Степень научной изученности конституционных правоотношений в современной юридической науке | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. № 3(21). DOI: 10.17223/22253513/21/7

Степень научной изученности конституционных правоотношений в современной юридической науке

Статья посвящена исследованию состояния изученности конституционных правоотношений на современном этапе. Приведен анализ научных трудов, подготовленных с начала XXI в. по исследуемой проблематике. Рассмотрены результаты диссертационных исследований, монографических изданий и периодических публикаций по проблеме конституционных правоотношений. Отдельное внимание уделяется особенностям развития конституционных правоотношений.

The degree of constitutional legal relationship study in modern legal science.pdf Конституция РФ 1993 г. официально закрепила переход от государственных правоотношений к построению конституционных правоотношений в Российской Федерации. С 1990 по 2015 г. Российская Федерация прошла большой путь становления конституционных правоотношений. Многие правоотношения под влиянием конституционных норм начинают свое развитие именно в этот период: между созданными органами государственной власти, государством и институтами гражданского общества, правовое положение государства, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ и многие другие. За прошедший период времени в российской юридической науке неоднократно рассматривались различные аспекты сложившихся конституционных правоотношений. Особую актуальность при этом представляют вопросы, связанные с их дальнейшим развитием в Российской Федерации. Конституционные правоотношения развивались неравномерно с учетом исторических и культурных традиций. Смогут ли они устоять и продолжить свое поступательное развитие в соответствии с конституционными принципами под влиянием как внешних, так и внутренних угроз? С одной стороны, борьба с Исламским государством, разногласия с США и Европейским союзом и как итог - установление взаимных санкций; критически низкие цены на энергоресурсы и прежде всего нефть (доходы от ее продажи составили 45% доходной части бюджета РФ в первом полугодии 2015 г. [1]), новая роль Российской Федерации на внешнеполитической арене и груз ответственности за принимаемые внешнеполитические решения. С другой стороны, обесценивание российской валюты на 17.5496 пунктов бивалютной корзины за период с 1.01.2015 по 2.02.2016 г. [2]. Эти и другие факторы вызвали снижение уровня жизни населения; экономический кризис привел к сокращению объемов ВВП РФ за 2015 г. на 0,5-1%. Правоотношения всегда занимали заметное место в юридической науке. Ученые советского периода уделяли значительное внимание вопросам государственно-правовых отношений. Среди них можно отметить работы Р.Г. Губенко, С.С. Кравчука, С.Ф. Кекечьяна, В.Ф. Котока, Л.А. Морозовой, В.С. Основина, Ю.Г. Ткаченко, Р.О. Халфиной и многих других. При этом наряду с исследованиями конкретных правоотношений активно разрабатывалась теория правоотношений. Принятая в 1993 г. Конституция РФ существенно изменила ценности общественного и государственного развития России и неизбежно повлекла за собой как создание новых, так и изменения ранее сложившихся конституционных правоотношений. По мнению Д.Н. Миронова, «...правильное понимание конституционных правоотношений может быть достигнуто, если исходить из единства духа конституции, конституционных норм, конституционных принципов, практики их реализации, а также правовых позиций органа конституционного правосудия» [3]. Для определения степени изученности конституционных правоотношений современной конституционно-правовой наукой был проведен анализ докторских диссертаций, представленных в Едином каталоге Российской государственной библиотеки, научных публикаций в ведущих периодических изданиях, специализирующихся на проблемах конституционно-правовой науки, научных изданий за период с 1999 по 2015 г. В результате проведенного анализа диссертационных исследований следует отметить, что теории конституционных правоотношений в современной науке уделяется незаслуженно мало внимания. Представленные в каталоге Российской государственной библиотеки докторские диссертации за период с 1999 по 2015 г. вопросам теории конституционных правоотношений не посвящались. Исключением в данном случае является работа о проблеме обеспечения гомеостаза конституционно-правовых отношений, подготовленная И.В. Мухачевым в 1999 г. В диссертационном исследовании обосновываются системообразующие начала гомеостаза, которые обеспечивают «не только устойчивость общественно-политической системы в конкретной ситуации, но и возможность формирования и прогнозирования правоотношений, рассчитанных на длительный исторический период. ... гомеостазис порождён той особой ролью, которую играет отрасль конституционного права в правовой системе Российского государства, в формировании и обеспечении действующего в его рамках государственно-политического режима. . чтобы обеспечить гомеостазисный характер конституционно-правовых отношений, необходимо создать условия реализации этих правомочий, юридические и фактические гарантии их исполнимости» [4. С. 34]. При этом следует отметить, что за прошедший период в Российской Федерации произошли значительные государственно-правовые изменения, качественно повлиявшие на развитие конституционных правоотношений. Интерес также представляет работа С.А. Савченко, который справедливо полагает, что российская правовая система трансформируется под влиянием разнообразных факторов, формирующих и преобразующих ее. Он полагает, что одна из тенденций развития российского конституционного законодательства связана с наступлением периода глобализации, в которую оказались вовлечены все сферы общественной жизни, включая и государственно-правовые отношения, что вызывает необходимость разработки концептуальных положений, в которых должны закрепляться принципы и процессуальные механизмы формирования гармоничного соотношения международного, федерального и регионального законодательства [5. С. 34]. Вопросы совершенствования конституционных правоотношений остаются актуальными для современных исследователей. Среди диссертаций, подготовленных за последние 15 лет, имеются работы, посвященные отдельным аспектам конституционных правоотношений. В частности, исследовались вопросы толкования таких правовых норм, как конституционное правоотношение, структура и содержание конституционно-процессуальных отношений. Широко обсуждаемыми остаются закономерности и отклонения развития правовой системы, федеративных отношений, реализация законотворческих полномочий субъектов РФ и многие другие вопросы. При этом исследователи чаще всего уделяют внимание конкретным конституционным правоотношениям, в том числе правовым состояниям (например, народа, гражданского общества), правоустановительным и правоохранительным отношениям. Значительная часть исследований правоотношений разрабатывается в рамках теоретической науки. Проведенный анализ работ, посвященных отдельным аспектам конституционных правоотношений, позволяет выделить следующие особенности. Современные авторы большое внимание уделяют значению и перспективам развития конституционных правоотношений в России. В. О. Лучин отмечает: «... главное сейчас - уяснение и полное использование всех их возможностей для реализации юридических норм, в том числе конституционных, для упрочнения режима законности и правопорядка» [6. С. 109]. В.Д. Зорькин рассматривает дальнейшее развитие конституционных правоотношений в условиях глобализации, с учетом происходящих экономических и политических событий. «Современная Россия оказалась в условиях глобального шторма», - пишет он. «И для того, чтобы нас не накрыл девятый вал, необходимо выполнить главное условие: государство как гарант правового начала нашей жизни должно быть оптимальным применительно к соотношению между идеальным правовым принципом и ныне сложившейся очень непростой реальностью» [7. С. 10]. В ином случае, по его мнению, Россия может повторить судьбу СССР. Невольно возникают параллели между сегодняшним кризисом и событиями, приведшими к распаду СССР. Низкая стоимость нефти, зависимость от нее государственного бюджета провоцируют сокращение бюджетных расходов. В 2016 г. бюджетные расходы по таким важным направлениям, как обеспечение жизни и здоровья граждан РФ, сокращены на 11%, образование - на 8%, ЖКХ - на 40%, социальное и пенсионное обеспечение в 2016 г. проиндексированы лишь на 7 и 4 % соответственно [8]. Размеры индексации ниже официального уровня инфляции по итогам 2015 г. (12,9%) [9]. Эти и другие события, а именно коррупция, сокращение доходов населения, могут привести к социальной нестабильности и стать серьезным испытанием для только что сложившихся конституционных правоотношений. Устранение имеющихся дефектов, в том числе путем принятия новой Конституции РФ, - таков путь развития конституционных правоотношений, по мнению С. А. Авакьяна. В качестве основных направлений реформирования указывается развитие конституционных основ экономики, социальной сферы, гражданского общества, гарантирование народовластия, прекращение господства бюрократии, реформирование государственного устройства, местного самоуправления и судебной власти [10]. На необходимость реформирования конституционных правоотношений указывают многие исследователи, в частности, С.Н. Бабурин, Н.В. Витрук, М.А. Краснов, А.А. Селиванов, З.А. Станкевич. В развитии правовой системы, конституционных правоотношений особняком выделяют роль Конституционного Суда РФ, как органа, который имеет право толковать нормы Конституции РФ. Деятельность Конституционного Суда РФ является необходимым регулятором в условиях, когда проводятся радикальные реформы, а значит, коренным образом меняется законодательство. «Посредством практики Конституционного Суда РФ право одновременно выполняет как функцию стабилизации (консервативная функция), так и функцию развития (динамики)», - пишет В.Д. Зорькин [7. С. 160]. С 1995 по 31 января 2016 г. Конституционный Суд РФ 164 раза признавал оспариваемые нормативные положения конституционными, в том числе с выявлением конституционного правого смысла, 269 раз признавал оспариваемые нормативные акты полностью или частично не конституционными [11]. Участие Конституционного Суда РФ в правовых отношениях в связи с осуществлением им судебной власти, по мнению В.О. Лучина, придает последним конституционный, государственно-правовой характер [6. С. 119]. В юридической науке сложилось единодушное мнение о роли и значении деятельности Конституционного Суда РФ в деле совершенствования, поддержания стабильности и развития правоотношений в России. Данный вопрос в той или иной степени рассматривается более чем в 20 докторских диссертациях, подготовленных в период с 1997 по 2015 г. Основная часть работ посвящена выяснению особенностей конституционных правоотношений. Учебная литература рассматривает данный вопрос аналогичным образом. Причем их специфические черты, по мнению В.Н. Карташова, в довольно обобщенной форме сводятся к тому, что возникают и реализуются они в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права, имеют специфический субъектный состав, характеризуются многообразием юридических связей между участниками и сложным переплетением конституционных и иных правоотношений [12]. Т. В. Мокина определяет конституционные правоотношения как самостоятельный вид публичных правоотношений, имеющий особенности по содержанию, субъектному составу, организационно-правовой форме и иным критериям [13]. В качестве причин, обусловливающих особенности сложившихся конституционных правоотношений, Л. Б. Ескина выделяет: национальный фактор; импортирование конституционализма; насаждение конституционных институтов властью государства; разрыв введенных формальных конституционных институтов с реальным состоянием общества, интересами и сознанием основной массы населения; имитационность демократических институтов; одновременное существование наряду с «официальными» традиционных социальных механизмов (вождизм, диктаторский режим, партийно-номенклатурное правление, коррупционный механизм, системы дефицита и уравниловки); жесткий государственный контроль над процессами социального развития; отсутствие понимания социальной ценности преемственности в конституционном развитии со стороны политической элиты; конвергенция социальных, в том числе конституционных, систем; девальвация конституционализма [14]. Красноречиво характеризует данный процесс анализ, проведенный профессором М.А. Красновым. При низкой популярности первого президента парламент ему все же «делегировал» порядка 165 полномочий, в периоды В. В. Путина и Д. А. Медведева появляются полномочия, которые существенно повлияли уже на собственно политическую сферу (politics), такие полномочия, как представление кандидатур на должности руководителей субъектов Федерации, руководителей и аудиторов Счетной палаты РФ, Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда РФ; определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), установление их структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности; назначение и освобождение от должности ректоров двух крупнейших российских университетов (МГУ и СПбГУ) и т.п. [15]. Предметом современных исследований, как правило, являются конкретные конституционные правоотношения. Анализ публикаций в научных журналах позволил выявить значительное число работ, посвященных исследованию отдельных субъектов или объектов конституционных правоотношений. Л.А. Голубева, в частности, рассматривает конституционные правоотношения через выявление особенностей субъектного состава и объекта конституционных правоотношений [16]. Предметом рассмотрения выступают правовые состояния народа, Российской Федерации, Президента РФ, парламента в Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов конституционной (уставной) юстиции субъектов РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данные исследования позволяют выяснить правовое положение указанных субъектов, конкретизировать взаимосвязи, устанавливающиеся между ними. Насколько это важно в быстро изменяющемся мире? Такие исследования позволяют выявить перспективы развития взаимоотношений между отдельными субъектами, пределы реализации их полномочий, пробелы и противоречия в правовом положении, в целом способствуя развитию правовой системы РФ. Среди работ, посвященных субъектам конституционных правоотношений, выделяются исследования, посвященные конституционно-правовому регулированию смежных отношений. Как заметил профессор С. А. Авакьян, это связано с тем, что «мировой опыт не стоит на месте, при регулировании конституционных отношений в Российской Федерации учитываются как прежние, так и самые последние формы конституционно-политической деятельности, происходит возвышение правового регулирования определенных общественных отношений за счет создания их конституционно-правового фундамента» [17]. К таким работам можно отнести исследование, например, особенностей конституционно-правового статуса Центрального банка РФ [18]. Необходимо отметить, что все наиболее важные общественные отношения в России получили базовое конституционно-правовое регулирование, место данных отношений также требуется определить в системе конституционных правоотношений. Наряду с конкретными конституционными правоотношениями выделяются общие, отличительной особенностью которых является отсутствие конкретного субъекта правоотношения. Такие отношения могут складываться между человеком и государством, федерацией и субъектом федерации, между высшими органами государственной власти. Идея общих правоотношений нашла поддержку в трудах С. А. Авакьяна, В. О. Лучина, Л. А. Морозовой. В то же время ряд исследователей считают выделение такого вида отношений дискуссионным (В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров, Ю.И. Гревцов, В.Н. Карташев). Выделение и исследование общих правоотношений дает возможность оценить качество реализации конституционных принципов, в том числе выявить проблемы реализации основ конституционного строя. Например, в Российской Федерации с 1993 г. отсутствует практика проведения всенародных референдумов, в то же время с 2006 г., по данным Центральной избирательной комиссии РФ, проведено 6 региональных и 665 местных референдумов [19]. Это явное несоответствие заставляет задуматься о полноте реализации принципа народовластия в Российской Федерации. Теоретические основы конституционных правоотношений изучаются фрагментарно, как правило, в связи с исследованием их особенностей. Такой подход нашел отражение в работах В.О. Лучина, Т.В. Мокиной, И.А. Старо-дубцевой. Это обосновано большим разнообразием субъектов и видов конституционных правоотношений. Д. Н. Миронов предложил систему конституционных правоотношений, в состав которой входят правоотношения основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, главы государства, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, местного самоуправления, поправки и пересмотр Конституции, судебные конституционные правоотношения [3]. Ряд авторов сознательно останавливаются на отдельных субъектах конституционных правоотношений, например, Т.А. Дураев, Н.Н. Карпов, А.А. Малюшин, Н.В. Тюменева. Некоторые исследователи отдают предпочтение изучению исследования методов регулирования. Д.М. Евстифеев определяет конституционный метод правового регулирования как самостоятельную правовую категорию, отличную от метода конституционно-правового регулирования, представляющую собой совокупность приемов и способов воздействия конституционных норм на общественные отношения, отрасли права, систему законодательства [20]. Таким образом, целостной концепции конституционных правоотношений современной юридической наукой не разработано, представления о ней носят в основном фрагментарный характер. Конституционные правоотношения можно определить как двойственные: они одновременно являются политическими и правовыми. Политический характер конституционных правоотношений особенно сильно проявляется при реализации властеотношений в конституционном праве, пишет И.А. Кравец [21]. Например, в пояснительной записке, обосновывающей необходимость принятия поправки к Конституции РФ об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы, отмечается, что «увеличение срока полномочий позволит Президенту Российской Федерации и Государственной Думе не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий», а установление более продолжительного срока полномочий главы государства в сравнении с парламентом продиктовано «необходимостью обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики». Уже из пояснительной записки становятся очевидными политические предпосылки и суть предлагаемых поправок [22]. Существенное влияние политики на конституционные правоотношения отмечают в своих трудах Н.М. Добрынин, В.Т. Кабышев, Л.М. Карапетян, М.А. Краснов, Б.С. Эбзеев и др. Современное состояние конституционных правоотношений как самостоятельного вида публичных правоотношений в РФ характеризуется, по мнению Н. Н. Карпова, следующим: государством провозглашается определенный, но, на взгляд автора, далеко не полный перечень основных прав и свобод человека и гражданина; крайне серьезной является проблема реализации и защиты предусмотренных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина [23. С. 37]. Такая двойственность может быть компенсирована двумя основными способами: во-первых, с помощью идеи «живой конституции»; во-вторых, путем пересмотра ныне действующей Конституции РФ. Оба подхода в равной степени направлены на совершенствование конституционных правоотношений в соответствии с духом Конституции РФ. Необходимость реформирования конституционных правоотношений тем или иным способом нашла отражение в трудах Е.С. Аничкина, Н.В. Витрука, В.Д. Зорькина, В.А. Лебедева, М.А. Митюкова, В. В. Невинского и др. Классификация конституционных правоотношений - еще один предмет научных изысканий. Конституционные правоотношения в современной науке классифицируютя по следующим основаниям: по способу реализации: общие конституционные правоотношения, конкретные конституционные правоотношения и правовые состояния; по сроку действия: временные и постоянные; по предмету правового регулирования: материальные и процессуальные; по целевому назначению: правоустановительные и правоохранительные; а также классифицируются по субъектам конституционных правоотношений. Подводя итоги, можно сказать, что после принятия Конституции РФ 1993 г. конституционные правоотношения получили новый толчок в своем развитии. Формирование учений о конституционных правоотношениях в начале XXI в. пошло по пути исследования их значения и особенностей, при этом в качестве теоретических основ были восприняты учения сложившиеся во второй половине XX в. В результате можно сделать следующие выводы о степени научной изученности темы. Во-первых, в связи с расширением субъектного состава конституционных правоотношений и установлением разнообразных связей между ними современные работы в основном исследуют правовые состояния и конкретные правоотношения. Во-вторых, конституционные правоотношения рассматриваются как вид публичных правоотношений. В-третьих, исследуются лишь отдельные элементы системы конституционных правоотношений. В-четвертых, комплексное исследование конституционных правоотношений за анализируемый период не осуществлялось.

Ключевые слова

конституционные правоотношения, особенности развития правоотношений, Конституционный Суд РФ, constitutional legal relations, peculiarities of legal relations development, Constitutional Court of the Russian Federation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лунгу Евгения ВладимировнаКузбасский институт ФСИН Россиикандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры государственно-правовых дисциплинlungu_evgenia@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Доля доходов от нефти и газа в бюджете России сократилась до 45%. dp.ru. URL: http://www.dp.ru/a/2015/09/09/Dolja_dohodov_ot_nefti_i_g/ (дата обращения: 02.02.2016).
Стоимость бивалютной корзины. Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/hd_base/Default.aspx?Prtid=bicurbase (дата обращения: 01.02.2016).
Миронов Д.Н. К вопросу об особенностях конституционных правоотношений // Российская юстиция. 2013. № 9. С. 2-4.
Мухачев И.В. Проблемы гомеостаза в теории и практике российского конституционного права: автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1999. 59 с.
Савченко С.А. Конституционный процесс реализации норм, закрепляющих основы конституционного строя России: автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Тюмень, 2011. 49 с.
Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 687 с.
Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. 720 с.
О федеральном бюджете на 2016 год: федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЭ // Российская газета. 2015. 15 дек.
Информационно-аналитический материал. Инфляция на потребительском рынке. 2015. № 12. Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid= macro_sub (дата обращения: 01.02.2016).
Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 9. С. 2-9.
Постановления Конституционного Суда РФ. Статистика по решениям Конституционного Суда. Конституционный Суд Российской Федерации. URL: http://www.ksrf.ru/ru/ Decision/ Statisticses/ Pages/Decision.aspx (дата обращения: 02.02.2016).
Карташев В.Н. Инновационные и традиционные подходы к исследованию конституционных правоотношений // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 12-16.
Мокина Т.В. Конституционные правоотношения как особый вид публичных правоотношений // Общество и право. 2010. № 5. С. 58-60.
Ескина Л.Б. Особенности развития конституционных отношений в России // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 3. С. 12-17.
Краснов М. А. Искажение смысла российской Конституции - следствие не сбалансированной системы власти // Конституционное право и политика: сб. материалов Междунар. науч. конф. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 28-30 марта 2012 года / С.А. Авакьян [и др.]; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012 (из базы КонсультантПлюс).
Голубева Л.А. Особенности конституционных правоотношений как теоретической конструкции конституционного права // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 2. С. 57-60.
Авакьян С.А. Тенденции развития конституционно-правового регулирования общественных отношений в современной России // Конституция Российской Федерации: политико-экономические приоритеты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 16 ноября 2009 г.). Омск, 2010. С. 12-24.
Лунгу Е.В. Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук. Барнаул, 2005. 210 с.
Сведения о проводящихся выборах и референдумах. Центральная избирательная комиссия. URL: http://www.izbirkom.ru/izbirkom/calendar/?mode=result&date= 01.01.2006&date2= 02.06.2016®ions_code%5B%5D=all&old_regions_code%5B%5D=all&sxemavib%5B%5D=all&u rovproved%5B%5D=6&vidvibref%5B%5D=0&vibtype%5B%5D=all (дата обращения: 02.02.2016).
Евстифеев Д.М. К вопросу о существовании метода конституционно-правового регулирования общественных отношений // Проблемы права. 2014. № 3 (46). С. 56-61.
Кравец И.А. Юридические процедуры и политические мотивы реализации мер конституционной ответственности (проблемы и перспективы) // Конституционное право и политика: сб. материалов Междунар. науч. конф. Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28-30 марта 2012 года / С.А. Авакьян [и др.]; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012 (из базы КонсультантПлюс).
Аничкин Е.С. Роль политического процесса в развитии Конституции Российской Федерации // Конституционное право и политика: сб. материалов Междунар. науч. конф. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 28-30 марта 2012 года / С.А. Авакьян [и др.]; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. (из базы КонсультантПлюс).
Карпов Н.Н. Конституционно-правовые отношения и роль прокуратуры в обеспечении их стабильности / Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ. М., 2007. 156 с.
 Степень научной изученности конституционных правоотношений в современной юридической науке | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. № 3(21). DOI:  10.17223/22253513/21/7

Степень научной изученности конституционных правоотношений в современной юридической науке | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. № 3(21). DOI: 10.17223/22253513/21/7

Полнотекстовая версия