В статье рассмотрен научно-прикладной, правоприменительный, законопроектный и судебный опыт, способствующий оптимизации нормативной правовой базы в сфере борьбы с экстремистскими и террористическими организациями, а также формированию конкретных организационно-правовых мер, направленных на снижение экстремистской и террористической активности. Сформулированный автором статьи организационно-правовой подход отнесения организаций к террористическим и экстремистским в перспективе позволит создать благоприятные условия для разрешения многих сложных вопросов, связанных с продуктивным межгосударственным взаимодействием, в частности касающихся организации экстрадиции, совместного проведения оперативных мероприятий отдельных государственных органов в сфере противодействия экстремизму и терроризму, в том числе в сфере их профилактики.
Some issues of improvement and harmonization of the national legislation of the States - participants CIS in the field o.pdf В современных условиях на фоне объективно складывающихся на евразийском пространстве транснациональных связей и миграционных потоков принятые в государствах - участниках СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан) специальные законы о противодействии экстремизму и терроризму пока еще не в полной мере основываются на единых стандартах. В частности, в них имеются определенные несогласованности и иные нестыковки правового характера [1]. В рамках исследования были проанализированы следующие специальные законы: Закон Азербайджанской Республики от 4 декабря 2015 г. № 27-VQ «О борьбе с религиозным экстремизмом» / Закон Азербайджанской Республики от 18 июня 1999 г. № 687-IQ «О борьбе с терроризмом»; Закон Республики Армения от 19 апреля 2005 г. № ЗР-79 «О борьбе с терроризмом» (в Республике Армения отсутствует антиэкстремистский закон); Закон Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-3 «О противодействии экстремизму» / Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-3 «О борьбе с терроризмом»; Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2005 г. № 31-III «О противодействии экстремизму» / Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. № 416-I «О противодействии терроризму»; Закон Кыргызской Республики от 17 августа 2005 г. № 150 «О противодействии экстремистской деятельности» / Закон Кыргызской Республики от 8 ноября 2006 г. № 178 «О противодействии терроризму»; Закон Республики Молдова от 21 февраля 2003 г. № 54-XV «О противодействии экстремистской деятельности» / Закон Республики Молдова от 12 октября 2001 г. № 539-XV «О борьбе с терроризмом»; Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» / Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Закон Республики Таджикистан от 8 декабря 2003 г. № 69 «О борьбе с экстремизмом» / Закон Республики Таджикистан от 16 ноября 1999 г. № 845 «О борьбе с терроризмом». Таким образом, за исключением Армении, все государства - участники СНГ имеют специальные законы в области противодействия экстремизму. Специальные законы в области противодействия терроризму действуют во всех государствах - участниках СНГ. Следует отметить, что в Азербайджанской Республике в соответствии с действующим национальным законодательством антиэкстремистская деятельность осуществляется только в отношении проявлений религиозного экстремизма. Так, Закон Азербайджанской Республики от 4 декабря 2015 г. № 27-VQ «О борьбе с религиозным экстремизмом» фактически констатирует, что Азербайджанской Республике угрожает единственный вид экстремизма - религиозный, т.е. данный закон оставляет без внимания другие виды экстремизма. В то же время в указанном законе определены такие новые и заслуживающие внимания со стороны других государств - участников СНГ понятия, как «религиозный радикализм» и «религиозный фанатизм». При этом некая схожесть с азербайджанским подходом прослеживается в Законе Республики Молдова от 21 февраля 2003 г. № 54-XV «О противодействии экстремистской деятельности», в котором в соответствии с определением «экстремизма» угрозы безопасности личности, обществу и государству несет только политический экстремизм. Закон Азербайджанской Республики от 18 июня 1999 г. № 687-IQ «О борьбе с терроризмом» в контексте юридической техники структурно дополняет Закон Азербайджанской Республики от 4 декабря 2015 г. № 27-VQ «О борьбе с религиозным экстремизмом». Так, Закон Азербайджанской Республики от 18 июня 1999 г. № 687-IQ «О борьбе с терроризмом» предусматривает рассмотрение дел, связанных с террористической деятельностью, на закрытом судебном заседании. Указанное положение является новым правовым блоком, который ранее не был закреплен в других специальных законах государств - участников СНГ. Кроме того, в понятийном аппарате данного закона, в отличие от других национальных правовых актов, отражено такое актуальное определение, как «денежные средства или другое имущество». В законах Республики Армения от 19 апреля 2005 г. № ЗР-79 «О борьбе с терроризмом» и Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-3 «О борьбе с терроризмом» сформулировано определение понятия «заложник», которое является новым для понятийных аппаратов других национальных правовых актов государств - участников СНГ. В законах Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-3 «О противодействии экстремизму» и от 3 января 2002 г. № 77-3 «О борьбе с терроризмом», Республики Казахстан от 18 февраля 2005 г. № 31-III «О противодействии экстремизму» и от 13 июля 1999 г. № 416-I «О противодействии терроризму», Кыргызской Республики от 17 августа 2005 г. № 150 «О противодействии экстремистской деятельности», Республики Таджикистан от 8 декабря 2003 г. № 69 «О борьбе с экстремизмом» и от 16 ноября 1999 г. № 845 «О борьбе с терроризмом» сформулированы важные для учета в правоприменительной практике определения понятий «экстремистская группа», «государственное реагирование», «экстремистские действия», «организация экстремистских действий», «идеология насилия», «экстремизм», «экстремистская деятельность», «терроризм», а также порядок признания деятельности организаций экстремистской и запрета такой деятельности (что особенно важно для настоящего исследования), в том числе за организацию пропаганды и публичного демонстрирования различной атрибутики или символики, сходной с нацистской. В законах Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-3 «О противодействии экстремизму» и от 3 января 2002 г. № 77-3 «О борьбе с терроризмом», Республики Казахстан от 18 февраля 2005 г. 31-III «О противодействии экстремизму» и от 13 июля 1999 г. № 416-I «О противодействии терроризму», Республики Молдова от 12 октября 2001 г. № 539-XV «О борьбе с терроризмом», Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» конкретизировано содержание антиэкстремистской и антитеррористической деятельности. При анализе отдельных специальных антиэкстремистских и антитеррористических законов государств - участников СНГ были определены следующие пробелы и неточности: Отсутствие базовых определений: - «экстремизм»: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия; - «терроризм»: Армения; - «экстремистская деятельность»: Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия; - «террористическая деятельность»: Армения, Беларусь, Молдова, Россия. Отсутствие согласованных направлений государственной политики, т. н. концепции противодействия: - «противодействие экстремизму»: Таджикистан; - «противодействие терроризму»: Беларусь, Молдова, Таджикистан. Вместе с тем в отдельных специальных антиэкстремистских и антитеррористических законах существуют следующие новации, заслуживающие внимания при совершенствовании законодательства государств - участников СНГ: Новые понятия и определения: - «религиозный радикализм», «религиозный фанатизм»: Азербайджан; - «экстремистские действия», «организация экстремистских действий», «виды экстремизма», «идеология насилия»: Казахстан; - «государственное реагирование»: Беларусь. Подробное законодательное закрепление антиэкстремистской и антитеррористической деятельности, в том числе в сфере профилактики: Беларусь, Молдова, Россия. Обеспечение эффективного судопроизводства: Азербайджан, Беларусь. Таким образом, проведенный анализ особенностей нормативного правового регулирования противодействия экстремизму и терроризму в государствах - участниках СНГ позволяет сделать следующие основные выводы: 1. Наряду с международными правовыми актами в сфере противодействия экстремизму и терроризму, на которых должно основываться соответствующее национальное законодательство государств - участников СНГ, при его совершенствовании следует учитывать особенности и имеющийся опыт нормативного правового регулирования противодействия экстремизму и терроризму в отдельных государствах - участниках СНГ. 2. Нормативное правовое регулирование противодействия экстремизму и терроризму в государствах - участниках СНГ включает в себя как специальные правовые нормы по противодействию экстремизму и терроризму, закрепленные в национальном законодательстве государств - участников СНГ, так и принимаемые в их развитие подзаконные нормативные правовые акты. 3. В ряде государств - участников СНГ на законодательном уровне определены роль и место государственной системы мер по противодействию экстремизму и терроризму. 4. Среди наиболее важных направлений учета особенностей нормативного правового регулирования противодействия экстремизму и терроризму в государствах - участниках СНГ следует выделить более подробное законодательное регулирование компетенции и полномочий отдельных государственных органов в сфере противодействия экстремизму и терроризму, в том числе в сфере их профилактики. Несмотря на многолетний опыт противодействия проявлениям терроризма и экстремизма, необходимость постоянных изменений и доработок антитеррористического и антиэкстремистского законодательства остро ощущается в мировом сообществе. Связано это прежде всего с тем, что террористические и экстремистские структуры выбирают все новые способы устрашения населения, все новые методы воздействия на сознание людей [2]. Поэтому, несмотря на то, что законодатели многих стран в целом достаточно активно реагируют на новые проявления терроризма и экстремизма, определяя основные направления противодействия им, современная ситуация требует постоянного обновления, совершенствования и корректировки действующего антитеррористического и антиэкстремистского законодательства с точки зрения устранения внутренних противоречий и пробелов, которые в нем имеются, с тем чтобы оперативно отвечать на вызовы террористических и экстремистских структур и защищать граждан от угроз терактов и различных действий экстремистского характера [3]. В указанном контексте стоит отметить, что немалая роль в этом процессе должна отводиться профилактической составляющей [4]. Таким образом, продолжающиеся доработки законодательных актов и дополнительных разъясняющих ненормативных актов по вопросам противодействия проявлениям терроризма и экстремизма свидетельствуют о том, что, несмотря на многолетний опыт борьбы с указанными явлениями, экстремистская и террористическая угрозы продолжают оставаться актуальными и осознаются мировым сообществом [5]. В государствах - участниках СНГ в последние годы прослеживается стремление к выработке единых правовых норм и оптимизации законов и подзаконных актов, направленных на противодействие терроризму и экстремизму. Унификация осуществляется для того, чтобы во всех странах были единые подходы к борьбе с терроризмом и к противодействию распространению экстремизма, единые нормы уголовного права, единые меры ответственности за соответствующие преступления. Цель унификации заключается и в том, чтобы преступник не мог найти возможности избежать наказания в другой стране [6]. В процессе гармонизации законодательства государств - участников СНГ по вопросам отнесения организаций к террористическим и экстремистским следует учитывать соответствующий правовой опыт государств, ведущих непосредственную борьбу с терроризмом и экстремизмом, так как пробелы в законодательстве дают возможность террористам и экстремистам избегать ответственности за совершение преступлений и беспрепятственно осуществлять террористическую и экстремистскую деятельность [7]. В настоящее время в Азербайджанской Республике действует Закон от 4 декабря 2015 г. № 27-VQ «О борьбе с религиозным экстремизмом», в соответствии с которым к религиозной экстремистской организации относится организация, созданная с целью осуществления религиозно-экстремистской деятельности либо осуществляющая такую деятельность для достижения своих целей. Если одно из структурных подразделений организации занимается экстремистской деятельностью с согласия любого руководящего органа организации, то такая организация считается религиозно-экстремистской. Также в ст. 14 (запрет религиозно-экстремистских организаций) рассматриваемого закона под такими организациями понимаются юридические лица, занимающиеся религиозно-экстремистской деятельностью. Кроме того, в Законе Азербайджанской Республики от 18 июня 1999 г. № 687-IQ «О борьбе с терроризмом» указывается, что «террористическая организация - это организация, создаваемая в целях осуществления террористической деятельности или считающая возможным использование терроризма в своей деятельности. Если одно из структурных подразделений с согласия какого-либо руководящего органа организации занято террористической деятельностью, то такая организация считается террористической. Следует отметить, что положения Закона Азербайджанской Республики от 18 июня 1999 г. № 687-IQ «О борьбе с терроризмом» в контексте юридической техники структурно дополняют положения Закона Азербайджанской Республики от 4 декабря 2015 г. № 27-VQ «О борьбе с религиозным экстремизмом». В настоящее время в армянском законодательстве отсутствуют понятия «экстремистская организация» и «террористическая организация». Однако на основании ст. 21 Закона Республики Армения от 24 декабря 2002 г. № 3Р-268 «Об общественных организациях» государственный уполномоченный орган может обратиться в суд с требованием ликвидировать организацию, если ее деятельность направлена на насильственное свержение конституционного строя Республики Армения, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти, пропаганду насилия и войны. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-3 «О противодействии экстремизму» экстремистская организация -это организация, осуществляющая экстремистскую деятельность, либо признающая возможность осуществления экстремистской деятельности в профессиональной сфере, либо должностное лицо которой финансирует экстремистскую деятельность с использованием своих служебных полномочий за счет средств этой организации, в отношении которой принято и вступило в законную силу решение Верховного Суда Республики Беларусь о признании ее экстремистской. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-3 «О борьбе с терроризмом» террористическая организация - это организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности, либо признающая возможность осуществления в профессиональной сфере террористической деятельности, либо если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома ее руководителя (хотя бы одного из должностных лиц ее руководящего органа). Организация признается террористической на основании принятого и вступившего в законную силу решения Верховного Суда Республики Беларусь. Кроме того, в Положениях о порядке определения перечня лиц, участвующих в террористическую деятельности, причастных к распространению оружия массового поражения либо находящихся под контролем таких лиц, обжалования решения о включении лиц в такой перечень и рассмотрения иных обращений этих лиц, доведения этого перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции, и органов финансового мониторинга, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2014 г. № 1256, предусмотрены основания для включения в перечень, а также исключения из перечня организаций, физических лиц, индивидуальных предпринимателей. В Казахстане, Киргизии, Молдове и Таджикистане отнесение организаций к экстремистским, в отличие от отнесения к террористическим организациям, может осуществляться только в судебном порядке. Так, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 февраля 2005 г. № 31-III «О противодействии экстремизму» экстремистская организация - это юридическое лицо, объединение физических и (или) юридических лиц, осуществляющие экстремизм и признанные судом экстремистскими. В соответствии с положениями Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. № 416-I «О противодействии терроризму» террористическая организация - это организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома одного из руководящих органов данной организации. Следует отметить, что рассматриваемые положения Закона Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-3 «О борьбе с терроризмом» и Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. № 416-I «О противодействии терроризму» более конкретизированы законодателем, чем положения Закона Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-3 «О противодействии экстремизму» и Закона Республики Казахстан от 18 февраля 2005 г. № 31-III «О противодействии экстремизму» в связи с тяжестью современных террористических угроз. В соответствии с Законом Кыргызской Республики от 17 августа 2005 г. № 150 «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистские организации - это общественные объединения или религиозные организации либо иные организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным данным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. В соответствии с положениями Закона Кыргызской Республики от 8 ноября 2006 г. № 178 «О противодействии терроризму» террористическая организация - это любая группа террористов, которая: - совершает или пытается совершить любыми средствами, прямо или косвенно, незаконно и преднамеренно, террористические акты; - участвует как сообщник в террористических актах; - организует или направляет других физических и (или) юридических лиц на совершение террористических актов; - содействует совершению террористических актов группой физических лиц, действующих с общей целью, когда содействие осуществляется сознательно и с целью оказания помощи в совершении террористического акта или осознанием намерения этой группы совершить террористический акт; - создана или создается для совершения террористической деятельности либо прямо или косвенно находится в собственности или под контролем террориста или террористов, а также лиц и организаций, действующих от имени или по указанию террориста или террористов. Полагаем, что в связи с отсутствием четкого терминологического аппарата данные определения требуют дополнительной доработки с учетом новаций модельного законодательства. К схожим с положениями модельного законодательства в рассматриваемой сфере относятся положения специальных законов Республики Молдова, Республики Таджикистан и Российской Федерации. В соответствии с Законом Республики Молдова от 21 февраля 2003 г. № 54-XV «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская организация - это общественное или религиозное объединение, средство массовой информации либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным данным законом, судебной инстанцией вынесено вступившее в законную силу решение о прекращении или приостановлении деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. В соответствии с положениями Закона Республики Молдова от 12 октября 2001 г. № 539-XV «О борьбе с терроризмом» террористическая организация - это организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность. Следует отметить, что Законом Республики Молдова от 21 февраля 2003 г. № 54-XV «О противодействии экстремистской деятельности» определено ведение реестра экстремистских материалов. В то же время молдавским законодательством не предусмотрено введение реестра (списка) экстремистских и террористических организаций. В соответствии с положениями Закона Республики Таджикистан от 8 декабря 2003 г. № 69 «О борьбе с экстремизмом» экстремистская организация -это общественное объединение, религиозная либо иная некоммерческая организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. В Законе Республики Таджикистан от 16 ноября 1999 г. № 845 «О борьбе с терроризмом» определено, что террористическая организация - это организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация считается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации. На территории Российской Федерации ведутся списки экстремистских и террористических организаций, также законодательно определен и закреплен правовой механизм формирования соответствующих перечней. Однако в настоящее время определение понятия террористической организации в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» отсутствует. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская организация - это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. В соответствии с положениями модельного закона от 14 мая 2009 г. № 32-9 «О противодействии экстремизму» и модельного закона от 3 декабря 2009 г. № 33-18 «О противодействии терроризму» террористическая организация - это устойчивое объединение физических лиц, созданное в целях осуществления террористической деятельности и (или) признающее возможность использования в своей деятельности терроризма. Признаками террористической организации являются: специализация участников по выполняемым функциям, наличие, как правило, уставных и программных документов. Организация признается террористической в установленном законодательством государства порядке, а также в том случае, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации (ст. 3). В свою очередь, экстремистская организация - это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (ст. 1). Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Кроме общественных и религиозных объединений экстремистскими могут быть и иные организации, как коммерческие, ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли, так и некоммерческие, которые такой цели не имеют и не распределяют полученную прибыль между участниками. При этом основным критерием отнесения той или иной организации к террористической и экстремистской является наличие вступившего в силу решения суда о запрете деятельности или ликвидации такой организации в связи с осуществлением ею террористической или экстремистской деятельности. Анализ судебной и правоприменительной практик позволил выработать актуальный перечень критериев, определяющих ту или иную организацию экстремистской или террористической. К числу таких организаций относятся: 1. Организация, цели или действия которой направлены: а) на пропаганду терроризма или экстремизма. Пропаганда терроризма и экстремизма - выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению террористической или экстремистской деятельности; б) оправдание терроризма. Оправдание терроризма выражается в заявлении о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании; в) поддержку терроризма или экстремизма. Поддержка терроризма или экстремизма может выражаться в любых формах - финансировании, информационной поддержке, предоставлении материально-технической базы для экстремистов или террористов, а также в обучении террористов. 2. Организация, цели или действия которой направлены на совершение преступлений террористической или экстремистской (в том числе по мотивам вражды и ненависти) деятельности. При признании организации террористической или экстремистской, как правило, учитываются три критерия: 1) проведение деятельности, направленной на изменение конституционного строя государства насильственным, вооруженным способом, в том числе с использованием террористических методов; 2) связь с незаконными вооруженными формированиями или экстремистскими структурами; 3) принадлежность к организациям, признанным международным сообществом террористическими, или связь с ними. Указанные критерии устанавливаются следующим образом. О признании организации террористической и запрете ее деятельности на территории государства: 1. Уровень активности и организованности структуры (в том числе факты создания террористического сообщества, т.е. устойчивой группы лиц, заранее объединившихся в целях осуществления террористической деятельности либо для подготовки или совершения одного либо нескольких преступлений террористической направленности, либо иных преступлений в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма, а равно руководство таким террористическим сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями). При этом одно из подразделений организации может находиться за рубежом. 2. Террористические методы, цели и формы действия организации. 3. Определение практики деятельности организации в соответствии с перечнем террористических деяний специального закона в сфере противодействия терроризму. 4. Террористическая направленность идеологической основы деятельности организации. 5. Факты, подтверждающие распространение организацией террористических идей в сети Интернет. 6. Активное взаимодействие организации с иными террористическими структурами. 7. Факты планирования организацией террористических актов, а также участия ее членов в совершении преступлений террористической направленности. О признании организации экстремистской и запрете ее деятельности на территории государства: 1. Уровень структурированности организации (четкая организованная структура / автономные структурные подразделения организации). 2. Направленность основной (или конечной) цели (реализация поставленных задач) организации на осуществление экстремистской деятельности. При этом указанная деятельность сопряжена с посягательством на причинение вреда: - правам и свободе человека и гражданина и (или) личности; - общественному порядку и (или) общественной безопасности государства. 3. Определение практики деятельности организации в соответствии с перечнем экстремистских деяний специального закона в сфере противодействия экстремизму. 4. Организационные особенности рассматриваемой структуры (конспиративность и (или) отсутствие регистрации). Наличие фактов осуществления незарегистрированной деятельности организации. 5. Распространение организацией информации, входящей в перечень экстремистских материалов, либо наличие фактов, подтверждающих распространение экстремистских идей в сети Интернет. 6. Запрет за осуществление экстремистской деятельности в других странах мира или включение в список запрещенных структур международных организаций. 7. Опыт взаимодействия (поддержания связи) организации с радикальными и противоправными структурами за рубежом [8]. Приостановление деятельности на основе указанных критериев применяется в отношении всех общественных объединений, вне зависимости от того, прошли они государственную регистрацию создания или нет. При этом приостановление деятельности общественного объединения может быть одной из мер реагирования на выявленные в результате контроля нарушения законодательства со стороны центрального аппарата или территориального органа юстиции. Следует отметить, что отнесение организаций к террористическим и экстремистским согласно правовым документам концептуального характера, принятым в Российской Федерации и ряде других государств - участников СНГ, является одним из направлений по пресечению противоправной деятельности вышеуказанных организаций. Предложения по совершенствованию системы отнесения организаций к террористическим и экстремистским. Полагаем целесообразным внести в национальное законодательство государств - участников СНГ следующие положения: 1. Включить в отдельные национальные законы в сфере противодействия терроризму и экстремизму перечни деяний, определяющих террористическую или экстремистскую деятельность. 2. Для предотвращения возможного посещения объектов, находящихся в особом режиме безопасности, ввести дополнительные запреты в отношении пособников и иных лиц, сочувствующих экстремистским или террористическим организациям. В частности, ввести требования для отказа осуществления деятельности организаций в качестве общественных, религиозных, а также в особом режиме безопасности функционирования объектовых структур в закрытых административно-территориальных образованиях в связи с оказанием содействия террористической (экстремистской) деятельности. 3. В условиях возможного злоупотребления свободой массовой информации целесообразно запретить распространение материалов об организациях, включенных в опубликованные перечни общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным специальными законами в области противодействия терроризму и экстремизму. 4. Внедрить в систему национального законодательства меры по противодействию деятельности организаций, которые признаны террористическими и экстремистскими в соответствии с международными правовыми актами и действующим законодательством. Для реализации указанных предложений необходима согласованная правовая оценка государствами - участниками СНГ современного модельного законодательства на предмет перспективы внедрения его положений в национальное законодательство. Данная оценка будет способствовать сближению и совершенствованию действующих правовых систем, в том числе в отношении порядка признания организаций террористическими и экстремистскими, в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства. А главное - позволит разработчикам МПА СНГ в своих проектах документов более детально оперировать современной юридической техникой и юридическим анализом, включая вопросы противодействия терроризму и иным формам экстремизма [9]. Пока же действующее в отдельных государствах - участниках СНГ антиэкстремистское и антитеррористическое законодательство не позволяет в полной мере четко разграничивать понятия «экстремизм» и «терроризм», «экстремистская организация» и «террористическая организация» [10]. При этом законодатели государств - участников СНГ руководствуются разными критериями, определяя отнесение организации к экстремистской или террористической. Как правило, организация признается экстремистской или террористической, если она осуществляет экстремистскую (террористическую) деятельность, предусмотренную конкретными статьями национального уголовного кодекса [11]. Вместе с тем в силу различной степени общественной опасности административно-правовые, гражданско-правовые и уголовно-правовые последствия признания организации экстремистской должны коренным образом отличаться от последствий признания организации террористической [12]. Наряду с наказуемостью и иными уголовно-правовыми последствиями, это различие должно также присутствовать и в более отдаленных по времени правовых последствиях в виде наложения ограничений в отношении поступления на государственную и муниципальную службу, военную службу по контракту, службу в правоохранительных органах, работу в образовательных учреждениях и т.д. [13]. Уголовно-правовые санкции в случае признания организации террористической, исходя из ее большей общественной опасности, должны быть более жесткими в сравнении с мерами воздействия в отношении экстремистской организации [14]. Таким образом, формирование правовой основы противодействия терроризму и экстремизму в государствах - участниках СНГ не приобрело еще того комплексного и разностороннего характера, как это имеет место в большинстве других стран [15]. Законодатели государств - участников СНГ зачастую не успевают адекватно и быстро реагировать на изменение форм и методов террористической и экстремистской деятельности, вовремя учитывать рост уровня оснащенности террористов и экстремистов в идеологическом и техническом отношении, их высокую способность к моментальной реорганизации и адаптации к изменившимся условиям правового воздействия на них [16]. Системное правовое регулирование противодействия терроризму и экстремизму в государствах - участниках СНГ может быть обеспечено лишь путем регулярного обновления антитеррористического и антиэкстремистского законодательства (в первую очередь таких отраслей, как социальное, административное, уголовное и уголовно-процессуальное право) [17]. Законодатели различных стран стремятся к оптимизации законодательства с тем, чтобы обеспечить выработку единообразного использования нормативных правовых актов и понятийного аппарата противодействия проявлениям терроризма и экстремизма, а также в целях устранения противоречий и проблем права. Законодатели государств - участников СНГ учитывают соответствующие модельные законы и рекомендации в интересах совершенствования действующего национального законодательства. При этом МПА СНГ активно оказывает им содействие в организации такого совершенствования, а также в унификации и гармонизации, т.е. сближении национального законодательства. Существуют различные методы такого сближения, применяемые разработчиками МПА СНГ. Однако национальные законодатели оставляют за собой право полностью не следовать рекомендованной правовой модели, которая может сдерживать законодательную инициативу и самостоятельность государств, поднимать вопрос об их национальном суверенитете [18]. МПА СНГ прорабатывает указанные вопросы, изыскивает оптимальные механизмы имплементации юридических новаций и положений международных правовых актов в национальные правовые системы. Так, актуальным для МПА СНГ остается изучение опыта правового мониторинга, результаты которого обобщаются и внедряются через задействованных национальных парламентариев и экспертов, в том числе по вопросам обеспечения безопасности государства и защиты его конституционного строя [19]. Вместе с тем согласно правовым документам, принятым в Российской Федерации и ряде других стран Содружества, осуществление организационно-правовых и иных мер, имеющих целью установление и прекращение деятельности террористических и экстремистских организаций, является одним из наиболее значимых направлений деятельности по профилактике терроризма и экстремизма. Целесообразно определить общие для стран Содружества организационно-правовые основы отнесения организаций к террористическим и экстремистским, раскрытые, как правило, в подзаконных актах государств - участников СНГ, в том числе: - подходы к квалификационным признакам террористических и экстремистских организаций; - механизмы возможного перевода организаций из экстремистских в терр
Бартасюк А.А., Концевик К.В. К вопросу о регулировании системы противодействия терроризму и экстремизму: анализ зарубежного опыта // Ученые заметки ТОГУ. 2013. Т. 4, № 4. С. 548-557.
Верховский А. Противодействие «религиозному экстремизму»: российское государство в поисках ответов на вызовы десекуляризации // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. № 2 (31). С. 134-158.
Востриков П.П., Петрянин А.В. Концептуальные особенности государственной политики противодействия экстремизму: теоретико-правовые аспекты // Власть. 2014. № 3. С. 101-106.
Петрищев В.Е. Что такое терроризм, или Введение в террорологию. М.: КРАСАНД, 2013. 462 с.
Тамаев Р.С., Бурковская В.А. Россия и Европа: анализ законодательства, направленного на предупреждение экстремизма и терроризма. М., 2008. 68 с.
Толстых В.Л. Вопросы процесса в решениях международных судов в первой декаде XXI века // Российский юридический журнал. 2011. № 3. С. 111-123.
Гуреева Э.Г. Правовые вопросы сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с международным терроризмом: дис.. канд. юрид. наук. М., 2004. 188 с.
Сокол В.Ю., Шмыгун А.Н., Останин В.В. Террористические организации: понятие, структура, особенности выявления: учеб. пособие. Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2007.
Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 1: Правовые системы Восточной Европы / под ред. В.И. Лафитского. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: Юридическая фирма «Контракт», 2012. 767 с.
Голубых Н.В., Леготин М.П. О сущности понятия «экстремизм» // Адвокат. 2013. № 6. С. 60-63.
Долгова А.И., Гуськов А.Я., Чуганов Е.Г. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2010. 244 с.
Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 288 с.
Истомин А.Ф., Лопаткин Д.А. К вопросу об экстремизме // Современное право. 2005. № 7. С. 19-24.
Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. М.: Молодая гвардия, 2008. 460 с.
Каширкина А.А. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с экстремизмом // Журнал российского права. 2007. № 12. С. 75-84.
Сергеева А.В. Зарубежный опыт расследования преступлений экстремистской направленности // Труды Академии управления МВД России. 2010. № 4 (16). С. 77-80.
Коршунова О.Н. Преступления экстремистского характера: теория и практика противодействия. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. 323 с.
Сравнительный анализ конституций государств - участников СНГ / отв. ред. В.Г. Вишняков. М.: Изд. дом «Городец», 2006. 208 с.
Шахов М.О. Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: Изд-во РАГС, 2008. 108 с.