Государственно-правовой институт чрезвычайного положения в Брунее | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. № 3(21). DOI: 10.17223/22253513/21/8

Государственно-правовой институт чрезвычайного положения в Брунее

В статье исследована система согласованных правовых норм, регулирующих государственно-правовой институт чрезвычайного положения в конституционном султанате Бруней-Даруссалам. Авторами рассмотрены основания и порядок введения чрезвычайного положения, а также конституционные особенности ограничения прав и свобод граждан в режиме чрезвычайного положения.

State - legal institution of emergency in Brunei.pdf Бруней-Даруссалам - партнер России по АСЕАН - имеет Конституцию, в которой прописана неограниченная власть султана. К тому же государство Бруней является уникальным образцом страны, находящейся в режиме чрезвычайного положения уже 53 года. Вызывает определенный теоретический и практический интерес изучение конституционных основ чрезвычайного положения в Брунее. Авторами изучена Конституция Брунея и поправки к ней, а также материалы официальных сайтов и газет. Как указано в докладе главного специалиста Комитета Верховного Совета РФ по международным делам и внешнеэкономическим связям А. Н. Дом-рина, подготовленном по заказу СВОП: «Государственно-правовой (конституционный) режим чрезвычайного положения является важным элементом систем национальной безопасности большинства стран мира. Его существование обусловлено возможностью возникновения различного рода экстремальных ситуаций, представляющих опасность для значительного числа людей, угрозу конституционному порядку либо самому существованию государства, и для предотвращения, пресечения либо ослабления последствий которых обычные формы и методы государственной деятельности представляются недостаточными» [1]. Уже первое издание Конституции от 29 сентября 1959 г. [2] содержало понятие чрезвычайного положения и механизм его введения. На практике этот механизм был применен в 1962 г., после разгрома восстания радикального крыла национально-освободительного движения, возглавляемого Народной партией Брунея [3]. Государственно-правовой институт чрезвычайного положения в Брунее представляет собой систему согласованных правовых норм, записанных в ст. 83 «Чрезвычайное положение» («State of Emergency») и ст. 83А «Сохранение в силе Актов, Прокламаций и Законов» («Saving of Acts, Proclamation and Orders») Конституции. Так, основаниями для введения режима чрезвычайного положения являются возникшая, или неизбежная, или существующая, по мнению Его Величества Султана: чрезвычайная ситуация или угроза публичному порядку и, как следствие этого, угроза безопасности или угроза безопасности экономической жизни страны из-за войны, внешней агрессии или внутренних беспорядков, имеющих место или предполагаемых. Султан [4], занимающий посты Премьер-министра, министра обороны, министра финансов, а также министра торговли и иностранных дел (His Majesty is the Prime Minister, Minister of Defence, Minister of Finance, and Minister of Foreign Affairs and Trade), по Конституции, является государственным органом, уполномоченным вводить чрезвычайное положение. Порядок введения чрезвычайного положения отражен в ст. 83 Конституции. Султан может объявить чрезвычайное положение на основании Прокламации (далее - Прокламация о чрезвычайном положении). Четко очерчены пространственные и временные границы введения чрезвычайного положения в Брунее. Так, султан может ввести чрезвычайное положение на всей территории Брунея или ее части. Согласно п. 2 ст. 83 Конституции Прокламация о чрезвычайном положении может действовать не более двух лет, что не может, однако, служить препятствием к принятию другой такой прокламации до истечения действия предыдущей прокламации. Согласно п. 2А Его Величество Султан вправе при помощи другой прокламации приостановить действие режима чрезвычайного положения на территории всего государства или его части до момента истечения двухлетнего срока. В течение действия Прокламации о чрезвычайном положении Его Величество Султан имеет право издавать любые приказы, которые, по его мнению, служат общественным интересам. Приказы могут предписывать применение наказания за нарушение приказа и предусматривать судебное разбирательство в отношении лиц, виновных в таких нарушениях. Согласно п. 6 любой приказ, изданный в соответствии с положениями ст. 83, вступает в силу с момента подписания, если Его Величество Султан не решит иначе. Любой приказ может быть представлен на рассмотрение Законодательного совета (п. 7). Совет может принять решение о прекращении действия такого приказа в пределах и с даты, определенных в резолюции Совета. Приказ прекращает действовать с согласия Его Величества Султана. Такое прекращение имеет такие же последствия, как отмена писаного закона. В пп. 3 и 4 ст. 83 указан перечень вопросов, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц и возложение на них дополнительных обязанностей, а именно: a) введение цензуры, контроля и ограничительных мер в отношении публикаций, свободного хождения письменных документов, карт, планов, фотографий и использование средств связи; b) арест, содержание под стражей, запрет въезда в страну и депортация; c) контроль над бухтами, портами и территориальными водами Брунея-Даруссалам, а также над движением судов; d) транспортировка по суше, воздуху и воде, а также контроль над передвижением людей, животных и предметов; e) торговля, хранение, экспорт, импорт, производство и обработка; снабжение и распределение продуктов, воды, топлива, электроэнергии и других предметов первой необходимости; f) присвоение, контроль, конфискация и распоряжение собственностью и ее использования; g) возложение полномочий государственных служащих и других лиц; h) предъявление требований к отдельным лицам выполнить работу или оказать услуги; i) создание специальных полицейских подразделений; j) учреждение трибуналов и других органов с целью разрешения дел, связанных с исполнением приказов, но не имеющих полномочий вынесения решений о применении мер наказания в виде лишения свободы или штрафов; k) видоизменение, внесение поправок, замена или приостановление действия положений любого писаного закона; l) проникновение в жилые или иные помещения, обыск и допрос отдельных лиц; m) установление сборов или иных платежей и n) контроль, эксплуатация, использование и разработка любых природных ресурсов. В ст. 83А Конституции утверждается: настоящим объявляется во избежание сомнений, что каждый действующий закон, включая: каждую прокламацию о чрезвычайном положении, объявляющую чрезвычайное положение в Брунее-Даруссалам в соответствии со ст. 83, приказ, акт, указ или иной писаный закон, принятый в соответствии со ст. 83 в период чрезвычайного положения, должен считаться надлежащим образом принятым и имеет юридическую силу с момента, когда он был принят, даже в случае несоответствия положениям Конституции и иных писаных законов, они считаются должным образом представленными Законодательному совету в соответствии с п. 7 ст. 83. В ст. 83A Конституции, S 65/04 [5] указано также, что первая прокламации о чрезвычайном положении была принята 12 декабря 1962 г., последующие прокламации принимаются приблизительно каждые два года. По мере возможности сведения о вступлении в силу и отмене приказов публикуются в «Газете». Упомянутая в Конституции газета (Brunei Darussa-lam Government gazette) начала выходить в 1951 г. В ней публикуются все изменения в законодательстве и поправки. Так, например, 8 апреля 2015 г. под номером S 16/15 в правительственной газете была напечатана очередная декларация о Чрезвычайном положении [6]. Таким образом, чрезвычайное положение действует на территории Брунея уже 53 года. Итак, длительный период чрезвычайного положения в Брунее служит инструментом для формирования правового поля страны. Чрезвычайное положение вводится строго по регламенту, определенному в Конституции. По мере изменения внутриполитической обстановки вводятся поправки. Можно сделать вывод о том, что правовое поле государства Бруней с 1970 г. находится в состоянии выполнять свою роль в продвижении к политической и социально-экономической стабильности.

Ключевые слова

Бруней, конституция, чрезвычайное положение, Brunei, the constitution , the state of emergency

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Никитин Алексей НиколаевичНациональный институт бизнесадоктор исторических наук, доктор юридических наук, профессор, завкафедрой истории и теории государства и праваA.NNikitin@yandex.ru
Рогов Александр ЦезаревичНациональный институт бизнесааспирант кафедры истории и теории государства и праваnib.as@ya.ru
Всего: 2

Ссылки

Домрин А.Н. Режим Чрезвычайного положения: опыт правового регулирования и практика применения в зарубежных странах. URL: http://www.svop.ru/public/ docs_1992_ 6_10_ 1351677414.pdf
LAWS OF BRUNEI CONSTITUTIONAL MATTERS I CONSTITUTION OF BRUNEI DARUSSALAM S 97/59 Amended by S 121/61 E 2/63 E 4/64 E 6/67 S 59/70 S 7/83 S 32/83 S 8/84 S 11/84 1984 Edition, Constitutional Matters I Amended by S 20/85 S 32/04 S 47/04 S 65/04 S 69/04 2004 Edition, Constitutional Matters I Amended by S 14/06 S 15/06 REVISED EDITION 2011.
Погадаев В.А. Бруней. Краткий справочник / Моск. гос. ин-т междунар. отношений. М.: Ключ-С, 2015. 192 с.
Prime Minister's office Brunei Darussalam. URL: http://www.pmo.gov.bn
Constitution of Brunei Darussalam (Amendment) Proclamation, 2004, 29 th, September, 2004 // Brunei Darussalam Government Gazette. 2004. Part 2. № S65/04.
Constitution of Brunei Darussalam Proclamation of Emergency, 8 of Apr. 2015 // Brunei Darussalam Government Gazette. 2015. Part 2. № S16/15.
 Государственно-правовой институт чрезвычайного положения в Брунее | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. № 3(21). DOI:  10.17223/22253513/21/8

Государственно-правовой институт чрезвычайного положения в Брунее | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. № 3(21). DOI: 10.17223/22253513/21/8

Полнотекстовая версия