Основополагающие конституционные принципы стран Евросоюза возведены в ранг конституционно-правовых ценностей Европейского союза. Это нашло отражение в закреплении конституционных ценностей в Хартии Европейского союза об основных правах 2000 г., а также в Лиссабонском договоре 2007 г. Конституционно-правовые ценности Европейского союза выступают как руководящие начала конституций стран Европейского союза.
Constitutional and legal values of the European Union.pdf Европейский союз основан на принципах свободы, демократии, равенства, господства права, неприкосновенности человеческого достоинства и уважения прав человека, включая права национальных меньшинств. Данные основополагающие конституционные принципы стран Евросоюза возведены в ранг конституционно-правовых ценностей Европейского союза (ЕС). Это нашло отражение в закреплении конституционных ценностей в Хартии Европейского союза об основных правах 2000 г., а также в Лиссабонском договоре 2007 г., который в результате успешной ратификации всеми государствами-членами ЕС вступил в силу 1 января 2009 г. Конституционно-правовые ценности Европейского союза выступают как руководящие начала конституций стран Европейского союза. В учредительных договорах европейских сообществ установлены основополагающие конституционные принципы, на основе которых происходило становление и развитие европейских сообществ. Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. закрепил принцип равенства (ст. 2), запрет любой дискриминации «в связи с национальной принадлежностью», а также запрет любой дискриминации «по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, наличия инвалидности, возраста или сексуальной ориентации» (ст. 12, 13) [1. С. 310]. Договор о Европейском союзе 1992 г. вывел процесс становления конституционно-правовых ценностей на новый этап развития. В преамбуле Договора о Европейском союзе указывается, что страны-участницы Союза «подтверждают свою преданность принципам свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также преданность правовому государству» [2. С. 255]. Именно в Договоре о Европейском союзе закреплены общие принципы конституционного строя, которые являются обязательными для соблюдения на всех уровнях политической власти. Согласно п. 1 ст. 6 Договора Европейский союз основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также существования правового государства. Подчеркивается, что это те «принципы, которые являются общими для всех государств-членов Европейского союза» [2. С. 258]. Далее указанная норма определяет, что Евросоюз уважает основные права, которые гарантированы Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод 1950 г. и вытекают из общих конституционных традиций государств-членов в качестве общих принципов права Сообщества. При этом Союз уважает национальную индивидуальность своих государств-членов (п. 2 и 3 ст. 6) [2. С. 258]. Таким образом, конституционные принципы Европейского союза не формируются на уровне институтов Союза. Принципы основаны, прежде всего, на конституционных традициях стран-участниц ЕС, а далее выводятся на уровень Европейского союза. Категория «ценности» впервые закрепляется в Хартии Европейского союза об основных правах 2000 г. Хартия ЕС стала юридически обязательной с момента вступления в силу Лиссабонского договора (с 1 января 2009 г.). В преамбуле Хартии ЕС указывается, что «народы Европы, учреждая между собой как можно более тесный союз, решили совместно обеспечить себе мирное будущее, основанное на общих ценностях» [2. С. 323]. Этим самым Хартия ЕС не только провозглашает цель, которую ставит перед собой Европейский союз, но и подчеркивает особую роль этой организации в формировании, формулировании и дальнейшем развитии общих ценностей. Эти ценности носят не только и не столько общеевропейский характер, но и являются концентрированным выражением высочайших общечеловеческих цивилизационных достижений. Имеются в виду договоры, учреждающие европейские сообщества: Договор, учреждающий Европейское объединение угля и стали 1951 г., Договор, учреждающий Европейское сообщество 1957 г., и Договор, учреждающий Европейское сообщество по атомной энергии 1957 г. Преамбула Хартии ЕС провозглашает, что «сознавая свое духовное и нравственное историческое наследие, Союз базируется на нераздельных и универсальных ценностях - человеческом достоинстве, свободе, равенстве и солидарности; Союз покоится на принципе демократии и принципе правового государства» [2. С. 323]. То есть впервые в праве Европейского союза закрепляется система конституционно-правовых ценностей, где основополагающим базовым принципом является принцип неприкосновенности человеческого достоинства. Далее преамбула устанавливает, что настоящая Хартия подтверждает права, которые вытекают, прежде всего, из общих для государств-членов конституционных традиций и международных обязательств [2. С. 324]. Таким образом, подчеркивается, что система конституционно-правовых ценностей ЕС проходит свое становление в европейском праве из конституционных традиций всех стран Европейского союза, при этом указывая, что они являются общими для всех стран ЕС. Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г. имеет важное правовое значение. С ее помощью происходит формирование передовых конституционно-правовых тенденций и традиций, мировых общедемократических стандартов, которые должны стать образцом подхода к правам человека во всех странах мира. При этом в Хартии ЕС подчеркивается, что общие ценности Союза базируются на «духовном и нравственном историческом наследии народов Европы» (абз. 2 преамбулы) [2. С. 323]. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина имеет в Хартии ЕС отличительную особенность. Основанием классификации здесь выступают не предмет субъективного права (права личные, политические, экономические т. д.), а ценности, на защиту которых они направлены: принцип уважения человеческого достоинства, принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства, принцип солидарности, принцип демократии и принцип правового государства (абз. 2 преамбулы) [2. С. 323]. В соответствии с данной классификацией названы главы Хартии ЕС. В отличие от традиционного для западной доктрины прав человека деления прав и свобод на «первостепенные» (личные и политические права) и «второстепенные» (социально-экономические права), Хартия ЕС 2000 г. рассматривает правовой статус человека и гражданина Европейского союза в единстве и равенстве составляющих его прав и свобод, в чем проявляется также принцип единства и недискриминации прав и свобод в праве ЕС [3. С. 23]. Общую структуру правового статуса гражданина Европейского союза усиливает принцип недопустимости ограничений прав и свобод, которым пронизан текст Хартии Европейского союза об основных правах. Итак, объединение прав-ценностей, прав-принципов без разделения их на группы в соответствии с традиционными классификациями, в неразрывной связи с ответственностью и обязанностями, которое мы видим в тексте Хартии ЕС, подчеркивает растущую универсальность и единство правового статуса человека и гражданина Европейского союза. Одновременно это отражает принцип неделимости основных прав, свобод, ответственности и обязанностей. Конституционно-правовые ценности Европейского союза получили свое дальнейшее развитие в Договоре, учреждающем Конституцию для Европы, 2004 г. Преамбула Проекта Конституции ЕС закрепила постулат о развитии в рамках Европы универсальных ценностей, образующих нерушимые и неотъемлемые права человека: свободу, демократию, равноправие и правовое государство [4. С. 94]. Впервые за всю историю развития европейских сообществ и Союза, имея в виду учредительные договоры ЕС, в тексте Проекта Конституции ЕС появляется статья, которая носит название «Ценности Союза» (ст. I-2) [4. С. 99]. В ней перечисляются все ценности, на которых основан Европейский союз. В связи с тем, что ратификация Договора, учреждающего Конституцию для Европы, была приостановлена, становление «ценностей Европейского союза» как правовой категории мы рассмотрим в рамках правового анализа нового базового договора ЕС - Лиссабонского договора 2007 г., который вступил в силу 1 января 2009 г. Лиссабонский договор вносит существенные изменения в учредительные договоры ЕС, а именно, в Договор о Европейском союзе и в Договор о функционировании Европейского союза, который заменяет собой ныне действующий Договор об учреждении Европейского сообщества. Важное правовое значение для Европейского союза имеет новая ст. 6 Договора о Европейском союзе, которая гласит, что «Союз признает права, свободы и принципы, сформулированные в Хартии об основных правах 2000 г., ... и Хартия будет иметь ту же юридическую силу, что и сами Договоры» [5. S. 13]. В этой же статье указывается, что Союз присоединяется к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Действие Хартии не распространяется на Великобританию и Польшу. В преамбулу Договора о Европейском союзе вносится новый пункт, подтверждающий, что «Союз опирается на культурное, религиозное и гуманитарное наследие Европы» [5. S. 10]. Исходя из этого наследия, формируются неотъемлемые и неотчуждаемые права человека, принципы свободы, демократии, равенства и правового государства. Договор о Европейском союзе дополняется новой ст. 1 а, в которой формулируются ценности ЕС: «Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам» [5. S. 11]. Далее в статье указывается, что «эти ценности являются общими для государств-членов ЕС». Давая комментарий юридическому содержанию ценностей Европейского союза, нужно подчеркнуть, что ценности носят конституционно-правовой характер. В этом также проявляется новая тенденция в рамках ЕС - сближение конституционного права и международного права. Ценностями Европейского союза также можно признать и указанные далее в этой статье конституционно-правовые характеристики общественного устройства всех государств-членов ЕС: плюрализм, недискриминация, терпимость, справедливость, солидарность и равенство женщин и мужчин [5. S. 11]. То есть эти характеристики дополняют в целом систему конституционно-правовых ценностей ЕС. Категория «ценности» в Договоре о ЕС в новой редакции и Хартии ЕС об основных правах введена для обозначения конституционных принципов наиболее высокого порядка, которые часто именуют «сверхпринципами». В тексте Договора о Европейском союзе категория «ценностей» развивается и дополняется. Статья 2 Договора о Европейском союзе в новой редакции определяет цели Союза, к важнейшим из которых отнесены укрепление мира, продвижение ценностей ЕС, повышение благосостояния и уровня жизни граждан Союза. При этом подчеркивается, что Европейский союз в отношениях с остальным миром будет утверждать и продвигать свои ценности (п. 4 ст. 2) [5. S. 12]. Исходя из своих целей, Европейский союз характеризуется представителями европейского конституционного права как «Сообщество ценностей» [6. S. 56; 7. S. 1037]. Во всем тексте Договора о Европейском союзе и Договора о функционировании Европейского союза категория «принципы» заменена категорией «ценности». Таким образом, идея, заложенная в Хартии ЕС об основных правах 2000 г. и Проекте Конституции ЕС 2004 г., полностью реализована в нормах Лиссабонского договора 2007 г. Основополагающие конституционные принципы европейских стран возведены в ранг конституционно-правовых ценностей Европейского союза, что делает новый базовый договор Европейского союза более значимым для дальнейшего развития Союза. В Договоре о Европейском союзе закреплена норма, в соответствии с которой «Союз открыт для всех европейских государств, которые уважают ценности, указанные в ст. 1 а настоящего Договора, и обязуются проводить эти ценности в жизнь сообща» (ст. 49) [5. S. 34]. То есть этой нормой в тексте Договора указали критерии соответствия для присоединения к Европейскому союзу. Главным критерием присоединения выступают конституционно-правовые ценности: «Любое европейское государство, которое соблюдает ценности, указанные в ст. 1 а, может обратиться с просьбой стать членом Союза» (ст. 49) [5. S. 34]. В тексте Договора о Европейском союзе, в редакции Лиссабонского договора, имеются нормы, которые доказывают, что ценности, закрепленные в ст. 1 а, не являются декларативными положениями. Европейский союз выступает гарантом соблюдения своих ценностей всеми государствами-членами. В качестве санкции для государств Европейского союза, которые нарушают ценности Союза, Лиссабонский договор воспроизводит механизм приостановления отдельных прав, вытекающих из членства в ЕС. Процедуре приостановления отдельных прав, вытекающих из членства в Союзе, посвящена ст. 7 Договора о Европейском союзе в новой редакции. В ней указаны основания и правовой механизм приостановления отдельных прав, вытекающих из членства в Союзе: «Европейский совет. может принимать европейское решение, которое констатирует существование явной угрозы серьезного нарушения каким-либо государством-членом ценностей Европейского союза, указанных в ст. 1а» [5. S. 13]. Перед тем как принять это решение, Европейский совет заслушивает соответствующее государство Союза и может направить ему рекомендации по устранению причин, которые вызвали нарушение ценностей ЕС (п. 1 ст. 7). Перед тем как приостановить отдельные права государства, серьезно и устойчиво нарушающего ценности ЕС, Европейский совет может предложить сначала этому государству представить свои замечания по данному вопросу (п. 2 ст. 7). Когда сделана соответствующая констатация существования серьезного и устойчивого нарушения каким-либо государством-членом ценностей, указанных в ст. 1 а, Европейский совет может принять решение о приостановлении отдельных прав, вытекающих из членства в Союзе (п. 3 ст. 7) [5. S. 14]. Итак, конституционно-правовые ценности Европейского союза выступают критериями соответствия для присоединения европейского государства к Союзу, а также критериями для приостановления отдельных прав, вытекающих из членства в Союзе. Приостановление прав государств-членов Европейского союза является особой формой их конституционно-правовой ответственности (например, лишение права голоса члена Европейского совета, представляющего это государство). Данная ответственность, однако, может быть приведена в действие в полной мере лишь в случае «серьезного и устойчивого нарушения» государством-членом общих ценностей Европейского союза. Таким образом, вступление в силу Лиссабонского договора 2007 г. и как следствие приобретение Хартией Европейского союза об основных правах 2000 г. юридической силы открывает новый этап европейской интеграции, который выведет Европейский союз на новую ступень развития. Исходя из текста документов, можно проследить новую тенденцию развития европейского конституционного права [8]. Одной из важнейших задач этих документов является создание условий для формирования основ единого гражданского общества Европейского союза на базе гражданских обществ стран-членов Союза, в рамках которого провозглашаемые конституционно-правовые ценности могли бы получить дальнейшее эффективное применение и развитие.
Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. В.В. Маклаков. М., 2002. 584 с.
Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. В.В. Маклаков. М.: Волтерс Клувер, 2006. 608 с.
Хартия Европейского союза об основных правах. Комментарий / С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков, Е.А. Чегринец и др. М.: Юриспруденция, 2001. 204 с.
Конституция Европейского союза: Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием) / С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков. М.: Инфра-М, 2005. 622 с.
Vertrag von Lissabon zur Anderung des Vertrags uber die Europaische Union und des Vertrags zur Grundung der Europaischen Gemeinschaft vom 13. Dezember 2007. S. 1-57. http://eur-lex.europa.eu
Bogdandy A. Europaische Verfassung und europaische Identitat // Juristen Zeitung. Tubingen, 2004. S. 53-61.
Calliess Ch. Europa als Wertegemeinschaft - Integration und Identitat durch europaisches Ver-fassungsrecht? // Juristen Zeitung. Tubingen, 2004. S. 1033-1045.
Геймбух Н.Г. Основные черты конституционной модели современного германского федерализма // Вестник Том. гос. ун-та. Право. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. № 1 (15). С. 56-62.