Нормы-принципы в механизме правового регулирования
В статье рассматривается такая разновидность системоопределяющих специализированных норм права, как нормы-принципы. Анализируются место и роль рассматриваемой группы норм в системе специализированных норм права. Обосновывается необходимость выделения этих норм в самостоятельную классификационную группу по функциональному критерию, проводится соотношение понятий «принцип права» и «норма-принцип», определяется подход к анализу структуры рассматриваемой категории норм права.
Norms-principles in the mechanism of legal regulation.pdf Любая система, в том числе и система правового регулирования, лишь тогда будет устойчивой, стабильной, способной к поступательному последовательному развитию, когда она имеет в своей структуре основополагающие, базовые элементы, предопределяющие ее сущность, строение, функционирование и назначение. Для системы права такими первоопределяющими элементами выступают правовые нормы-принципы. Именно в них находит свое проявление сущность права; они выражают внутреннее единство правовых норм и неразрывно связаны с пониманием права как единой целостной системы [1. С. 40]. Следует отметить, что, несмотря на достаточно широкое освещение в научной и учебной литературе, в юридической науке не выработано единой позиции в понимании принципов права. Так, под принципами права понимают основные, руководящие положения, выражающие наиболее существенные черты права [2. С. 226]; исходные идеи, лежащие в основе права [3. С. 43]; теоретическое выражение (научные абстракции) общественных отношений [4. С. 146]; выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала [5. С. 98]; исходные, определяющие идеи, положения, установления [6. С. 83]; основные идеи, исходные положения или ведущие начала [7. С. 22]; основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность и закономерности права как специфического социального регулятора [8. С. 34]. Из приведенных подходов к определению понятия «принцип права» видно, что в юридической литературе они рассматриваются и как «идеи», и как «начала», и как «положения». При этом практически все ученые, занимающиеся проблематикой принципов права, подчеркивают, что они (принципы) составляют исходную нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права, являясь своеобразным связующим звеном между правом и моралью1. Подобный подход находит свое отражение и в трудах западных юристов. О моральных требованиях, предъявляемых к праву, в частности о моральных критериях реализации принципа законности, говорит, например, известный американский правовед Лон Фуллер [9]. Принципы права оказывают определяющее воздействие на правотворчество и правоприменение, поскольку они выступают непосредственным ориентиром для законодателя и правоприменителя, но в то же время они оказывают и самостоятельное воздействие на общественные отношения, подлежащие правовому регулированию. Регулирующее воздействие принципов права на общественные отношения носит опосредованный характер, так как принципы права «растворяются» в регулятивных и охранительных нормах и регулируют общественные отношения через механизм действия этих норм. Однако принципы права могут выступать и непосредственными регуляторами общественных отношений, т. е. самостоятельными формальными источниками права. Это становится возможным в случае обнаружения пробела в праве, когда для его восполнения необходимо применить аналогию права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ устанавливает, что «при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости» [10]. По мысли Г.А. Кригера, принципы права - «это вытекающие из социально-экономической природы и закрепленные в праве идеологические и нравственные начала (руководящие идеи), направляющие регулятивную и охранительную функции права и определяющие характер основания и объем государственного принуждения и иных мер воздействия, необходимых для обеспечения успешного развития господствующих общественных отношений» [11. С. 102]. В юридической литературе отсутствует единая позиция по вопросу о форме выражения и закрепления принципов права, способах их проявления в правовой материи. Не вдаваясь в подробности существующей по этому вопросу дискуссии, следует признать, что наиболее эффективным представляется именно нормативное закрепление принципа права, что придаст ему необходимую степень правовой устойчивости и обобщенности. Необходимо отметить, что большинство определений понятия «принцип права» в той или иной степени указывает на свойство их нормативности, закрепленности в законодательных актах2. Очень образно, емко, точно и в то же время лаконично определяет нормативную природу принципов права С.С. Алексеев, когда пишет, что принципы права - это «нормативные обобщения наиболее высокого уровня, сжатое, концентрированное выражение содержания права, своего рода сгустки правовой материи» [12. С. 293]. На качество нормативности правовых принципов указывает Н.С. Малеин [13. С. 13], подчеркивая, что нормы-принципы обладают самой высокой нормативностью. Анализируя нормативную природу правовых принципов, А.Ф. Воронов отмечает: «... принцип - это норма права, обязательное правило поведения для участников регулируемых отношений. принцип не только «закреплен в нормах», он сам есть норма права» [14. С. 50]. По мнению А.С. Сидоркина, «принципы права являются нормами права наиболее общего, абстрактного характера. Представление принципов права в качестве идей приводит к утрате их практического значения, нивелированию их роли в правовом регулировании» [15. С. 8]. Р.З. Лившиц считает, что «принципы права охватывают всю правовую материю - и идеи, и нормы, и отношения, и придают ей логичность, последовательность. В принципах права синтезируется опыт развития права, опыт цивилизации. Эволюция права идет от идей к нормам, затем - через реализацию норм - к общественной практике. И начиная с идеи, а идея очень часто формируется в виде принципа, принцип определяет развитие права» [16. С. 195-196]. В.Н. Карташов понимает под принципами права «исходные нормативные руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений» [17. С. 239]. Существует два основных способа закрепления (фиксации) правовых принципов в позитивном праве: текстуальный (прямой, непосредственный) и смысловой (косвенный). Текстуальный (прямой) способ фиксации принципов права характеризуется тем, что они (принципы) находят свое непосредственное закрепление в тексте конкретных нормативно-правовых предписаний и становятся нормами-принципами, которые обладают всеми свойствами норм права, хотя и действие их содержания распространяется далеко за пределы конкретной нормы, в которой оно (содержание принципа) фиксируется. В качестве примеров текстуального закрепления принципов права можно привести нормы, содержащиеся в ст. 15 Конституции РФ, ст. 3 Налогового кодекса РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах», ст. 5 Гражданского процессуального кодекса РФ «Осуществление правосудия только судами», ст. 1 Гражданского кодекса РФ «Основные начала гражданского законодательства», ст. 94 Таможенного кодекса Таможенного союза «Принципы проведения таможенного контроля», ст. 2 Трудового кодекса РФ «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» и т. д. Смысловой (косвенный) способ выражения принципов права в нормах позитивного права заключается в том, что содержание конкретного принципа, по сути, «растворено» в тексте нескольких правовых норм и может быть выведено из анализа содержания такой группы норм или правовых институтов. Так, анализ норм главы 2 Конституции РФ позволяет вывести принцип взаимосвязи прав и обязанностей личности. Наиболее предпочтительным является прямое, непосредственное закрепление правовых принципов в нормах позитивного права. Это объясняется тем, что, во-первых, принципы права оказывают воздействие на законодателя, формируя определенную шкалу социально-правовых ценностей, с которой законодатель должен соотносить свою деятельность и которая предостерегает его от принятия поспешных, непродуманных, социально и экономически не обоснованных, нелегитимных решений. Следовательно, от того, насколько точно и ясно будет сформулирован конкретный принцип права, во многом будут зависеть качество и эффективность правотворчества и в результате - качество и эффективность правового регулирования. Во-вторых, нормативно закрепленные принципы права служат базой, основанием правоинтерпретационного процесса. Они способствуют единообразному толкованию, а значит, пониманию и применению норм права. В-третьих, прямо сформулированные в нормах позитивного права правовые принципы становятся четким ориентиром для правоприменителя. Непосредственное текстуальное выражение принципа оказывает на правоприменителей дисциплинирующее воздействие, в значительной мере ограничивает возможность злоупотребления правом, проявления правового произвола и, следовательно, выступает средством обеспечения прав и свобод граждан. Кроме того, непосредственное выражение содержания принципов права в тексте нормативных предписаний имеет и научно-практическое значение, поскольку позволяет юридической науке сформировать и теоретически обосновать систему основополагающих, ключевых универсальных идей, выражающих сущность права, его содержание, характер воздействия на общественные отношения, и с учетом этого выработать конкретные рекомендации по совершенствованию законодательства и механизма правового регулирования в целом. И, наконец, точная фиксация принципов права оказывает благотворное влияние на правовое сознание и правовую культуру общества, способствуя повышению их уровня, поскольку лаконичное, ясное, логически выверенное содержание правовых принципов гораздо легче воспринимается и усваивается населением, и в повседневной жизни граждане, как правило, апеллируют к принципам права, а не к конкретным нормам. Принципы права, получившие непосредственное закрепление в тексте нормативно-правовых предписаний, в юридической литературе выделяют в качестве особой разновидности правовых норм, а именно норм-принципов, закрепляющих установочные по своей сути правоположения наиболее высокого уровня обобщения и абстрагированности. В.К. Бабаев определяет нормы-принципы как «законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права» и подчеркивает, что «регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением» [18. С. 405]. Как правило, в самостоятельный вид нормы-принципы выделяются в зависимости от такого классификационного критерия, как функциональная роль этих норм в механизме правового регулирования. Нормам-принципам присущи все те характерные свойства, что и так называемым типичным нормам, конечно же, с учетом той специфики, которая проистекает из особого функционального назначения этих норм. Нормы-принципы, как особая разновидность системоопределяющих специализированных правовых норм, наряду с общими признаками, присущими им, как и любой другой правовой норме, обладают рядом специфических черт. В качестве таких специфических свойств норм-принципов можно назвать: - особую императивность и безусловность правовых предписаний, закрепляющих принципы права; - концентрированное отражение важнейших экономических, социально-политических, идеологических, духовно-нравственных устоев общества, соответствующих уровню его исторического развития; - ориентированность совершенствования системы права и систематизации законодательства. В соответствии с ними определяются необходимость и целесообразность принятия, изменения и отмены конкретных «типичных» норм; - придание единообразия всей системе правовых норм, обеспечение единства правового регулирования общественных отношений: нормы-принципы служат «юридическим основанием для каждой нормы в отдельности ... каждая норма вытекает из них с логической неизбежностью подобно заключению из большой посылки дедуктивного силлогизма» [19. С. 392]; - возможность самостоятельного регулирующего воздействия на общественные отношения; - в предельно обобщенной форме закрепление общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании; - обладание более высокой юридической силой по сравнению с другими нормами, непосредственно устанавливающими правило поведения. В.В. Мальцев по этому поводу отмечает, что, провозглашая «принципы, законодатель тем самым возлагает на себя обязанность воплощать их в правовых нормах . с законодателя не снимается обязанность отменить или изменить всякую норму при обнаружении ее несоответствия с этими принципами» [20]. Т.Н. Нешатаева аналогичным образом определяет значение норм-принципов международного публичного права, говоря, что они «носят характер сверхимперативных норм, имеющих высшую юридическую силу. Норма, противоречащая общепризнанному принципу, юридически недействительна (не должна иметь последствий)» [21. С. 127]. В юридической литературе высказывается также точка зрения об исключительной стабильности норм-принципов и об их особых функциях: основных начал в праве, задач, факторов образования нормативной государственной воли (норм, институтов и т. д.), прогнозирования и др. [22. С. 17]. Иные нормы права являются в большей степени динамичными. Они меняются в соответствии с изменением (возникновением, развитием, исчезновением) конкретных общественных отношений, для регулирования которых они и принимаются. По сравнению с декларативными (учредительными) нормами для норм-принципов характерна большая степень конкретизации содержащихся в них требований. Однако по отношению ко всем иным нормам нормы-принципы обладают наибольшей степенью общности. Несомненно, содержание норм-принципов гораздо глубже и богаче, чем норм, устанавливающих «типичные» правила поведения: они «являются своего рода эталонами, «локаторами», позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств непосредственно регулятивных норм объективным законам общественного развития» [23. С. 214]. Но, несмотря на определенную специфику, норма-принцип, по меткому утверждению В.А. Толстика, - «это одна из разновидностей норм права и не более того» [24]. Вопрос о структуре нормы-принципа является относительно малоисследованным в юридической науке: «вопрос же о структуре норм, не являющихся правилами поведения... до недавнего времени не только не рассматривался, но даже и не ставился» [23. С. 185]. Как правило, при рассмотрении в научной и учебной литературе большинство авторов ограничиваются указанием на то, что такие нормы либо вообще не имеют структуры в ее классическом понимании: «трехчленная структура свойственна не всем нормам права, например, нормам-принципам, нормам-дефинициям она не свойственна» [25. С. 8], либо, как пишет Л. А. Морозова, им присуща совсем иная структура, не раскрывая при этом, что это за структура и в чем проявляется ее своеобразие, отмечая лишь, что проблемы структуры норм-принципов остаются неразработанными в общей теории права [26. С. 210]. Аналогичной точки зрения придерживается и В.К. Бабаев, высказавший мысль о том, что «нет смысла искать в отправных (учредительных) нормах гипотезу, диспозицию или санкцию. Они имеют иные структурные элементы» [27. С. 96-97]. В качестве таких структурных элементов он называет совокупность существенных признаков принципа права, выраженных путем словесного обозначения или прямого текстуального указания [28. С. 411412]. Несомненно, такое суждение заслуживает внимания и вызывает не только научный, но и практический интерес именно как попытка привлечь внимание к вопросу о структуре специализированных норм, в том числе и норм-принципов. Но, как представляется, признаки правового явления, к каковым относится и принцип права, не могут выступать в качестве структурных элементов предписания, формально это явление закрепляющего. Признаки, в том числе и существенные, описывают явление, раскрывают его основные характеристики, но не определяют его внутреннее строение. Они не только не позволяют проследить и выявить те внутренние взаимосвязи, которые возникают и существуют между составными частями, структурными элементами явления, но и не позволяют выделить сами структурные элементы. Норма права - это регулятор поведения, и на элементарном уровне она должна демонстрировать механизм регулирования, а не характерные (пусть и существенные) признаки выражаемого в ней явления или процесса. Г.Л. Осокина отмечает, что при текстуальном способе закрепления «основные начала представляют собой принципы-нормы, которые обладают всеми свойствами и структурными частями норм права, хотя действие их содержания распространяется далеко за пределы данной конкретной нормы» [29. С. 105-106]. Несмотря на то, что эта позиция не нашла широкой поддержки и развития в юридической литературе, ее следует признать более обоснованной. Трехэлементная структура нормы-принципа обусловливается объективным характером правила, выражаемого этой нормой. Как и любая другая норма, норма-принцип должна содержать условие своего действия (гипотезу) и, собственно, само правило, пусть и максимально абстрагированное и обобщенное, выражающее ключевую идею определенного «среза» правового регулирования (диспозицию), а также способ своего обеспечения (санкцию).
Ключевые слова
норма права,
принципы права,
правовое регулирование,
императивность норм-принципов,
legal norms,
legal principles,
legal regulation,
imperativeness of norms-principlesАвторы
Баранов Андрей Васильевич | Томский государственный университет | ст. преподаватель кафедры теории и истории государства и права, административного права Юридического института | avb1968@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Григорьева Н. Принципы уголовного судопроизводства и доказательства // Российская юстиция. 1995. № 8. С. 39-42.
Алексеев С.С., Васьков П.Т., Дюрягин И.Я. и др. Основы теории государства и права: учеб. пособие / отв. ред. С.С. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1971. 408 с.
Айзенберг А.М., Александров Н.Г., Алексеев С.С. и др. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право / редкол.: Е.А. Лукашева (отв. ред.), A.В. Мицкевич, И.С. Самощенко, Н.П. Фарберов, А.Ф. Шебанов. М.: Юрид. лит., 1973. 647 с.
Денисов А.И., Зорькин В.Д., Кененов А.А. и др. Теория государства и права: учеб. / под ред. А.И. Денисов. М.: Юрид. лит., 1980. 432 с.
Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М.: Юрид. лит., 1981. Т. 1. 360 с.
Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2001. 776 с.
Марченко М.Н. Общая теория государства и права: Теория права. Академический курс: в 2 т. М.: Зерцало, 1998. Т. 2. 640 с.
Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учеб. пособие. М.: Проспект, 2010. 117 с.
Фуллер Лон Л. Мораль права: пер. с англ. Т. Даниловой / под ред. А. Куряева. М.: ИРИСЭН, 2007. 308 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Собрание законодательства РФ.1994. № 32. Ст. 3301.
Кригер Г.А. Место принципов советского уголовного права в системе принципов права // Советское государство и право. 1981. № 2. С. 102-107.
Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. 712 с.
Малеин Н. С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6.
Воронов А.Ф. О понятии, значении и нормативном закреплении принципов гражданского и арбитражного процессуального права // Законодательство. 2003. № 12. С. 47-58.
Сидоркин А. С. Принципы права: понятие и реализация в российском законодательстве и судебной практике: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2010. 26 с.
Лившиц Р.З. Теория права: учеб. М.: БЕК, 1994. 224 с.
Карташов В.Н. Принципы права // Теория государства и права: учеб. / под ред. B.К. Бабаева. 2-е изд. М.: Юристь, 2007. Гл. 12. 637 с.
Теория государства и права: учеб. / под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристь, 2003. 592 с.
НедбайлоП.Е. Применение советских правовых норм. М.: Госюриздат, 1960. 511 с.
Мальцев В.В. Принципы уголовного законодательства и общественно опасное поведение // Государство и право. 1997. № 2. С. 98-102.
Нешатаева Т.Н. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права // Вестн. Высшего арбитражного суда РФ. 2004. № 3. С. 124-140.
Евграфов П.Б. Соотношение структуры советского права и структуры советского законодательства: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Харьков. 1981. 18 с.
Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2001. 416 с.
Толстик В.А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России // Журнал российского права. 2000. № 8. С. 67-77.
Деготь Б.А. Классификация норм советского социалистического права по их структуре: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1978. 20 с.
Морозова Л. А., Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. 416 с.: рецензия // Правоведение. 2001. № 6. С. 209-211.
Бабаев В.К. Структура юридической нормы // Нормы советского права. Проблемы теории / под ред. В.К. Бабаева, М.И. Байтина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. 248 с.
Теория государства и права: учеб. / под ред. В.К. Бабаева. 2-е изд. М.: Юристь. 2007. 637 с.
Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. М.: Юристь, 2006. 669 с.