Политические партии как основные носители идеологического и политического многообразия в Российской Федерации
Рассматриваются конституционные принципы - идеологическое и политическое многообразие. Особое внимание уделено роли политических партий в осуществлении программных идеологий в постсоветский период. Исследуются основные формы индивидуального и коллективного выражения политического волеизъявления в современной России.
Political parties as the main bearers of ideological and political multiformityof the Russian Federation.pdf Конституция Российской Федерации признает идеологическое и полити-ческое многообразие одной из основ конституционного строя (ст. 13). ДляРоссии переход в 90-х гг. XX в. от государственной (обязательной) идеоло-гии к праву на свободное изъявление разных мировоззренческих взглядовпозволил начать реальный процесс демократизации и создания многопартий-ности. Стало доступным публичное изложение индивидуальных и групповыхмнений и убеждений по любым вопросам социальной жизни. В условиях раз-вития рыночной экономики коренным образом изменилось отношение обще-ства к идеологии, под которой понимается система концептуально оформ-ленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных клас-сов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людейк действительности и друг к другу, а также либо санкционируются сущест-вующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии),либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционныеидеологии) [1. Т. 2. С. 56].В советский период идеология имела своей направленностью обеспече-ние монопольной власти одной партии, точнее, ее руководящих органов,имевших четкую вертикаль административного подчинения. Соответственно,она являлась составной частью государственного механизма того времени. Всовременный период идеология утратила прежнюю роль. Теперь она не за-крепляет какие-то официальные постулаты, догмы и принципы. В то же вре-мя нельзя согласиться с авторами, которые полагают, что Конституция Рос-сийской Федерации 1993 г. отказалась не только от марксистско-ленинскихидеалов, но и от государственной идеологии вообще, тем самым юридическизакрепив курс на деидеологизацию общественной и государственной жизни[2. C. 8]. На самом деле общество неоднородно, поскольку в силу различныхобстоятельств экономического, социального, политического характера, в за-висимости от пола, возраста, направленности личных интересов и другихфакторов делитсяненные по интересам их членов и осознанно или неосознанно преследующиесвои цели, тем самым создавая основу идеологического (и политического)плюрализма [3. C. 145].Следовательно, идеологическое многообразие позволяет поддерживатьбаланс совместных интересов, не допуская монополии какой-либо однойидеологии. Так, ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации определяет,что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственнойили обязательной.В то же время Конституция Российской Федерации исходит из того, чтоидеологическое и политическое многообразие - это не совпадающие принци-пы общественно-политического устройства России. Конституционный зако-нодатель отделяет идейное многообразие от его организационной стороны,которая не обязательно должна сводиться к деятельности лишь одних поли-тических партий и движений.Впервые наименование понятий «идеологическое и политическое много-образие» получило закрепление в проекте Конституции Российской Федера-ции от 21 февраля 1991 г., подготовленном конституционной комиссиейСъезда народных депутатов РСФСР, затем - РФ (1990-1993 гг.) [4. Т. 2.С. 65]. Введение в юридический оборот данных терминов призвано исполь-зовать в конституционном тексте вместо иностранного термина «плюрализм»более доступное для массового понимания русское слово «многообразие» [5.C. 104]. Многообразие - проявление чего-либо единого по своей сущности вразличных видах и формах [6. Т. 2. C. 282].Однако необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство - взападной доктрине идеологический плюрализм не рассматривается отдельноот политического. Он выступает в качестве неотъемлемой части сложившей-ся правовой и социальной действительности, охватываемой целостным поня-тием «плюрализм», иногда конкретизируемой как «политический плюра-лизм». Термин же «идеологический плюрализм» практически не применяет-ся. Во многом такой подход вызван недоверчивым отношением западногообщества к понятию «идеология», связанного u1088 с ее тоталитарными проявленовного закона на Конституционном совещании (22 октября 1993 г.) по пред-ложению Б.Н. Топорнина они были разделены, с вычленением понятия«идеологическое многообразие» [11. C. 17-18].С точки зрения правоприменения идеологическое многообразие реализу-ется посредством осуществления свободы мысли и слова, свободы совести ивероисповедания (ст. 28, 29 Конституции РФ). Данные свободы обеспечива-ются правом свободно искать, получать, передавать, производить и распро-странять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 КонституцииРФ), гарантированием свободы массовой информации, запретом цензуры(ч. 5 ст. 29 Конституции РФ). Существует также системная связь между пра-вом передачи информации и правом на тайну переписки, телефонных перего-воров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конститу-ции РФ).Соответственно, посредством изъявления личного мнения, в т.ч. черезсредства массовой информации, которое обеспечивается государственнымигарантиями (правом на получение информации, на тайну переписки и т.п.),создается среда идеологического многообразия. В ее рамках любой гражда-нин, социальная группа, общественное объединение получает возможность, ссоблюдением определенных правовых требований, излагать различные мне-ния, убеждения, концепции. В отдельном порядке происходит осуществлениесвободы совести и вероисповедования. Из текста ст. 28 Конституции Россий-ской Федерации следует, что свободы совести и вероисповедования носятпрежде всего индивидуально-личностный характер, связанные с нравствен-ным выбором индивида того или иного религиозного воззрения. Государство,обеспечивая идеологическое многообразие, гарантирует каждому право рас-пространять религиозные и иные убеждения (пропаганда духовных ценно-стей) и действовать в соответствии с ними.Политическое многообразие, исходя из ч. 3 ст. 13 Конституции РФ, посвоему значению отделено от многопартийности и реализуется в установлен-ных Конституцией Российскойтии по своей юридической природе являются объединениями граждан, ноони, в отличие от других общественных объединений, обладают самостоя-тельным конституционным статусом. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерально-го закона «О политических партиях» (далее - Закон о политических партиях),основными целями политических партий является формирование обществен-ного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражениемнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этихмнений до сведения широкой общественности и органов государственнойвласти, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президен-та Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федеральногособрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) ор-ганы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборныхдолжностных лиц местного самоуправления и в представительные органымуниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работеизбранных органов [12].В постановлении Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 № 1-П отме-чается, что деятельность политических партий непосредственно связана сорганизацией и функционированием публичной (политической) власти, онивключены в процесс властных отношений и в то же время, будучи добро-вольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают в ка-честве необходимого института представительной демократии, обеспечи-вающего участие граждан в политической жизни общества, политическоевзаимодействие гражданского общества и государства, целостность и устой-чивость политической системы [13]. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о по-литических партиях партия - это общественное объединение, созданное вцелях участия граждан Российской Федерации в политической жизни обще-ства посредством формирования и выражения их политической воли, участияв общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а такжев целях представления интересов граждан в органах государственной властии органах местного самоуправления. В этой связи справедливым представля-ется мнение Питирима Сорокина (известного российско-американского со-циолога) о том, что политические организации стали играть важную роль всовременной общественной жизни. Многие функции, которые раньше при-надлежали другим социальным институтам, берут на себя политические пар-тии [14. C. 399].Кроме того, внутри партии происходят собственные процессы выработкиполитического волеизъявления. Прежде всего обобщается и вырабатываетсяколлективное мнение членов партии по актуальным политическим вопросамс последующим доведением единой сбалансированной позиции до населенияпри ведении разъяснительной и агитационной работы (включая партийный«праймериз»). В ходе выборов партии выдвигают своих кандидатов (спискикандидатов), которые, в свою очередь, непосредственно влияют на политиче-ское волеизъявление в органах государственной власти и органах местногосамоуправления через принятие ими управленческих решений.Законодатель наделяет политические партии обширными правами. Со-гласно ст. 26 Закона о политических партиях они обладают правом свободнораспространять информацию о своей деятельности, пропагандировать своивзгляды, цели и задачи, участвовать в выработке решений органов государст-венной власти и органов местного самоуправления, организовывать и прово-дить публичные мероприятия, учреждать средства массовой информации ит.д. Стоит отметить, что лишь применительно к партиям законодатель допус-кает использование понятия «идеология» при определении содержания ихпрограммных документов (преамбула закона о политических партиях)1.В отличие от них иные общественные объединения (профессиональныесоюзы, союзы работодателей, женщин, молодежи, творческие самодеятель-ные союзы (писателей, архитекторов и т.п.) создаются для организованноговыражения экономических и культурных (т.е. неполитических) интересовразличных слоев населения, участия в общественной жизни, развития ини-циативы и самоуправления населения [15. C. 180].Таким образом, в современный период лишь политические партии обла-дают максимальными организационными возможностями при реализацииполитического многообразия, они структурно включены в систему государ-ственной власти, призваны обеспечивать постоянную взаимосвязь между на-родом и государственными органами.
Ключевые слова
идеологическое и политическое многообразие,
идеология,
политические партии,
ideological and political multiformity,
ideology,
political partiesАвторы
| Филимонов Юрий Валерьевич | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Юридического института | kp@ui.tsu.ru |
Всего: 1
Ссылки
Семигин Г.Ю. Идеология // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. Т. 1-4. 2659 с.
Куничкина Н.С. Идеологическое многообразие и запрет на государственную (обязательную) идеологию в нормах Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 14. С. 8-10.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009. 1056 с. (Комментарий к российскому законодательству).
Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.): В 6 т. Т. 2: 1991 год / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М.: Волтерс Клувер, 2008. 1120 с.
Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: Юрид. лит., 1994. 624 с.
Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд., Т. 2: К-О. М., 1986. 736 с.
Венская декларация (Вместе с «Декларацией и планом действий по борьбе с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и нетерпимостью») (Принята в г. Вене 09.10.1993) // КонсультантПлюс.
Постановление Европейского суда по правам человека от 07.06.2007 «Дело «Баскская националистическая партия - региональная организация «Ипарральде» (Parti nationaliste basque - Organisation regionale d'Iparralde) против Франции» // КонсультантПлюс. См. по
Постановление Европейского суда по правам человека от 31.05.2007 «Дело «Шечич (Secic) против Хорватии» // КонсультантПлюс. См. по аналогичному вопросу постановление Европейского суда по правам человека от 14.12.2006 «Дело «Карман (Karman) против Российско
Постановление Европейского суда по правам человека от 08.07.1999 «Дело «Башкайя (Baskaya) и Окчуоглу (Okcuoglu) против Турции» // КонсультантПлюс. См. по аналогичному вопросу постановление Европейского суда по правам человека от 08.07.1999 «Дело «Эрдогду
Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. М.: Юрид. лит., 1996. Т. 19. 464 с.
Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической орга
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2007. 320 с.