The procedure of formation and conditions for activities of religious associations:comparative legal analysis.pdf Религиозные объединения являются одним из старейших видов коллек-тивных образований известных человечеству после племенных и клановыхструктур древности. Сегодня они не менее разнообразны, чем религиозныеверования. А потому для законодательства каждого государства, в том числеи российского, весьма важно определить способ взаимодействия с организо-ванными структурами религий. Конкретный его характер зависит от истори-ческих и национальных предпосылок, и он непосредственно влияет на поря-док образования и условия деятельности религиозных структур. Однако вэтом вопросе есть и общие тенденции, а потому ученые выделяют группыгосударств в зависимости от особенностей правового положения религиоз-ных обществ и требований, предъявляемых при их регистрации. Так, весьмаинтересной и востребованной с практической точки зрения видится класси-фикация государств проф. К. Дурхама [1. P. 3-14). Он выделяет «базовыйуровень» (англ. «base level entities»), когда предусматриваются организаци-онные формы, которые могут быть использованы любой религиозной общи-ной, и «верхний уровень» (англ. «upper tier entities»), который достижим приопределенных условиях. Как правило, это государственная церковь или орга-низация ведущей конфессии. Базовой формой обычно являются некоммерче-ские организации (ассоциации) и трасты, НО иногда могут предусматривать-ся и специальные формы религиозных общин. Вновь создаваемые религиоз-ные общества базового уровня приобретают правомочия юридического лица,необходимые для осуществления своей деятельности, а именно: право на от-крытие/закрытие банковских счетов, право приобретения имущества на осно-вании различных правомочий, право на участие в гражданском обороте и со-вершение сделок, право выступать истцом или ответчиком в суде, право наприглашение религиозных лидеров и привлечение работников и волонтеровстраны пребывания и пр.В некоторых случаях может вводиться особая категория религиозныхобъединений в качестве промежуточной формы между организациями базо-вого и дополнительного уровней. Например, в Австрии есть категория кон-фессиональных общин (нем. Bekenntnisgemeinschaften). Они являются про-межуточным типом между обычными зарегистрированными в качестве юри-дического лица ассоциациями и «верхним уровнем» - признанными государ-ством религиозными общинами (ст. 15 Конституции, Акт о признании 1874 г.Федеральным законом 1998 г. «О правовом статусе религиозных общин».Закон 2002 г. «Об общественных объединениях» и пр.). Подобное положениеимеет место в Румынии согласно недавно принятому закону (2006 г.) «О сво-боде религии и общем статусе деноминаций». В нем перечислены 18 при-знанных конфессий, которые являются здесь «верхним уровнем» организа-ций. Согласно п. I ст. 17 указанного закона они должны благодаря продолжи-тельной деятельности на территории страны (12 лет) и числу верующих (неменее 0,1% румынских граждан) обеспечить гарантии устойчивости, ста-бильности и общественного интереса. В качестве промежуточного типа орга-низаций выступают «религиозные объединения», а остальные организован-ные формы отправления культа относятся к учреждениям, действующим наоснове норм о гражданско-правовых ассоциациях.В целом такой дифференцированный подход противоречит международ-ным стандартам в области прав человека, которые характеризуются равенст-вом и недискриминационным отношением. Но он вряд ли будет пересмотрендо тех пор, пока все религиозные объединения получат доступ к базовомуорганизационному уровню, достаточному для реализации своей законнойдеятельности.Федеральным законом РФ от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести ио религиозных объединениях» (далее - Федеральный закон) выделяются ре-лигиозные группы и религиозные организации. Никаких особых требованийк порядку образования религиозных групп не предусмотрено, и они не наде-ляются статусом юридического лица. А потому «базовой» и единственнойорганизационно-правовой формой в России будут религиозные организации.В отличие от групп, в законодательстве существует целый блок норм, регу-лирующих вопросы их создания и регистрации. Можно выделить группыпризнаков, определяемых государствами, отражающих особенности регист-рации религиозных образований.Во-первых, организационные требования: обязательность регистрации;количество учредителей; цензы, которым должны соответствовать учредите-ли; продолжительность осуществления своей деятельности. В большинствестран, в том числе и в РФ, не требуется обязательной регистрации религиоз-ных обществ. В некоторых странах прямо закреплена возможность созданиянеформальных религиозных объединений (Нидерланды, Россия). Но есть иобратная ситуация, когда религиозное сообщество не вправе начинать своюдеятельность без регистрации (Республика Бенин, Ботсвана, Республика Ка-бо-Верде, Буркина-Фасо, Мали, Аргентина, Вьетнам, Кыргызстан, Молдова,Словакия, Оман, Швейцария, Швеция). В Китае все незарегистрированныерелигиозные организации, включая протестантские и так называемые «до-машние» (частные) церкви, считаются незаконными, а в случае нарушениязапрета предусмотренными мерами ответственности являются штраф и уго-ловное преследование. Другим примером может служить Эритрея. В мае2002 г. министр по информации издал указ о том, что все религиозные объе-динения, кроме Эритрейской православной церкви, Римско-католическойцеркви. Евангелической церкви Эритреи (связанной с Всемирной лютеран-ской федерацией) и мусульманских организаций, должны пройти регистра-цию (или вновь перерегистрироваться) и прекратить всякую деятельность дорассмотрения соответствующих заявок. Но с 2002 г. ни одна религиозная ор-ганизация не была зарегистрирована [2. P. 115].Несомненно, важным критерием является количество необходимых учре-дителей. В большинстве стран оно невелико, но бывают и исключения. Приэтом зачастую иностранцам не разрешается создавать религиозные объеди-нения. Например, в США необходимое количество учредителей разное отштата к штату, но в целом по стране не более 10 человек, а как правило, 5; вРФ и Казахстане должно быть 10 учредителей: в Литве - 15 совершеннолет-них граждан; в Финляндии - 20; в Македонии как минимум 50 совершенно-летних граждан, постоянно проживающих в республике; в Таиланде - 500сторонников; в Венгрии требуется 100 учредителей [3], а в Польше - 100польских граждан, обладающих полной гражданской правоспособностью [4];в Латвии достаточно только 10 учредителей - граждан Латвии или лиц, кото-рые были зарегистрированы в Регистре жителей и достигли 18-летнего воз-раста [5].Во-вторых, требования к документации и характер ее рассмотрения(формальное или по существу содержания). Требования к документам, какправило, достаточно просты и понятны. Проблемы возникают, когда анализуподвергается содержание вероучения, оценивается, является оно действи-тельно религией или нет и пр. вопросы. То есть должностные лица не долж-ны оценивать истинность религии. Как правило, в зарубежных странах рас-смотрение документов при регистрации религиозной организации носит фор-мальный характер, а потому проходит достаточно быстро (в течение несколь-ких минут или дней). Если же впоследствии будут установлены факты нару-шения законодательства, то налоговые или другие соответствующие органымогут проводить более тщательную проверку. Но не на этапе регистрации.Во многих странах Центральной и Восточной Европы, а также в СНГ суще-ствует тенденция к установлению достаточно длительного срока для регист-рации и возможность проведения дополнительных проверочных и эксперт-ных процедур. Например, в Кыргызстане регистрация осуществляется в30-дневный срок, но он может быть продлен на 1 месяц, если запрашиваютсядополнительные сведения, заключение соответствующих органов или назна-чается религиоведческая экспертиза (ст. 10 закона). Другим вариантом можетслужить пример Греции, где для регистрации необходимо получение согла-сия местного православного епископа, чье мнение, как правило, отрицатель-ное. Разрешение митрополита имеет лишь рекомендательный характер, ноесли министерство разрешает создание места для богослужений вопреки ре-комендации митрополита, то необходимо разъяснить принятое решение.Кроме того, согласно ст. 13 Конституции Греции, религия должна быть «из-вестной», то есть без секретных учений и тайных культов. Более того, этарелигия не должна нарушать общественный порядок или моральные принци-пы. Именно из-за несоответствия этим требованиям Министерство образова-ния и культов отклонило заявление на регистрацию Церкви Саентологии.В РФ в ч. 8 ст. 11 Федерального закона предусмотрена возможность про-ведения государственной религиоведческой экспертизы. Для этого соответ-ствующие экспертные советы «стали создаваться при многих региональныхадминистрациях... Однако такие структуры не стали обязательными. Крометого, опыт функционирования региональных советов показал, что существуетцелый ряд проблем, связанных с нарушениями в подборе экспертов, в числокоторых входили лидеры локальных конфессиональных структур, с низкимпрофессиональным уровнем экспертизы и недостаточным уровнем информа-ционного обеспечения, с предвзятым отношением к определенным конфесси-ям и т.д.» [6. С. 143-144].При этом в названном законе, кроме упоминания религиоведческой экс-пертизы, не называются ее задачи, условия и порядок назначения. В настоя-щее время ряд вопросов относительно данного вида экспертной деятельностиопределен в постановлении Правительства РФ от 03.06.1998 № 565 [7]. Но поточному замечанию Л.В. Пчелинцева, «из всего многообразия существующихв современной юридической практике экспертиз государственная религио-ведческая экспертиза остается, пожалуй, самой неясной областью экспертно-го права» [8. С. 48). Прежде всего, нуждаются в уточнениях и более четкихпроцессуальных формулировках организация и порядок проведения государ-ственной религиоведческой экспертизы, требования к составу экспертныхсоветов и уровню профессиональной подготовки экспертов. Л.В. Пчелинцевзадается вопросом об оправданности регулирования порядка проведенияданного вида экспертизы актом органа исполнительной, а не законодатель-ной власти. По его мнению, «процедурные нормы, регламентирующие дея-тельность экспертных советов и порядок проведения государственной рели-гиоведческой экспертизы, должны быть включены непосредственно в Феде-ральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Тем са-мым им будет придана большая юридическая сила, а следовательно, обяза-тельность» [8. С. 49].Данная экспертиза проводится по решению регистрирующего органа вслучае возникновения у него необходимости в проведении дополнительногоисследования на предмет признания организации в качестве религиозной ипроверки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соот-ветствующей ему практики. Эти два вопроса, собственно, и являются задача-ми государственной религиоведческой экспертизы (изложенными в п. 3 на-званного постановления правительства). В настоящее время особую актуаль-ность приобретают решения экспертными советами вопросов относительноналичия или отсутствия признаков экстремизма в религиозной литературе,так как от этого зависит судьба и возможность распространения данной лите-ратуры. Но эта задача не зафиксирована в утвержденном Порядке ее прове-дения.Таким образом, существует необходимость законодательного закрепле-ния механизма проведения религиоведческой экспертизы на законодательномуровне, необходимо совершенствование работы, связанной с повышениемкачества, профессионализма проведения государственной религиоведческойэкспертизы, регулярное доведение ее результатов до сведения всех специали-стов и общественности, включая опубликование отдельных заключений.В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2008 Xs 160-ФЗ «О вне-сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерациив связи с совершенствованием осуществления полномочий ПравительстваРоссийской Федерации» [9] полномочия по определению процедуры прове-дения государственной религиоведческой экспертизы были переданы Мини-стерству юстиции РФ. Приказом от 18.02.2009 № 53 [10] указанного мини-стерства был создан Экспертный совет по проведению государственной ре-лигиоведческой экспертизы. Задачами государственной религиоведческойэкспертизы являются:- определение религиозного характера организации на основании учре-дительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствую-щей ему практики;- проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представ-ленных религиозной организацией документах, относительно основ ее веро-учения;- проверка соответствия заявленных при государственной регистрацииформ и методов деятельности религиозной организации формам и методам еефактической деятельности. При проведении экспертизы могут быть разъяс-нены иные возникающие при осуществлении государственной регистрации иконтроля за деятельностью религиозных организаций вопросы, требующиеэкспертной оценки. То есть перечень по сути открытый и вопросы, подлежа-щие рассмотрению, могут быть любыми.Функции Совета несколько расширены. Если раньше религиоведческаяэкспертиза считалась нужной только на этапе регистрации (в целом для оп-ределения, является ли оно новым), то теперь органы юстицииФинляндии - Управление патентов и регистрации [11], в России - Министер-ство юстиции РФ, в Анголе - Министерство юстиции и культуры, в Слове-нии - Отдел по делам религиозных общин, в Таиланде - Департамент но де-лам религии Министерства образования, в Омане - Министерство вакуфов ирелигиозных дел, в Мексике - Генеральное управление по религиозным де-лам Министерства внутренних дел. В Латвии, Молдавии, России, Эфиопиирегистрация осуществляется Министерством юстиции. Также регистрациюмогут осуществлять судебные органы, например в Болгарии, Венгрии, Алба-нии (в Окружном суде Тираны). Как правило, религиозное объединение при-обретает статус юридического лица в момент регистрации (Республика Бела-русь, Россия, Кыргызстан) или когда будет опубликована информация о та-кой регистрации (Франция).В-четвертых, основания для отказа в регистрации и основания для прину-дительного роспуска. Как правило, они схожи с основаниями для роспускаорганизации. Часто встречаемыми являются, например, следующие основа-ния: учредители не отвечают условиям, определенным для процесса регист-рации (практически во всех странах); вероучение или религиозная практика нарушает «общественный поря-док» (практически во всех странах); деятельность религиозного объединения противоречит его собственно-му уставу (Грузия, Молдова); статус юридического лица уже был предоставлен объединению той жеверы (Болгария); есть религиозное объединение, зарегистрированное под тем же назва-нием (Болгария, Литва): религиозное объединение не устранило нарушение закона в своей дея-тельности после вынесения предупреждения соответствующими должност-ными лицами (Венгрия, Молдова); объединение не ведет активную деятельность (Венгрия); нарушение общественной безопасности (Казахстан); разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни(Казахстан, Молдова, Россия); принуждение к разрушению семьи (Казахстан, Россия); нарушение прав и свобод человека и гражданина (Казахстан, Литва,Россия); нарушение норм морали (в большинстве стран); за подстрекательство к совершению самоубийства (многие страны); принуждение членов объединения отказаться от своей собственности впользу религиозной группы (Россия).Из вышеизложенного можно сделать ряд выводов. В РФ недопустимо ус-тановление общеобязательной регистрации религиозных объединений, в томчисле с целью усиления над ними государственного контроля и недопущениядеятельности деструктивных экстремистских организаций. Реализация сво-боды совести и свободы вероисповедания не зависит от приобретения статусаюридического лица общностью граждан. Отдельные лица и их группы долж-ны быть свободны в практике отправления избранного ими культа. В своюочередь, для религиозных объединений, которые желают пройти процедурурегистрации, право на статус юридического лица является неотъемлемым.Религиозные объединения должны приобретать такой статус, который быпредоставлял все необходимые правомочия для осуществления полногоспектра своей деятельности. В РФ же создаваемые религиозные группы немогут до регистрации в качестве организации на протяжении 15 лет, напри-мер, производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распро-странять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы ииные предметы религиозного назначения; устанавливать и поддерживать ме-ждународные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участияв собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образова-ния и пр. Однако все перечисленное является весьма характерной деятельно-стью в целом для любого вида религиозных обществ.Сам же процесс регистрации не должен носить дискриминационный ха-рактер и представлять серьезное препятствие в приобретении организацион-ного статуса. В рамках нашей многоконфессиональной страны государствен-ные чиновники обязаны соблюдать строгий нейтралитет и беспристрастностьв отношении религиозных общин.В ходе реализации государственной политики должен последовательнособлюдаться принцип автономии религиозных структур. А именно: свободыобщин организовываться в соответствии со своей иерархической структурой(рукоположение священников, избрание духовных лидеров и назначение нацерковные должности); свободы общаться с последователями соответствую-щего вероисповедания; свободы иметь собственные учреждения религиозно-го образования и богословских исследований; свободы получать и публико-вать религиозную литературу; свободы распространения религии вне преде-лов мест отправления культа; свободы в использовании средств массовойинформации; свободы в проведении образовательной, благотворительной исоциальной деятельности.
Durham W.C. Legal status of religious organization: a comparative overview The Review of faith & international affairs. 2010. Vol. 8. Is. 2.
World repot 2010 (events of 2004). Human Right Watch. NY, HRW, 2010.
Torveny 1990 № IV «A lelkiismereti es vallasszabadsagrol, valamint az egyhazakrol // Magyar Kozlony. 1990.
Law 17.05.1989) «Regarding the Guarantees of Freedom of Conscience and Belief» // Dziennik Ustaw. 1989.
Закон от 07.09.1995 «О религиозных организациях» Религия и закон. Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии: Сборник правовых актов / Сост. А.О. Протопопов. М.: Юриспруденция, 2002.
Октябрьская И.В., Ковальчук Ю.С. Религиоведческая экспертиза и мониторинг конфессиональных процессов в субъектах РФ // Проблемы сохранения, использования и охраны культурного наследия при реализации проектов и программ развития Сибири и Дальнего Востока:
Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы: постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.1998 № 565 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 23. Ст. 2560.
Пчелинцев Л.В. Какой должна быть государственная религиоведческая экспертиза // Российская юстиция. 2009. № 3. С. 47-50.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации: Федеральный закон от 23.07.2008 № 160-ФЗ / Российская газета. 25.07.2008. № 4715.
О государственной религиоведческой экспертизе: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53 / Российская газета. 13.03.2009. № 4867.
Uskonnonvapauslaki № 6.6.2003/453 [Электронный ресурс] // Valtion saadostlietopankki. URL: http://www.fitilex.fi/fi/ (дата обращения: 15.06.2011).