Участие общественности в подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы и их социальной адаптации | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2015. № 4(18).

Участие общественности в подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы и их социальной адаптации

В статье рассматриваются положения уголовно-исполнительного законодательства России, законодательства об общественном контроле, регионального законодательства об участии общественных объединений в исправлении осужденных, находящихся в местах лишения свободы, и их социальной адаптации после освобождения из исправительных учреждений. Автор указывает на слабую проработанность существующей правовой базы, регламентирующей эти вопросы на федеральном уровне, а также отмечает недостатки принятых на региональном уровне соответствующих законов и программ. В статье формулируются предложения по совершенствованию правового обеспечения участия общественных объединений в социальной адаптации освобождаемых из мест лишения свободы в России.

Public involvement in preparations for the release of convicts from prisons and their social adaptation.pdf Исправление осужденного в местах лишения свободы всегда было и будет предпосылкой его успешной адаптации в обществе после отбывания наказания. Невозможно осуществить ресоциализацию осужденного в условиях изоляции от общества, ибо восстановление утраченных этим лицом социальных связей, а кроме того и формирование отдельных социальных связей, которые отсутствовали у него до осуждения, может происходить только при возвращении его в социум. Важную роль в деле исправления осужденных играет подготовка их к освобождению из мест лишения свободы. Как верно отмечают отдельные авторы, эта подготовка своим содержанием должна быть направлена на выработку у осужденных объективной способности социализироваться после освобождения и субъективной готовности это сделать [1]. Глава 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ регламентирует общественные отношения, возникающие между государством и осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, в том числе в виде лишения свободы. Рассматриваемые отношения связаны с подготовкой осужденного к освобождению на стадии отбывания наказания, а также выбытием осужденного из исправительного учреждения и проездом до выбранного места жительства. Подготовка осужденного к освобождению осуществляется группой социальной защиты осужденных, которая в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти. Порядок подготовки осужденных к освобождению из мест лишения свободы подробно определен Приказом Министерства юстиции РФ от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» [2] (далее - ведомственный приказ, инструкция). Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, начинается не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы. Такой существенный временной период подчеркивает необходимость выполнения значительного числа мероприятий, предполагающих широкий круг условий, предопределяющих реальную социализацию освобождаемых. Во-первых, сотрудники исправительного учреждения обязаны провести беседу с каждым освобождаемым осужденным. Её содержанием является выяснение вопросов о выбранном месте проживания и конкретных условиях такого места, намерениях работать и (или) учиться, связях с родственниками и характере взаимоотношений с ними, иных жизненных планах, готовности к самостоятельному обеспечению жизнедеятельности на свободе. В ходе беседы, исходя из конкретных обстоятельств, освобождаемому может быть разъяснена целесообразность возвращения к месту прежнего проживания и на предприятие (в организацию, учреждение), где он работал до осуждения. Проведенный в рамках проекта Томского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Совет общественных наблюдательных комиссий» опрос осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в Томской области, и сотрудников группы социальной защиты осужденных показывает, что подавляющее большинство осужденных собираются приступить к трудовой деятельности после освобождения (65%), «устроить личную жизнь в семье» (60%), каждый третий - приобрести собственное жилье, каждый десятый - получить другое образование или профессию. Во-вторых, проведение занятий с освобождающимися осужденными в Школе подготовки осужденных к освобождению. Названное выше исследование показывает, что большая часть опрошенных (62%) считают полученную в Школе информацию полезной отчасти или полезной - 17 и 45% соответственно. Это свидетельствует о востребованности и достаточной эффективности данной формы ресоциализации. В-третьих, получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства. Опрос осужденных, проведенный в рамках указанного проекта, также показал, что после освобождения они чаще всего нуждаются в материальной помощи (30%), в содействии их трудоустройству (33%), в поиске жилья (15%). Вместе с тем при проведении исследования выяснилось, что в качестве основного источника постпенитенциарной адаптации большая часть осужденных рассматривают свои собственные силы (57%). Вторым по значимости источником социализации для опрошенных лиц выступают родственники, семья: на их помощь рассчитывают 31% респондентов. Около 5% осужденных полагаются на помощь специализированных служб. В этой связи в рамках социологического исследования была изучена осведомленность отбывающих наказание лиц о службах поддержки освободившихся из мест лишения свободы. Лидером по осведомленности выступил Центр занятости населения - о его деятельности знают 60% опрошенных. О деятельности центров социальной адаптации и социальной защиты населения знают только 24% респондентов. Как представляется, именно слабой осведомленностью о существовании центров социальной адаптации и социальной защиты населения и их возможностей по оказанию помощи объясняется незначительное число адресных заявлений осужденных. В-четвертых, рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным после их освобождения. На этом этапе подготовки осужденных к освобождению администрация исправительных учреждений чаще всего обращается с запросами в различные инстанции. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 № 1877-р внесены некоторые изменения в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., принятую Правительством РФ 14 октября 2010 г. В том числе изменения касаются проведения мероприятий, направленных на подготовку осужденного к освобождению и последующей адаптации в обществе. Речь идет о двух блоках таких мероприятий. Первый блок мероприятий включает предоставление лицам, заканчивающим отбывание длительных сроков лишения свободы, возможности прохождения специального тренинга, включающего широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни, а для некоторых категорий осужденных - предоставление возможности перевода в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства. Второй блок мероприятий касается создания условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, создание которой, кстати, было предусмотрено еще в 2008 г. в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Правительством Российской Федерации. Следует, прежде всего, заметить, что о приведеннных новеллах говорится в форме предположений, без указания конкретных (возможных) сроков внедрения их в практику уголовно-исполнительной системы, учитывая оставшийся незначительный срок реализации Концепции. Кроме того, неясно, какие субъекты будут осуществлять указанный специальный тренинг и какими будут принципы взаимоотношения будущей службы пробации с администрацией исправительных учреждений по вопросам подготовки содержащегося в местах лишения свободы осужденного к освобождению. Столь же неконкретной выглядит ссылка на длительность срока отбываемого наказания, хотя, как представляется, упор нужно делать как на срок отбытого наказания осужденным (объективный фактор), так и на степень проявления его асоци-альности (субъективный фактор). В своем системном виде эти факторы будут взаимосвязаны с фактором объективной способности осужденного социализироваться после освобождения и фактором субъективной готовности это сделать, о которых говорят отдельные ученые. Ведомственная Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, возлагает организацию и осуществление мероприятий по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из исправительных учреждений, только на сотрудников группы социальной защиты осужденных, начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных уголовно-исполнительных подразделений. При этом для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам могут привлекаться, при наличии возможностей, специалисты территориальных социальных служб. К числу основных задач группы социальной защиты относится также задача привлечения общественности к решению социальных проблем осужденных, в том числе в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из исправительного учреждения. Вместе с тем структуру общественности (виды общественных организаций), привлекаемой для решения этих проблем, организационно-правовые формы, а также порядок их задействования ведомственный акт не предусматривает. Так, в ст. 21 Закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее - Закон об общественном контроле) закрепляется возможность общественных объединений создавать условия для адаптации лиц, находящихся в местах принудительного содержания, к жизни в обществе [3]. Однако конкретно называется лишь такая форма участия общественных объединений в решении рассматриваемых вопросов, как общественные наблюдательные комиссии. Также указываются и общественные советы при Федеральной службе исполнения наказаний и её территориальных органов, но их роль ограничена координацией взаимодействия с общественными институтами. Помимо этого, как отмечают некоторые авторы, нормативно-правовые акты не определяют даже в общем виде порядок участия общественных организаций в целях оказания социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними [4. С. 25]. Тем не менее на практике просматриваются определенные направления участия общественности в создании условий для исправления осужденных в местах лишения свободы. Для целей выработки объективной способности осужденного к жизни в обществе после освобождения большую роль играют имеющиеся у него образование и профессиональные навыки. В настоящее время в условиях сокращения в уголовно-исполнительной системе России профессиональных училищ, снижения уровня трудовой квалификации осужденных и стандартного набора получаемых ими профессий говорить об успешной работе исправительных учреждений по формированию объективной способности осужденного к социализации после освобождения не приходится. Для устранения данной ситуации необходимо предусмотреть в УИК РФ возможность выезда осужденных за пределы исправительных учреждений в целях получения образования в общегражданских образовательных учреждениях (ст. 97 УИК РФ). Более того, требуется межведомственная программа профессиональной подготовки осужденных в исправительных учреждениях, которая должна предполагать участие в её реализации как государства, так и общества, в том числе бизнеса. Реализация этой программы позволит формировать в рамках уголовно-исполнительной системы квалифицированные рабочие кадры, востребуемые на рынке труда, и создать тем самым условия для предупреждения рецидива преступлений. Воспитание у осужденных готовности к социализации после освобождения зависит от стимулирования их правомерного поведения еще при отбывании лишения свободы. Реализуемая в исправительных учреждениях России система «социальных лифтов» в полной мере может обеспечить это стимулирование, если в качестве поощрения рассматривать не только улучшение содержания осужденных за послушное поведение (это обеспечивает лишь увеличение «послушных осужденных», но не законопослушных, активных и ответственных граждан). Необходимо видоизменить систему поощрения путем включения в число показателей законопослушного поведения осужденных таких обстоятельств, как получение профессии (совершенствования в ней) и участие в программах ресоциализации, которые предлагают общественные организации, что сделает названную систему более прогрессивной. Разумеется, в этом случае названные обстоятельства приобретут характер поощрения осужденного. Существующий на федеральном уровне пробел в регламентации вопросов участия общественности в ресоциализации осужденных стремятся восполнить субъекты Российской Федерации, которые по поручению Президента Российской Федерации принимают соответствующие законы [5], а также утверждают региональные программы [6-8]. Однако нельзя не заметить, что в существовавших ранее и действующих сейчас региональных документах отражаются только направления и формы взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с территориальными органами федеральных органов государственной власти, подведомственными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, а также с органами местного самоуправления. Другими словами, для решения значительного комплекса вопросов адаптации осужденного задействованы только властесодержащие связи. Соответствующие отношения возникают лишь между двумя субъектами: государственным (муниципальным) органом и осужденным. Кроме того, общим недостатком принятых на региональном уровне программ является то, что они в большей мере касаются лиц, освобожденных из мест лишения свободы, нежели осужденных, отбывающих наказание и готовящихся к освобождению. В числе субъектов общественных отношений по оказанию социальной помощи осужденным в федеральных нормативно-правовых актах и нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации до настоящего времени не представлены широко научно-исследовательские и высшие учебные образовательные учреждения. В упомянутом распоряжении Правительства РФ, в ред. от 23.09.2015 № 1877, содержатся положения, указывающие на использование потенциала научно-исследовательских и образовательных организаций высшего образования в реализации Концепции. Однако акцент делается, во-первых, на НИИ и вузы Федеральной службы исполнения наказаний; во-вторых, на единственную форму задействования их возможностей, а именно для целей научного анализа актуальных проблем практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Таким образом, планомерная подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в условиях изоляции, служит решению двух взаимосвязанных задач. Первая из них состоит в создании объективных и субъективных основ ресоциализации таких лиц, а вторая позволяет успешно добиваться исправления осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Однако важной предпосылкой решения и той, и другой задачи, на наш взгляд, выступает участие в процессе подготовки осужденного к освобождению таких субъектов, как научные, образовательные учреждения, а также различные по своей направленности общественные организации.

Ключевые слова

уголовно-исполнительное право, общественный контроль, места принудительного содержания, подготовка к освобождению, социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы, penal law, public control, detention facilities, preparations for release from prisons, social adaptation of those released from prisons

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Князьков Алексей СтепановичТомский государственный университетдоктор юридических наук, доцент; завкафедрой криминалистики Юридического институтаask011050@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Уткин В.А. Ресоциализация и прогрессивная система // Новый юридический журнал. 2012. № 3. С. 53-60.
Приказ Министерства юстиции РФ от 13 января 2006 года № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая.
Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая.
Ольховик Н.В. Взаимодействие общественных наблюдательных комиссий и общественных советов при территориальных органах ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 2 (153). С. 21-26.
О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы: Закон Республики Башкортостан № 92-З от 03.02.2009 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая и др.
Об утверждении программы «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, лицам, осужденным к иным видам наказания, не связанным с изоляцией от общества, и содействие их социальной реабилитации на территории Томской области на 20102011 годы»: Распоряжение Администрации Томской области от 05.06.2009 г. № 375 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая.
О краевой целевой программе «Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы» на 2001-2003 годы»: Закон Красноярского края № 12-1022 от 05.12.2000 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая.
Об областной комплексной целевой программе «О мерах по социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, на период 2003-2005 годы»: Закон Орловской области № 347-ОЗ от 08.08.2003 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая.
 Участие общественности в подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы и их социальной адаптации | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2015. № 4(18).

Участие общественности в подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы и их социальной адаптации | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2015. № 4(18).

Полнотекстовая версия