System-determinative specialized rules of law in the mechanism of legal regulation.pdf Системный метод научного познания является одним из основных спосо-бов проведения исследований в современной науке, в том числе и в правове-дении. Значимость системного подхода для изучения такого многоаспектногои сложноорганизованного объекта, как право, является очевидной. Перу вы-дающегося немецкого ученого, философа и публициста Георга КристофераЛихтенберга принадлежит афоризм, очень точно показывающий ценностьсистемного подхода: «Польза системы для мышления состоит не только втом, что о вещах начинают мыслить упорядоченно, по известному плану, но втом, что о них вообще начинают мыслить».Системность - это качественное свойство права: «благодаря системностиюридически разнородные правовые нормы способны регулировать общест-венные отношения системно, т. е. в комплексе, взаимосвязанными методами,обеспечивая дифференциацию и вместе с тем единое, согласованное воздей-ствие на общественные отношения» [1. С. 72].Система - это еще и функциональное образование, и поэтому наряду сэлементным и структурным анализом системы существует еще и функцио-нальный, который предполагает не только структурное (отраслевое), но ифункциональное разделение труда между нормами: «если отраслевое разде-ление труда между нормами права является фактором, предопределяющимделение права как целого на отдельные части, то функциональное разделениетруда между ними, напротив, является фактором, обеспечивающим наличиереальных связей между отраслями, институтами и отдельными нормами пра-ва. Именно функциональное разделение труда между нормами права, их спе-циализация придают нормам права такое качество, как системность, качест-во, которое предполагает не столько отнесение норм права к отдельным егочастям, сколько связь норм права с другими нормами и их теснейшее взаи-модействие в процессе регулирования общественных отношений» [2. С. 48].Функциональное назначение позволяет выделить специализированныенормы в особую систему, а также определить элементы (подсистемы) этойсистемы. Система специализированных норм достаточно многообразна иразнообразна. Она включает нормы, выполняющие в системе правового ре-гулирования качественно различные, но в то же время взаимообусловленныеи взаимоопределяющие функции. Содержание этих функций проявляется втом, что специализированные нормы оказывают системоопределяющее (дек-ларации, принципы, дефиниции, определительно-установочные нормы), сис-темообеспечивающее (системообслуживающее) (коллизионные и оператив-ные нормы) и системоадаптирующее (презумпции и фикции) воздействие насистему права в целом и на формирование и состояние отдельных отраслей иинститутов права в частности.Системоопределяющие специализированные нормы, по сути, определя-ют, формируют систему права, объединяют множество норм в единое цело-стное образование, в единую систему, связывают ее элементы, определяютих место в этой системе. Эту группу специализированных норм составляютучредительные (декларативные) нормы или нормы-объявления, нормы-принципы, определительно-установочные нормы (нормы-цели и нормы-задачи), дефинитивные нормы.Учредительные нормы, их еще в литературе называют нормы-начала,представляют собой предписания, закрепляющие основные устои правовойдействительности, определяют основы существующего общественного строя,общие моральные, политические, идеологические основы законодательства ит.д. Таким образом, декларативные нормы закрепляют «общие» «основные»начала права. Соответственно, декларация - это торжественное провозглаше-ние органов государственной власти, констатирующее какой-либо общезна-чимый факт или объявляющее цели и назначение нормативно-правового акта[3. С. 15].Как правило, нормы-начала содержатся в преамбулах нормативно-правовых актов. Основная масса таких норм сосредоточена в конституциикак основном законе государства. Ярким примером может служить преамбу-ла Конституции РФ, в которой в лаконичной форме (преамбула состоит всегоиз одного предложения) провозглашаются основополагающие правоположе-ния, половина из которых находит свое развитие в виде правовых принциповв соответствующих статьях Конституции РФ. Речь идет о таких основопола-гающих правоположениях, как «утверждая права и свободы человека» - на-ходит свое развитие в ст. 2; «сохраняя исторически сложившееся государст-венное единство» - ч. 3 ст. 5; «исходя из общепризнанных принципов равно-правия и самоопределения народов» - ст. 5; «возрождая суверенную государ-ственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы» -ст. 4 и 3; «сознавая себя частью мирового сообщества» - ч. 4 ст. 15.Следует отметить, что существующее в юридической науке мнение о том,что учредительные нормы могут содержаться только в преамбулах норма-тивно-правовых актов, не совсем точно отражает природу и назначение этихпредписаний. Как представляется, декларативные нормы могут находить своезакрепление и непосредственно в статьях этих актов. В качестве примераможно сослаться на ст. 1 Конституции РФ, провозглашающую Россию какдемократическое, федеративное, правовое государство.Декларативные (учредительные) нормы выполняют в механизме правово-го регулирования особую функцию. Особое функциональное назначение рас-сматриваемых норм выражается в том, что они непосредственно не регули-руют поведение субъектов, а интегрируют общезначимые, моральные, поли-тические, идеологические ценности в правовую материю, придают этим цен-ностям правовую форму. При этом необходимо иметь в виду, что деклара-тивные нормы провозглашают не непосредственные, а конечные цели право-вого регулирования [4. С. 10].Нормы-принципы представляют собой особую разновидность системооп-ределяюших правовых норм. Правовые принципы отличаются от учреди-тельных норм как формой своего выражения, так и функциональным назна-чением. Именно в нормах-принципах идеологические основы, выраженные вправовых декларациях, находят свое развитие. О.Е. Рычагова отмечает осо-бую системообразующую (читай - системоопределительную) роль норм-принципов в системе права: «Если правовые нормы не случайны, то они долж-ны быть обусловлены какими-то принципами» [5. С. 48]. По пути отождеств-ления норм и принципов права идет судебная практика. В частности, в Поста-новлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. определяется,что «под общепризнанными принципами международного права следует по-нимать основополагающие императивные нормы международного права, при-нимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом,отклонение от которых недопустимо» [6]. Таким образом, следует различатьсобственно принципы права и результат их текстуального выражения - нормы-принципы. Как уже отмечалось, принципы права могут иметь непосредствен-ное и косвенное закрепление в нормах права. Т.И. Илларионова отмечает, чтопринципы права, по сути, принадлежат правовой материи и должны прямо иликосвенно присутствовать в ней [7. С. 84]. Но при косвенном закреплении пра-вовых принципов норма-принцип не возникает.Назначение норм-принципов заключается в том, чтобы упорядочивать,иерархизировать все иные правовые нормы. Они выступают в качестве опре-деленного механизма саморегуляции в праве, имеющем своей целью обеспе-чение взаимосвязи и взаимодействия отдельных составных частей системыправа. Они выступают своего рода «носителями интегративного» в системеправа и, следовательно, «высшим выражением свойственных ей норматив-ных начал» [8. С. 385-386].Определительно-установочные нормы - это правовые предписания, опре-деляющие цели и задачи правового регулирования, действия конкретныхнормативно-правовых актов (в отличие от учредительных норм, определяю-щих конечные идеологические морально-политические цели правового регу-лирования). Вряд ли можно согласиться с Ю.В. Чуфаровым, который ото-ждествляет нормы-цели и нормы-задачи с декларативными, т.е. учредитель-ными нормами [9. С. 43]. Под целью следует понимать определенный конеч-ный идеальный результат, «предмет стремления, то, что надо, желательноосуществить» [10. С. 861], «идеальное, мысленное предвосхищение результа-та деятельности» [11. С. 5751]. Задача же - это «то, что требует исполнения,разрешения… сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разре-шения» [10. С. 198]. По сути, задачи - это этапы на пути достижения цели.Цели и задачи тесно между собой взаимосвязаны: цель предопределяет зада-чу, задачи диктуются целями, они конкретизируют цели, определяют после-довательные шаги, способы их (целей) достижения.Определительно-установочные нормы не формулируют непосредственноправило поведения, не устанавливают конкретных моделей прав и обязанно-стей субъектов. Они представляют собой своего рода программные положе-ния, конечно же, не столь высокого порядка, как декларативные нормы. Еслидекларативные нормы задают конечные цели действия права как такового, тоопределительно-установочные нормы определяют базовые для конкретнойотрасли права ценности, назначение действия того или иного нормативно-правового акта, устанавливают этапы, направления и способы регулированияконкретных групп общественных отношений. Формируясь в рамках соответ-ствующих отраслей, подотраслей и институтов права, они определяют со-держание норм этих структурных элементов системы права, формируют ихсистему, связывая эти нормы в единое целое.Нормы-цели и нормы-задачи, как правило, находят свое закрепление в на-чальных статьях нормативно-правовых актов. Примером могут служить ст. 1УИК РФ «Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Россий-ской Федерации», ст. 2 УК РФ «Задачи Уголовного кодекса Российской Феде-рации», ст. 1.2 КоАП РФ «Задачи законодательства об административных пра-вонарушениях», ст. 2 АПК РФ «Задачи судопроизводства в арбитражных су-дах» и т. д. В некоторых случаях определительно-установочные нормы форму-лируются в преамбулах нормативно-правовых актов (например, преамбулаБюджетного или Воздушного кодекса РФ). Но, как представляется, закрепле-ние в преамбулах не конечных социально-идеологических целей и программ-ных правоположений, а более «приземленных» целей и задач действия кон-кретного нормативно-правового акта принижает значение преамбулы.Значимую роль в определении и формировании системы права играютдефинитивные нормы. Термин «дефиниция» имеет латинские корни и проис-ходит от латинского «definitio», что означает «ограничение», «определение».Дать дефиницию - значит провести логическую операцию: 1) раскрывающуюсодержание (смысл) предметов и явлений посредством описания их сущест-венных и отличительных признаков; 2) эксплицирующую (объясняющую,истолковывающую) значение термина. Определить термин - значит устано-вить границы его применения. Таким образом, дефиниция в праве представ-ляет собой «признанные, установленные нормативно-правовым актом грани-цы класса предметов, явлений, процессов» [12. С. 18], имеющих юридическоезначение, и призвана раскрывать содержание понятия. Следовательно, дефи-ниция определяет понятия юридической науки и практики, выражающие ус-тойчивые, повторяющиеся черты правовой действительности [13. С. 7].Дефиниция в праве выступает в качестве разновидности определения,имеющего юридическое значение. Она формулируется субъектами право-творчества и находит свое формальное выражение в источниках права. В от-личие от других правовых предписаний дефиниции обладают повышеннойинформативностью, так как в достаточно сжатой, концентрированной и в тоже время обобщающей форме характеризуют то или иное правовое понятие,определяют его родовые, видовые, функциональные и иные признаки. Во-прос о существовании в праве дефинитивных предписаний споров в юриди-ческой науке не вызывает. Практически все ученые единодушно признают ихналичие и необходимость в системе правового регулирования. Но если самосуществование правовых определений как особых нормативных правополо-жений не является предметом научной дискуссии, то вопрос о форме ихвнешней объективации порождает многочисленные споры. Многообразиеточек зрения по поводу того, что же представляет собой правовая дефиницияс точки зрения ее внешнего формального выражения и закрепления в текстенормативно-правового акта, можно свести к двум основным позициям: одниавторы [14. С. 709] признают их особой разновидностью правовых норм, дру-гие [15. С. 114] же отрицают саму возможность признания их, хотя бы и осо-быми, специализированными, правовыми нормами.Как представляется, правовая дефиниция, будучи помещенной в право-вую материю, т.е. выраженной в тексте нормативно-правового акта, получивв нем строго определенную форму языкового выражения, приобретает харак-тер правовой нормы. И законодатель, и правоприменитель идут по пути при-знания всех правоположений (в том числе и дефинитивных предписаний),содержащихся в тексте нормативно-правового акта, именно нормами права.В частности, п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ устанавливает, что одним из основанийдля отмены или изменения решения суда в порядке кассации может быть«нарушение или неправильное применение норм материального или процес-суального права». Подобное положение закрепляется и в ст. 387 ГПК РФ, ус-танавливающей, что «основаниями для отмены или изменения судебных по-становлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм мате-риального или процессуального права». И если правовые дефиниции, как,впрочем, и другие специализированные нормативные предписания, не призна-вать нормами права, то можно прийти к парадоксальному выводу о том, что вслучае их неправильного применения вышестоящая судебная инстанция несможет отменить или изменить решение.По пути признания дефинитивных норм идет и Конституционный Суд РФ,определяя правоположение, содержащееся во втором абзаце первой статьи Фе-дерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огородни-ческих и дачных некоммерческих объединениях граждан» как норму-дефиницию, которая «воспринимается правоприменительной практикой какобладающая регулятивными функциями» [16]. Иной подход привел бы к тому,что сама природа нормативно-правового акта оказалась «размытой» и законо-датель, и особенно правоприменитель были бы введены в заблуждение.Роль и значение дефиниций в праве трудно переоценить. Еще в серединеXVIII в. М.В. Ломоносов в «Проекте Регламента Академии наук» писал: «Па-че же всего должно юристу, яко знающему довольно философию, всякомуюридическому термину изобретать и составлять точные дефиниции, полные,без излишеств, ибо употребление слов неограниченных и сомнительных идвузнаменательных производит в суде великие беспорядки и отдаляет отправды к заблуждению и ябедам» [17. С. 149]. В современной системе право-вого регулирования дефинитивные нормы, дающие определения правовыхпонятий, связывают в единое целое все нормы, содержащие термин, опреде-ляющий эти понятия. По мысли А.П. Заеца, нормы-дефиниции «выступаютсоединительной тканью определенной структуры законодательства, обеспе-чивают надежную связь нормативных предписаний определенных видов ме-жду собой. Они являются дополнительными связями, обслуживающими со-держательные предписания» [18. С. 23]. Как правило, дефинитивные нормынепосредственного регулирующего воздействия на поведение субъектов неоказывают. Они нацелены на разграничение, различение и идентификациюправовых понятий. Занимая относительно небольшое место в тексте норма-тивно-правового акта, эти нормы оказывают существенное воздействие наего реализацию и, следовательно, эффективность действия. В этой связи сле-дует отметить особенности выполняемых нормами-дефинициями функций. Ив первую очередь тех функций, которые направлены на обеспечение ясностии точности положений нормативно-правовых актов.Во-первых, дефинитивные нормы, и в этом основное их назначение,разъясняют содержание и значение терминов, используемых в тексте норма-тивно-правового акта.Во-вторых, они выполняют функцию уточнения значения используемыхв акте терминов. Такая необходимость возникает в связи с тем, что иногда взаконодательных текстах употребляются слова и выражения, повседневный,обыденный смысл которых может не отвечать выражению воли субъектаправотворчества.В-третьих, нормы-дефиниции могут придавать терминам новое значение,расширяющее или, наоборот, сужающее его смысл, акцентирующее внима-ние на определенных специфических признаках определяемого правовогопредмета, явления или процесса, исходя из особенностей регулирования оп-ределенной сферы общественных отношений.Кроме этого, дефинитивные нормы выполняют также ряд функций, обес-печивающих надлежащую и эффективную реализацию иных нормный и дескриптивный элементы должны находиться в общей части системы(отрасли). На их основе, по сути, происходит собственно само формированиеэтой системы, они служат ориентиром для законодателя; на их основе при-нимаются все иные нормы права. Но следует иметь в виду, что системоопре-делительная роль их проявляется не только на этапе правотворчества, но и настадии правореализации. Не только создание правовых предписаний, но исамо действие правовых норм, их реализация должны происходить в строгомсоответствии с теми параметрами, которые задают учредительные (деклара-тивные) нормы: нормы-цели, нормы-задачи, нормы-принципы, нормы-дефиниции.
Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975.
Черданцев А.Ф. Системность норм права // Сборник ученых трудов: Сборник ученых трудов СЮИ. Свердловск, 1970. Вып. 12.
Пиголкин А.С., Вопленко Н.Н. Основные виды правовых предписаний в советском законодательстве // Проблемы совершенствования советского законодательства: Труды ВНИИСЗ. М., 1979. Вып. 16.
Апт Л.Ф. Формы выражения и изложения правовых норм в нормативных актах: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1973.
Рычагова О.Е. Системообразующие факторы права. Томск: Изд-во Том. ун-та. 2003.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 244. 2 дек.
Илларионова Т.И. Система гражданско-правовых охранительных мер. Томск. Изд-во Том. ун-та, 1982.
Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М.: Госюриздат, 1960.
Чуфаров Ю.В. Нетипичные нормативные предписания в праве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2010.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999.
Современный толковый словарь. М.: Большая сов. энцикл., 1997.
Чиннова М.В. Дефиниции и их использование в нормативно-правовых актах: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.
Вопленко Н.Н. Общая теория реализации права и правоприменительная деятельность следователя // Проблемы применения правовых норм на предварительном следствии. Волгоград, 1982.
Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007.
Горшенев В.М. Нетипичные нормативные предписания в праве // Cоветское государство и право. 1978. № 3.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» //
Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М.; Л., 1957. Т. 10.
Заец А.П. Система советского законодательства (Проблемы согласованности). Киев: Наукова думка, 1987.