О возможности и допустимости привлечения вооруженных сил к разрешению внутрикризисных ситуаций в государстве | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2017. № 26. DOI: 10.17223/22253513/26/2

О возможности и допустимости привлечения вооруженных сил к разрешению внутрикризисных ситуаций в государстве

На научной основе опровергается очень широко распространённый в отечественной публицистике конца прошлого столетия тезис «о недопустимости применения вооружённых сил против собственного народа». Автор отмечает, что на самом деле законодательство всех развитых демократических стран весьма подробно освещает порядок привлечения и применения вооружённых сил во внутригосударственных конфликтах или иных чрезвычайных ситуациях. Делается научно обоснованный вывод о том, что своевременное и решительное привлечение политическим руководством в строгом соответствии с конституцией и законами страны частей и подразделений вооружённых сил к решению в случае крайней необходимости внутригосударственных задач является важным и необходимым элементом эффективного функционирования всего государственного механизма.

The possibility and permissibility of attracting the armed forces to the authorization of intracrisis situations in the .pdf Мы все помним, какой шум был поднят в средствах массовой информации за рубежом и в нашей стране при привлечении частей Вооружённых Сил России к решению антитеррористических задач в Чеченской Республике в конце прошлого века. Тогда настойчиво вбивался тезис о недопустимости использования вооружённых сил демократического государства для решения внутриполитических задач, даже связанных с обеспечением его национальной безопасности при прямой террористической угрозе и открытого вооружённого противодействия в отдельном субъекте России. На самом деле, при обострении внутриполитической обстановки в стране, когда её полиция не справляется со своими обязанностями по обеспечению безопасности и не может защитить общество от неправомерного насилия со стороны антиконституционных элементов, любое государство немедленно привлекает вооружённые силы для восстановления правопорядка. Разница лишь в том, что в демократическом государстве это делается в интересах большинства граждан строго в рамках конституции и детализирующего её нормы специального закона, который регламентирует порядок этого привлечения и рамки полномочий военных при чрезвычайных обстоятельствах при обязательном общем руководстве со стороны представителей конституционно избранных органов государственной власти. Во всех англосаксонских странах и в первую очередь в США и Великобритании имеется огромный опыт и совершенная законодательная база привлечения вооружённых сил к решению внутригосударственных задач, когда полиция собственными силами не справляется. И власти США без малейших колебаний в г. Фергюсон штата Миссури летом и осенью 2014 г., г. Шарлотте штата Северная Каролина в сентябре 2016 г. использовали вооружённые силы для быстрого силового пресечения только зарождающихся массовых беспорядков. В структуре полицейской системы Франции, Италии, Испании и Португалии имеется жандармерия - весьма специфичная военная и одновременно полицейская структура, обеспечивающая совместно с гражданской полицией внутреннюю безопасность в стране, а также выполняющая функции пограничных войск, внутренних войск, морской и военной полиции. Но даже при наличии жандармерии, если обстановка требует, руководство любой демократической страны (самый свежий пример - события во Франции в январе и ноябре 2015 г., а также 2016 и 2017 гг.) активно применяет для обеспечения внутренней безопасности в масштабах всей страны регулярные вооружённые силы. В законодательстве ФРГ и Австрии регламентирован порядок привлечения вооружённых сил этих стран к решению внутригосударственных задач в особых условиях. Причём в отличие от США, Великобритании, Франции, Италии и Испании он достаточно подробно определён уже в конституциях этих государств [1. С. 25] что, по нашему мнению, объясняется их сравнительно недавним тоталитарным прошлым и стремлением обеспечить мирное демократическое развитие этих стран и огородить от возможных злоупотреблений со стороны военных. При этом следует отметить, что ни разу в новейшей истории этим конституционным правом руководство ФРГ и Австрии не воспользовалось. Обстановка стабильности и достаточно высокий уровень жизни граждан при отсутствии внешней угрозы позволяют успешно решать задачи обеспечения внутренней безопасности исключительно силами полиции этих стран. В тоталитарном государстве привлечение вооружённых сил к решению внутриполитических задач, как правило, также законодательно регламентировано, но осуществляется оно исключительно в интересах диктатуры, которые противоречат интересам общества. Зависимость власти исключительно от мнения избирателя, её периодическое обновление на основе свободных, равных, всеобщих, прямых и тайных выборов при обязательном участии нескольких кандидатов как от правящей партии, так и от оппозиции на пост главы государства, в парламент страны и местные органы самоуправления -важная гарантия её легитимности, а значит, и эффективности функционирования механизма обеспечения национальной безопасности государства, его ритмичной и размеренной работы в обычных условиях, быстрой и слаженной в кризисных ситуациях. Форма политического режима оказывает определяющее влияние на методы деятельности сил обеспечения национальной безопасности: в тоталитарных странах особенностью их функционирования являются жесткость и быстрота подавления любых, даже самых мирных по форме проявлений оппозиции; в демократических странах превалирует приоритет ненасильственных форм и методов, попытка найти в рамках закона приемлемое для абсолютного большинства населения решение. Но если обстановка требует - части и подразделения вооружённых сил применяются быстро и массированно, при этом, подчеркнём, подобное применение подробно регламентировано законодательством. Следует иметь в виду, что ни одно, даже богатое и экономически развитое демократическое государство не застраховано от кризисных ситуаций. Поэтому его законодательство обязательно регламентирует применение в случае необходимости различных сил обеспечения национальной безопасности, в том числе и вооружённых сил, для защиты национальных интересов как от внешних, так и от внутренних угроз для стабилизации обстановки, но, подчеркнём это ещё раз, в строгом соответствии с принятым парламентом страны законом. В Соединенных Штатах вооруженные силы традиционно широко применяются при урегулировании кризисных ситуаций внутри страны. В частности, при подавлении массовых беспорядков в г. Лос-Анджелесе в 1992 г., возникших после оправдательного приговора суда присяжных (все присяжные были белыми) в отношении полицейских, убивших при задержании одного афроамериканца и тяжело ранивших другого, кроме сил полиции, которых явно не хватало, самым активным образом использовалась полнокровная, заранее отмобилизованная (массовые беспорядки прогнозировались) дивизия Национальной гвардии. Когда стало ясно, что и этих сил не хватает, президент США Джордж Буш-старший приказал отправить для пресечения беспорядков ещё и бригаду морской пехоты - элитное соединение вооруженных сил. В результате в течение нескольких суток порядок в городе был восстановлен, но при этом ущерб от погромов составил более 6 млрд долл., свыше полусотни человек было убито, а 2 116 человек получили ранения [2. С. 44]. Жёсткость подавления этих самых крупных массовых беспорядков в Соединённых Штатах ХХ в. имеет и положительные последствия: до сих пор повторения массовых беспорядков в этом городе не было, а до 1992 г. они происходили в среднем 1 раз в 5 лет. Как уже упоминалось, законодательство США предусматривает применение в мирное время, в случае необходимости, армейских частей и соединений для урегулирования внутригосударственных конфликтов. Все военнослужащие вооруженных сил США, принимая присягу, обязуются защищать Конституцию страны как от внутренних, так и от внешних врагов. По мнению американских специалистов, наиболее подходящей для решения подобных весьма специфических задач армейской структурой является организованный резерв вооружённых сил - Национальная гвардия (НГ) США. Её формирования являются важнейшим компонентом как вооруженных сил, так и полицейской системы США. Вот как о её значении в обеспечении внутренней безопасности отзывался бывший министр юстиции США Рамсей Кларк: «Если мы хотим, чтобы у нас продолжала существовать наша федеративная система, именно НГ предстоит подавлять внутренние беспорядки, не дожидаясь, пока будут вызваны федеральные войска». НГ полностью входит в структуру Министерства обороны США. При этом ее отдельные части и соединения, дислоцированные на территории конкретного штата, являются одной из важнейших составляющих системы обеспечения внутренней безопасности штата и подчиняются губернатору штата. Таким образом, в мирное время все формирования НГ (сухопутные войска и ВВС) являются частями вооруженных сил штатов, на территории которых они дислоцируются. Все части и соединения НГ по месту дислокации находятся в прямом подчинении губернаторов штатов и немедленно используются ими при необходимости и для поддержания общественного порядка, и для ликвидации последствий стихийных бедствий и решения других задач (например, для прикрытия границы с Мексикой от проникновения наркотиков). Численность НГ для каждого штата устанавливается пропорционально общей численности его населения. Финансирование содержания НГ осуществляется на 90 % за счет федерального бюджета, 10 % - на средства штатов. Если органы государственной власти штатов не могут самостоятельно справиться с возникшими чрезвычайными обстоятельствами, парламент или губернатор штата (на основании ст. 4 разд. 4 Конституции США) вправе запросить федеральную помощь, а президент США обязан ее предоставить. Кроме того, президент США имеет право вмешаться и самостоятельно, если, по его мнению, обстановка в конкретном штате угрожает национальной безопасности страны. В отличие от губернаторов президент в случае необходимости имеет право использовать части НГ любого штата для поддержания правопорядка и защиты населения в любой точке страны. НГ представляет собой боеготовые, укомплектованные приписным личным составом, оснащенные оружием и боевой техникой, организованные по структуре регулярных войск соединения, части и подразделения сухопутных войск и военно-воздушных сил. Их личный состав привлекается к мероприятиям боевой подготовки (еженедельные тренировки и ежегодные месячные лагерные сборы). Кроме того, НГ включает в себя определенное количество личного состава, не входящего в ее военные формирования, но призывающегося на службу при мобилизации для последующего использования. Руководство США всегда эффективно использует вооруженные силы при решении внутригосударственных задач, но делает это исключительно в рамках детально разработанного законодательства, исключающего возможность узурпации власти со стороны военных. Опыт американцев в этой области неоспорим и успешно применяется во всем мире. О правовых и организационных основах деятельности вооруженных сил США во внутригосударственных операциях и пойдет в основном речь в нашей статье. Совокупность законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующая правовые основы деятельности вооруженных сил США по обеспечению внутренней безопасности страны, сформировалась, развивалась и совершенствовалась с учётом особенностей функционирования американского федерализма. Целевую основу деятельности вооруженных сил составляет доктриналь-ная установка руководства США на обязательность сохранения, поддержания и укрепления государственной стабильности в интересах обеспечения национальной безопасности страны как фундаментальной базы ее существования. Характерной чертой этой установки (подчеркнем это особо!) является ее детальная правовая регламентация, закрепленная в гражданских и военных законах США. Правовую основу деятельности вооружённых сил по обеспечению внутренней безопасности США составляют: 1. Конституция США (с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов - решений Верховного Суда США по конкретным вопросам, касающимся деятельности вооруженных сил). 2. Законодательные акты, принятые Конгрессом страны, регламентирующие базовые положения Конституции и определяющие порядок прохождения военной службы в вооруженных силах США и условия их применения как за рубежом, так и на территории Соединенных Штатов в случаях угрозы интересам национальной безопасности. Эти законы являются важной частью федерального законодательства и публикуются в систематизированном виде в Своде законов США. Свод законов США состоит из 50 титулов (разделов), каждый из которых посвящен определенной отрасли права либо крупному правовому институту: например, раздел 10 - «Вооруженные силы», раздел 50 - «Война и национальная оборона» [1. С. 125]. 3. Исполнительные приказы Президента США, принятые на основе Конституции и детализирующие законы Конгресса в области использования вооруженных сил при разрешении внутригосударственных кризисных ситуаций. Исполнительные приказы президента США являются подзаконными нормативными правовыми актами, имеющими обязательную юридическую силу на всей территории страны. Они систематизированы в Своде федеральных законоположений, который формируется на тех же принципах, что и Свод законов США, - он также состоит из титулов (разделов), которые идентичны по наименованию титулам Свода законов. 4. Уставы, наставления и директивы, утвержденные президентом США (верховным главнокомандующим), министром обороны или министрами видов вооруженных сил (армии, военно-воздушных сил и военно-морских сил) или их заместителями. Эти документы содержат механизм реализации конкретно поставленных задач и охватывают все уровни руководства и управления частями и подразделениями вооруженных сил и НГ. Они составляют основную часть нормативно-правовой базы их применения, так как в них детализируются положения Конституции и действующего законодательства США в области использования вооруженных сил (Национальной гвардии как их составной части) при решении возникающих перед руководством страны задач по обеспечению внутренней безопасности. 5. Для частей и соединений НГ, находящихся в подчинении губернаторов, важным правовым источником является также законодательство штатов (законы, принятые законодательными органами штатов - легислатурами, и основанные на них распоряжения губернаторов штатов). Эти нормативные правовые акты регулируют вопросы подготовки, материально-технического обеспечения и использования формирований НГ, находящихся в подчинении губернаторов. Все вышеперечисленные правовые акты в совокупности представляют собой четкую систему правового регулирования деятельности вооруженных сил по обеспечению внутренней безопасности США. Основой нормативно-правовой базы использования частей и соединений вооруженных сил является Конституция США, в которой отражены наиболее значимые положения, регулирующие вопросы строительства и применения вооруженных сил, в том числе и для обеспечения внутренней безопасности. Конституция США прямо предусматривает использование вооруженных сил для обеспечения законности и порядка в двух случаях: когда необходимо защитить конституционные права и собственность граждан и когда в защите нуждаются государственная собственность и система органов государственной власти. В Конституции США закреплен принцип рассредоточения военных полномочий, согласно которому они четко распределены между Конгрессом (высшим органом законодательной власти), Президентом (главой государства и исполнительной власти США) и властями штатов. Конгресс осуществляет свое участие в руководстве вооруженными силами посредством законотворческой деятельности. В соответствии со ст. 1 Конституции Конгресс США имеет следующие полномочия: определяет статус вооруженных сил и принимает законы, регламентирующие их строительство; санкционирует призыв на федеральную службу частей и подразделений НГ штатов как для отражения внешней угрозы, так и для пресечения внутренних беспорядков, а также для обеспечения исполнения законов Соединенных Штатов; устанавливает принципы деятельности и порядок организации, вооружения и боевой подготовки личного состава НГ, а также управления теми её частями и подразделениями, которые переводятся на федеральную службу. В соответствии со ст. 2 Конституции США Президент является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Соединенных Штатов, со всеми вытекающими из этого полномочиями: «Президент является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов и милиции отдельных штатов, когда они призываются на действительную службу Соединенных Штатов...» [3]. Президент США имеет исключительно широкие полномочия при принятии решений в военной области и проведении их в жизнь. Ему дано право на введение в стране чрезвычайного положения и объявление мобилизации. Он может отдать приказ вооруженным силам о начале боевых действий. Президент же представляет Конгрессу предложения по ассигнованиям на военные цели (в рамках бюджета страны), определяет пути и направления строительства вооруженных сил, назначает высшее военное руководство, присваивает воинские звания высшему командному составу армии, флота и НГ. В случае обострения международной обстановки, положения внутри страны или необходимости ликвидации последствий стихийных бедствий президент США имеет право перевести части и соединения Национальной гвардии, подчиненные в обычных условиях губернаторам штатов, на положение регулярных войск сроком до 6 месяцев без введения режима чрезвычайного положения. Достаточно подробно полномочия президента по применению НГ и регулярных вооруженных сил на территории США зафиксированы в законах Конгресса, большая часть которых сгруппирована в разделе (титуле) 10 Свода законов США, который так и называется «Вооруженные силы». В соответствии со ст. 332 разд. 10 Свода законов США президент имеет право (в случае антиконституционного выступления против властей любого штата) по просьбе губернатора или легислатуры штата призвать на федеральную службу и направить для подавления мятежа части и соединения НГ других штатов, а также использовать регулярные вооруженные силы. Согласно этой статье президент вправе использовать вышеупомянутые силовые структуры и по собственной инициативе, если, по его мнению, правопорядок и законность не могут быть восстановлены иными способами и средствами. Особо отметим, что ст. 333 и 334 разд. 10 Свода законов содержат определенные ограничения прав президента США на привлечение формирований НГ и регулярных вооруженных сил для решения конфликтов на территории страны. В частности, ст. 333 предоставляет президенту право использовать вышеупомянутые федеральные силовые структуры внутри страны тогда, когда становится невозможным использование на территории штата (штатов) федеральных или местных законов, когда нарушаются конституционные права граждан или когда власти штата не в состоянии самостоятельно обеспечить правопорядок. В ст. 334 сформулировано обязательное условие привлечения президентом США воинских формирований для урегулирования кризисных ситуаций внутри страны - он должен выступить с официальным обращением к участникам беспорядков с призывом к их прекращению. В этом обращении президент должен назначить срок истечения ультиматума и в случае его невыполнения вправе использовать федерализованные части и соединения НГ, а также регулярных войск (как правило, это части и соединения сухопутных войск и морской пехоты) для подавления беспорядков и восстановления законности. Право президента, министра обороны и министров видов вооруженных сил (армии, ВВС и ВМС) на использование резервного компонента вооруженных сил, необходимой техники и оборудования для оказания помощи гражданским властям во внутригосударственных операциях закреплено также в ст. 672(b, d) разд. 10 Свода законов США. Ни в коем случае не претендуя на полноту анализа всех законодательных актов, регламентирующих деятельность вооруженных сил США по обеспечению внутренней безопасности, постараемся кратко раскрыть наиболее существенные, с нашей точки зрения. Важнейшим системообразующим законодательным актом, в результате принятия которого 26 июля 1947 г. было создано единое Министерство обороны США и ЦРУ, является закон № 257 «О национальной безопасности» -National Sekurity Akt of 1947 [4. P. 23-24, 221]. Кроме того, в соответствии с этим законом при президенте США создан специальный совещательный орган - Совет национальной безопасности. 1 июня 1968 г. Конгресс принял закон № 90351, регламентирующий деятельность ФБР в новых условиях. В соответствии с этим законом при пресечении массовых беспорядков частями и подразделениями вооруженных сил за их деятельностью наблюдает от гражданских властей специальный представитель президента - один из руководителей Министерства юстиции или ФБР. Кроме того, в законе предусматривается и новый порядок работы директора ФБР - он назначается (как и было ранее) президентом США с согласия Сената, но на срок не более 10 лет для одного и того же лица [5. С. 15]. Одним из ключевых законодательных актов в рассматриваемой области является Закон 1981 г. «Об использовании сухопутных войск и военно-воздушных сил против гражданских беспорядков». Закон расположен в разд. 18 Свода законов США и прямо предусматривает первоочередное применение сухопутных и военно-воздушных частей Национальной гвардии для оказания помощи гражданским властям в их усилиях по восстановлению и поддержанию законности и правопорядка. В 1981 г. Конгресс принял Закон «О сотрудничестве Министерства обороны с гражданскими правоохранительными органами», который значительно расширил возможности применения частей и соединений вооруженных сил, а также НГ по оказанию помощи федеральным правоохранительным органам, входящим организационно в состав Министерства внутренней безопасности или Министерства юстиции (ФЕМА, ФБР, ДЕА и т.д.), и полициям штатов, прежде всего в борьбе с наркобизнесом. Кроме того, были серьезно изменены условия проведения других видов внутригосударственных операций, в том числе и по ликвидации гражданских беспорядков. Законодательной базой участия НГ, частей и соединений регулярных вооруженных сил в операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного характера является Закон № 875 - Закон Стэффорда (полное название «Об оказании помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф», который входит в разд. 42 (ст. 5121) Свода законов США). В нем наиболее полно рассматриваются вопросы организации и оказания федеральной помощи гражданским властям штатов и графств. Данный закон вменяет в обязанность президенту Соединенных Штатов разработку программ реагирования на возможные стихийные бедствия и техногенные катастрофы. В законе обусловлено начало оказания федеральной помощи властям штатов и графств с момента объявления президентом США состояния стихийного бедствия или чрезвычайного положения. Только президент после введения режима чрезвычайного положения имеет право отдавать распоряжение об использовании материальных средств Министерства обороны для ликвидации последствий аварий и катастроф. Закон закрепляет делегирование президентом своих полномочий по выработке программы действий в условиях стихийных бедствий и техногенных аварий и катастроф Федеральному управлению по действиям в чрезвычайных условиях - FEMA (директор FEMA назначается по предложению министра внутренней безопасности исполнительным приказом президента с одобрения и согласия Сената). Поэтому после запроса штата на оказание федеральной помощи и введения президентом США режима чрезвычайного положения FEMA имеет право приступить к реализации федерального плана действий в чрезвычайных условиях. Без разрешения FEMA привлечение федерализованных частей и соединений НГ, а тем более регулярных войск к ликвидации последствий, аварий или катастроф не осуществляется. Компенсацию расходов вооруженных сил за участие в вышеуказанных видах внутригосударственных операций также осуществляет FEMA. Расширение масштабов привлечения формирований НГ, а также частей и подразделений регулярных войск к решению задач по сохранению и восстановлению окружающей среды, явившееся следствием резкого повышения приоритетности данного направления во внутренней политике политического руководства США, вызвало необходимость всестороннего законодательного оформления сотрудничества Министерства обороны с гражданскими ведомствами, а также властями штатов в данной области. В этих целях Конгрессом в 1980 г. был принят Закон «О мерах по ликвидации последствий экологических катастроф, об ответственности за ущерб окружающей среде и его компенсации». В соответствии с этим законом, а также чуть позже введенным в действие президентом национальным планом действий по ликвидации последствий несанкционированных выбросов нефти и вредных веществ определенные компоненты сухопутных войск (инженерные войска) были введены в состав национальных и региональных команд реагирования, которые занимаются планированием мероприятий на случай стихийных бедствий и техногенных катастроф, а также осуществляют практическую реализацию мер по ликвидации их последствий. Помощь гражданским властям в решении экологических проблем формирования Национальной гвардии и регулярных вооруженных сил США могут оказывать как в рамках мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, так и в ходе проведения плановых занятий по боевой подготовке, т.е. в процессе своей повседневной деятельности. Положения конституции и законодательные нормы детализируются в уставах и наставлениях вооруженных сил, по которым и осуществляются боевая учеба и повседневная подготовка войск к выполнению поставленных задач. С 1985 г. регулярные части вооруженных сил (в первую очередь сухопутные войска и морская пехота) и части НГ США в плановом порядке обучаются по Наставлению (в некоторых отечественных научных работах его переводят как устав) FM 19-15 «Гражданские беспорядки». Этот нормативный акт определяет тактику действий войск, их права и обязанности, а также характер взаимодействия с местными полицейскими силами при пресечении массовых беспорядков. В Наставлении кратко раскрываются цели вмешательства федерального правительства при возникновении гражданских беспорядков, а также полномочия президента в этих ситуациях. Специально подчеркивается, что участие в борьбе с беспорядками не означает автоматической передачи вооруженным силам полицейских функций. Их применение обусловлено только ситуацией и на короткое время. Федеральные войска действуют лишь по приказу президента, для подавления беспорядков формируется временное оперативное соединение сухопутных войск, которое запрещено передавать в подчинение местных властей, вместе с тем нельзя федерализовывать и местную полицию. Подчеркнуто, что применение огнестрельного оружия является крайней силовой мерой и должно осуществляться исходя из принципа минимального нанесения урона при выполнении поставленной задачи. Вместе с тем Наставление запрещает предупредительный огонь (запрещено стрелять вверх) -только на поражение. Кроме того, в Наставлении характеризуются конкретные ситуации по задержанию участников беспорядков. Указывается, что аресты, как правило, должны осуществляться силами гражданской полиции. Если же задержание произведено военнослужащими, то правонарушители по возможности быстро должны передаваться гражданским властям. Большое внимание в Наставлении уделено взаимодействию со средствами массовой информации. Работа с СМИ базируется на 2 основных принципах: всемерное использование средств массовой информации в интересах стабилизации обстановки; представителям средств массовой информации разрешается все, что не мешает проведению операций по подавлению массовых беспорядков. В 1993 г. командованием учебных и научных исследований по строительству Сухопутных войск США при участии командования морской пехоты подготовлен и введен в действие вооруженных сил США специальный устав FM 100-19, FM 7-10 «Внутригосударственные операции». Американские юристы возможные внутригосударственные кризисные ситуации связывают с возникновением таких чрезвычайных обстоятельств на территории США, как массовые (по американской терминологии - гражданские) беспорядки, стихийные бедствия, техногенные аварии, повлекшие за собой экологические катастрофы, эпидемии и эпизоотии. В этих случаях немедленно привлекаются формирования НГ (могут привлекаться и регулярные вооруженные силы), которые осуществляют операции, официально получившие название «внутригосударственные» [6. P. 1]. В соответствии с уставом «Внутригосударственные операции» использование вооруженных сил США в таких операциях означает «официальное задействование материальных и людских ресурсов армии для оказания содействия в обеспечении внутренних потребностей государства» [7]. Американские юристы и военные специалисты внутригосударственные операции подразделяют на четыре вида: «1. Ликвидация последствий стихийных бедствий. 2. Действия по оказанию помощи при экологических катастрофах. 3. Обеспечение законности и порядка. 4. Помощь обществу (местным властям)». В связи с этим деятельность вооруженных сил и НГ по обеспечению внутренней безопасности США можно разделить на два вида: правоохранительную и собственно военную. Несмотря на глубокую научно-теоретическую и юридическую проработанность всех аспектов привлечения вооруженных сил к проведению правоохранительных внутригосударственных операций и закрепление результатов этой работы в законодательных актах страны и директивных документах Министерства обороны, в США отмечается негативное отношение к подобного рода операциям со стороны значительного количества гражданских и военных руководителей, не говоря уже о представителях широкой общест-вен-ности. Данная проблема существует не только в США, она актуальна для всех демократических государств. По мнению американского ученого Чарльза Доннелли, «между гражданскими и военными всегда будет существовать напряженность, потому что армия никогда не может быть демократической. Армия по своей природе авторитарна, а не демократична. Основная проблема состоит в том, как примирить такую недемократическую государственную структуру, как вооруженные силы, с демократическим обществом» [8]. Американцы решают (и довольно успешно) эту проблему путем всесторонней регламентации порядка применения вооруженных сил во внутригосударственных операциях в законах Конгресса и изданных на их основе исполнительных приказах президента, директивах Министерства обороны, уставах и наставлениях видов вооруженных сил. Все нормативные правовые акты публикуются в открытой печати, доступны для граждан и поэтому с пониманием воспринимаются обществом. Завершая рассмотрение правовых основ деятельности вооружённых сил по обеспечению внутренней безопасности США, необходимо отметить, что, на наш взгляд, правовая база их использования для решения задач по урегулированию внутренних кризисных ситуаций включает в себя хорошо продуманный комплекс правовых норм и юридических положений. Ведь доктри-нальной установкой руководства США является прямая возможность максимального использования вооруженных сил в чрезвычайных условиях для быстрого силового урегулирования кризисных ситуаций внутри страны. Здесь проявляется принципиальное отличие взглядов по данному вопросу американского законодателя от его западноевропейских, в частности французских, итальянских и испанских коллег. В США жандармерии нет, как нет и иных федеральных специальных полицейских сил, предназначенных для проведения операций по подавлению незаконных массовых выступлений внутри страны. Наличие подобных формирований обязательно для органов исполнительной власти любой, в том числе и самой демократичной страны, так как вытекает из постоянных функций государства. В Соединенных Штатах в силу особенностей становления американской государственности роль такой государственной структуры в системе органов исполнительной власти выполняют части и соединения НГ, сухопутных войск и морской пехоты. Именно поэтому законодательство Соединённых Штатов отличается подробнейшим описанием всех аспектов деятельности вооружённых сил, в том числе и ее детальной регламентацией при решении внутригосударственных задач. Проведенный анализ нормативно-правовой базы применения вооружённых сил США во внутригосударственных операциях позволяет выделить следующие наиболее важные моменты. Во-первых, в связи с повышением значимости внутригосударственных задач и расширением участия в их решении вооруженных сил США возрастает необходимость правового обоснования такого участия. Это обусловливается «особой чувствительностью» общества к использованию вооруженных сил внутри страны. Поэтому внимание, уделяемое военным руководством США к учету и совершенствованию правовой базы, касающейся привлечения и использования вооруженных сил, не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Эта база включает положения американского гражданского и военного законодательства, а также уставы и наставления вооруженных сил США, имеющие силу подзаконных актов. Практическая реализация этой базы осуществляется через формирование и функционирование системы гражданских и военных органов и должностных лиц, а также соответствующее обеспечение, включая подготовку и обучение личного состава. Использование НГ, частей и подразделений сухопутных войск и морской пехоты во внутренних кризисных ситуациях четко регламентируется законодательством США. Правовые нормы, регламентирующие применение различных формирований вооружённых сил внутри страны, содержатся в Конституции США и систематизированы в Своде законов и Своде федеральных законоположений. В основе деятельности частей и подразделений вооруженных сил США при подготовке и проведении различных видов внутригосударственных операций лежат шесть основополагающих принципов: целевой направленности, объединения усилий, законодательной обоснованности, постоянства, ограничения, безопасности. Во-вторых, основная ответственность за исполнение законов и поддержание правопорядка на территории Соединённых Штатов, обеспечение безопасности граждан, защиты частной и государственной собственности возложена в соответствии с законодательством США на власти штатов. Вмешательство президента или Конгресса США в решение перечисленных задач возможно лишь в том случае, если штат не располагает для этого необходимыми силами и средствами или если он не считает нужным принятие экстренных мер для нормализации обстановки на его территории. В-третьих, для использования внутри страны федерализованных силовых частей НГ президент издает исполнительный указ и, как правило, вводит в районе бедствия или беспорядков чрезвычайное положение. Этот шаг может быть ответом на просьбы властей штата или предприниматься по инициативе президента, если он считает, что действия властей штата не соответствуют складывающейся обстановке. Части и соединения НГ, другие структуры вооруженных сил, задействованные во внутригосударственных операциях, не имеют самостоятельных целей, а призваны усиливать гражданские правоохранительные органы или оказывать иную помощь гражданским органам. Их задачи определяются установками последних, хотя воинские формирования и не подчиняются руководству правоохранительных и иных органов штата. В-четвёртых, после принятия президентом США решения об использовании формирований Национальной гвардии, а также частей и подразделений регулярных вооруженных сил руководство всеми военными структурами осуществляет министр армии. Учитывая, что наиболее острой проблемой правоохранительных органов штата является нехватка людских ресурсов и разведывательной информации, в перспективе взаимодействие между ними и Министерством обороны (например, при возникновении гражданских беспорядков) будет осуществляться именно по этим направлениям. Вся история США и их вооруженных сил свидетельствует: имея огромные полномочия для оперативного разрешения внутрикризисных ситуаций, руководство Соединенных Штатов никогда не возводило их в абсолют, как основной способ существования американской федерации. Военно-репрессивные методы решения конфликтных ситуаций между федеральным центром и штатами никогда не применялись сами по себе, без поиска взаимоприемлемых политических и финансово-экономических средств разрешения спорных вопросов. За всю историю США федеральное правительство ни разу не вмешалось во внутренние дела штата, а тем более с применением военной силы под предлогом, что правительство штата плохо справляется со своими обязанностями. При этом вопросы наиболее эффективной организации деятельности вооруженных сил во внутригосударственных операциях всегда были в поле зрения политического руководства страны. В 1969 г., после резкого усиления протестных выступлений внутри страны, св

Ключевые слова

институт исполнения наказаний, вооруженные силы, внутрикризис-ная ситуация, государство, массированная кампания, информация, формирование общественного мнения, penal system, armed forces, crisis situation inside, state, mass campaign, information, formation of public opinion

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Быков Андрей ВикторовичНаучно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказанийдоктор юридических наук, профессор; начальник
Кикоть-Глуходедова Татьяна ВладимировнаМосковский университет Министерства внутренних дел Россиикандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного и муниципального праваkikot12@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.: Норма, 1997.
Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США (политико-правовой комментарий). М., 1985.
Губанов А.В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел: дис.. д-ра юрид. наук. М., 1998.
James G. Randall. Constitutional Problems Under Linkoln / Revised Edition. Urbana: University of Illinois Press, 1964.
Чернер Ю. ФБР: история и реальность. М., 2003.
US Code. FM 100-19, FM 7-10.
Donnelly Ch. Developing a National Strategy for the Transformation of the Defence Establishment in Post-Communist States. European Security. 1996. Springfild. № 1.
История США. М.: Наука, 1983-1987. Т. 1. 480 с.
Быков А.В. Система обеспечения внутренней безопасности современного государства. М.: ВНИИ МВД России, 2007.
Николайчик В.М. США: полицейский контроль за обществом. М.: Наука, 1987.
Смородинскова И.А., Быков А.В. Национальная гвардия США: организационно-правовой аспект деятельности. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
Быков А.В. Организационно-правовые основы деятельности жандармерии западноевропейских государств в обеспечении общественной безопасности: дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.
Попов И.М., Быков А.В., Губанов А.В., Капкин А.В. Внутренние войска (структуры, им подобные) в системе обеспечения внутренней безопасности зарубежных государств (19451997 гг.). М., 1998.
 О возможности и допустимости привлечения вооруженных сил к разрешению внутрикризисных ситуаций в государстве | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2017. № 26. DOI: 10.17223/22253513/26/2

О возможности и допустимости привлечения вооруженных сил к разрешению внутрикризисных ситуаций в государстве | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2017. № 26. DOI: 10.17223/22253513/26/2

Полнотекстовая версия