В отечественной пенитенциарной практике проблемам ресоциализации уделяется достаточное внимание, тем не менее имеющиеся опыт и достижения в данной области не являются абсолютными. Существует ряд проблемных аспектов ресоциали-зации осужденных, для успешного решения которых необходимы совершенствование законодательной базы, реализация организационных и материально-технических, информационных и других мер.
Problem aspects of resocialization of convicts.pdf Отбывая наказание в виде лишении свободы, осужденный претерпевает различные изменения, в результате которых наибольшую значимость приобретают ценности, обеспечивающие его индивидуальное существование в условиях исправительного учреждения, общесоциальные же ценности уходят на второй план. После освобождения от отбывания наказания осужденный возвращается в общество, законы и принципы которого он обязан соблюдать, однако в силу затрудненности социальной адаптации он не всегда способен вести себя закономерно и правопослушно. Данное обстоятельство обусловливает актуальность проблемы ресоциализации личности осужденного. В научной литературе относительно лиц, отбывающих или отбывших уголовное наказание, принято использовать термины «ресоциализация», «социальная адаптация», «социальная реабилитация», «социализация» и др., отражающие суть коррекционной работы, проводимой в рамках исправительного воздействия на личность. В уголовно-исполнительном законодательстве отражено лишь понятие «социальная адаптация», под которой понимается создание благоприятных условий и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих приобщение осужденных в период отбывания наказания вплоть до освобождения к жизни на свободе [1. С. 3-5]. Ресоциализация осужденного представляет собой длительный процесс, имеющий в основе комплекс юридических, психолого-педагогических, экономических, медицинских, организационных мер, направленных на формирование у осужденного способности и готовности к возвращению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества. В данном контексте ресоциализация конкретизирует основные направления деятельности исправительных учреждений и предполагает усвоение осужденным комплекса элементарных норм, ценностей, знаний, необходимых и достаточных для включения в жизнь общества. Именно ресоциализация помогает осужденному обрести те роли, которые востребованы в обычных социальных условиях, служат основой для восстановления соответствующего объема функций нормального члена общества [2. С. 108; 3. С. 476-478]. Таким образом, процесс ресоциализации охватывает достаточно большой промежуток времени: начинается с момента совершения лицом преступления, продолжается в период отбывания наказания и после освобождения из мест лишения свободы. Многие исследователи и сотрудники исправительных учреждений выделяют три этапа ресоциализации: допенитенциарный, пенитенциарный и постпенитенциарный (социальная адаптация). По нашему мнению, и социальная адаптация, и ресоциализация личности осужденного направлены на решение определенных задач, в том числе: адаптацию к порядку и условиям отбывания наказания, установленным в исправительном учреждении; нейтрализацию (минимизацию) негативных социально-психологических явлений и процессов, свойственных криминогенной среде преступников; нейтрализацию привыкания к условиям изоляции от общества; охрану здоровья осужденных, оказание им медицинской и психологической помощи; содействие в установлении и поддержании социально полезных связей осужденных; повышение образовательного уровня осужденных, их профессиональное обучение или повышение производственной квалификации; обеспечение трудовой занятости осужденных; изменение негативных социальных установок осужденных, приобщение к правопослуш-ному образу жизни; подготовку осужденных к освобождению. По состоянию на 1 января 2017 г. в 717 исправительных колониях отбывал наказание 519 491 человек, в том числе в 127 колониях-поселениях -33 597 человек; в 6 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, - 2 005 человек; в 8 тюрьмах - 1 705 человек; в 24 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 1 655 человек; в 217 следственных изоляторах и 98 помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях, содержалось 107 304 человека [4]. В числе осужденных к лишению свободы впервые осужденных - 194 310 человек; осужденных повторно - 330 772 человека; осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления (убийство, причинение тяжких телесных повреждений, разбой и др.) - 348 580 человек [4]. Как бы банально не звучало, но исправление и ресоциализация каждого из этих осужденных - приоритетные направления деятельности всей уголовно-исполнительной системы в целом и каждого исправительного учреждения в частности. Анализ истории правового регулирования исполнения уголовных наказаний в России показывает, что в отечественной пенитенциарной практике проблемам ресоциализации уделялось достаточное внимание. Зарождение идей ресоциализации осужденных относится к первой половине XIX в., когда в обществе впервые поднимался вопрос об исправлении, а не только о наказании осужденных. Исправление осуществлялось различными способами, но главным средством к достижению цели нравственного исправления осужденных было признано внушение заключенным веры и стремления к раскаянию, основанное на религии и нравственных началах [5]. Примечательно, что уже в тот период времени процесс ресоциализации осужденных был сориентирован на их внутриличностное преображение. В XX в. политика государства по вопросам ресоциализации осужденных неоднократно менялась. Советское государство пыталось апробировать прогрессивный зарубежный опыт, но довольно неудачно из-за сложной политической и социально-экономической обстановки. К тому же создание системы исправительно-трудовых лагерей практически прекратило осуществление данной работы вплоть до 60-70-х гг. Возобновление практики ресоциализа-ции осужденных и оказания помощи лицам, освобожденным от отбывания уголовных наказаний, произошло с принятием Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 г., содержащего соответствующие положения. Принятие в 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ориентирование российской пенитенциарной системы на соответствие нормам международного законодательства, гуманизация процесса исполнения наказаний, по сути, открыли новый этап в области ресоциализации осужденных. Общепринятым стало мнение, что ресоциализация осужденных и социальная адаптация освобожденных - это своего рода мост, сотканный из социальных и психологических нитей, по которому они возвращаются в общество, восстанавливают социально полезные связи. Были получены положительные результаты; сократилась рецидивная преступность; появились ведомственные службы и общественные организации; в исправительных учреждениях были созданы школы по подготовке осужденных к освобождению; получил распространение положительный опыт работы территориальных органов и исправительных учреждений ряда областей; проводились научные исследования; издавалась научная, учебная и методическая литература, посвященная исследованию проблем ресоциализации осужденных [6. С. 7]. Тем не менее имеющиеся к настоящему времени опыт и достижения в области ресоциализации осужденных и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, не являются абсолютными. На протяжении длительного периода времени исследуемой проблематике уделяется достаточно внимания ученых и практиков, но она остается актуальной и требующей внимания как уголовно-исполнительной системы, так и всего российского общества. Сложность социальной адаптации обусловливается различными причинами, но прежде всего тем, что у освобожденных из мест лишения свободы значительно сужены рамки общения из-за утраты социально полезных связей, поэтому очень важно, какова их гражданская ориентация и влияние какой среды для них будет приоритетно. Многочисленные примеры подтверждают, что те осужденные, которые положительно характеризовались в исправительном учреждении, соблюдали режим отбывания наказания, трудились, не потеряли социально полезных связей, прошли планомерную нравственную и психологическую подготовку перед выходом на свободу и оказались после освобождения в благоприятном окружении, могут довольно быстро вернуться к нормальной жизни и полезной деятельности, отказаться от криминальных соблазнов, ведущих к совершению новых преступлений. Выбор варианта дальнейшего поведения и образа жизни, который делает осужденный перед выходом на свободу, во многом зависит от него самого, но большинство готовящихся к освобождению и вышедших на свободу нуждаются в квалифицированной поддержке при решении социальных проблем. Отсутствие надежного механизма социальной защиты лиц, отбывших наказание, - в первую очередь проблемы их гарантированного трудоустройства и обеспечения жильем - обусловливают тот факт, что лицами, освобожденными из мест лишения свободы, совершается каждое третье преступление. В сложившейся ситуации требуется изменение действующего законодательства, необходим правовой механизм, позволяющий освобожденным от отбывания наказания реализовать предусмотренные Конституцией право на труд, право на жилище, охрану здоровья, защиту интересов семьи и семейных отношений [7. С. 105-108]. Социальная неустроенность бывших осужденных наряду с другими факторами толкает их к совершению новых преступлений, способствуют тому, что исправительные учреждения становятся местами концентрации людей, отвергнутых обществом. При таком положении дел трудно рассчитывать на эффективность процесса исправления и перевоспитания. Закономерно, что более 60 % лиц, содержащихся в местах лишения свободы, судимы два раза и более2. Несомненно, рецидивисты - это наиболее сложная категория осужденных, в том числе и в вопросах ресоциализации и социальной адаптации [8. С. 203-205]. В 2015-2016 гг. нами проводилось исследование особенностей личности осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях различных видов режима Владимирской, Иркутской, Калужской, Кировской, Липецкой, Пензенской, Рязанской, Ростовской, Тульской областей. Анализ результатов исследования показал, что потеря социально полезных связей (с семьей, друзьями и родственниками, коллегами) становится причиной примерно каждого пятого преступления (22,0 %); две трети (68,3 %) осужденных на момент совершения преступления не состояли в браке, у каждого седьмого (14,6 %) брак распадался во время отбывания наказания. В последние годы появилась категория осужденных, которые адаптированы к условиям мест лишения свободы, не стремятся покидать исправительные учреждения. Это бродяги и лица без определенного места жительства (12,3 %), лица без определенного рода занятий, не работающие и не желающие работать (28,2 %), больные социально опасными заболеваниями и инвалиды (17,4 %), пожилые и старики с преступным прошлым (22,1 %). Для перечисленных категорий лиц исправительные учреждения становятся местом проживания, обеспечивают питание, лечение, трудоустроенность. Ресоциали-зация указанных категорий осужденных и их социальная адаптация также серьезно осложнены. Как мы отмечали ранее, ресоциализация осужденных - это длительный процесс воздействия на личность, направленный на укрепление способности самостоятельно существовать в обществе в соответствии с установленными требованиями. При осуществлении такого воздействия необходимо акцентироваться на развитии и укреплении социально полезных связей между осужденным и внешним миром; помощи в установлении позитивных связей с другими лицами (осужденными и представителями администрации исправительного учреждения); повышении и развитии социального статуса осужденного; социальном развитии осужденного (повышении социальной культуры, развитии социальных потребностей, изменении нормативно-ценностной ориентации); организации и обеспечении социальной защиты нуждающимся в ней категориям осужденных (включая оказание медицинской помощи); постпенитенциарном сопровождении освободившихся от отбывания наказания. Деятельность по ресоциализации осужденных регулируется законодательством, однако имеющиеся на сегодняшний день нормативные правовые акты не в полной мере соответствуют требованиям действительности. По нашему мнению, необходимо принятие закона о ресоциализации лиц, осужденных к лишению свободы, который будет определять и разграничивать полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации взаимодействия по вопросам ресоциализации осужденных, осуществления их постпенитенциарного сопровождения. Требует совершенствования и соответствующая ведомственная нормативная база, прежде всего в части социальной адаптации освобожденных. Учреждения ФСИН России, не обладая ни жилищным фондом, ни возможностями трудоустройства и оказания финансовой помощи, ни властными полномочиями, не имеют реальной возможности решать проблемы социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы [9. С. 212]. Решению проблем трудового и бытового устройства освобожденных из мест лишения свободы могло бы способствовать экономическое стимулирование предприятий и организаций, активно вовлеченных в данную деятельность. Также необходимо расширять сеть профессиональных училищ при исправительных учреждениях и активно вводить новые программы по обучению осужденных специальностям, конкурентоспособным на рынке труда, с учетом интересов собственного производства. Эффективной мерой решения проблем ресоциализации осужденных является активное вовлечение в данную деятельность общественных объединений, религиозных организаций, что также требует совершенствования правовых основ, организационных, материально-технических и иных условий. В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации усилиями государственных и общественных организаций достигнуты определенные успехи в решении обсуждаемых проблем. Положительный опыт законодательного и организационного обеспечения процесса социальной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания, имеется в Республике Башкортостан, Чувашской Республике, в Амурской, Архангельской, Белгородской, Кировской, Ленинградской, Московской, Рязанской, Сахалинской и других областях. Заслуживают внимания и достижения зарубежных пенитенциарных систем, которые вполне могут быть использованы нашим государством в процессе развития уголовно-исполнительной системы с учетом характеристик российской преступности, а также особенностей менталитета российских граждан. Таким образом, решение вопросов социальной адаптации и ресоциализа-ции осужденных имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку способствует возвращению обществу его членов, нарушивших закон, но готовых вернуться к законопослушной жизни; снижению уровня преступности и сокращению ее рецидива; результативному осуществлению индивидуальной профилактической работы.
Шамсунов С.Х. Современные проблемы организации труда и социальной реабилитации осужденных с учетом требований международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 5. С. 3-5.
Андреев Н.А. Социология исполнения уголовных наказаний: учеб. пособие. М.: Права человека, 2001. 137 с.
Ким В.В. Ресоциализация как основа индивидуальной профилактики преступности лиц, больных туберкулезом // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 3. С. 476-478.
[Электронный ресурс]. Официальный сайт ФСИН России (дата обращения: 07.02.2017).
Отчет Томского губернского попечительного о тюрьмах комитета и его отделений за 1880 год // ULR: elib.tomsr.ru/purl/1-6468/ (дата обращения: 21.10.2016).
Алферов Ю.А., Петков В.П., Соловьев В.П. Социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы: учеб. пособие. Домодедово: РИПК работников МВД РФ, 1992.
Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б.С. Эбзеев. М.: Норма, 2011. 383 с.
Антонян Е.А. Личность рецидивиста: криминологическое и уголовно-правовое исследование: дис.. д-ра юрид. наук. М., 2014.
Личность преступника и профилактика преступлений / Ю.М. Антонян, Е.А. Антонян, О.Р. Афанасьев и др.; под ред. Ю.М. Антоняна. М.: Проспект, 2017. 220 с.