Правовые основы протектората Урянхайского края со стороны Российской империи в начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2017. № 25. DOI: 10.17223/22253513/25/1

Правовые основы протектората Урянхайского края со стороны Российской империи в начале XX в.

Статья посвящена исследованию протектората со стороны Российской империи в отношении Урянхайского края в начале XX в. Рассматривается политическая ситуация, которая сложилась на территории Центральной Азии в период Первой мировой войны, а также роль царя Николая II, который фактически определил судьбу тувинского народа на ближайшее десятилетие. Анализируются правовые основы образования Тувинской Народной Республики в 1921 г. с последующим вхождением ТНР в состав СССР в 1944 г.

The legal basis of the protectorate Uriankhayskiy region from the Russian Empire in the early XX century.pdf Протекторат как институт межгосударственн^іх отношений в истории государства и права, в международном праве со стороны исследователей вызывает до сих пор живой интерес. Это связано с тем, что многие историки, этнографы, правоведы и политологи понятие протектората ассоциируют с колонизацией государства, с порабощением народов и политической, экономической зависимостью одного государства со стороны другого. Фактически протекторатство воспринимается современн^ім обществом как зависимость одного государства от другого и не более. Между тем протекторатство - это более сложное явление. Чтобы разобраться в общеполитической системе и характере отношений между государствами, рассмотрим протекторатство со стороны Российской империи в отношении Урянхайского края. Протекторатство было в период правления О. Кромвеля (1653-1658 гг.), со сторон^і Англии в отношении Шотландии и Ирландии, со сторон^і Франции в отношении Туниса. Согласно правовому положению Великобритании Трансвааль мог заключать любые договоры при условии, что Великобритания имела право наложить вето, если такой договор идет вразрез интересам королевства, до войн^і 1899 г. В истории таких примеров протекторатства можно привести множество. В Толковом словаре В.И. Кузнецова дается следующее определение протекторатства. Протекторат - одна из форм колонизации, при которой слабая страна, формально сохраняя свое государственное устройство и некоторую самостоятельность во внутренних делах, фактически подчинена другой, более сильной державе [1. C. 68]. В.М. Ширижик 6 При изучении протекторатства Российской империи в отношении Урянхайского края необходимо учитывать множество других факторов, которые не были исследован^і ранее. А именно, в начале XX в. политическая ситуация на территории Центральной Азии была довольно сложной, все соседние государства Урянхайского края стремились взять под контроль землю, которую называют Тува, или Урянхайский край. Так, Российская империя после строительства Транссибирской железнодорожной магистрали стремилась экономически развить регионах Сибири и Дальнего Востока. Царское правительство понимало, что Монголия находилась в составе Китая и не имела реальной возможности оказывать влияние на Россию по вопросу о протекторатстве Урянхайского края. Первая мировая война показала, что Россия, воевавшая на стороне Антанты, активно действовала на арене военных действий против кайзеровской Германии, стремилась ослабить в Центральной Азии Японию. В свою очередь Япония видела объектом своих стратегических интересов Монголию и стремилась прибрать к своим рукам Китай, Манчжурию, тем самым взять под контроль и Урянхайский край (Туву) [2. C. 6]. Китай не желал укрепления России через Туву. В самом Урянхайском крае отсутствовала государственная власть, не было вооруженных сил, профессиональных чиновников. Тувинский народ находился в тяжелом материальном положении. Тува была поделена на многочисленные районы, которыми управляли нойоны , но они реальной власти над всей территорией Тувы не имели [3. C. 87]. Поэтому Урянхайский край находился в политической и экономический изоляции и не мог реально оказывать влияние на развитые соседние государства. В 1911 г. в Китае всп^іхнуло восстание китайских крестьян, оно со временем получило название «Синьхайская революция» со свержением маньчжурской династии и провозглашением Китайской республики. Данное событие способствовало тому, что Монголия получила суверенитет от Китая. При этом правительство Монголии сразу устремило свой взор к своему северному соседу, выдвинув идею о создании Великого Монгольского государства с присоединением Урянхайского края, части Алтая, Бурятии и Внешней Монголии. Эта идея связана с тем, что монгольские, тувинские, бурятские и алтайские народы имели общие исторические корни, кочевой образ жизни, единение культур, религии. Объединение алтайцев и бурят для правителей Монголии казалось призрачным. Понимая, что данные народы входят в состав Российской империи, присоединение Урянхайского края, как считали в Монголии, было реальным шагом. Правительство Китая вообще считало Монголию и Урянхайский край частью своего государства и всячески оказывало влияние на тувинских нойонов с тем, чтобы тувинцы оказались под властью Китая. Отсутствие централизованной власти в Урянхае, ведение управленческих и судебных дел по китайским законам, спрос местного рынка на китайские товары давали возможность Китаю усилить свое влияние на тувинский народ. Однако феодальночиновничья аристократия тувинского народа стремилась к независимости и сохранению своего этноса. При этом она осознавала, что необходимо создать Нойон - средневековый аристократический феодал в Монголии и в Туве. Правовые основы протектората Урянхайского края 7 государственность, чтобы объединить разрозненные районы, а сам тувинский народ должен войти под покровительство более сильного государства. Тувинц^і с симпатией относились к русским, учитывая, что они имели большой оп^іт общения с русскими староверами, которые пришли на территорию Урянхайского края еще в XVII в. [4. C. 26]. В данн^іх исторических условиях встал вопрос: куда «повернет» Урянхайский край - на восток к Китаю или на запад к России. Правительство Российской империи в условиях китайской революции и ослабления влияния Китая в отношении Урянхая не спешило прикрепить эту территорию, считая, что это осложнит отношения с азиатскими и европейскими государствами, которые открыто выступали в интересах Японии. Вместе с тем Совет Министров России считал, что Урянхайский край необходимо взять под свой контроль. По мнению военного министра В.А. Сухомлинова, «Туву необходимо рассматривать как оплот для защиты восточн^іх рубежей Кругобайкальской железной дороги и русского населения, которые проживали в этом регионе». В.И. Дулов в своей книге «Социальноэкономическая история Тувы (XIX - начала XX в.)» писал: «Отношения России и Японии в этот период определялись соглашениями 1907 и 1916 гг. о защите “подконтрольных” им территорий в Китае от проникновения США и других стран, а также договоренностями о сферах влияния на Дальнем Востоке с Японией и Англией (1910 г.). Включение в сферу влияния России (с согласия этих стран) Внешней Монголии, а тем самым и Тувы, благоприятствовало намерению царского правительства объявить протекторат над Тувой^) [5. C. 34]. В журнале «Экономист» (1914. № 1) по поводу «урянхайского вопроса» написано: «О согласии нынешних, по счастью для России, бессильных правительств Монголии и Китая говорить не приходится, так как в данном случае положение России таково, что она может продиктовать свою волю при известной настойчивости и твердости^> [2. C. 11]. Царь Николай II с учетом всех обстоятельств принимает решение Совета Министров от 8 ноября 1911 г. «_ Оценивая наиболее целесообразные способы мирного укрепления за нами Урянхайского края, Совет Министров на первом плане ставит заселение означенного края русскими переселенцами (в 400 000 душ поселенцев). Именно этим путем могут быть созданы в рассматриваемом крае такие условия, которые впоследствии, при более благоприятной для нас политической обстановке, дадут нам поводы сделать китайскому правительству заявления о наличности там таких крупных русскогосударственных интересов, которые побуждают нас принять долю участия в устройстве дальнейшей судьбы края». В книге «История Тувы» вопрос о протекторате описывается следующим образом: «_ российская сторона ограничилась односторонним царским указом об установлении над Тувой российского протектората, а формальноправовым основанием для его издания послужили прошения тувинских нойонов» [2. C. 11]. При этом К.А. Бичелдей в статье «Особенности исторического момента в Урянхайском крае между начертаниями Николая II «Согласен» и «Успешно» в 1914 году» правильно отмечал, что вопрос о протекторате со стороны Российской империи над Урянхайским краем является очень сложным, а именно: «15 февраля 1912 г. на съезде тувинских правителей и В.М. Ширижик 8 крупн^іх чиновников было принято обращение к русскому царю, в котором говорилось о решении объявить Урянхай самостоятельн^ім и выражалась просьба к российскому государству “не отказать^ в покровительстве”» [6. C. 68]. Рукописн^ій фонд Тувинского института гуманитарных исследований (далее - РФ ТИГИ) и Государственн^ій архив Республики Тыва [7, 8] доказывают, что со стороны знати Тувы и духовного лидера буддистов Тувы камбы-лама Ондара Чамзы было официальное обращение о протекторате Урянхайского края. Правительство Российской империи, осознавая политическое значение протектората в отношении Урянхайского края, в обращении министра ино-странн^іх дел С.Д. Сазонова русскому царю в докладной записке отмечало, что протекторат России в отношении урянхов (жителей данного региона) позволит обезопасить границу, повлиять на ослабевший Китай и будет одним из способов давления на Японию; просило удовлетворить обращение тувинской знати о покровительстве Российской империи [6. C. 10]. 4 апреля 1914 г. произошло юридическое закрепление протектората в отношении Урянхайского края. Фактически протекторат стал действовать в октябре 1914 г. с прибытием в Урянхайский край статского советника Енисейской губернии В.Ю. Григорьева и образованием должности комиссара по делам Урянхайского края [2. C. 12]. С правовой точки зрения протекторат обязывал не вступать в межгосударственные отношения со стороны тувинских нойонов с официальными чиновниками соседних государств, а именно в отношения с Китаем и Монголией. Таким правом обладал только комиссар по делам Урянхайского края. Следующей обязанностью являлось рассмотрение споров между тувинской знатью. При правовом анализе урянхайского протектората его нельзя считать колонией России, как это было с Индией со стороны Британской империи. В Урянхайском крае были сохранены все признаки самоуправления; нойоны имели реальную власть над своими вассалами; сами правители Урянхайского края просились войти под покровительство России. В Конституции Тувинской Народной Республики в гл. VIII «Выборная система ТНР» ст. 60 отмечается: «Все граждане СССР, проживающие в ТНР, имеют право избирать и быть избранными на равных с гражданами ТНР основаниях» [9. C. 24]. В Сборнике законов и основн^іх постановлений правительства ТНР в предисловии записано: «Пользуясь повседневной поддержкой и материальной помощью СССР и используя государственную власть для ликвидации эксплуататорских классов и социально-экономической реконструкции своей страны тувинский народ за два десятилетия совершил в своем историческом развитии такой огромный скачок, какого он не имел за весь предшествующий период своего существования» [10. C. 8]. Можно ли представить в современный период, чтобы граждане иностранного государства обладали правом голоса на территории другого государства? Таким способом граждане СССР могли оказывать влияние на политическую ситуацию в Туве. В настоящий период времени подобное явление невозможно представить. Но в указанный историко-правовой период данное явление имело место быть, Правовые основы протектората Урянхайского края 9 когда одно государство давало равные избирательн^іе права гражданам другого государства. Таким образом, протекторат со стороны Российской империи в отношении Урянхайского края имел свои особенности: - Урянхайский край в начале XX в. не имел признаков государственности; общественн^іе отношения регулировались путем использования законов другого государства, а именно Китая; - тувинский народ, который проживал на территории Урянхайского края, а также местные феодалы (нойон^і) осознавали, что для сохранения своего этноса необходимо было войти под покровительство Российской империи; - протекторатство сохранилось в период образования Тувинской Народной Республики в 1921 г., что говорит о волеизъявлении всего тувинского народа быть вместе с РСФСР. Если для одних государств протекторат воспринимается как политическая и экономическая изоляция, то на примере Урянхайского края можно сделать вывод о том, что протекторат способствовал экономическому росту, усилению власти местн^іх феодалов и их независимости от китайских и монгольских правителей, способствовал образованию признаков государственности и созданию в 1921 г. Тувинской Народной Республики. Протекторат со стороны Российской империи для жителей Урянхайского края оказал позитивное влияние на развитие данной территории.

Ключевые слова

протекторат, Тувинская Народная Республика, Российская империя, Урянхайский край, геополитика, нойоны, protectorate, Tuvan people's Republic, Russian Empire, Uriankhayskiy region, geopolitics, noyons

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ширижик Вячеслав МихайловичТувинский государственный университет ст. преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультетаshirizhik-vm@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Толковый словарь В.И. Кузнецова. 3-е изд. М.: Прогресс, 2006. 235 с.
Урянхайский край, или Тува. История Тувы: в 3 т. Т. II / под общ. ред. В.А. Ламина. Новосибирск: Наука, 2007. 430 с.
Толковый словарь Ефремовой. М., 2012.
Бамбажай А.К. Россия и Тува: Проблема становления связей в конце XIX - начале XX в.: автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1999.
Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы (XIX - начала XX в.). М., 1956. 382 с.
Бичелдей К.А. Особенности исторического момента в Урянхайском крае между начертаниями Николая II «Согласен» и «Успешно» в 1914 году // История Тувы. yandex. ru. tuva.azia. Электронный журнал. 23/7217. bicheldey.
Рукописный фонд ТИГИ. Д. 56. Л. 16. Подлинник.
Государственный архив Республики Тыва. Ф. 112. Оп. 1. Д. 10. Л. 1-2; Ф. 112. Оп. 1. Д. 10. Л. 5-6.
Конституция Тувинской Народной Республики. Кызыл: Тувин. гос. изд-во, 1944.
Сборник законов и основных постановлений правительства ТНР / под общ. ред. Х. Анчима и С.Т. Чимба. Кызыл, 1944. 456 с.
 Правовые основы протектората Урянхайского края со стороны Российской империи в начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2017. № 25. DOI:  10.17223/22253513/25/1

Правовые основы протектората Урянхайского края со стороны Российской империи в начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2017. № 25. DOI: 10.17223/22253513/25/1

Полнотекстовая версия