Статья посвящена рассмотрению юридических обязанностей как составляющей части правового статуса личности, рассмотрены различные подходы к данному понятию, обозначены имеющие место в настоящее время классификации обязанностей (личные обязанности, гражданские обязанности, общественные обязанности). Теоретические положения ярко проиллюстрированы положениями из конституций зарубежных государств. Проанализированы основные обязанности граждан по Конституции Российской Федерации.
Legal obligation through the prism of the theoretical-legal analysis of the provisions of the Constitution of the Russia.pdf Сосуществование человека в обществе и государстве предусматривает наличие взаимных прав и юридических обязанностей, которые в совокупности и составляют правовой статус личности. Это означает, что в основных законах и иных нормативных правовых актах любого государства провозглашаемым правам корреспондируют соответствующие обязанности. Поскольку юридические обязанности являются неотъемлемым элементом любого правового статуса личности, соответственно реализация прав и свобод человека и гражданина связана с ними неразрывно. «В основе права, - писал Г. Гегель, - лежит свобода отдельного человека, и право заключается в том, чтобы я обращался с другим как со свободным существом» [1. С. 203]. Следовательно, обязанности есть ограничение собственной свободы, т.е. осознание необходимости адекватной поведенческой реакции. Обязанность - это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования [2. С. 678]. В настоящее время в юридической литературе отсутствует единообразный подход относительно понятия «юридическая обязанность». Так, А.В. Матузов [2. С. 232] и Т.Н. Радько [3. С. 369] понимают под ней «меру должного и необходимого поведения». С.А. Авакьян [4. С. 573] и Г.В. Мальцев [5. С. 76] - «необходимость определенного поведения», Б.С. Эбзеев [6. С. 185] - «требования, предъявляемые государством или обществом к личности». Таким образом, важнейшими характеристиками юридической обязанности являются безусловная категоричность (властный императив - следовать предписываемому поведению), обеспеченность мерами государственного принуждения, формальная определенность. Безусловно, на сегодняшний день юридические обязанности как неотъемлемый элемент статуса личности пронизывают абсолютно все сферы общественной жизни. Согласно ч. 1 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» [7. С. 154]. Без обязанностей друг перед другом, человека перед обществом, свобода выродится в анархию и хаос, нереально достижение социальной солидарности, без чего невозможны развитие общества и человеческое функционирование. «Свобода подлежит... ограничениям или обязанностям... Сии обязанности суть существенные воле человека. Без них свобода наша не была бы свобода человеческая, но свобода сатанинская», -писал выдающийся российский политический деятель и реформатор М.М. Сперанский [8. С. 830]. Конституция Российской Федерации наряду с основными правами и свободами устанавливает и основные юридические обязанности, для которых присущи некоторые характерные признаки. Так, ч. 2 ст. 6 Основного закона России провозглашает принцип равенства обязанностей: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» [9]. Освобождение от обязанности, как и ее установление, возможно лишь на основании закона. Обязанности могут быть возложены не только на гражданина (обязанность прохождения воинской службы), но и на всех лиц, прибывающих на территории российского государства (обязанность по уплате курортного сбора, сохранность окружающей среды и др.). Исходя из собственных сущностных характеристик, под юридической обязанностью следует понимать формально определенное предписание, выражающее личные, общественные и / или государственные интересы и представляющее собой меру должного поведения, выраженную в категоричной форме, т.е. не предполагающую иных вариантов поведения для ее адресатов, обеспеченную возможностью применения мер психического, физического или организационного воздействия уполномоченных на то органов государства, должностных лиц на сознание и поведение субъектов. Многообразие обязанностей обусловливает возможность их классификации по различным основаниям. Например, С. С. Алексеев предлагает классифицировать обязанности на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве [10. С. 126]. Анализ содержания положений Конституции Российской Федерации обозначил целесообразность разделить юридические обязанности человека и гражданина. Необходимо указать, что объем обязанностей гражданина, как правило, в политической сфере более широк. Так, в ст. 58 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого лица, вне наличия у него гражданства, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ст. 59 закрепляет уже обязанность исключительно граждан: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» [9]. Основные юридические обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях и представляют собой следующий каталог (перечень): уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу, окружающую среду, памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законы, нести воинскую повинность и т. д. Дальнейшая детальная правовая регламентация этих обязанностей находит свое отражение в текущем законодательстве. Однако в конституциях некоторых государств устанавливаются и иные юридические обязанности: обязанность трудиться (ст. 55 Конституции Социалистической Республики Вьетнам [11]; ст. 42 Конституции Китайской Народной Республики [12]; ст. 27 Конституции Японии [13]), воспитывать детей (Россия, Италия), заботиться о своем здоровье (ст. 44 Конституция Восточной Республики Уругвая), осуществлять планирование рождаемости (ст. 49 Конституции Китайской Народной Республики) и иные. С точки зрения выполняемых функций, обязанности можно классифицировать на активные и пассивные. При этом активные обязанности подразумевают совершение действий обязанным лицом с целью удовлетворения интересов управомоченного лица (трудовые правоотношения). Пассивные обязанности предполагают обязанность воздерживаться от действий известного рода (правоотношения собственности). Бесспорным критерием для классификации обязанностей выступает наличие длящейся, устойчивой политико-юридической связи человека с государством, заключающейся в наличии взаимных прав и обязанностей, т. е. гражданства. Традиционно у гражданина наличествует более полный объем прав и обязанностей по отношению к правам и обязанностям человека. В зависимости от того, чей интерес выражают обязанности, их можно разделить на государственные (например, обязанность воспитывать и выдвигать кадровых работников из числа женщин (ст. 48 Конституция Китайской Народной Республики [12])); общественные (например, проявление уважения к святости общества и общественных интересов (ст. 35 Конституции Республики Судан [14]), сохранение окружающей среды); личные (например, обязанность родителей по отношению к детям (ст. 30 Конституции Итальянской Республики [15])). Закрепление в нормативных правовых актах обязанностей невозможно без обоснования того, какую пользу от этого получит сам субъект обязанности. Такая польза может заключаться либо в возможности действовать самому для достижения своих потребностей, целей и интересов, сообразовывая эти интересы с интересами других людей, либо в ожидании предоставления всевозможных благ от иных субъектов, в пользу которых осуществляются обязанности. И то и другое в значительной степени связано с правами человека. Именно поэтому обязанности следует считать порождением прав, а оправдание их существования может корениться только в необходимости с их помощью обеспечить наиболее эффективную реализацию прав человека [16. С. 22]. Анализ соотношения объема прав и обязанностей, закрепленных в основных законах различных государств, позволяет сделать вывод о его неравномерности. Зачастую объем прав формально превалирует над объемом обязанностей, причем в кратном исчислении. Представляется, что подобная пропорция прав и обязанностей в реальности не означает наличие у гражданина огромного количества прав и некоторого минимума обязанностей, поскольку любому праву корреспондирует собственная юридическая обязанность и наоборот. Стоит заметить, что в последнее время в мире наблюдается тенденция по расширению скрытых конституционных обязанностей, т. е. тех обязанностей, которые вытекают из содержания норм основного закона, но прямо там не сформулированы. Так, из ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию...» вытекает обязанность воздерживаться от применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. На сегодняшний день Конституция Российской Федерации содержит в себе усеченный набор обязанностей по сравнению с Конституцией СССР 1977 г. При формулировании положений современного Основного закона российского государства законодатель, во-первых, отошел от союзного провозглашения единства прав и обязанностей, что и повлекло их уменьшение; во-вторых, не выделил отдельно главу, посвященную обязанностям, и не обозначил их в наименовании главы, в которой они, тем не менее, изложены вместе с правами и свободами - «Права и свободы человека и гражданина». Основополагающей обязанностью по Конституции России выступает необходимость соблюдения ее положений, а также иных нормативных правовых актов всеми субъектами правовых отношений (ч. 2 ст. 15). Свое продолжение эта обязанность получает через еще одну из ключевых обязанностей в правовом статусе любого человека, находящегося на территории Российской Федерации - обязанность по уважению прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17). Несмотря на то что права и свободы человека признаются высшей ценностью для государства (ст. 2), недопустимы случаи, когда реализация своих прав и свобод затрагивает или нарушает права и свободы других лиц. Немаловажной обязанностью является сохранность природы и окружающей среды, что обусловлено непосредственным влиянием этих объектов на продолжительность и качество жизни человека, а также те условия, в которых он проживает и функционирует. Человек является частью природы и непосредственно зависит от нее. Статья 58 Конституции России закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Из диспозиции данной нормы права видно, что законодатель не очертил круг субъектов, на которых распространяется данное правило, а значит, она направлена на всех индивидуальных (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с несколькими гражданствами) и коллективных субъектов. Структурно ст. 59 Конституции Российской Федерации состоит из следующих правил: обязанность сохранять природу (т.е. оберегать от разрушения, повреждения); обязанность сохранять окружающую среду и обязанность бережно относиться к природным богатствам. Следовательно, целесообразно проводить различие между такими понятиями, как природа и окружающая среда. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов» [17]. Под природой в свою очередь понимается «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов», тем самым можно сделать вывод, что понятие «окружающая среда» шире понятия «природа», поскольку оно включает в себя не только объекты, касающиеся природной среды, но и антропогенные объекты. Полагаем, что под природными богатствами в данном контексте понимаются животный и растительный мир, земля, недра, леса, водное и воздушное пространство. В настоящее время населением активно используются природные ресурсы, что в определенных случаях может привести к их истощению, следовательно, необходимо заботиться не только об их сохранности для будущих поколений, но и воспроизведении (высадка леса, разведение животных особей и др.). Так, зачастую на участках водосбора и в местах залегания подземных вод наблюдаются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, что сказывается на качестве питьевой воды или невозможности использования воды в промышленных целях. Считаем важным указать, что рассматриваемая обязанность корреспондирует праву на благоприятную окружающую среду, закрепленному в ст. 42 Конституции Российской Федерации. Весомой обязанностью, а также долгом во все времена является защита Отечества. Статья 59 Конституции Российской Федерации предусматривает несколько понятий, касающихся реализации военной функции, а именно защиту Отечества гражданами (ч. 1) и военную службу граждан (ч. 2). Данные виды деятельности регулируются различными нормами права, следовательно, есть основание полагать, что они несут разную смысловую нагрузку. Так, порядок осуществления военной функции регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и другими нормативными правовыми актами. Согласно нему «военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также -другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях и т.д.» [18]. Соответственно, под защитой Отечества понимается разнообразная деятельность населения, направленная на оказание помощь в военных действиях, но без оружия. Данная категория носит в большей степени нравственно-этическую основу, вытекающую из требований морали. Подобная деятельность должна реализовываться на основе глубокого чувства долга перед Родиной, любви к Отечеству, посредством работы в тылу, на предприятиях оборонной промышленности и т.д. Кроме того, если военная служба осуществляется как в мирное, так и в военное время (полная мобилизация), то обязанность по защите Отечества реализуется в условиях войны или ее угрозы. На основании изложенного полагаем, что отождествление военной службы и долга является неверным, поскольку первая регулируется федеральным законодательством и уклонение от нее карается мерами юридической ответственности, а вторая регулируется нормами морали, выступая в качестве нравственного долга. Следует помнить, что принципиальным для полноценной жизни человека в обществе является реализация им духовной потребности. Так, ч. 3 ст. 44 Конституции России закрепляет обязанность каждого «заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Данное правомочие вытекает не только из права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, закрепленного в ч. 2 ст. 44, но и из международных обязательств, взятых на себя Россией в рамках ратификации парижской Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. Как и в других статьях, закрепляющих конституционные обязанности, при формулировании нормы законодателем не обозначен круг субъектов, на которых распространяется данное правило, следовательно, как и прежде, в него входят как индивидуальные, так и коллективные субъекты. Необходимо указать, что в ст. 44 в качестве объекта охраны обозначены историческое и культурное наследие, а также памятники истории и культуры, в то же время в ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [19] эти понятия приравниваются между собой. Следовательно, законодатель предлагает нам понимать под объектами культурного наследия памятники истории и культуры. Не стоит забывать, что рассматриваемая обязанность включает в себя не только охрану и сохранение указанных объектов, но и проведение различных мероприятий, направленных на популяризацию их в целях передачи потомкам. Статья 57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Данная сфера общественных отношений подробно регулируется налоговым законодательством. Так, согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и / или муниципальных образований. Сбор в этой же статье определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за совершение юридически значимых действий со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами. Следует указать, что наличие в формулировке диспозиции такого слова, как обязательный, свидетельствует об императивности изложенного правила поведения [20]. Объекты налогообложения разнообразны, ими могут выступать прибыль, определенные виды деятельности, пользование природными ресурсами, имущество, передача прав на имущество и др. Основополагающим принципом налогового законодательства является обязанность однократной уплаты налога в определенный законом период налогообложения. Ни одно государство мира не будет признано демократическим, если его граждане будут лишены возможности реализовывать свое право на образование. Согласно международным стандартам в сфере образования, ч. 4 ст. 43 Конституции России закрепляет обязанность по получению основного общего образования, что обеспечивается родителями или лицами, их заменяющими. Это положение, прежде всего, направлено на необходимость всестороннего развития личности, осознание ею не только своих прав, свобод, но и обязанностей. Конституция закрепляет, что дошкольное, основное общее, среднее специальное образование является общедоступным и бесплатным. За неисполнение данной обязанности, т. е. непринятие всех необходимых мер к получению детьми образования, установлена административная ответственность. Подобная обязанность получения основного образования присутствует во многих конституциях зарубежных стран. Примечательным является факт того, что Основные законы ряда стран содержат при этом обязанность государства обеспечить всем необходимым для получения такого образования (например, ст. 70 Конституции Восточной Республики Уругвай [21]). Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие выводы: - не получив обозначения в наименовании главы второй Конституции Российской Федерации, основные обязанности личности нашли в ней свое отражение и закрепление; - путем применения методологии фундаментальной науки теории государства и права обнаруживается присутствие в Основном законе российского государства значительного количества скрытых обязанностей. При этом можно констатировать отсутствие прямого закрепления обязанностей государства перед личностью; - правовой статус личности есть единство и взаимосвязь прав и обязанностей, следовательно, наименование второй главы Конституции Российской Федерации требует уточнения, как и перечень, и содержание обязанностей государства перед личностью и обществом.
Конституция Восточной Республики Уругвай от 26 октября 1951 г. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=31 (дата обращения: 01.10.2017).
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // Российская газета. 1998. № 148-149.
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. 2002. № 116-117.
О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // Российская газета. 1998. № 63-64.
Алебастрова И.А. Конституционные обязанности человека и гражданина: значение и тенденции развития // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 12. С. 22-25.
Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. 2002. № 6.
Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. URL: http://world-constitutions.ru/?p=31 (дата обращения: 01.10.2017).
Конституция Республики Судан от 1 июля 1998 г. URL: http://worldcon-stitutions.ru/?p=31 (дата обращения: 01.10.2017).
Конституция Японии от 3 ноября 1946 г. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=31 (дата обращения: 01.10.2017).
Конституция Китайской Народной Республики от 04.12.1982. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=31 (дата обращения: 01.10.2017).
Конституция Социалистической Республики Вьетнам от 5 апреля 1992 г. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=31 (дата обращения: 01.10.2017).
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
Алексеев С.С. Общая теория права : в 2 т. М. : Юрид. лит., 1982. Т. II. 360 с.
В память графа Михаила Михайловича Сперанского / под ред. А.Ф. Бычкова. СПб. : Имп. публ. б-ка, 1872. 921 с.
Всеобщая Декларация и Программа действий от 25 июня 1993 г. // Московский журнал международного права. 1994. № 1. С. 153-180.
Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М. : Норма, 2007. 384 с.
Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности. М. : Юрид. лит., 1968. 80 с.
Авакьян С.А. Конституционное право России : учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. : в 2 т. М. : Юристъ, 2006. Т. 1. 864 с.
Радько Т.Н. Теория государства и права : учеб. для бакалавров. М. : Проспект, 2012. 495 с.
Гегель Г.В.Ф. Философия права. М. : Мысль, 1990. 464 с.
Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов : СВШ МВД РФ, 1995. 559 с.