Рассмотрены особенности применения ситуационного подхода к решению тактико-криминалистической задачи изучения личности подозреваемого (обвиняемого) при проведении следственных действий с его участием. Выявлены и обозначены пределы и возможности его использования при осуществлении изучения личности подозреваемого (обвиняемого) в указанной форме. Показано, что при таком изучении главным выступает информационный компонент следственной ситуации.
Situational aspects of studying the identity of a suspect (defendant) under the investigative actions with his participa.pdf Развитие криминалистического учения о следственных ситуациях, а также использование при решении методологических проблем криминалистики сформировавшегося на этой основе ситуационного подхода являются мощным стимулом и одновременно эффективно работающим «инструментом» для получения нового криминалистического знания. Широкое применение ситуационного подхода позволяет также подвергнуть критическому осмыслению теоретико-методологические положения криминалистической науки, проанализировать адекватность языка криминалистики современным реалиям. Так, в частности, включение в категориальный аппарат криминалистики понятия «криминалистическая ситуация» породило дискуссии ученых-криминалистов об объеме данного понятия, о его соотношении с давно устоявшимся термином «следственная ситуация» [1. С. 164]. Реализация ситуационного подхода в деятельности следователя, как подчеркивается в специальной литературе, позволяет обеспечить индивидуальность и динамичность расследования благодаря ситуационному анализу, а также установлению определенных в данной ситуации направлений деятельности следователя [2. С. 232]. Очевидно, на сегодняшний день центральным понятием ситуационного подхода в криминалистике остается понятие «следственная ситуация», определения которого нередко существенно различаются между собой [3. С. 132]. Некоторая неоднозначность трактовок, а также сложности в определении границ использования ситуационного подхода в криминалистической деятельности, по оценкам Т. С. Волчецкой, представляют собой одно из векторных направлений развития криминалистической ситуалогии и требуют дальнейшего осмысления [4. С. 15]. Вместе с тем сущность следственной ситуации в настоящее время интерпретируется как «ее способность специфическим образом структурировать проявления закономерностей криминальной и поисково-познавательной деятельности, обусловливающих оптимальное направление раскрытия и расследования преступлений» [5. С. 69]. Имеет смысл согласиться с утверждением, что подобное структурирование может осуществляться и в следственных ситуациях, при которых следователь стремится провести анализ причинно-следственных и иных связей между элементами расследуемого события параллельно с решением задачи по изучению особенностей личности подозреваемого (обвиняемого). Данное положение соответствует устоявшемуся взгляду на то, что ситуационный анализ как метод криминалистической ситуалогии включает «процесс осознания и оценки всей совокупности компонентного состава ситуации и ее межкомпонентных связей» [3. С. 74]. До настоящего времени не все элементы следственной ситуации как сложного криминалистического образования, имеющего тактико-криминалистическое значение, изучены в равной мере. В частности, наименее изучены, на наш взгляд, ситуационные проявления решения такой тактической задачи, как изучение личности подозреваемого (обвиняемого) в ходе следственного действия с его участием. Это тем более необходимо, если учитывать динамический характер следственной ситуации, при которой происходит взаимодействие между следователем и подозреваемым (обвиняемым), что предполагает, с одной стороны, открытый перечень вариантов, избираемых следователем в качестве средства воздействия, а с другой - актуализирует и обогащает информационные аспекты общения между названными субъектами. Таким образом, одним из возможных направлений совершенствования ситуационного подхода в криминалистике является исследование проблемы деятельности следователя по изучению личности подозреваемого (обвиняемого) в ходе следственного действия с его участием. Такая деятельность осуществляется следователем при определенных обстоятельствах: в надлежащем месте, в определенное время, в конкретной обстановке. Разнообразные по своей природе условия, характеризующие положение дел на определенный момент расследования, формируют уникальную следственную ситуацию, отличающую конкретное следственное действие, проводимое с участием подозреваемого (обвиняемого), неповторимой совокупностью обстоятельств, с учетом которых следователь выбирает соответствующую линию поведения, планирует и применяет тактические приемы. Продуктивность ситуационного подхода зависит от того, насколько конкретно сформулированы тактические задачи перед следователем в тех или иных условиях расследования. Изучение личности подозреваемого (обвиняемого) в ходе следственного действия с его участием действительно представляет собой специфическую тактико-криминалистическую задачу, поскольку обладает наиболее существенными признаками: носит ярко выраженный тактический характер, позволяет объективировать достижение тактико-криминалистических целей [5. С. 45]. Участие подозреваемого (обвиняемого) при производстве следственных действий обеспечивает следователю реальную возможность решения нескольких тактико-криминалистических задач, в том числе задачи изучения личности подозреваемого (обвиняемого). Активное участие последнего в производстве следственного действия позволяет следователю непосредственно наблюдать проявления отдельных психических свойств и состояний подозреваемого (обвиняемого), уточнять полученную о нем информацию из других источников. Перечень средств и методов решения данной задачи значителен, а познавательный инструментарий следователя настолько разнообразен, насколько широк круг методологических подходов, в рамках которых потенциально может быть реализована названная тактико-криминалистическая задача. Взаимодействие между участниками следственных действий носит ситуационный характер, что означает необходимость учета следователем различных факторов, обусловливающих характер и содержание конкретной следственной ситуации. Рассуждая о проблеме изучения личности подозреваемого (обвиняемого), отметим, что ситуационный подход к решению криминалистических задач при производстве следственных действий - и в теоретическом, и в прикладном аспектах - предопределен к выяснению возможностей и пределов поисково-познавательной деятельности, направленной на установление сведений о личности подозреваемого (обвиняемого). Следственная ситуация носит системный характер, а значит, анализ следователем ее элементов и структуры, задействование в ходе расследования ее информационной составляющей предполагают активное управляющее воздействие следователя на участников следственных действий. Возможными результатами такого воздействия будут уточнение содержания сложившейся следственной ситуации как системы, прогноз ее дальнейшего развития, в том числе выявление и преодоление неблагоприятных факторов, препятствующих развитию ситуации в желательном для расследования направлении. В методологическом плане справедливо утверждение о том, что теория следственных ситуаций фактически встраивается в систему криминалистических теорий и учений, составляющих общую теорию современной криминалистики [6. С. 35]. Говоря о целостности теории как единой системы знания, следует иметь в виду, что зрелая теория предполагает определенный механизм построения знаний и не должна исчерпываться простой суммой взаимосвязанных учений [3. С. 24]. Вместе с тем теория включает исследования закономерностей общего порядка, а результатом теоретических исследований выступают идеи, принципы, алгоритмы решения актуальных задач, возникающих при производстве следственных действий. Задача изучения личности подозреваемого (обвиняемого) в ходе расследования, как правило, носит «сквозной» характер и решается в той или иной степени на протяжении всего расследования. Варианты выбора конкретного ее решения в отношении участвующего в проводимых следственных действиях лица, непосредственно определяются содержанием компонентов следственной ситуации. Что же касается вопроса о принципиальной возможности изучения личности подозреваемого (обвиняемого) в ходе следственных действий, то положительный ответ на него давно сформулирован отдельными учеными-криминалистами [7. С. 172]. Личностная информация о подозреваемом (обвиняемом) может быть получена из разнообразных источников в различных формах. В качестве одной из таких форм и выступает непосредственное изучение лица при его участии в следственном действии. При задействовании этой формы возможна организация проверки полученных сведений из иных источников: документов, материалов дела, свидетельских показаний иных лиц. Успех в получении информации о лице при проведении следственных действий с его участием достигается с учетом взаимной готовности следователя и, в частности, подозреваемого (обвиняемого) в условиях психологического контакта между ними. Психологический контакт, поддерживаемый следователем во время производства следственного действия, в той или иной мере предполагает применение мер воздействия по отношению к изучаемому лицу, что требует отдельных тактико-криминалистических приемов. Тактические приемы, в свою очередь, могут быть эффективно применены при наличии ясно сформулированной тактико-криминали-стической задачи исследовательского типа [5. С. 117]. Качественное выполнение данной задачи становится возможным при условии применения оптимальных операциональных тактико-криминалистических средств досудебного производства. Что же касается компонентов следственной ситуации, то их перечень в целом не вызывает острых дискуссий и называется практически неизменным с момента первого упоминания в криминалистической литературе [8. С. 72-73]. Как правило, выделяются компоненты психологического, информационного, процессуального, тактического, материального и организационно-технического характера, с чем следует согласиться. Полагаем, что значимость этих компонентов в ситуации изучения следователем личности подозреваемого (обвиняемого) в ходе следственного действия с участием последнего неодинакова. Так, организационно-технический и материальный компоненты в отмеченной ситуации (равно как и в большинстве других) проявляют себя в сведениях о объеме и видах ресурсов, подлежащих использованию при реализации тактического воздействия следователем [5. С. 58]. В сравнении с ними, компоненты психологического и информационного характера в большей мере сориентированы на личностные особенности изучаемого субъекта. Так, психологический аспект следственной ситуации требует понимания индивидуально-психологических особенностей для дальнейшего использования в целях оптимизации сложившейся следственной ситуации. Компонент информационного характера включает широкое многообразие сведений, которые существенно влияют на содержание иных компонентов. В частности, принимается во внимание: - характер поступающей информации (изобличающая по отношению к подозреваемому (обвиняемому) либо, напротив, доказывающая его непричастность к преступлению); - источник сведений о лице и особенности этого источника (например, информация, содержащаяся в документах, показаниях других лиц, вещественные доказательства и т.д.); - возможный алгоритм использования имеющейся информации для оказания тактического воздействия (например, последовательное предъявление лицу вещественных доказательств по нарастающей значимости улик с одновременным наблюдением за реакциями участника следственного действия либо, напротив, временное умолчание о важных для дела обстоятельствах, известных следователю). Учитывая отмеченные положения, попытаемся выделить специфику проявления ситуационного подхода в деятельности следователя по установлению сведений о личности подозреваемого (обвиняемого): 1. Преобладание информационного компонента следственной ситуации. Безусловно, наряду с информационным компонентом, для оценки характера следственной ситуации при решении тактической задачи изучения личности также выступают психологический, процессуальный, материальный и организационно-технический ее компоненты. Вместе с тем специфика той или иной поставленной тактико-криминалистической задачи (получение сведений о личности) предопределяет необходимость поиска взаимосвязей данного компонента с иными компонентами. 2. Структурированность информации, образующей содержание следственной ситуации. Сведения о личности подозреваемого (обвиняемого), полученные в ходе следственного действия с его участием, как правило, носят конкретный характер, что позволяет осуществить необходимую рубрикацию данных (биографические сведения, данные о психологических особенностях личности и т.п.) [9. С. 123-124]. В соответствии с имеющейся у следователя систематизацией, с учетом сказанного, возможно также произвести оценку самой следственной ситуации по отдельным ее компонентам. 3. Высокая познавательная значимость ценностно-смысловой структуры следственной ситуации. Условия, при которых могут быть проведены освидетельствование, обыск, предъявление для опознания и другие следственные действия, важны для последующей оценки точности восприятия следователем поведенческих реакций подозреваемого (обвиняемого), правильности их интерпретации. Весьма наглядно данный аспект проявляется при применении следователем тактических приемов, состоящих в наблюдении за реакциями подозреваемого (обвиняемого) на внезапные раздражители, чаще всего неожиданные вопросы и внезапно предъявляемые вещественные доказательства. Содержание следственной ситуации в подобных случаях с очевидностью связано с эффективностью тактического воздействия на участника следственного действия. 4. Следственные ситуации, складывающиеся в условиях тактического воздействия в отношении подозреваемого (обвиняемого), принимающего участие в следственном действии, подлежат оценке и как оценка-итог, и как оценка-перспектива [5. С. 68], в силу того обстоятельства, что полученные следователем в ходе расследования сведения о личности подозреваемого (обвиняемого) всегда могут быть уточнены и дополнены. Это означает, с одной стороны, возможность на любом этапе криминалистической деятельности приостановить процесс сбора личностной информации о подозреваемом (обвиняемом), а с другой - уже имеющийся объем сведений рассматривать как массив информации, на базе которой может быть сформулирована новая тактическая задача либо скорректирована решаемая задача. Притом содержание следственной ситуации по-прежнему включает в данном случае информацию о психологических свойствах изучаемого лица. Анализ отдельных аспектов следственной ситуации информационного характера в условиях изучения личности подозреваемого (обвиняемого) имеет смысл применительно и к отдельному действию, и по отношению к расследованию в целом. Так, в криминалистической литературе представлены положения, затрагивающие общие вопросы работы с информацией в условиях расследования (например, В.Я. Колдиным разработаны и изложены технологии декодирования сигнальной информации [10. С. 120-128]). Исходя из этого, стоит обратить внимание на многообразие качественных характеристик отдельных типов следственных ситуаций взаимодействия следователя и подозреваемого (обвиняемого). В частности, возможна дифференциация следственных ситуаций с учетом избранной подозреваемым (обвиняемым) стратегии поведения, его позиции по делу, информационной осведомленности по делу и желания сообщить имеющуюся у него информацию. В заключение обозначим следующие выводы: 1. Ситуационный подход фактически является значимым инструментом решения тактико-криминалистической задачи по изучению сведений о личности подозреваемого (обвиняемого): именно в рамках этой парадигмы должна рассматриваться совокупность положений, направленных на эффективное производство следственных действий. 2. Анализ элементов следственной ситуации может быть продолжен и углублен, в том числе на основе исследования типичных следственных ситуаций, возникающих в ходе следственных действий с участием подозреваемого (обвиняемого). 3. Перспективы применения ситуационного подхода при изучении личности подозреваемого (обвиняемого), участвующего в производстве следственных действий, состоят в установлении типичных следственных ситуаций, которые включают в качестве информационного компонента сведения об отношении изучаемого лица к расследованию, о готовности его к конструктивному взаимодействию со следователем. 4. Практико-ориентированное значение выделения таких следственных ситуаций состоит в том, что содержательное наполнение последних позволяет следователю оценить ситуацию и выбрать оптимальные тактико-криминалистические средства воздействия в отношении подозреваемого (обвиняемого).
Белкин Р.С. Курс советской криминалистики : в 3 т. М., 1979. Т. 3. 406 с.
Криминальная психология : учеб. пособие / авт.-сост. А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев. Москва ; Воронеж, 2007. 496 с.
Колдин В.Я. Криминалистический анализ. М. : Юрлитинформ, 2016. 528 с.
Ведерников Н.Т. Личность обвиняемого и подсудимого. Томск, 1978. 172 с.
Князьков А. С. Аналитические тактико-криминалистические средства досудебного производства. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2013. 164 с.
Головин А.Ю., Баранов М.В. Ситуационный анализ (подход) как познавательный метод в криминалистике и деятельности по расследованию преступлений // Ситуационный подход в юридической науке и правоприменительной деятельности : материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы использования ситуационного подхода в юридической науке и правоприменительной деятельности», посвящ. 10-летию науч. шк. криминалист. ситуалогии БФУ им. И. Канта / под ред. Т.С. Волчецкой. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. С. 34-37.
Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия: современное состояние и перспективы // Ситуационный подход в юридической науке и практике: современные возможности и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посв. 15-летию науч. шк. криминалист. ситуалогии БФУ им. И. Канта / под ред. Т.С. Волчецкой. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2017. С. 11-16.
Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия : дис.. д-ра юрид. наук. М., 1997. 395 с.
Комягина Ю.С. Ситуационный подход в деятельности следователя // Библиотека криминалиста. 2016. № 6 (29). С. 232-238.
Стукалин В.Б., Лебедев Н.Ю. Криминалистические и следственные ситуации // Правовые проблемы укрепления российской государственности : сб. ст. / под ред. С.А. Елисеева, Л.М. Прозументова, В.А. Уткина, О.И. Андреевой, М.К. Свиридова, Н.С. Дергача. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2013. С. 163-164.