Рассмотрены организационно-правовые тенденции, сущность, специфика и перспективы по вопросам информационного противодействия терроризму и экстремизму на территории государств - членов ОДКБ. На основе анализа существующих доктринальных подходов, обобщения материалов научных публикаций и периодической печати, а также иных источников информационно-аналитических данных по проблеме исследования авторы раскрывают специфику формирования системы безопасности государств - членов ОДКБ в условиях новых вызовов и угроз в информационной сфере, а также формулируют обоснованные предложения по совершенствованию организационно-правовых механизмов в сфере информационного противодействия терроризму и экстремизму.
Topical issues of formation of the system of informational counteraction to terrorism and extremism on the territory mem.pdf СМИ и информационно-телекоммуникационн^іе ресурсы, в том числе ресурсы сети Интернет, являются эффективн^ім средством информационного воздействия [1] и широко используются международн^іми террористическими и экстремистскими организациями, сторонниками этнического национализма для пропаганды экстремистской идеологии, вербовки в свои ряды новых членов, а также осуществления информационнопсихологических акций в ущерб интересам безопасности государств - членов ОДКБ. Одним из основных инструментов при реализации деструктивн^іх замыслов экстремистского характера являются виртуальные площадки (сайты, блоги, форумы, тематические сообщества в социальн^іх сетях), где формируются протестн^іе сообщества, организовывается «раскрутка» информационных поводов, способных спровоцировать в обществе ситуации реальных столкновений, акций протеста и массовых беспорядков. К числу угроз безопасности государств - членов ОДКБ, связанных с использованием информационн^іх ресурсов и информационно коммуникационных систем террористическими и иными экстремистскими структурами, относятся: 1. Распространение радикальных идеологий в информационном пространстве (формирование привлекательности экстремистских идеологических конструкций у социальной базы терроризма и экстремизма; панического страха перед террористами у широких слоев населения; негативного отношения к существующему государственному устройству). Актуальные вопросы формирования системы информационного противодействия 97 2. Информационно-техническое обеспечение террористической деятельности (оправдание террористических действий и призывы к активной поддержке деятельности террористических организаций; формирование пособнической базы в социальн^іх сетях; организация финансирования террористических и экстремистских граждан с использованием интернетресурсов). 3. Информационное сопровождение при планировании и организации экстремистских и террористических проявлений (насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государств - членов ОДКБ, воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательн^іх прав и права на участие в референдуме и т.д.). Объединяющим фактором угроз безопасности в сфере ИПТЭ является условие возможности перевода конфликтов (противоречий) любого характера в систему экстремистских и террористических проявлений. Представители международных террористических организаций (в первую очередь МТО «Исламское государство») через социальн^іе сети и подконтрольные им медиаресурсы оказывают негативное информационнопсихологическое воздействие на различн^іе социальн^іе групп^і (прежде всего молодежь) в целях вербовки новых членов в ряды данных организаций. Теоретические и прикладные основы организации информационного противодействия терроризму и экстремизму исследовались комплексно как единое целое во взаимосвязи всех основных элементов данной деятельности (субъект, объект, процессы, условия, результат) [2, 3]. В качестве критериев анализа научн^іх трудов по рассматриваемой тематике выделен^і следующие: - актуальность теоретико-прикладных проблем в сфере информационного противодействия терроризму и экстремизму; - основные научные направления решения проблем в сфере информационного противодействия терроризму и экстремизму; - сущность понятия информационного противодействия терроризму и экстремизму. Так, с позиций философии [4-6] были рассмотрены информационные технологии как один из содержательных элементов деятельностной грани внутренней структуры современного терроризма, раскрыты содержательные аспекты экспансии терроризма в информационно-коммуникативную сферу общества, обоснованы способы противодействия терроризму с использованием информационных технологий. В рамках социологии [7-9] исследователи уделяли особое внимание анализу проблемы терроризма в дискурсе СМИ и Интернета, а также роли и возможностям средств массовой коммуникации в борьбе с проявлениями терроризма и экстремизма. С точки зрения политологии [10-12] были изучены причинах и основн^іе направления использования террористами современных информационных технологий в преступных целях, аспекты влияния процесса информатизации и высоких технологий на модели и формы современного терроризма, а также сущность и содержание информационного обеспечения антитеррористической деятельности государства. Д.С. Миц, Е.Г. Андриянченко 98 Юридическое направление изучения проблемы взаимоотношений массовых коммуникаций и терроризма представлено исследованиями общих тенденций в международном и внутригосударственном праве по вопросам ограничения свободы использования СМИ в контексте борьбы с международным терроризмом. Так, Р.А. Азимов рассматривает характерные черты террористической идеологии, мотивы обращения к ней и способы формирования террористического мировоззрения. Автор обосновывает необходимость использования информационных ресурсов в целях противодействия терроризму и формирования антитеррористической идеологии в государствах - членах ОДКБ. Процессы и условия организации деятельности в сфере ИПТЭ в диссертационн^іх и научно-исследовательских работах охватывают широкий спектр внешних и внутренних факторов. При этом к внешним факторам, как правило, относят характеристики динамично меняющейся обстановки в сфере ИПТЭ. Как пример, существенное влияние на ее развитие оказывают следующие факторы: - усиление влияния информации и информационных ресурсов на развитие и функционирование государственных и социальных институтов гражданского общества; - отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровне; - разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; - нарушения нормального функционирования информационных и телекоммуникационн^іх систем (сохранность информационн^іх ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним), которые могут быть использованы международными террористическими организациями в своих целях; - упрощение порядка формирования и как следствие значительное увеличение числа субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, наличие обусловленных этим проблем осуществления контроля за легитимностью их действий; - сохраняющиеся межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия, наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и организаций; - ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве государств - членов ОДКБ. Учитывая массовую доступность информационных ресурсов, а также относительную простоту и удобство использования современных информационных технологий, практически любой субъект противоправной деятельности в той или иной степени имеет возможности использовать информационное пространство для решения собственных задач. В связи с этим актуальным представляется изучение особенностей использования информационного пространства различными субъектами террористической и Актуальные вопросы формирования системы информационного противодействия 99 экстремистской деятельности . К данн^ім субъектам относятся: террористические и экстремистские организации; спецслужбы иностранн^іх государств, поддерживающие террористические и экстремистские организации; радикальные религиозные организации и объединения; радикальные молодежн^іе объединения; средства массовой информации, оказывающие поддержку распространению радикальных идей; зарубежные и отечественные некоммерческие неправительственные организации; радикально настроенные лидеры национальных диаспор; политические партии, представители несистемной оппозиции, которые используют радикальные методы и средства в политической борьбе. Основн^іми объектами, на которые направлена деятельность субъектов террористической и экстремистской деятельности в информационном пространстве, являются общественное сознание в целом, групповое сознание и социальн^іе представления целевых аудиторий (представителей органов государственной власти и местного самоуправления, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, представителей общественных организаций и объединений и т.д.), а также индивидуальное сознание физических лиц. С точки зрения социологии общественное сознание представляет собой совокупность социальных представлений, чувств и настроений, господствующих в обществе в течение определенного временного интервала. Используя информационное пространство и информационные технологии, субъекты террористической и экстремистской деятельности стремятся навязать обществу социально приемлемые представления о целях и задачах экстремистских и террористических организаций, с одной стороны, а с другой - инспирировать в обществе всеобщую атмосферу фрустрации и страха перед неотвратимостью совершения террористических актов как следствие проводимой государственной политики. Тем самым субъекты террористической деятельности могут формировать предпосылки роста социальнополитической напряженности в обществе. Другим объектом негативного информационно-психологического воздействия субъектов террористической и экстремистской деятельности являются социальные представления целевых аудиторий и индивидуальное сознание физических лиц. Целевыми аудиториями являются, как правило, представители уязвимых социальн^іх групп (национальн^іе и религиозн^іе меньшинства, малообеспеченные граждане, молодежь, трудовые мигранты), представители органов государственной власти и местного самоуправления, а также сотрудники правоохранительн^іх органов. Воздействие на граждан осуществляется в целях формирования и развития устойчивой социальной базы поддержки террористических и экстремистских идей. Воздействие на органы государственной власти, местного самоуправления, а также на 1 Под субъектами террористической и экстремистской деятельности авторы понимают не только организации и физических лиц, непосредственно осуществляющих террористическую и экстремистскую деятельность, но также тех субъектов общественного процесса, оказывающих содействие распространению радикальных идей, материальную либо иную поддержку террористическим и экстремистским организациям, а также использующим деятельность данных организаций для достижения собственных политических и экономических целей. Д.С. Миц, Е.Г. Андриянченко 100 сотрудников правоохранительн^іх органов осуществляется, как правило, в целях склонения их к отказу от уголовного преследования лиц, осуществляющих террористическую и экстремистскую деятельность. В качестве средств негативного информационного воздействия субъекты террористической и экстремистской деятельности могут использовать различн^іе средства коммуникации. Иностранн^іе спецслужбы, иностранн^іе неправительственные некоммерческие и международные организации, инспирирующие активность субъектов террористической и экстремистской деятельности в информационном пространстве, способны использовать любой информационный контент нейтрального характера в целях обострения социально-политических противоречий в обществе. При этом основн^іми средствами негативного информационного воздействия субъектов террористической и экстремистской деятельности, как правило, выступают: 1. Печатная, аудио- и видеопродукция террористической и экстремистской направленности, которая используется для информирования целевой аудитории об идеологических установках террористических организаций, особенностях организации ими противоправной деятельности, а также о преследуемых террористами целях. Зачастую информационные материалы террористических организаций представляют собой программу социальных и общественных преобразований, что повышает их привлекательность и способствует увеличению числа лиц, поддерживающих взгляды данных организаций. 2. Сайты террористических и экстремистских организаций, которые являются основным средством доведения информации террористического и экстремистского содержания до целевой аудитории. Кроме того, сайты, содержащие информационные материалы террористической и экстремистской направленности, могут использоваться вербовщиками для поиска лиц, придерживающихся радикальных взглядов, в целях склонения их к ведению террористической и экстремистской деятельности либо оказанию финансовой поддержки террористических организаций1. 3. Блоги, распространяющие частные мнения и точки зрения относительно деятельности субъектов терроризма и экстремизма. Большим успехом у целевой аудитории пользуются блоги известных религиозных деятелей и представителей молодежных организаций радикальной направленности, которые предлагают радикальные методы решения социально-экономических проблем современного общества, ссылаясь на известные примеры отечественной и мировой истории. Активная блогерская деятельность данных лиц приводит к популяризации радикальных идей в отечественном информационном пространстве и способствует расширению социальной базы поддержки террористических и экстремистских идей в обществе. 4. Закрытые групп^і в социальн^іх сетях и интернет-форумы, которые используются субъектами террористической и экстремистской деятельности 1 Специальное программное обеспечение позволяет провайдеру отслеживать активность посещения сайтов, веб-страниц и иных интернет-ресурсов, а также определять персональн^іе данные лиц, многократно посещавших данный информационный ресурс [13]. Актуальные вопросы формирования системы информационного противодействия 101 для организации общения, обмена информацией, а также в целях планирования и координации совместных действий при проведении террористических и экстремистских акций. В закрытых интернет-форумах лица могут получить необходимую информацию о способах и приемах подготовки и совершения террористических актов, изучить основы конспирации и тактики действий в случае задержания их сотрудниками правоохранительных органов, а также определить маршрут выезда на территорию, контролируемую террористами. Кроме того, как показывает оп^іт «цветных революций», в период резкого обострения социально-политической обстановки в стране (регионе) социальные сети и интернет-форумы могут использоваться радикальными религиозными и общественными организациями, политическими партиями, представителями несистемной оппозиции для организации массовых беспорядков, проведения акций гражданского неповиновения и силовых акций по захвату власти в государстве. Примером тому могут служить события государственного переворота на Украине 2013-2014 гг., в ходе которого украинских граждан через форумы и социальные сети активно вовлекали в силовые акции в поддержку оппозиции. 5. Электронн^іе письма, сообщения в социальн^іх сетях и СМС-рассылки, содержащие предупреждения о готовящихся экстремистских акциях и террористических актах, используются субъектами террористической деятельности для создания атмосферы всеобщего страха и повышения уровня тревожности населения, связанного с угрозами их жизни и имуществу. Данн^іе средства являются составной частью крупномасштабн^іх информационных кампаний и направлены, с одной стороны, на создание и поддержание искусственного информационного ажиотажа вокруг проблемы терроризма, а с другой - на формирование у населения скептического отношения к деятельности собственных национальных органов безопасности и их способности противостоять существующим вызовам террористического и экстремистского характера. Кроме того, рассылка подобных информационных сообщений способствует также нагнетанию социальной напряженности в обществе, поскольку их авторы намеренно выделяют религиозную и национальную принадлежность террористов, способствуя тем самым формированию в общественной среде негативных установок по отношению к представителям определенных национальных или конфессиональных общностей. Анализ особенностей деятельности террористических и экстремистских организаций в информационном пространстве, а также изучение объектов негативного информационно-психологического воздействия позволил определить цель деятельности субъектов терроризма и экстремизма в информационном пространстве - формирование в обществе атмосферы панического страха перед террористами, убеждений в неспособности органов власти оказывать эффективное противодействие данным угрозам (характерно для субъектов террористической деятельности) и как следствие этого -радикализация общественного сознания населения и создание очагов социально-политической напряженности на территории государств - членов ОДКБ (особенно характерно для субъектов экстремистской деятельности). Д.С. Миц, Е.Г. Андриянченко 102 Реализация указанной цели субъектами терроризма и экстремизма в информационном пространстве сопровождается решением следующих задач: 1. Информационное сопровождение террористических и экстремистских акций. Так, на страницах сайтов, в социальн^іх сетях или в блогах экстремистские и террористические объединения размещают информационно-пропагандистские сообщения о планируемых или совершенн^іх действиях. При этом проведение силовых акций экстремисты обосновывают необходимостью оказания давления на репрессивные режимы с целью склонения их к переговорам с целью мирного решения возникших разногласий. 2. Организация коммуникации между субъектами террористической и экстремистской деятельности и обширной аудиторией в сети Интернет. Ряд сайтов содержит подробную информацию об экстремистских и террористических организациях, их целях и задачах, объявления о времени и месте встречи заинтересованн^іх в поддержке террористов лиц. Большинство сайтов террористических организаций имеют версии на разных языках, что служит более широкому охвату аудитории, в том числе для воздействия на жителей других стран. В результате радикалы из любых стран или регионов мира могут находиться в тесном контакте друг с другом, обмениваться материалами, обсуждать последние новости, планировать акции, а также осуществлять ин^іе совместные действия. 3. Привлечение граждан в ряды террористических и экстремистских организаций. Агитация в СМИ и сети Интернет со сторон^і террористических и экстремистских организаций приводит к тому, что пользователи в ходе посещения сайтов радикальных структур проникаются их идеями, скачивают интересующую информацию, видео- и аудиофайлы, которыми обмениваются с друзьями, знакомыми. В результате этого лица, поддерживающие радикальные идеи, могут объединяться в виртуальные сообщества с целью оказания поддержки террористическим и экстремистским организациям. 4. Обучение сторонников террористической и экстремистской деятельности в сети Интернет. Учебно-информационная работа террористических и экстремистских организаций - еще один аспект использования ими возможностей сети Интернет. В последние годы для многих экстремистских и террористических группировок Глобальная сеть стала средством подготовки новых активистов и исполнителей терактов (размещаются подробн^іе инструкции по изготовлению взрывчатых устройств, организации засад на сотрудников правоохранительных органов и спецслужб и др.). 5. Осуществление информационной поддержки материальнотехнического обеспечения террористической и экстремистской деятельности. В целях привлечения дополнительных средств для финансирования террористической и экстремистской деятельности ряд, как правило, откровенно экстремистских интернет-ресурсов выступает с призывами о сборе денег. Данная деятельность обосновывается как открытым призывом о помощи террористическим и экстремистским организациям, так и под вполне благовидными предлогами. В последнее время в сети Интернет набирает популярность сбор финансовых средств на издательство религиозной Актуальные вопросы формирования системы информационного противодействия 103 литературы, а именно - на тиражирование за счет частн^іх пожертвовании экземпляров радикальных изданиИ. Таким образом, необходимо отметить, что использование информационного пространства субъектами террористической и экстремистскои деятельности характеризуется стремлением субъектов террористической и экстремистской деятельности реализовать свои замыслы путем целенаправленного оказания негативного информационного воздействия на общественное сознание, формируя социальн^іе установки на неприятие ценностей как светского общества, так и традиционных религий. При этом информационное пространство используется ими для решения задач идеологического, организационного и материального обеспечения своей противоправной деятельности. На современном этапе в целях совершенствования системы информационного противодействия терроризму и экстремизму создается система защиты единого информационного пространства государств - членов ОДКБ, которая позволяет получать упреждающую информацию о деятельности террористических и экстремистских организаций, а также разъяснять населению ее деструктивную сущность и общественную опасность для формирования стойкого неприятия обществом идеологии насилия. В рамках создания единого антитеррористического информационного пространства [14] органам исполнительной власти предлагается активно привлекать общественные и религиозные организации, СМИ, научн^іе и образовательные учреждения, экспертн^іе организации, а также иные субъекты гражданского общества. Построение системы защиты единого общегосударственного информационного пространства от террористических и экстремистских угроз осуществляется в том числе в рамках мероприятий ИПТЭ и предполагает реализацию комплекса задач при участии различных субъектов государственной власти и институтов гражданского общества. Поэтому актуальным является совершенствование механизмов координации работы между национальными органами безопасности, органами исполнительной власти и институтами гражданского общества в сфере ИПТЭ. При этом под взаимодействием национальных органов безопасности с органами исполнительной власти и институтами гражданского общества в сфере информационного противодействия экстремизму и терроризму понимается осуществляемая на единой нормативной правовой и концептуальной основе деятельность субъектов противодействия терроризму и экстремизму -уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, негосударственных организаций и объединений граждан (институтов гражданского общества), а также отдельных граждан, оказывающих содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий, направленных на решение совместных задач по пресечению террористических и экстремистских действий в информационном пространстве. Д.С. Миц, Е.Г. Андриянченко 104 Основн^іе задачи взаимодействия национальн^іх органов безопасности с органами исполнительной власти и институтами гражданского общества в сфере ИПТЭ включают: • согласование мероприятий органов исполнительной власти и институтов гражданского общества по мониторингу информационной активности террористических и экстремистских организаций; • организацию согласованного информационно-психологического воздействия со стороны органов исполнительной власти и институтов гражданского общества на целевые аудитории социальн^іх групп, наиболее подверженных влиянию идеологий радикального толка; • совершенствование правовой базы по координации деятельности органов исполнительной власти и институтов гражданского общества, а также организационно-методическое сопровождение в сфере ИПТЭ; • выработку согласованных мер органов исполнительной власти и институтов гражданского общества в области профилактики терроризма и экстремизма в информационной сфере. Полагаем, что в современных условиях активизации парламентского и экспертного (в том числе военного) межгосударственного сотрудничества рассмотренные и обоснованные в статье элементы системы ИПТЭ государств - членов ОДКБ могут быть востребованы заинтересованн^іми экспертами при разработке, оптимизации, совершенствовании и сближении соответствующих организационно-правовых алгоритмов и механизмов национального, регионального и международного уровней.
Статья 13 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646) // Собрание законодательства РФ. 2016. 12 дек. № 50. Ст. 7074.
Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. М.: Наука, 2008.
Кокорин А. А. Философский алгоритм познания: содержание и практические возможности. М.: Изд-во МГОУ, 2013. 322 с.
Вялых В.А. Сущность системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/77/450/13371.
Кафтан В.В. Терроризм как общественное явление современности: Социально философский анализ: дис.. канд. филос. наук. М.: Военный университет, 2004.
Резяпова Г.Ф. Терроризм как социальное явление: дис.. канд. филос. наук. Уфа: БГМУ, 2005.
Муфтахова Ф.С. Современный терроризм: специфика, причины, основные направления противодействия: дис.. канд. филос. наук. Уфа: БГМУ, 2006.
Никулина И.В. Проблемы глобального терроризма в дискурсе СМИ: социологический анализ: дис.. канд. соц. наук. Н. Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007.
Катрич Л.В. Плюрализация форм терроризма в современном мире: социологические подходы: дис.. канд. соц. наук. М.: МГИМО, 2009.
Гурба В.Н. Терроризм в регионах адатных культур: на примере Северо-Кавказского региона: дис.. д-ра соц. наук. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011.
Соломин Д.А. Противодействие терроризму в информационной сфере: дис.. канд. полит. наук. М.: Дип. академия, 2004.
Шамов М.И. Государственная стратегия и политические технологии предупреждения информационного терроризма в современном российском обществе: дис.. канд. полит. наук. Н. Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007.
Запечников С.В., Милославская Н.Г., Толстой А.И., Ушаков Д.В. Информационная безопасность открытых систем. Т. 1: Угрозы, уязвимости, атаки и подходы к защите. М.: Телеком, 2006. С. 44-48.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.) // Российская газета. 2009. 20 окт. № 198.