Освещаются проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники уголовноисполнительных инспекций в процессе исполнения отсрочки отбывания наказания в отношении беременных женщин и лиц, имеющих малолетних детей. К таковым относятся: излишняя свобода и отсутствие чувства ответственности у осужденных за совершенное преступление в силу наличия всего одной обязанности, недостаточность средств и методов воздействия на осужденных. Анализируя имеющиеся трудности, автор предлагает пути их решения.
Some problems arising in the course of execution of a deferred sentence under article 82 of the Criminal Code of the Rus.pdf Институт отсрочки отбывания наказания достаточно молодой, появился он в уголовном законодательстве с принятием Закона Российской Федерации № 2988-1 от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, УК РСФСР, УПК РСФСР» [1], который вводил ст. 462, регламентирующую предоставление отсрочки беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей в возрасте до трех лет. На протяжении долгих лет институт претерпевал изменения, направленн^іе на его совершенствование, однако и в настоящее время все еще возникают определенн^іе трудности, связанн^іе с реализацией указанного института на практике. Представленные ниже данн^іе основываются на проведенном автором исследовании - анкетировании 250 сотрудников уголовно-исполнительн^іх инспекций, на учете которых состоят осужденные к отсрочке отбывания наказания в связи с беременностью или наличием малолетних детей, а также анкетировании 850 осужденных-отсрочников в 15 регионах Российской Федерации. В ходе исследования были выявлен^і следующие проблемы, возникающие при исполнении отсрочки отбывания наказания. Часть сотрудников уголовно-исполнительных инспекций (25 %) отмечают, что отсрочка отбывания наказания - неэффективный вид освобождения в плане исправления осужденных. Связано данное мнение с рядом причин: - наличием всего одной обязанности у осужденных (воспитание ребенка и уход за ним); - излишней свободой осужденных и отсутствием чувства ответственности за совершенное преступление; - недостаточностью методов и средств воздействия на осужденных. Наличие у осужденных всего одной обязанности (по воспитанию и уходу за ребенком), по мнению сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, Т.И. Белюкова 42 которое поддерживаем и мы, недостаточно для эффективного контроля за осужденн^іми. Для законопослушных граждан воспитание детей, обеспечение им надлежащих условий развития является проявлением родительской любви по отношению к своим детям, а поскольку в некоторых случаях осужденные родители используют детей для продолжения противоправного, аморального образа жизни, предоставление суду права возлагать на осужденных дополнительные обязанности видится нам необходимым. Примерн^іе обязанности, на наш взгляд, должн^і выглядеть следующим образом: 1) возместить причиненн^ій совершенным преступлением вред. Осужденный должен отчитываться перед уголовно-исполнительной инспекцией о погашении долга. С целью проверки данн^іх о погашении суммы ущерба необходима организация взаимодействия со службой судебных приставов-исполнителей, которые по запросам сотрудников УИИ должн^і ежеквартально представлять сведения о сумме возмещенного ущерба; 2) являться в уголовно-исполнительную инспекцию как на первоначальную регистрацию после вынесения судом постановления об отсрочке, так и на профилактические беседы (от 1 до 4 раз в месяц). Сотрудники инспекций отмечают, что нет рычагов воздействия на осужденн^іх в случае их неявки в УИИ для проведения беседы. На наш взгляд, если осужденный не является в установленный срок в УИИ, ему должно объявляться предупреждение. Периодические явки осужденных в уголовно-исполнительную инспекцию должны сопровождаться отчетом осужденного о своем поведении и исполнении обязанностей по воспитанию ребенка и уходу за ним (о проведенных с ребенком развивающих, развлекательных мероприятий, посещении медицинских специалистов с предоставлением подтверждающих материалов). В случае необходимости и при наличии оснований отчет о воспитании ребенка должен заслушиваться работниками комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В отношении условно осужденного сотрудник УИИ в случае неявки на регистрацию без уважительных причин может вынести постановление о приводе (при необходимости направляется копия в орган внутренних дел с ходатайством об оказании помощи в доставлении осужденного). В отношении осужденных к отсрочке отбывания наказания данной меры не предусмотрено, по всей видимости, в силу этических причин. На наш взгляд, применение данной меры в отношении осужденных к отсрочке было бы приемлемым в случае систематической неявки осужденного на регистрацию (более двух раз) при соответствующем поведении (проявление грубости по отношению к сотрудникам, отказ в проверке по месту жительства и т. д.) за тем дополнением, что в процессе привода должны участвовать работники органов опеки и попечительства, на которые должна возлагаться обязанность по контролю за ребенком (детьми) в отсутствие матери; 3) проходить обследование у врача-нарколога перед предоставлением отсрочки, при наличии соответствующего заключения пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании. В случае отказа - вынесение предупреждения ли- Некоторые проблемы, возникающие в процессе исполнения отсрочки отбывания 43 цу; повторн^іи отказ должен предшествовать принудительному доставлению лица в медицинское учреждение. Обусловлено установление данной обязанности следующим. Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций отмечают, что многие осужденные -социально запущенн^іе лица, они не могут или не хотят менять свой образ жизни, устраиваться на работу, употребляют спиртн^іе напитки, наркотические вещества. В практике сотрудников УИИ были случаи, когда осужденная мать оставила пятерых детей без присмотра, употребляла спиртные напитки в течение трех дней, дети были предоставлены сами себе; дети были изъяты сотрудниками Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав и помещены в Реабилитационн^ій центр временного содержания помощи семье и детям, сама же осужденная проживала в центре, и дети не были ей возвращены до момента кодирования матери от алкогольной зависимости. Однако не во всех регионах развито конструктивное сотрудничество органов системы профилактики преступлений с уголовно-исполнительной инспекцией по вопросам исправления осужденных и оказания им различных видов помощи, поэтому установление обязанности прохождения осужденными обследования у врача-нарколога будет выступать дополнительной гарантией защиты прав детей, находящихся на воспитании осужденных; 4) не менять место жительства без уведомления УИИ; 5) в ночное время (с 22:00 до 6:00) находиться по месту проживания, в противном случае - вынесение предупреждения; 6) трудоустроиться, в том числе и по выходу из отпуска по уходу за ребенком (в основном семьи малоимущие, родители не работают, поэтому трудоустройство осужденных в период отсрочки представляется необходимым и влияет как на исправление осужденных, так и предупреждение совершения повторных преступлений. О необходимости привлечения осужденных к труду свидетельствуют многие ученые, среди которых, например, В.А. Уткин, отмечающий, что суждение о недопустимости обязательного труда осужден-н^іх является несостоятельн^ім [2. С. 83]); 7) в случае необходимости, отсутствия навыков и оп^іта работы - получить образование, пройти обучение (переподготовку) новой профессии, в том числе и во время декретного отпуска (возможно, и дистанционно). Наличие трех и более предупреждений (в зависимости от характера допущенных нарушений), на наш взгляд, должно являться основой для подачи в суд представления об отмене отсрочки отбывания наказания и направлении лица для отбывания наказания, назначенного приговором суда. Мы считаем, что предоставление суду права возлагать на осужденн^іх дополнительные обязанности должно повысить эффективность отсрочки. Необходимо добиться, чтобы осужденные чувствовали ответственность за совершенное преступление, ведь, как отмечают сотрудники инспекций, часть осужденн^іх считают, что их освободили от наказания, «они никому ничего не должн^і». Следствием такого восприятия выступает соответствующее поведение осужденных: грубость по отношению к сотрудникам, воспрепятствование входу в дом для осуществления проверки. Не зря некоторые авторы отмечают, что «оставить без последствий проступок - это значит поощрить нарушителя» [3. С. 19]. Именно поэтому установление дополнительных обя- Т.И. Белюкова 44 занностей для осужденных к отсрочке представляется необходимым и целе-сообразн^ім. По поводу недостаточности имеющихся средств и методов воздействия на осужденных у контролирующего органа хотелось бы пояснить следующее. Согласно Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества [4] сотрудник УИИ проводит профилактические беседы с осужденными при их ежемесячной явке в инспекцию, а также не реже одного раза в месяц посещает осужденн^іх с целью проверки материально-бытовых условий проживания. При реализации данных обязанностей сотрудник инспекции сталкивается с рядом проблем. Во-первых, неявка на профилактические беседы (решение данной проблемы было предложено выше). Во-вторых, нежелание отдельных категорий осужденных впускать сотрудника в дом для проверки, проявление грубости по отношению к нему. Законодательство не конкретизирует действия контролирующего органа в данном случае. Мы считаем, что необходимо предоставить сотруднику право вынесения предупреждения осужденному, составление по данному вопросу справки, с которой осужденный должен быть ознакомлен. В случае повторной неявки осужденного в инспекцию, грубого обращения с сотрудником - составление представления с последующим направлением его в суд для решения вопроса об отмене отсрочки (либо, в случае законодательного установления дополнительных обязанностей указанным категориям осужденных, их назначение). В-третьих, сотрудник не обладает сведениями, что считать нормой при обследовании жилищно-бытовых условий. В данном случае, как нам видится, необходимо внести дополнение в Инструкцию по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, разъяснив, на что должен обращать внимание сотрудник при посещении осужденного. А именно: - общее состояние квартиры (пол, стен^і, отопление, проветривание и т.п.); - наличие места для сна ребенка, приготовления уроков; - наличие продуктов; - наличие игрушек (пусть самых простых), школьн^іх принадлежностей, средств личной гигиены (зубная паста, мыло); - санузел (чистота); - наличие одежды по сезону; - наличие домашних животных, чистота их содержания; - свободн^ій вход и выход из квартиры; - состояние, внешний вид осужденн^іх родителей и совместно проживающих родственников; - обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасн^ім предметам в быту, медикаментам, электроприборам; - факты пренебрежительного, грубого обращения с ребенком, физического или психического насилия над ним. Устранение обозначенных проблем, установление в законодательстве дополнительных обязанностей осужденн^ім, предоставление сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций обращаться в суд с ходатайством об установлении подучетным лицам дополнительн^іх обязанностей на мотивирован- Некоторые проблемы, возникающие в процессе исполнения отсрочки отбывания 45 ной основе позволит расширить имеющиеся средства и методы воздействия на осужденн^іх, повысив тем самым эффективность деятельности УИИ в исправлении осужденных и предупреждении совершения ими новых преступлений. Нами обозначены лишь некоторые из проблем, возникающих при исполнении отсрочки отбывания наказания в отношении осужденн^іх, которым отсрочено отбывание наказания в связи с беременностью или наличием малолетних детей. Пути их решения будут зависеть от пересмотра и дополнения уголовного, уголовно-исполнительного законодательства стран^і.
Белюкова Татьяна Ивановна | Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний | аспирант кафедры криминологии и организации профилактики преступлений факультета подготовки научно-педагогических кадров | tatyana.belyukova@mail.ru |
Российская газ. 1992. № 164. 21 июля.
Уткин В.А. Проблемы правового регулирования труда осужденных в исправительных учреждениях Российской Федерации // Уголовная юстиция. 2015. № 2 (6). С. 81-88.
Васильев А.Н. Предупреждение преступлений. М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1963. 30 с.
Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 // СПС «КонсультантПлюс».