Проблемы обеспечения безопасности участников уголовного процесса | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. № 4(22). DOI: 10.17223/22253513/22/5

Проблемы обеспечения безопасности участников уголовного процесса

В статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности участников уголовного процесса и реализации прав участников уголовного судопроизводства при осуществлении профессиональной сыскной деятельности в ходе производства по уголовному делу. Автор предлагает ряд мер по совершенствованию законодательства, направленных на упорядочивание сыскных действий и обеспечение интересов субъектов, в отношении которых они осуществляются.

Problems of guaranteeing safety for the parties to a criminal trial.pdf Определив в качестве назначения уголовного судопроизводства защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ), законодатель предусматривает ряд гарантий для участников уголовного процесса. Между тем данные гарантии должны иметь широкое действие и распространяться не только на случаи осуществления непосредственно уголовно-процессуальной, но и иной деятельности, оказывающей влияние и содействие расследованию и разрешению уголовного дела по существу. К таковой, например, относится профессиональная сыскная (розыскная) деятельность [1. С. 5]. Профессиональная сыскная (розыскная) деятельность есть юридически значимая работа, которая осуществляется гласно и негласно на основе общих принципов (использование конфиденциальных возможностей и др.) уполномоченными на то федеральным законом субъектами (представителями государства) и которая заключается в получении (собирании и добывании) полезной информации для достижения определенных законодателем социально значимых целей, не противоречащих Конституции Российской Федерации. Учитывая особенности этого вида деятельности, необходимо обратить пристальное внимание на реальные проблемы защиты прав и законных интересов и обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства не только от преступных посягательств, но и в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Как правильно отмечается в литературе, «целесообразно также нормативно определить формы и специфику принуждения, используемого в ходе осуществления ОРМ, прописав детально в оперативно-розыскном законе его виды, основания, условия, правила применения, права и обязанности сторон, параметры контроля и надзора за законностью его использования органами, осуществляющими ОРД» [2. С. 21]. При этом для решения указанных вопросов необходимо произвести кардинальные изменения структуры российских правоохранительных органов, системы их функционирования, придать им новый облик и содержание. Власть предпринимает серьезные попытки по совершенствованию игроков на поле противодействия преступности. Многочисленные выступления высших чиновников, содержащие высокие требования к профессионализму профессионалов и негативное отношение к оценке их труда по количественным показателям, тому наглядное подтверждение. Поддерживая проводимую политику, полагаем целесообразным в начале усовершенствовать не игроков, а правила игры. Федеральное законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность как наиболее острое и эффективное средство противодействия преступным проявлениям и предупреждения их, конечно, устарело. В новых политических и экономических условиях латание данного закона сиюминутными нормами стало тормозом профессиональной сыскной деятельности. Основные недостатки современного оперативно-розыскного закона лежат на поверхности: 1. Это «темный» закон, не имеющий расшифровки даже основных его понятий и определений. 2. Он не имеет запрета на занятие оперативно-розыскной деятельностью без специального профессионального образования. 3. Результаты оперативно-розыскного труда оцениваются по количественным показателям. 4. Отсутствует единый механизм использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания по уголовному делу в качестве самостоятельного доказательственного материала [3. С. 16]. 5. Провокация как метод стала главной негативно-ценностной ориентацией в деятельности многих оперативных работников [4. С. 109]. Заметим, что, несмотря на наличие указанных пробелов в регулировании оперативно-розыскной деятельности, ее способы и методы широко используются в ходе уголовного процесса, что ставит под угрозу защиту и охрану прав и свобод его участников. Опасность потенциальных нарушений возрастает и в связи с возможностью обращения к ресурсам частной детективной деятельности при расследовании уголовных дел. Частная детективная деятельность как самостоятельный социально полезный вид человеческой деятельности появилась в России после принятия 11 марта 1992 г. Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Ее возникновение было обусловлено экономическими и политическими изменениями, которые происходили России в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия, потребностями в обеспечении безопасных условий развития российского бизнеса, защите прав и законных интересов участников гражданского, уголовного, административного и арбитражных производств. Как показывает анализ практики, к настоящему времени частная сыскная деятельность успешно прошла этап становления и развивается в направлении активного формирования цивилизованного рынка сыскных услуг. В настоящий период идет поступательный процесс ее превращения в самостоятельную отрасль, претендующую на достойное место в обеспечении безопасности бизнеса и имеющую свои корпоративные интересы. Конкуренция как движущая сила выдвигает на рынок информационных сыскных услуг новых участников, которые сдерживаются устаревшим законодательством. Проводимая реформа в правоохранительной системе и армии также высвобождает значительное количество офицеров, поставляя их на рынок труда. Чем они должны заниматься в гражданской жизни, если всю сознательную жизнь являлись представителями разведки, контрразведки и уголовного розыска? Ответ до банальности прост. Конечно же, сыском. А здесь барьер! Почему мы так остерегаемся негосударственного профессионального сыска? Что сдерживает власть от принятия разумных решений в данном направлении? Думается, что боязнь конкуренции, и не только. И это обоснованно, ведь под угрозу ставятся интересы граждан, чьи права не могут быть ограничены безосновательно, в противоречии принципам законности, целесообразности и соразмерности. Однако соответствие данным требованиям невозможно контролировать при проведении сыскной деятельности, которая все чаще проникает в сферу уголовного судопроизводства и создает для участников дополнительные обременения, а не гарантии. В связи с этим промедление в реформе правоохранительной деятельности гораздо пагубнее, чем в иных сферах. Если мы не сможем заинтересовать профессионалов после ухода со службы играть на стороне человека, общества и государства, то кого мы сможем им противопоставить, если они окажутся в лагере преступности? Новые борцы с преступностью, усвоив печальный опыт своих предшественников, заранее «начнут сами о себе заботиться» и не всегда законным образом. Профессиональный сыск имеет простую и понятную цель - получение упреждающей информации для принятия оптимального управленческого решения. Власть - потребитель этой информации. Проводя исследование по оперативно-розыскному обеспечению раскрытия и расследования преступлений, мы пришли к выводу, что оперативно-розыскная деятельность является всего лишь небольшой частью профессиональной сыскной деятельности, которая существует вне зависимости от чьего-либо желания или указания, т.е. объективна. Классифицируя эту деятельность по двум критериям: по целевому признаку и кругу участников, автор открыл элементарную истину. Законная сыскная деятельность по своей сути подразделяется на разведку, контрразведку, уголовный сыск и частную детективную деятельность. Незаконная, но реально существующая в нашей жизни деятельность представлена в классификации в соответствии с целевым признаком как сыск на бытовом, коммерческом уровне, в средствах массовой информации и в криминальных проявлениях с использованием тайных приемов и методов. Участниками этого вида деятельности соответственно могут являться граждане, конкретные службы экономической безопасности фирм, журналисты, члены и участники организованных преступных групп. При рассмотрении каждого из указанных выше видов деятельности становится ясно, что законная деятельность отличается от незаконной целями и задачами (целевой признак), силами и средствами (по кругу участников). Но результатом как той, так и другой деятельности будет информация, которая при ее высоком качестве и удовлетворении всем предъявляемым к этой категории требованиям позволит создать для одного из соперников (конкурентов) по единоборству более выгодную и выигрышную ситуацию в каждом конкретном случае. Считаем важным отметить, что незаконная сыскная деятельность, совершаемая не уполномоченными на то законом субъектами, имеет, к сожалению, достаточную открытую учебно-методическую базу. А теперь главный сущностный постулат. Профессиональная сыскная деятельность не первична по сути и нужна только для чего-то более важного и главенствующего в жизнедеятельности человека, общества и государства. Сыск для сыска - это вред! При этом важно осознать, что совокупность условий существования любого из ранее перечисленных субъектов, которыми они овладели (постигли, усвоили, создали) в процессе их самореализации и которые они, таким образом, в состоянии контролировать, есть безопасность субъекта, безопасность его деятельности. Отсюда следует важный вывод - безопасность не есть состояние защищенности интересов субъекта, безопасность вообще не есть чье бы то ни было состояние. Безопасность есть условия существования этого субъекта, контролируемые им. Находиться в безопасности - значит находиться в безопасных условиях, т.е. в таких, которые субъект в состоянии контролировать в процессе своей деятельности, в процессе своей самореализации. Отсюда становится ясно, что профессиональная сыскная деятельность выступает средством обеспечения безопасности субъекта, способным получить (собрать или добыть) упреждающую информацию для принятия оптимального управленческого решения этим субъектом. Поэтому мы с надеждой рассматриваем сыскологию как науку о профессиональном сыске, науку, способную переработать этот пласт на первый взгляд несовместимых видов поисково-познавательной, консультативно-исследовательской и информационно-аналитической деятельности. Науку, которая доступно и логически обоснованно наконец-то докажет, что разведка и контрразведка по сути не являются прерогативой государственных образований, а представляют собой сложные классические процессы проникновения в круг интересов партнера по ситуации или защищают свой круг интересов от бесконтрольного проникновения в него кого-либо. Исходя из вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам: 1. Сыск должен быть профессиональным, но иметь обоснованные запреты на его занятие. 2. Допускается конкуренция между государственным и негосударственным профессиональным сыском на основе ФЗ «О защите конкуренции». 3. Результат профессиональной сыскной деятельности - информационный продукт. 4. Цели и задачи негосударственной профессиональной сыскной деятельности не противоречат целям и задачам государственной профессиональной сыскной деятельности. 5. Принципы негосударственной профессиональной сыскной деятельности аналогичны принципам государственной профессиональной сыскной деятельности. 6. Перечень сыскных действий для всех субъектов профессионального сыска одинаков, за исключением тех, которые ограничивают конституционные права граждан. 7. Надзор за негосударственной профессиональной сыскной деятельностью должна осуществлять прокуратура в лице уполномоченных лиц. 8. Контроль должен осуществляться разрешительными лицензионными структурами Министерства юстиции. В связи с этим при создании нового закона о сыскной деятельности необходимо руководствоваться не только публичными, но и личными интересами тех, в отношении которых данная деятельность будет осуществляться. Соблюдение их прав и законных интересов, обеспечение субъектов дополнительными гарантиями послужит средством предупреждения недобросовестного исполнения сыщиком своих обязанностей, а также придаст сыскной деятельности определенную процессуальную форму, которая предопределит дальнейшее использование ее результатов. Таким образом, учитывая огромное влияние сыскной деятельности на ход уголовного процесса, ее должное правовое регулирование будет способствовать не только эффективной борьбе с преступностью, но и достижению назначения уголовного судопроизводства.

Ключевые слова

участники уголовного процесса, обеспечение безопасности, меры безопасности, профессиональная сыскная деятельность, оперативно-розыскная деятельность, parties to a criminal trial, safety provisions, safety measures, professional search activity, operational-searching activity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зникин Валерий КолоссовичТомский государственный университетоктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Юридического институтаkoloss2@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Бажанов С.В. Учение о розыске (уголовно-процессуальные, криминалистические и оперативно-розыскные аспекты). М.: Юрлитинформ, 2017. 168 с.
Азаров В.А., Кузнецов Е.В. Теоретические основы формирования отрасли оперативно-розыскного права. М.: Юрлитинформ, 2016. 208 с.
Закотнянский А.С. Проблемы использования непроцессуальной информации в доказывании по уголовным делам. М.: Юрлитинформ, 2015. 192 с.
Трубникова Т.В. Запрет на использование данных, полученных в результате провокации преступления, как один из элементов права на судебную защиту, и гарантии его реализации в уголовном процессе РФ // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2015. № 2 (16). С. 109-127.
 Проблемы обеспечения безопасности участников уголовного процесса | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. № 4(22). DOI: 10.17223/22253513/22/5

Проблемы обеспечения безопасности участников уголовного процесса | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. № 4(22). DOI: 10.17223/22253513/22/5

Полнотекстовая версия