - 8 731 руб., пенсионеров - 6 656 руб., детей - 7 738 руб. [14]. В этой связи при исчислении выплаты защищаемому лицу может возникнуть вопрос, о какой сумме должна идти речь, если в правовом документе, устанавливающем величину прожиточного минимума, указаны три величины сумм, за исключением детей: 1) в целом по Российской Федерации на душу населения 8 086 руб.; 2) для трудоспособного населения - 8 731 руб.; 3) пенсионеров - 6 656 руб. В п. 33 указано, что такой размер исчисляется исходя из «прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации». Представляется логичным, если защищаемое лицо является трудоспособным, оно может претендовать на получение материальной помощи 13 096,5 руб. (в полуторном размере от 8 731 руб.), а если находится на пенсии - 9 984 руб. (от 6 656 руб.). С другой стороны, при буквальном толковании содержания п. 33 Правил можно прийти и к другому выводу: исчислять ежемесячную материальную помощь защищаемому лицу исходя из формулировки «в целом по Российской Федерации на душу населения 8 086 руб.», в полуторном размере, что меньше предыдущей суммы. Как видно, возникает достаточное количество вопросов о различном толковании положений Правил. Если взять за основу защищаемое лицо как трудоспособного человека, находящегося под государственной защитой в связи с содействием уголовному правосудию и переселенного на другое временное место жительства, попробуем подсчитать, в какую сумму он и его семья обойдутся государству в течение года. Итак, величина ежемесячной материальной помощи составляет 13 096,5 руб., а за год сумма составит 157 158 руб. Если у защищаемого лица есть супруга (супруг), то эта сумма удваивается, а в случае наличия одного ребенка - увеличивается еще на 139 284 руб. (7 738 руб.х1,5х12 мес). Сложение трех величин составит сумму 453 600 руб. за год только на одно защищаемое лицо, его супругу (супруга) и одного ребенка. Учитывая выделение государством финансов на год в сумме 4,25 мнл руб., можно посчитать, что эта сумма может полностью покрыть расходы только в отношении 9 (точнее, на 9,37) защищаемых лиц и членов их семей при применении этой меры безопасности. Конечно же эта сумма, по нашему мнению, ничтожно мала и не сможет гарантировать достаточную выплату материальной помощи всем лицам, содействующим уголовному правосудию, подвергающимся угрозе противоправного воздействия и нуждающимся в переселении. Как результат - применение переселения защищаемого лица в другое временное место жительства в практике правоприменителям реализовать будет крайне затруднительно. Можно предположить, что эта мера безопасности, как это следует из ее наименования, носит временный характер и она может осуществляться непродолжительное время, например, месяц или несколько месяцев. В этом случае если она реализуется месяц, то количество защищаемых лиц, имеющих двух членов семьи, может увеличиться в 12 раз - 108 человек. Согласно официальным данным, в период с 2006 по 2008 г. было осуществлено около 4 000 мер безопасности. Тогда как только в 2011 г. более 2 500 участников уголовного судопроизводства было задействовано в программных мероприятиях, что на 7% больше, чем в 2010 г. В отношении их было осуществлено более 4 400 мер безопасности (на 9% больше, чем в 2010 г.). Преимущественно применялись такие меры безопасности, как «личная охрана, охрана жилища и имущества» и «временное помещение в безопасное место». В ходе реализации Программы 2014-2018 гг. планируется применение мер государственной защиты в отношении свыше 20 тысяч участников уголовного судопроизводства [15]. Как видно, дорогостоящие меры безопасности практически малоприменимы, тем не менее прогноз обеспечения безопасности значительного количества защищаемых лиц вселяет некоторый оптимизм. Положительным в Государственной программе 2014-2018 гг. представляется определение одного государственного органа, которому выделяются финансы, - Роструд. В отличие от реализации иных мер безопасности выделение финансирования реализующих эту меры правоохранительных органов осуществляется неравномерно. Временное перемещение защищаемого лица в безопасное место за пределы Российской Федерации как самостоятельная мера защиты предусмотрено в п. «а» ч. 1 ст. 4 «Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства», заключенного в г. Минске 28.11.2006 [16]. Соглашение подписано Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Украиной и ратифицировано Российской Федерацией 25.12.2008 г. на основании Федерального закона № 275-ФЗ [17]. По мнению М.В. Жернового и А.Н. Сухаренко, это Соглашение в числе прочих закладывает прочный правовой фундамент «межгосударственного сотрудничества в борьбе с различными проявлениями организованной преступности» [18. С. 38]. Обратим внимание на теоретическую возможность действия данного Соглашения. В этой связи пока не совсем понятно, какие средства финансирования предполагаются государствами, в частности, со стороны Российской Федерации. В некоторой степени вопросы финансирования отражены в Соглашении. Так, в ч. 2 ст. 28 указывает, что «расходы, связанные с осуществлением мер защиты, несет запрашивающая Сторона», т.е. сторона, в которой защищаемое лицо содействует уголовному правосудию. Вместе с тем «в целях реализации настоящего Соглашения запрашиваемая Сторона может оказать безвозмездную помощь запрашивающей Стороне» (ч. 3 ст. 28 Соглашения). Вместе с тем действующая Государственная программа «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 20142018 годы» направлена на реализацию положений Федерального закона № 119-ФЗ, который прямо не устанавливает возможность перемещения защищаемого лица с целью его защиты в сопредельные государства с предоставлением ему временного или постоянного места жительства. Следовательно, она не распространяется на иные, кроме положений Закона № 119-ФЗ, правовые акты, в том числе и Соглашение. Решение данной проблемы возможно путем распространения Государственной программы на положения Соглашения. На это и направлен проект Постановления Правительства РФ «Об обеспечении мер защиты, предусмотренных Соглашением о защите участников уголовного судопроизводства от 28 ноября 2006 года» [15].
Ключевые слова
security,
participants of criminal proceedings,
rehousing,
fight against crime,
protection of witnesses,
an injured person,
борьба с преступностью,
потерпевший,
безопасность,
переселение,
участники уголовного процесса,
защита свидетелейАвторы
Дмитриева Анна Александровна | Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск) | доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики | annadm@bk.ru |
Всего: 1
Ссылки
Жерновой М.В., Сухаренко А.Н. Проблемы борьбы с организованной преступностью в СНГ // Российская юстиция. 2012. № 6. С. 37-40.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 275-ФЗ «О ратификации Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6230.
Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства (Заключено в г. Минске 28.11.2006). Азербайджан. Армения. Белоруссия. Казахстан. Киргизия. Россия. Таджикистан. Украина // Собрание законодательства РФ. 2010 г. № 5. Ст. 460.
Проект Постановления Правительства РФ «Об обеспечении мер защиты, предусмотренных Соглашением о защите участников уголовного судопроизводства от 28 ноября 2006 года» (по состоянию на 24.01.2014) (подготовлен МВД России) [Электронный ресурс]. URL: http://regulation.gov.ru/project/11276.html (дата обращения: 03.02.2015).
Постановление Правительства РФ от 05.12.2014 № 1321 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2014 г.» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 50. Ст. 7107.
Брусницын Л.В. О компетенции должностных лиц и иных субъектов при обеспечении безопасности граждан, содействующих уголовному правосудию // Государство и право. 2000. № 2. С. 44-48.
Зайцев О.А. Правовое регулирование и механизмы государственной защиты участников уголовного судопроизводства в российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве. 2002. № 1. С. 285-304.
Епихин А.Ю. К вопросу о безопасности защищаемых лиц в уголовном процессе // Российский следователь. 2002. № 2. С. 14-15.
Епихин А.Ю. Общие условия эффективности функционирования безопасности личности в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. 2003. № 4. С. 69-70.
Зайцев О.А. Концепция государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 3. С. 77 - 81.
Краснова К.А., Агапов П.В. Проблемы межведомственного взаимодействия подразделений государственной защиты и следователей при осуществлении мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства // Российский следователь. 2014. № 7. С. 7 - 11.
Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 № 792 (ред. от 16.12.2013) «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 41. Ст. 4778.
Постановление Правительства РФ от 10.04.2006 № 200 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 16. Ст. 1739
Постановление Правительства РФ от 13.07.2013 № 586 (ред. от 05.09.2014) «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 29. Ст. 3965.
Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 411 (ред. от 27.11.2014) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 20. Ст. 2504.
Постановление Правительства РФ от 30.01.2015 № 76 «О внесении изменений в Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.02.2015).
Постановление Правительства РФ от 21.09.2012 № 953 (ред. от 14.05.2013) «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 39. Ст. 5290.
Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.