Обеспечение и охрана здоровья граждан от воздействия табачного и не табачного дыма: общеправовой и административный аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2017. № 23. DOI: 10.17223/22253513/23/7

Обеспечение и охрана здоровья граждан от воздействия табачного и не табачного дыма: общеправовой и административный аспект

В статье рассматриваются общетеоретические и административно-правовые аспекты: обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, защиты здоровья от воздействия окружающего табачного и не табачного дыма. Проанализировав международный опыт, данные о работе органов внутренних дел Алтайского края, авторы приходят к выводу о необходимости дополнения законодательства, регламентирующего данную сферу, положениями, предусматривающими ответственность за курение не табачных смесей в общественных местах.

Security and protection of public health against the influence of tobacco and tobacco free smoke: general legal and admi.pdf Более 3 лет на территории Российской Федерации действует Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [1] (далее - Закон № 15-ФЗ). Нормативный акт в совокупности с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака [2] регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма. Столь обсуждаемый, до его принятия, «антитабачный закон», казалось бы, охватывает все сферы, связанные с курением в общественных местах. Сегодня мы все реже видим «курильщиков» сигарет в кафе, барах, поездах дальнего следования. Вместе с тем изменяются способы курения. К примеру, все большую популярность среди молодежи приобретает кальян. Под кальяном понимается устройство для курения, состоящее из соединенных между собой емкости для табака, сосуда с жидкостью для фильтрации дыма и одного или нескольких мундштуков [3]. Особое беспокойство правоохранительных органов вызывает проведение досуга групп граждан за курением кальяна в общественных местах. Присуще это, как правило, теплому времени года. В последнее время к пагубной привычке пристрастились и несовершеннолетние. Причем данные деяния носят не только административно-правовой, но зачастую и латентный уголовно-правовой характер. Так, по итогам 8 месяцев 2016 г. органами внутренних дел Алтайского края задокументировано 13 фактов вовлечения несовершеннолетних в процесс потребления табака (ч. 1 ст. 6.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) [4] (далее - КоАП РФ), при этом дважды эти деяния были совершены родителями (ч. 2 ст. 6.23 КоАП РФ), 186 деликтов по вовлечению несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ, одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ). Увеличилось количество подростков, поставленных на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, за употребление одурманивающих веществ. По состоянию на 1 октября 2016 г. органы внутренних дел осуществляют индивидуально-профилактическую работу с 24 такими несовершеннолетними. Взрослыми лицами за истекший период совершено 10 общественно опасных деяний по вовлечению несовершеннолетних в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 151 Уголовного кодекса Российской Федерации) [5], что на 25% выше показателя за аналогичный период предыдущего года. Как правило, потребление кальяна подпадает под запрет курения табачных изделий, установленный законом № 15-ФЗ, и органы полиции активно применяют меры профилактического характера по предупреждению этого общественно вредного деяния. За 8 месяцев 2016 г. сотрудниками органов внутренних дел Алтайского края составлено 5 343 протокола за нарушение установленного запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (ст. 6.24 КоАП РФ), из них 8 - за те же деяния, совершенные на детских площадках. Однако курение не табачных смесей данным нормативным правовым актом не охватывается. Следует заметить, что кальян появился для применения в несколько иных целях. Точных сведений о том, где и кем он был изобретен, нет. Подобные устройства для курения делали из камня, дерева, глины. Отличие кальяна от прочих аналогов - в фильтрации через жидкость. Принято считать, что исторически развитие кальяна началось с процесса колонизации англичанами Америки, после чего он был завезен в Индию. Изначально индийские лекари использовали кальян как обезболивающее. Затем кальян начали курить не во время болезней и операций, а в повседневной жизни для получения удовольствия. Он стал главным атрибутом переговоров в странах Востока, так как расслаблял тело и разум. В арабских странах сегодня его называют шиша, в Румынии - лула, в Узбекистане - чиллим. Сегодня в кафе, барах, ночных клубах помимо потребления сигарет запрещено курение кальяна. Но и здесь владельцы развлекательных заведений нашли выход из ситуации. Под запрет, установленный Законом № 15-ФЗ, подпадает только использование табачных смесей с никотином. Специально для кальяна стали использовать табак, который не содержит никотина. Однако медицинские справочники уверяют, что табака без никотина не существует. От сгорания фруктовых добавок в таких не табачных смесях образуется большее количество смол и ароматических углеводородов, ацетальдегида, чем в дыме от табака. Увлажненный дым с токсинами глубже попадает в лёгкие, провоцирует онкологические, сердечно-сосудистые и легочные заболевания. Следовательно, негативное воздействие дыма нисколько не меньше, а значит, абсолютно безопасным с медицинской точки зрения курение безникотинового кальяна признать нельзя. Министерство здравоохранения Российской Федерации последовательно придерживается позиции, что в общественных местах необходимо запретить курение всех видов кальяна, в том числе и на основе безникотиновых смесей. Курение не табачных и фруктовых смесей, которые при доскональном лабораторном экспертном исследовании нередко оказываются наркотическими средствами, в увеселительных заведениях сегодня распространилось повсеместно. Статистические данные показывают, что за 9 месяцев 2016 г. на территории Алтайского края 151 лицо совершило преступление, находясь при этом в состоянии наркотического возбуждения или под действием психотропных веществ, 6 из них - несовершеннолетние. Подобные цифры не только шокируют, но и позволяют достаточно аргументированно предположить, что потребление различного рода новых одурманивающих безникотиновых веществ - потенциально опасно, осложняет криминогенную обстановку в регионе, детерминирует совершение преступлений и, безусловно, подрывает здоровье населения. Вернувшись к проблеме, можно заметить, что молодые люди, использующие кальян на улице, вряд ли курят безопасный табак без никотина. Даже без учета вредного воздействия табака курение кальяна имеет ярко выраженную антиобщественную направленность, поскольку: во-первых, данное деяние совершается городской молодежью в общественных местах в вечернее и ночное время, сопровождается нарушением общественного порядка, тишины и покоя граждан [6]; во-вторых, зачастую ему сопутствует ряд иных правонарушений, таких как мелкое хулиганство, потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных или одурманивающих веществ. По данным органов внутренних дел Алтайского края, в ходе рейдовых и профилактических мероприятий в жилом секторе в течение 8 месяцев 2016 г. сотрудниками полиции у граждан изъято свыше 554 кг наркотических средств; в-третьих, вызывает беспокойство граждан и способствует возрастанию межэтнической напряженности населения ввиду несоответствия подобных элементов восточной культуры общепринятой национальной культуре проведения досуга. Исходя из вышесказанного, необходимо обратить на данную проблему особое внимание и предпринять соответствующие профилактические меры на федеральном уровне. В подобной ситуации законотворческим органам Российской Федерации мог бы быть полезен опыт решения аналогичных проблем другими государствами. К примеру, в Республике Казахстан действует постановление Главного государственного санитарного врача Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 14 марта 2013 г. № 6 «О введении запрета на курение кальяна в общественных местах» [7] (далее - постановление). Оно было инициировано по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы курительных трубок, кальянных жидкостей и их емкостей, исходной курительной смеси, исследованных на объектах общественного питания и других мест курения кальяна на территории республики. В курительных смесях установлено наличие кишечной и синегнойной палочек, золотистого стафилококка, дрожжей, грибков в смывах, высокое содержание токсических элементов, что подтверждает их потенциальную опасность для здоровья человека. Как видим, в отдельно взятом вопросе качество, оперативность принятия нормативных правовых актов в некоторых странах Содружества Независимых Государств - не в пример выше отечественного. Законодательство Республики Казахстан оказалось более гибким к проблемам социума. Объясняется выдвинутый тезис тем, что если какая-либо сфера общественных отношений не урегулирована законом Республики Казахстан, органы государственной власти успешно используют такие формы права, как подзаконные акты. В данном случае установление запретов на курение кальяна в общественных местах путем утверждения постановления Главного государственного санитарного врача позволило своевременно отреагировать на новый вызов здоровью и нравственности республики. Положительным в рассматриваемом постановлении будет и то, что перечень объектов, на которые распространяется запрет потребления кальяна, строго очерчен. К сожалению, в российских источниках права подобный подход не всегда прослеживается. Речь в данном случае идет об общественных местах, где запрещено появление в состоянии алкогольного опьянения. В частности, постановление содержит запрет на курение кальяна: 1) в пунктах общественного питания; 2) кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, на спортивных аренах и в других крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха, в том числе в ночных клубах, на дискотеках; 3) музеях, библиотеках и лекториях; 4) неустановленных местах в поездах местного и дальнего сообщения, на судах воздушного, морского и речного транспорта, а также в салонах городских, междугородних автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта; 5) зданиях аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов; 6) государственных органах и организациях; 7) помещениях, являющихся рабочими местами; 8) подъездах домов. Говоря о положительных примерах урегулирования данных отношений, можно привести в пример Объединенные Арабские Эмираты. Кальян в этом государстве можно курить лишь в заведениях, имеющих на эту деятельность лицензию, и в специально оборудованных для этого местах. Курить его категорически запрещено в образовательных учреждениях, интернет-кафе, салонах парикмахерских, торгово-развлекательных центрах. Законодатель за нарушение данного положения предусмотрел не только штраф, но и тюремное заключение. Страны Европы также активно применяют меры, направленные на ограничение публичного курения кальяна. В частности, не так давно Турция пополнила список стран, где в общественных местах курение кальяна запрещено. Местные жители не имеют права курить кальян в ресторанах, клубах, барах, однако если вблизи заведения есть столики на открытой местности, то на колбе самого кальяна должна быть размещена наклейка, сообщающая о вреде курения, как на пачках сигарет. В Германии в 2008 г. был принят закон, который запрещает табакокурение и курение кальяна в общественных местах. Нарушение этого нормативного правового акта наказывается штрафом в размере до тысячи долларов. Курить разрешается лишь в специально оборудованных кабинках, которые оснащены системой очистки воздуха. Во Франции разрешается курение лишь в кальянных, имеющих для этого специальную зону. Ее площадь должна составлять не менее 1/5 от общей. Учитывая международный опыт, полагаем, что изменения должны коснуться Закона № 15-ФЗ. Само название федерального закона следует изменить и интерпретировать как «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного и не табачного дыма и последствий потребления табака и не табачной смеси». В ч. 1 ст. 2 наряду с понятием «курение табака» необходимо внести определение «курение кальяна». К примеру, вдыхание дыма любой смеси, табачной и не табачной, а также закрепить понятие «не табачная смесь», т.е. вид курительного изделия, предназначенного для курения с использованием кальяна или иного устройства и состоящего из таких элементов, как сахарный или кукурузный сироп, мед, свекольная мякоть, кукурузные волокна, ароматизаторы, вкусовые добавки или иное. Изменения должны коснуться и ст. 23 «Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона», которая устанавливала бы дисциплинарную, гражданско-правовую, административную ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего не табачного дыма и последствий потребления не табачной смеси. После обновления федерального закона следует изменить ст. 6.24 и 6.25 КоАП РФ. В частности, в ст. 6.24 КоАП РФ необходимо включить запрет на курение не табачной смеси на отдельных территориях, установленных федеральным законом № 15-ФЗ. В ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ внести следующее изменение: «Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака и не табачных смесей либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака и не табачных смесей». Благодаря этому нововведению владельцам кафе, ресторанов, в которых предоставляются услуги курения кальяна с использованием табачной и не табачной смеси, необходимо будет, например, соблюдать требования по выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или оборудованию изолированных помещений для такого курения. Безусловно, одними мерами законодательного характера данную проблему не решить. Необходима планомерная, широкомасштабная работа всех субъектов системы профилактики [8]. В этих целях органам и учреждениям здравоохранения, образования, педагогическому составу учебных заведений, участковым уполномоченным полиции, инспекторам по делам несовершеннолетних необходимо совместно: - активизировать пропаганду правовых и иных знаний среди обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского состава по формированию законопослушного и нравственного поведения, культуры в общественных местах; - оказывать организационно-методическую и практическую помощь членам молодежных общественных организаций правоохранительной направленности, волонтерским движениям, ведущим работу по привитию населению здорового образа жизни; - проводить работу по выявлению лиц, распространяющих среди молодежи новые, потенциально опасные курительные смеси, установлению их связей, мест сбора; - выявлять места возможного сбыта, приобретения и потребления наркотических средств, психотропных и потенциально опасных психоактивных веществ в учебном заведении и на прилегающей территории; - организовывать и проводить профилактические рейды, операции и другие профилактические мероприятия, направленные на выявление вышеуказанных лиц, а также тех несовершеннолетних, которые находятся в социально опасном положении для оказания им помощи. Для успешной реализации всего вышеобозначенного субъекты профилактики могут использовать следующие формы деятельности: а) организация, проведение и непосредственное участие в заседаниях совета профилактики, попечительского, студенческого совета и (или) иных органов самоуправления учебного заведения по вопросам, отнесенным к их компетенции; б) инициирование и реализация совместно с администрацией и педагогическим составом учебного заведения мероприятий (круглых столов, дискуссий, конкурсов, сюжетно-ролевых игр), направленных на формирование у обучающихся высоких морально-нравственных качеств и стремления к здоровому образу жизни; в) оказание руководящему и преподавательскому составу учебного заведения организационно-методической, в том числе правовой, помощи в вопросах раннего выявления детской и молодежной деликтологии, предупреждения потребления алкоголя, курения табака и кальяна в семьях обучающихся; г) получение необходимой информации, способствующей профилактической деятельности, и взаимный обмен ею с администрацией учебного заведения; д) участие в разработке и внедрении в практику работы учебной организации программ и методик, направленных на формирование здорового образа жизни, законопослушного и высококультурного поведения школьников и студентов. Сотрудникам полиции, в первую очередь участковому уполномоченному, в своей работе следует сосредоточить внимание на установлении тесных рабочих контактов с должностными лицами, курирующими на его территории обслуживания вопросы здравоохранения, воспитательную работу, внеучеб-ную деятельность школьников и студентов, обеспечение безопасности объекта образования. Реализация этой задачи позволит ему располагать сведениями о проблемных школьниках, студентах, а также учащихся «группы риска» [9]. Изложенные в работе предложения, даже при условии их скорой реализации, безусловно, не способны в полной мере гарантировать исключение негативного влияния курения кальяна на подростковую среду, здоровье всего населения. Курение - это в первую очередь социальное явление, и искоренить его только юридическими средствами вряд ли удастся. В профилактической деятельности сотрудников полиции в данном направлении, к сожалению, преобладают меры воспитательного воздействия в виде убеждения, которые не всегда оказывают положительное влияние. Однако планомерная и последовательная деятельность по воплощению высказанных рекомендаций способна не только повысить эффективность профилактической работы органов правопорядка, но и усилить социальную защиту всех граждан. Напомним, что в ст. 9 Закона № 15-ФЗ установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака. Ключевой задачей как государства в целом, так и органов правопорядка в частности является гарантировать гражданам данное право, уберечь подрастающее поколение от пагубных последствий курения как табачных, так и не табачных изделий.

Ключевые слова

охрана здоровья граждан, курение, кальян, запрет, общественный порядок, правонарушение, protection of public health, smoking, hookah, ban, public order, offence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Репьев Артем ГригорьевичБарнаульский юридический институт МВД Россиикандидат юридических наук, ст. преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних делrepev-artem@yandex.ru
Полежайкина Екатерина ВладимировнаБарнаульский юридический институт МВД Россиикурсантp-o-l-y-a94@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака: федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (в ред. от 26.04.2016) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 8. Ст. 721.
Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (Женева, 21.05.2003) (вступила в силу 27.02.2005) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 46. Ст. 5249.
ГОСТ Р 52463-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Табак и табачные изделия. Термины и определения: приказ Ростехрегулирования // Стандартизация в РФ. Основные положения. 2005. Ст. 481.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; 2016. № 27 (ч. 1). Ст. 4205.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2016. № 28. Ст. 4559.
Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края: закон Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС // Алтайская правда. 2002. 26 июля.
О введении запрета на курение кальяна в общественных местах: постановление Главного государственного санитарного врача Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 14.03.2013 № 6 // Акмолинская правда. 2013. 8 мая.
Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 26 (ч. 1). Ст. 3851.
Репьев А.Г. Правовые запреты и ограничения в отношении несовершеннолетних, помещаемых в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа: от теории к практике // Алтайский юрид. вестник. 2016. № 14. С. 67-71.
 Обеспечение и охрана здоровья граждан от воздействия табачного и не табачного дыма: общеправовой и административный аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2017. № 23. DOI: 10.17223/22253513/23/7

Обеспечение и охрана здоровья граждан от воздействия табачного и не табачного дыма: общеправовой и административный аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2017. № 23. DOI: 10.17223/22253513/23/7

Полнотекстовая версия