Информационная профилактика противоправных посягательств на конституционный строй государства: правовые аспекты в контексте глобализации | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2017. № 24. DOI: 10.17223/22253513/24/3

Информационная профилактика противоправных посягательств на конституционный строй государства: правовые аспекты в контексте глобализации

Рассмотрены особенности правового и концептуального обеспечения информационной профилактики противоправных посягательств на конституционный строй, выстраивания правовых отношений между государствами в условиях роста террористической активности, функционирования международно-правовых механизмов противодействия использованию информационного пространства в интересах террористических и экстремистских организаций. Анализ передовых методик профилактики терроризма и экстремизма, применяемых в ряде государств (США, Великобритания), позволил авторам прийти к выводу о необходимости создания специальных ситуационных структур, осуществляющих поиск оптимальных решений при любых масштабах террористических и экстремистских угроз. Сформулированы рекомендации по прогнозированию названных выше угроз и определены новые подходы для возможного учета в научном обеспечении безопасности личности, общества и государства.

Information prevention of illegal encroachments on the constitutional order of the state: legal aspects in the context o.pdf В последние десятилетия высокая динамика развития общественных отношений, глобализация, интернационализация и многие другие факторы обусловили увеличение числа правовых реформ по всему миру. Они проходят в государствах разных социально-экономических формаций, политических и правовых систем. Им свойственны общие черты: целенаправленность, изменение фундаментальных принципов и правовых основ, особое ресурсное обеспечение [1]. Одним из ведущих направлений в правотворческой деятельности различных государств является формирование правовых основ международного сотрудничества по вопросам противодействия террористическим и экстремистским угрозам. Богатый опыт подготовки модельных законов и рекомендательных правовых актов под эгидой МПА СНГ и ПА ОДКБ является весьма востребованным для национальной правоприменительной практики, а также научно-правовой деятельности субъектов противодействия экстремизму и терроризму. Взаимодействие государств, в свою очередь, не представляется возможным без существования международных организаций, ими же созданных для достижения определенных целей. Более того, ряд международных межправительственных организаций создается с особой целью, суть которой заключается в формировании интеграционного объединения государств на региональном (субрегиональном) уровне [2]. Оздоровление информационного пространства каждого государства в отдельности и всего мирового информационного пространства на основе включения в его инфраструктуру и легитимации прав и обязанностей каждой структуры гражданского общества с учетом ее специфики только и возможно при соблюдении конструкции взаимодействия каждого с каждым и со всеми. Представляя структуру гражданского общества через такие блоки субъектов, как органы государственной власти и местного самоуправления; субъекты экономики, включая производство и рынок; наука; общественные организации (партии, профсоюзы, профессиональные и посреднические организации, правозащитные); организации по интересам национального и этнического характера; культура; СМИ; церковь; семья; человек как индивид и гражданин, можно понять, насколько сложна информационная среда в юрисдикции одного (каждого) государства и его законодательства. А еще сложнее такой сегмент информационного пространства, как всемирная сеть Интернет. И все это с учетом различий в содержании информации и ее предназначении, что значительно осложняет проблемы обеспечения безопасности информационной среды и социума в целом [3]. Глобальные изменения в сфере расширения новых форм воздействия на экстремизм и терроризм способствуют развитию и реализации эффективной государственной системы профилактики, необходимой для осуществления эффективной защиты конституционного строя. Так, в США активную роль в противодействии виртуальной пропаганде экстремизма и терроризма выполняют владельцы социальных медиа [4]. Например, Центр по стратегическим контртеррористическим коммуникациям США [5] увеличивает количество информационных кампаний, ориентированных на дерадикализацию потенциальных сторонников «Исламского государства». При этом руководство Пентагона со своей стороны предлагает использовать значительный потенциал, накопленный органами разведки в сфере мониторинга интернет-ресурсов. Кроме того, по мнению министра обороны США, особый интерес представляет оценка степени влияния идеологии ИГИЛ на целевую аудиторию исламских проповедников [6]. Американские экспертные организации отмечают явную недостаточность принимаемых государственных мер и подчеркивают необходимость усиления общегосударственной контрпропаганды, которая на данный момент проигрывает экстремистской PR-деятельности ИГИЛ в контексте используемых методов и технологий, а также способов подачи информации [7]. В этой связи Министерство внутренней безопасности США осуществляет сбор следующих сведений в отношении специального программно-аппаратного обеспечения [8]: - интерфейс к социальным медиа и web-источникам, в том числе возможности прямого доступа к указанным ресурсам (тарифные, планы, условия подписки и т. п.); - способы организации доступа к источникам, известным как Deep Web и Dark Web1; - методы ввода и подготовки данных к дальнейшему анализу, в том числе механизмы фильтрации получаемых сведений (например, по неполным биографическим параметрам, ключевым словам и т.п.), их точность по отбору релевантной информации; - аналитические варианты обработки мультимедийных данных (изображение, речь, видео), геопространственной информации, сведений на иностранных языках и степень автоматизации этих процессов; - возможность интеграции программно-аппаратного обеспечения в действующие системы, организации многопользовательской и межведомственной совместной работы в целях обеспечения информационной безопасности. Следует отметить, что ФБР США приступило к реализации масштабной программы «Предупреждение насильственного экстремизма в школах», направленной на внедрение новых механизмов выявления признаков радикализации учащихся [10]. Данная программа совпадает по своему содержанию с уже внедренным в Великобритании правительственным проектом «Предупреждение насильственного экстремизма», который изначально базировался на системе наблюдения за членами мусульманских общин и прихожанами мечетей, а затем был распространен и на местные учебные заведения. Эксперты ФБР считают, что признаками возможной причастности школьников к террористической деятельности являются обсуждение поездок в зоны конфликтов и иные места повышенной активности исламистов, использование неких «кодовых слов» или специфического языка при общении со своими сверстниками, наличие нескольких мобильных телефонов или иных портативных устройств и слишком большого количества аккаунтов в социальных сетях, повышенная активность в сети Интернет [11]. Особое внимание, по мнению указанных экспертов, должно уделяться фактам фотографирования и сбора различной информации о потенциальных объектах террористических атак (здания органов государственной власти и муниципалитета, объекты энергетической и информационной инфраструктуры), которые, как правило, не вызывают интереса у обычных учащихся образовательных учреждений. Вместе с тем следует отметить, что сами представители образовательных учреждений достаточно скептически высказываются о перспективах применения новой методики. По оценке персонала школ, многие из так называемых индикаторов подозрительного поведения слишком нечетки для однозначной трактовки их как тревожных признаков. В условиях бурного роста IT-индустрии, развития коммуникационных технологий, расширения практики использования многочисленных интернет-сервисов в обыденной жизни предложенные ФБР США алгоритмы часто оказываются неработоспособными или могут привести к ошибочным заключениям. В этой связи поиск решений по реализации общегосударственных задач при любых масштабах и динамике роста проблем и упущений целесообразно возложить на специальные ситуационные структуры. Органы исполнительной власти государства должны одновременно формировать политику в сфере защиты конституционного строя, а также участвовать в ее реализации, что в свою очередь создает необходимость сбора достоверных сведений о реальных и потенциальных угрозах безопасности государства и их анализа в ситуационных центрах. При этом рассматриваемые структуры должны направлять обработанную информацию своим потребителям по принципу «обратной связи», т.е. с учетом всех изменений, которые произошли в анализируемом объекте. Разработка эффективных мер противодействия экстремистским и террористическим угрозам является постоянным циклическим процессом. Ключевым условием их реализации является совершенствование правового регулирования деятельности органов государственной власти в данной сфере. В связи с этим указанные вопросы являются актуальными для изучения многими специалистами в сфере юриспруденции. Следует отметить, что близкая связь различных угроз безопасности конституционному строю оказывает воздействие на принятие решений компетентных структур. В связи с этим, как показывает практика, организационно-правовое обеспечение безопасности личности, общества и государства формируется зачастую шаблонно, без учета специфических условий развития государства и гражданского общества. Необходимость создания эффективных барьеров к рассматриваемым угрозам - насущная и кропотливая работа. Профилактическая составляющая в этой конструкции является наиболее сложной и важной. Поверхностный подход со стороны представителей научного сообщества к вопросам профилактики запутывает и без того сложную ситуацию. Вместе с тем актуальность данного вопроса очевидна и подтверждается, помимо прочего, особенностями реализации функций органов государственного управления. Так, замысел деятельности органа исполнительной власти разрабатывается и реализуется с учетом конкретных условий развития той или иной ситуации, способствующих или препятствующих решению стоящих перед ним задач. При этом стратегические программы общегосударственного и регионального уровней включают развитие функций долгосрочного и краткосрочного характера без четкой привязки к быстро меняющейся политической обстановке в государстве или регионе. Таким образом, правоохранительная деятельность в рассматриваемом контексте по определенному критерию должна быть направлена на широкие слои населения, в первую очередь на молодежь, а также на социально уязвимые социальные группы. Характер такой работы связан с деятельностью многих антитеррористических и антиэкстремистских структур. Важным в указанной работе является формирование эффективных механизмов противодействия распространению идей террористических и экстремистских организаций в региональном и общегосударственном информационном пространстве. В этой связи все больше ученых-юристов склоняются к идее о необходимости разработки рекомендаций по прогнозированию названных выше угроз. Прогнозирование в рассматриваемой сфере является важным и самостоятельным элементом профилактики внешних и внутренних угроз безопасности конституционному строю государства. Шаг за шагом профилактика и прогноз антитеррористической и антиэкстремистской направленности формируются во многих государствах. При этом передовой опыт зарубежных государств слабо учитывается в отечественной прикладной науке и правоприменительной деятельности. Вместе с тем научные дискуссии и имеющаяся полемика вокруг прогнозных аспектов в сфере защиты конституционного строя могут способствовать оптимизации существующей практики. Стратегические знания, полученные в ходе подобных исследований, достаточно востребованы, поскольку позволяют иллюстрировать модель развития изучаемой обстановки, а также обосновывать содержательные особенности ее структурных элементов. Следует отметить, что анализ эффективности, изучение механизмов оптимизации и совершенствования организационно-правовых процессов являются актуальными направлениями научных исследований. При этом материально-техническая база для их разработки представляется недостаточной на фоне интенсивного развития современных информационно-коммуникационных технологий. Так, глобальная сеть Интернет на сегодняшний день является основным полем противостояния различных сил и средств, что требует нового уровня научного обеспечения защиты конституционного строя государства. В настоящее время информационная агрессивность интернет-пространства существенно влияет на трансформацию деятельности всех национальных, а также международных антитеррористических и антиэкстремистских структур. Глобализация мировой безопасности становится стабильным вектором для многих систем безопасности конституционного строя государства. При этом в современных условиях шаблонам деструктивных технологий противостоят универсальные ответные действия. Аккумулирование опыта по этому вопросу может стать центральным ядром и целью международного сотрудничества в рассматриваемой сфере. В настоящее время можно отметить разные тенденции в рассматриваемой сфере, в том числе попытки «маскировки» проявлений экстремизма и терроризма в информационном пространстве благими лозунгами и позитивной риторикой «добра и мира». Поэтому профилактические мероприятия, проводимые компетентными органами государственной власти в информационной сфере, должны быть направлены в первую очередь на формирование устойчивости общественного сознания населения к деструктивному воздействию идей террористических и экстремистских организаций. Любая среда, из которой может воспроизводиться угроза безопасности личности, общества и государства, подходит для мониторинга, прогнозирования и профилактики угроз безопасности личности, общества и государства в рассматриваемой сфере. Дальнейшее выявление и пресечение исследуемых угроз зависит от указанных выше процессов. При этом данная деятельность должна учитывать научно-экспертные наработки, в особенности в рамках конфликтологии и террорологии. Стоит отметить, что в современном мире политические и экономические интересы некоторых государств реализуются, как правило, в ущерб интересам других государств. Политическое руководство ряда государств использует террористические организации в качестве рычага давления на неугодные политические режимы в отдельных государствах. Практика использования так называемых двойных стандартов не признает такие организации в качестве террористических, а использует в отношении них такие определения, как «вооруженная оппозиция»; «национально-освободительное движение» и т. д. В 2012 г. (до начала гражданской войны в Сирии) о пагубности подобной практики предупреждал на заседании Совбеза ООН глава МИД России С. Лавров: «Ряд западных стран, членов Совбеза, отказываются осуждать взрывы, которые устраивает сирийская оппозиция. А это чревато сползанием к оправданию терроризма... Это страшная позиция. Потому что, если это можно оправдывать в Сирии, то прецедент будет создан, и его можно будет оправдать и в других ситуациях» [12]. В связи с этим авторы полагают, что борьба с международным терроризмом должна происходить без попыток преследования политических выгод и дипломатической спекуляции. В противном случае современный терроризм может окончательно трансформироваться в инструмент так называемой гибридной войны, в которой легко определить исполнителя и сложно выявить заказчика, «режиссера» и их союзников. Таким образом, контрмерами международного характера должно являться прагматичное антитеррористическое сотрудничество и отсутствие политического расчета, выгодного отдельным группам заинтересованных лиц. Иными словами, создание универсальных барьеров, препятствующих появлению и развитию угроз безопасности личности, общества и государства, связанных с деятельностью международных террористических и экстремистских организаций, возможно лишь в условиях отказа от практики применения двойных стандартов к оценке деятельности субъектов терроризма и экстремизма, а также при слаженной совместной работе компетентных антитеррористических и антиэкстремистских структур всех государств мира. Из вышеизложенного следует, что правовое обеспечение в рассматриваемой сфере зависит от многих факторов. При этом национальные интересы существенно влияют на формирование системы рассматриваемого обеспечения. Главным инструментом оптимизации подобного процесса остается добросовестное международное сотрудничество по вопросам международной, региональной и национальной безопасности, в том числе в формате СНГ. Новые вызовы и угрозы, связанные с информационным пространством, заставляют динамично распределять региональные (коллективные) и национальные интересы. При этом целесообразно на международном уровне задействовать заинтересованных национальных представителей институтов гражданского общества, способных к формированию профилактических основ в системе обеспечения безопасности, личности и государства.

Ключевые слова

экстремизм, терроризм, глобализация, международное сотрудничество, государство, информационное пространство, конституционный строй, обеспечение безопасности, формирование системы, профилактика, extremism, terrorism, globalization, international cooperation, state, information environment, constitutional order, the security, the formation of the system, prevention

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Миц Денис СергеевичСовет Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности; Межпарламентская Ассамблея Содружества Независимых Государств по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозамкандидат юридических наук, эксперт экспертно-консультативного совета; эксперт Объединенной комиссииa-83@bk.ru
Андриянченко Евгений ГеннадьевичМосковский институт радиотехники, электроники и автоматикикандидат психологических наук, доцент военной кафедрыandryjanchenko-eg2010@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире. М.: Наука, 2016. 320 с.
Тиунов О.И., Авхадеев В.Р., Бальхаева С.Б. и др. Субъекты современного международного права / отв. ред. О.И. Тиунов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2015. 184 с.
Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. 23 с.
Taylor G. U.S. has mapped ISIS hiding spots, but won't launch strikes for fear of civilian deaths // The Washington Times. 2015. December 14 // http://www.washingtontimes.com
Fernandez A.M. Here to stay and growing: Combating ISIS propaganda networks // The Brookings Institution. 2015. November 2 // http://www.brookings.edu
Ash Carter's Blueprint for Defeating ISIS // The Wall Street Journal. 2015. November 23 // http://www.wsj.com
Cohen E., Goldschmidt D. Exterrorist explains how to fight ISIS online // CNN. 2015. December 21 // http://www.cnn.com
Department of Homeland Security. Open Source and Social Media Analytics Capabilities // Federal Business Opportunities (FedBizOpps). 2016. January 25 // http://www.fbo.gov
Noble Z. DHS dives into the deep, dark, social web // FCW. 2016. January 29 // https://fcw.com
FBI program instructs teachers to report radical students // Press TV. 2016. March 6 // http://www.presstv.ir
Lazare S. The FBI Has a New Plan to Spy on High School Students Across the Country // Alter Net. 2016. March 2 // http://www.alternet.org
http://www. 1tv.ru/news/polit/216397 (дата обращения: 27.09.2012).
 Информационная профилактика противоправных посягательств на конституционный строй государства: правовые аспекты в контексте глобализации | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2017. № 24. DOI: 10.17223/22253513/24/3

Информационная профилактика противоправных посягательств на конституционный строй государства: правовые аспекты в контексте глобализации | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2017. № 24. DOI: 10.17223/22253513/24/3

Полнотекстовая версия