Рассмотрены особенности правового и концептуального обеспечения информационной профилактики противоправных посягательств на конституционный строй, выстраивания правовых отношений между государствами в условиях роста террористической активности, функционирования международно-правовых механизмов противодействия использованию информационного пространства в интересах террористических и экстремистских организаций. Анализ передовых методик профилактики терроризма и экстремизма, применяемых в ряде государств (США, Великобритания), позволил авторам прийти к выводу о необходимости создания специальных ситуационных структур, осуществляющих поиск оптимальных решений при любых масштабах террористических и экстремистских угроз. Сформулированы рекомендации по прогнозированию названных выше угроз и определены новые подходы для возможного учета в научном обеспечении безопасности личности, общества и государства.
Information prevention of illegal encroachments on the constitutional order of the state: legal aspects in the context o.pdf В последние десятилетия высокая динамика развития общественных отношений, глобализация, интернационализация и многие другие факторы обусловили увеличение числа правовых реформ по всему миру. Они проходят в государствах разных социально-экономических формаций, политических и правовых систем. Им свойственны общие черты: целенаправленность, изменение фундаментальных принципов и правовых основ, особое ресурсное обеспечение [1]. Одним из ведущих направлений в правотворческой деятельности различных государств является формирование правовых основ международного сотрудничества по вопросам противодействия террористическим и экстремистским угрозам. Богатый опыт подготовки модельных законов и рекомендательных правовых актов под эгидой МПА СНГ и ПА ОДКБ является весьма востребованным для национальной правоприменительной практики, а также научно-правовой деятельности субъектов противодействия экстремизму и терроризму. Взаимодействие государств, в свою очередь, не представляется возможным без существования международных организаций, ими же созданных для достижения определенных целей. Более того, ряд международных межправительственных организаций создается с особой целью, суть которой заключается в формировании интеграционного объединения государств на региональном (субрегиональном) уровне [2]. Оздоровление информационного пространства каждого государства в отдельности и всего мирового информационного пространства на основе включения в его инфраструктуру и легитимации прав и обязанностей каждой структуры гражданского общества с учетом ее специфики только и возможно при соблюдении конструкции взаимодействия каждого с каждым и со всеми. Представляя структуру гражданского общества через такие блоки субъектов, как органы государственной власти и местного самоуправления; субъекты экономики, включая производство и рынок; наука; общественные организации (партии, профсоюзы, профессиональные и посреднические организации, правозащитные); организации по интересам национального и этнического характера; культура; СМИ; церковь; семья; человек как индивид и гражданин, можно понять, насколько сложна информационная среда в юрисдикции одного (каждого) государства и его законодательства. А еще сложнее такой сегмент информационного пространства, как всемирная сеть Интернет. И все это с учетом различий в содержании информации и ее предназначении, что значительно осложняет проблемы обеспечения безопасности информационной среды и социума в целом [3]. Глобальные изменения в сфере расширения новых форм воздействия на экстремизм и терроризм способствуют развитию и реализации эффективной государственной системы профилактики, необходимой для осуществления эффективной защиты конституционного строя. Так, в США активную роль в противодействии виртуальной пропаганде экстремизма и терроризма выполняют владельцы социальных медиа [4]. Например, Центр по стратегическим контртеррористическим коммуникациям США [5] увеличивает количество информационных кампаний, ориентированных на дерадикализацию потенциальных сторонников «Исламского государства». При этом руководство Пентагона со своей стороны предлагает использовать значительный потенциал, накопленный органами разведки в сфере мониторинга интернет-ресурсов. Кроме того, по мнению министра обороны США, особый интерес представляет оценка степени влияния идеологии ИГИЛ на целевую аудиторию исламских проповедников [6]. Американские экспертные организации отмечают явную недостаточность принимаемых государственных мер и подчеркивают необходимость усиления общегосударственной контрпропаганды, которая на данный момент проигрывает экстремистской PR-деятельности ИГИЛ в контексте используемых методов и технологий, а также способов подачи информации [7]. В этой связи Министерство внутренней безопасности США осуществляет сбор следующих сведений в отношении специального программно-аппаратного обеспечения [8]: - интерфейс к социальным медиа и web-источникам, в том числе возможности прямого доступа к указанным ресурсам (тарифные, планы, условия подписки и т. п.); - способы организации доступа к источникам, известным как Deep Web и Dark Web1; - методы ввода и подготовки данных к дальнейшему анализу, в том числе механизмы фильтрации получаемых сведений (например, по неполным биографическим параметрам, ключевым словам и т.п.), их точность по отбору релевантной информации; - аналитические варианты обработки мультимедийных данных (изображение, речь, видео), геопространственной информации, сведений на иностранных языках и степень автоматизации этих процессов; - возможность интеграции программно-аппаратного обеспечения в действующие системы, организации многопользовательской и межведомственной совместной работы в целях обеспечения информационной безопасности. Следует отметить, что ФБР США приступило к реализации масштабной программы «Предупреждение насильственного экстремизма в школах», направленной на внедрение новых механизмов выявления признаков радикализации учащихся [10]. Данная программа совпадает по своему содержанию с уже внедренным в Великобритании правительственным проектом «Предупреждение насильственного экстремизма», который изначально базировался на системе наблюдения за членами мусульманских общин и прихожанами мечетей, а затем был распространен и на местные учебные заведения. Эксперты ФБР считают, что признаками возможной причастности школьников к террористической деятельности являются обсуждение поездок в зоны конфликтов и иные места повышенной активности исламистов, использование неких «кодовых слов» или специфического языка при общении со своими сверстниками, наличие нескольких мобильных телефонов или иных портативных устройств и слишком большого количества аккаунтов в социальных сетях, повышенная активность в сети Интернет [11]. Особое внимание, по мнению указанных экспертов, должно уделяться фактам фотографирования и сбора различной информации о потенциальных объектах террористических атак (здания органов государственной власти и муниципалитета, объекты энергетической и информационной инфраструктуры), которые, как правило, не вызывают интереса у обычных учащихся образовательных учреждений. Вместе с тем следует отметить, что сами представители образовательных учреждений достаточно скептически высказываются о перспективах применения новой методики. По оценке персонала школ, многие из так называемых индикаторов подозрительного поведения слишком нечетки для однозначной трактовки их как тревожных признаков. В условиях бурного роста IT-индустрии, развития коммуникационных технологий, расширения практики использования многочисленных интернет-сервисов в обыденной жизни предложенные ФБР США алгоритмы часто оказываются неработоспособными или могут привести к ошибочным заключениям. В этой связи поиск решений по реализации общегосударственных задач при любых масштабах и динамике роста проблем и упущений целесообразно возложить на специальные ситуационные структуры. Органы исполнительной власти государства должны одновременно формировать политику в сфере защиты конституционного строя, а также участвовать в ее реализации, что в свою очередь создает необходимость сбора достоверных сведений о реальных и потенциальных угрозах безопасности государства и их анализа в ситуационных центрах. При этом рассматриваемые структуры должны направлять обработанную информацию своим потребителям по принципу «обратной связи», т.е. с учетом всех изменений, которые произошли в анализируемом объекте. Разработка эффективных мер противодействия экстремистским и террористическим угрозам является постоянным циклическим процессом. Ключевым условием их реализации является совершенствование правового регулирования деятельности органов государственной власти в данной сфере. В связи с этим указанные вопросы являются актуальными для изучения многими специалистами в сфере юриспруденции. Следует отметить, что близкая связь различных угроз безопасности конституционному строю оказывает воздействие на принятие решений компетентных структур. В связи с этим, как показывает практика, организационно-правовое обеспечение безопасности личности, общества и государства формируется зачастую шаблонно, без учета специфических условий развития государства и гражданского общества. Необходимость создания эффективных барьеров к рассматриваемым угрозам - насущная и кропотливая работа. Профилактическая составляющая в этой конструкции является наиболее сложной и важной. Поверхностный подход со стороны представителей научного сообщества к вопросам профилактики запутывает и без того сложную ситуацию. Вместе с тем актуальность данного вопроса очевидна и подтверждается, помимо прочего, особенностями реализации функций органов государственного управления. Так, замысел деятельности органа исполнительной власти разрабатывается и реализуется с учетом конкретных условий развития той или иной ситуации, способствующих или препятствующих решению стоящих перед ним задач. При этом стратегические программы общегосударственного и регионального уровней включают развитие функций долгосрочного и краткосрочного характера без четкой привязки к быстро меняющейся политической обстановке в государстве или регионе. Таким образом, правоохранительная деятельность в рассматриваемом контексте по определенному критерию должна быть направлена на широкие слои населения, в первую очередь на молодежь, а также на социально уязвимые социальные группы. Характер такой работы связан с деятельностью многих антитеррористических и антиэкстремистских структур. Важным в указанной работе является формирование эффективных механизмов противодействия распространению идей террористических и экстремистских организаций в региональном и общегосударственном информационном пространстве. В этой связи все больше ученых-юристов склоняются к идее о необходимости разработки рекомендаций по прогнозированию названных выше угроз. Прогнозирование в рассматриваемой сфере является важным и самостоятельным элементом профилактики внешних и внутренних угроз безопасности конституционному строю государства. Шаг за шагом профилактика и прогноз антитеррористической и антиэкстремистской направленности формируются во многих государствах. При этом передовой опыт зарубежных государств слабо учитывается в отечественной прикладной науке и правоприменительной деятельности. Вместе с тем научные дискуссии и имеющаяся полемика вокруг прогнозных аспектов в сфере защиты конституционного строя могут способствовать оптимизации существующей практики. Стратегические знания, полученные в ходе подобных исследований, достаточно востребованы, поскольку позволяют иллюстрировать модель развития изучаемой обстановки, а также обосновывать содержательные особенности ее структурных элементов. Следует отметить, что анализ эффективности, изучение механизмов оптимизации и совершенствования организационно-правовых процессов являются актуальными направлениями научных исследований. При этом материально-техническая база для их разработки представляется недостаточной на фоне интенсивного развития современных информационно-коммуникационных технологий. Так, глобальная сеть Интернет на сегодняшний день является основным полем противостояния различных сил и средств, что требует нового уровня научного обеспечения защиты конституционного строя государства. В настоящее время информационная агрессивность интернет-пространства существенно влияет на трансформацию деятельности всех национальных, а также международных антитеррористических и антиэкстремистских структур. Глобализация мировой безопасности становится стабильным вектором для многих систем безопасности конституционного строя государства. При этом в современных условиях шаблонам деструктивных технологий противостоят универсальные ответные действия. Аккумулирование опыта по этому вопросу может стать центральным ядром и целью международного сотрудничества в рассматриваемой сфере. В настоящее время можно отметить разные тенденции в рассматриваемой сфере, в том числе попытки «маскировки» проявлений экстремизма и терроризма в информационном пространстве благими лозунгами и позитивной риторикой «добра и мира». Поэтому профилактические мероприятия, проводимые компетентными органами государственной власти в информационной сфере, должны быть направлены в первую очередь на формирование устойчивости общественного сознания населения к деструктивному воздействию идей террористических и экстремистских организаций. Любая среда, из которой может воспроизводиться угроза безопасности личности, общества и государства, подходит для мониторинга, прогнозирования и профилактики угроз безопасности личности, общества и государства в рассматриваемой сфере. Дальнейшее выявление и пресечение исследуемых угроз зависит от указанных выше процессов. При этом данная деятельность должна учитывать научно-экспертные наработки, в особенности в рамках конфликтологии и террорологии. Стоит отметить, что в современном мире политические и экономические интересы некоторых государств реализуются, как правило, в ущерб интересам других государств. Политическое руководство ряда государств использует террористические организации в качестве рычага давления на неугодные политические режимы в отдельных государствах. Практика использования так называемых двойных стандартов не признает такие организации в качестве террористических, а использует в отношении них такие определения, как «вооруженная оппозиция»; «национально-освободительное движение» и т. д. В 2012 г. (до начала гражданской войны в Сирии) о пагубности подобной практики предупреждал на заседании Совбеза ООН глава МИД России С. Лавров: «Ряд западных стран, членов Совбеза, отказываются осуждать взрывы, которые устраивает сирийская оппозиция. А это чревато сползанием к оправданию терроризма... Это страшная позиция. Потому что, если это можно оправдывать в Сирии, то прецедент будет создан, и его можно будет оправдать и в других ситуациях» [12]. В связи с этим авторы полагают, что борьба с международным терроризмом должна происходить без попыток преследования политических выгод и дипломатической спекуляции. В противном случае современный терроризм может окончательно трансформироваться в инструмент так называемой гибридной войны, в которой легко определить исполнителя и сложно выявить заказчика, «режиссера» и их союзников. Таким образом, контрмерами международного характера должно являться прагматичное антитеррористическое сотрудничество и отсутствие политического расчета, выгодного отдельным группам заинтересованных лиц. Иными словами, создание универсальных барьеров, препятствующих появлению и развитию угроз безопасности личности, общества и государства, связанных с деятельностью международных террористических и экстремистских организаций, возможно лишь в условиях отказа от практики применения двойных стандартов к оценке деятельности субъектов терроризма и экстремизма, а также при слаженной совместной работе компетентных антитеррористических и антиэкстремистских структур всех государств мира. Из вышеизложенного следует, что правовое обеспечение в рассматриваемой сфере зависит от многих факторов. При этом национальные интересы существенно влияют на формирование системы рассматриваемого обеспечения. Главным инструментом оптимизации подобного процесса остается добросовестное международное сотрудничество по вопросам международной, региональной и национальной безопасности, в том числе в формате СНГ. Новые вызовы и угрозы, связанные с информационным пространством, заставляют динамично распределять региональные (коллективные) и национальные интересы. При этом целесообразно на международном уровне задействовать заинтересованных национальных представителей институтов гражданского общества, способных к формированию профилактических основ в системе обеспечения безопасности, личности и государства.
Миц Денис Сергеевич | Совет Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности; Межпарламентская Ассамблея Содружества Независимых Государств по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам | кандидат юридических наук, эксперт экспертно-консультативного совета; эксперт Объединенной комиссии | a-83@bk.ru |
Андриянченко Евгений Геннадьевич | Московский институт радиотехники, электроники и автоматики | кандидат психологических наук, доцент военной кафедры | andryjanchenko-eg2010@mail.ru |
Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире. М.: Наука, 2016. 320 с.
Тиунов О.И., Авхадеев В.Р., Бальхаева С.Б. и др. Субъекты современного международного права / отв. ред. О.И. Тиунов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2015. 184 с.
Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. 23 с.
Taylor G. U.S. has mapped ISIS hiding spots, but won't launch strikes for fear of civilian deaths // The Washington Times. 2015. December 14 // http://www.washingtontimes.com
Fernandez A.M. Here to stay and growing: Combating ISIS propaganda networks // The Brookings Institution. 2015. November 2 // http://www.brookings.edu
Ash Carter's Blueprint for Defeating ISIS // The Wall Street Journal. 2015. November 23 // http://www.wsj.com
Cohen E., Goldschmidt D. Exterrorist explains how to fight ISIS online // CNN. 2015. December 21 // http://www.cnn.com
Department of Homeland Security. Open Source and Social Media Analytics Capabilities // Federal Business Opportunities (FedBizOpps). 2016. January 25 // http://www.fbo.gov
Noble Z. DHS dives into the deep, dark, social web // FCW. 2016. January 29 // https://fcw.com
FBI program instructs teachers to report radical students // Press TV. 2016. March 6 // http://www.presstv.ir
Lazare S. The FBI Has a New Plan to Spy on High School Students Across the Country // Alter Net. 2016. March 2 // http://www.alternet.org
http://www. 1tv.ru/news/polit/216397 (дата обращения: 27.09.2012).