Практика реализации конституционного права на жилище лиц, оставшихся без попечения родителей: на примере Тюменской области
Статья посвящена конституционному праву на жилище детей-сирот. Рассмотрена система правового регулирования конституционного права на жилище детей-сирот на примере Тюменской области. Определена проблема отсутствия четкого разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем детей-сирот и установлено, что снижение бюджетной составляющей субъекта Российской Федерации приводит к уменьшению финансирования из областного бюджета на обеспечение жильем детей-сирот.
Practice of realization of the constitutional right to housing of persons without parental support: on the example of th.pdf Рассматривать вопрос о детях-сиротах и лиц, которые остались без родительского попечительства, всегда довольно сложно, поскольку судьба этих людей дала им такие тяжелые исп^ітания, как правило, с рождения. Для того чтобы защитить данную категорию населения, необходима система законодательных мер, которая могла бы максимально облегчить долю ребенка, оставшегося без родительского попечения. Одним из основных элементов защиты является предоставление жилья [1. С. 220]. Актуальность данного вопроса не снижается уже много лет. Ориентация на демократические принципах предусматривает максимальную заботу государства о его жителях. При этом в первую очередь такая помощь должна быть направлена на тех, кто нуждается в ней. Обеспечение ребенка жильем - одна из передовых задач современного общества. Начиная с 2011 г. более чем в 5,6 раза по сравнению с 2010 г. и более чем в 12 раз по сравнению с 2007 г. увеличился объем средств федерального бюджета, ежегодно предоставляемых в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем детей-сирот (2007 г. -0,5 млрд руб., 2010 г. - 1 105,38 млрд руб., 2011-2014 гг. - 6 222,9 млрд руб.) [2. С. 59]. Несмотря на ряд позитивн^іх тенденций, которые стали заметн^і благодаря комплексу мер высших органов государственной власти, направленн^іх на решение жилищн^іх проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ситуация с обеспечением жильем указанной категории продолжает оставаться крайне сложной, о чем свидетельствуют статистические дан-н^іе. Общее количество детей-сирот в возрасте до 18 лет, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации с 2011 по 2014 г., увеличилось с 297 до 343 тыс. С.Н. Попов 108 По Уральскому федеральному округу за указанн^ій период времени количество детей-сирот, наоборот, сократилось на 5 тыс. человек (с 46 до 41 тыс.). В Тюменской области (вместе с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой и Ямало-Ненецким автономн^ім округом) также наблюдается положительная тенденция по сокращению количества нуждающихся данной категории лиц на 3 тыс. (с 16 до 13 тыс.) [3]. В соответствии со ст. 40 Основного закона нашего государства каждый имеет право на жилище. Малоимущим, ин^ім указанн^ім в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищн^іх фондов в соответствии с установленными законом нормами [4]. Как видим, закон, который имеет наивысшую юридическую силу, направлен на защиту жилищн^іх прав граждан. Конституция Российской Федерации является базисом, в котором закреплен основной принцип обеспечения жильем социально незащищенных слоев населения. При этом вопрос о положении статуса детей-сирот и их права на жилье расширяется рядом регио-нальн^іх нормативно-правовых актов. До 2013 г. жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, предоставлялось вне очереди. Но такое положение вещей довольно часто становилось проблемн^ім, и его результатом был отказ государст-венн^іх органов в использовании такой возможности. Уполномоченные лица ссылались на то, что предоставление жилища имеет определенную последовательность в соответствии со специальн^іми реестрами нуждающихся в улучшении условий проживания. С 2013 г. было принято решение о внесении определенн^іх изменений. Так, жилье данной категории теперь предоставляется на основе договора найма специализированного жилого помещения. Такое изменение в определенной форме снизило конфликтность ситуации. Рассмотрим существующий порядок обеспечения конституционного права на жилище на примере Тюменской области. В данном субъекте Российской Федерации вопросами составления списка нуждающихся детей занимается департамент социального развития Тюменской области. В Тюменской области существует ряд нормативно-правовых актов, по-священн^іх вопросам обеспечения детей-сирот. Одним из центральных является Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» [5]. Однако в нем не рассматривается вопрос об обеспечении жильем, а указываются особенности финансовой поддержки. Региональным актом, закрепляющим положение о предоставлении жилья, является Закон Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области^> [6]. Он повторяет положения федерального законодательства в данной области, устанавливает органы, которые занимаются вопросом ведения реестра, и порядок предоставления жилища. До 2008 г. Тюменская область входила в пятерку регионов России, которые имели наивысший показатель среди предоставления жилья детям, ли- Практика реализации конституционного права на жилище 109 шенн^ім родительской опеки. После того как этот вопрос передался в местное финансирование, ситуация изменилась. Проблемой Тюменской области сегодня становится недостаточность финансирования. В 2015 г. поступления в бюджет были сокращены. Это вызвало опасения по отношению к финансовому вопросу предоставления жилья детям-сиротам. Суммы из бюджета, которые выделяются на предоставление жилья детям-сиротам в Тюменской области, сегодня значительно ниже, чем, к примеру, в соседних Челябинской и Свердловской областях, где для решения таких проблем выделяется по миллиарду рублей в год. В 2014 г. для решения жилищного вопроса было выделено 492 млн руб. из областного бюджета [7], а в 2015 г. эта сумма сократилась до 287 млн [8]. По оценке специалистов, такой бюджет позволит приобрести более трехсот жилых помещений. Но для того количества нуждающихся, которые стоят в очереди, его недостаточно. В настоящее время большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными и нуждаются в дополнительных средствах для решения проблем обеспечения жильём социально незащищенных слоев населения. Это связано с тем, что в Российской Федерации законодательно закреплён определенный порядок конституционного регулирования бюджетных отношений между Федерацией и ее субъектами. Все полномочия по вопросам установления основных источников налогов, применяемых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, принадлежит Российской Федерации. Её субъекты и муниципальные образования реализуют ограниченную налоговую компетенцию по введению и определению регионального или местного налога на своей территории [9. С. 37]. Распределение расходных обязательств, в частности по обеспечению жильем детей-сирот, неразрывно связано с закрепленными за соответствующим уровнем публичной власти расходными полномочиями. Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительн^іх органов государственной власти субъектов Российской Федерации^) [10] (далее - Фе-деральн^ій закон № 184-ФЗ) установлен исчерп^івающий перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, которые финансируются за счет собствен-н^іх доходов субъектов Российской Федерации. В частности, пп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ установлено полномочие по финансированию обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Проблема заключается в том, что до сих пор не удается в вопросах совместного ведения Федерации и ее субъектов надлежащим образом осуществить полноценное распределение полномочий по обеспечению жильем социально незащищенных слоев населения. Формулировки, содержащиеся в законодательстве, в частности в названном перечне, не позволяют однозначно определить надлежащего обладателя полномочий по обеспечению жильем социально незащищенных слоев населения. С.Н. Попов 110 В ст. 40 Конституции Российской Федерации установлено право на жилище малоимущих и ин^іх указанных в законе граждан. Поскольку Конституция Российской Федерации является Основн^ім законом Российской Федерации, то обеспечение по реализации указанного права должно принадлежать государству. Не случайно в 2013 г. в ст. 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ внесено изменение, согласно которому орган^і государственной власти получают право устанавливать за счет средств регионального бюджета дополнительн^іе меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральн^іх законах положений, регулирующих указанное право. Финансирование таких полномочий является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации, не влечет выделения дополнительных средств из федерального бюджета и ограничивается собственн^іми финансовыми возможностями [11]. Подводя итоги нашего исследования, необходимо указать, что право на жилище является неотъемлемым правом человека. При этом, учитывая положения Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 40), полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны относиться к Российской Федерации. Возможность возложения данной обязанности на субъект Российской Федерации обусловливает две проблемы. Первая проблема заключается в том, что в настоящее время отсутствует четкое разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем социально незащищенных слоев населения. Второй проблемой является резкое снижение бюджетной составляющей субъекта Российской Федерации, в результате чего возникает недостаточность финансирования из областного бюджета на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Та сумма, которая предусмотрена для решения вопроса обеспечением жильем, не сможет решить проблему полностью. Согласно положениям Федерального закона № 184-ФЗ финансирование таких полномочий является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации и ограничивается собственными финансовыми возможностями. И соответственно вопросы, связанн^іе с финансированием обеспечения жильем детей-сирот, должны принадлежать Российской Федерации.
Ключевые слова
дети-сироты,
дети,
лишенные родительской опеки,
конституционное право на жилище,
обеспечение жильем детей-сирот в Тюменской области,
orphan children,
the children deprived of parental guardianship,
constitutional right to housing,
provision of housing for orphan children in the Tyumen regionАвторы
Попов Сергей Николаевич | Тюменский государственный университет | соискатель кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права | popovs72@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Всеобщая декларация прав человека. Принята 10 дек. 1948 г. Резолюцией 217А Генеральной Ассамблеи ООН // Действующее международное право: в 2 т. Т. 2 / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Междунар. отношения, 2007. С. 218-223.
Аналитический вестник Совета Федерации РФ. (2013) № 3 (487): Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка: «Россия без сирот» [Электронный ресурс] // Бюджетная система РФ. URL: http://www.budgetrf.ru/Publicatio№s/ Magazi№es/Vest№ikSF/2013/ 3_487/VSF_№EW_3_487.pdf (дата обращения: 25.11.2015).
Семья, материнство и детство. П. 4.5: Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта РФ) [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/co№№ect/rosstat_mai№/ rosstat/ru/ statistics/populatio№/motherhood/# (дата обращения: 25.11.2015).
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993: по сост. на 21.07.2014 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области: Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 331: по сост. на 07.05.2015 // Вестник Тюменской областной думы. 2004. № 15, ч. 1.
О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области: Закон Тюменской области от 07.10.1999 № 137: по сост. на 13.10.2015 // Вестник Тюменской областной думы. 1999. № 9.
Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Закон Тюменской области от 01.11.2013 № 87: по сост. на 18.12.2014 // Вестник Тюменской областной думы. 2013. № 9.
Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 115: по сост. на 29.09.2015 // Вестник Тюменской областной думы. 2014. № 12.
Шевелева Н.А. Бюджетное выравнивание в России как способ гармонизации межбюджетных отношений (2000-2015) // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 2. С. 32-44.
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ: по сост. на 03.11.2015 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Федеральный закон от 21.12.2013 № 371-ФЗ: по сост. на 01.01.2014 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 51. Ст. 6691.