Отдельные проблемы производства по делам об административных правонарушениях
Анализируется проблема «девальвации» свидетельских показаний по делам об административных правонарушениях; рассматриваются вопросы соотношения сроков давности привлечения к административной ответственности и принцип материальной истины (полнота, всесторонность и объективность); предлагаются практические и нормативные пути решения затронутых автором проблем.
Some problems of proceedings in administrative offences.pdf Производство по делам об административных правонарушениях являетсяважнейшей гарантией соблюдения прав и охраняемых законом интересовлица, привлекаемого к административной ответственности, так как именноточное следование нормативным предписаниям процессуальных норм позво-ляет обеспечить законность, полноту, всесторонность и объективность рас-смотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.Анализ норм действующего Кодекса РФ об административных правона-рушениях, а также соответствующей правоприменительной практике объек-тивно показывает, что необходимо дальнейшее совершенствование отдель-ных положений законодательства об административной ответственности исуществующей практике применения указанных норм. В частности, не можетне беспокоить существующая проблема «девальвации» свидетельских пока-заний, как доказательств по делам об административных правонарушениях, атакже возникающие вопросы с практической реализацией принципа матери-альной истины.Статья 25.6 КоАП РФ закрепляет, что в качестве свидетеля по делу обадминистративном правонарушении может быть вызвано лицо, которому мо-гут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, впроизводстве которых находится дело об административном правонаруше-нии, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, отве-тить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответст-вующем протоколе правильность занесения его показаний. Свидетель вправеделать замечания по поводу правильности занесения его показаний в прото-кол. Свидетель предупреждается об административной ответственности задачу заведомо ложных показаний. За отказ или за уклонение от исполненияобязанностей, предусмотренных КоАП РФ, свидетель несет административ-ную ответственность.Исходя из данных норм закона, следует, что показания свидетеля могутбыть либо правдивыми, либо ложными (только одно из двух, третьего не да-но). При этом в случае ложности показаний свидетеля вопрос заведомой илине заведомой ложности данных показаний я вывожу несколько за рамки дан-ной проблемы, так как это уже проблема реальной возможности привлечениятакого лица к административной ответственности в соответствии со ст. 17.9КоАП РФ и подлежит установлению в рамках иного дела. Соответственно, влюбом случае свидетельские показания являются либо правдивыми, либоложными.Свидетель по делу об административном правонарушении является важ-нейшим, а зачастую и единственным, источником получения юрисдикцион-ным органом объективных сведений о юридически значимых обстоятельст-вах по делу: наличии события административного правонарушения, призна-ках юридического состава административного правонарушения, иных фак-тах, имеющих значение для правильного разрешения дела. По этой причиненадлежащий анализ и оценка данного вида доказательства со стороны лица,рассматривающего дело об административном правонарушении, имеют оп-ределяющее значение для установления оснований для привлечения лица кадминистративной ответственности.Однако в ходе своей практической деятельности юрисдикционные орга-ны зачастую не принимают свидетельские показания в качестве доказа-тельств невиновности лица, привлекаемого к административной ответствен-ности, но при этом в своих постановлениях прямо не указывают, что показа-ния свидетеля являются ложными. Оценивая данные свидетельские показа-ния, судьи (должностные лица) указывают, что относятся к ним критически.Мотивы критического отношения чаще всего объясняются наличием родст-венных, служебных, дружеских или иных отношений со свидетелем.Что же такое в понимании юрисдикционного органа «критическое» от-ношение к свидетельским показаниям? Исходя из анализа судебных актов,это означает, что судья (должностное лицо) не верит в достоверность свиде-тельских показаний. Но почему же тогда в итоговом постановлении прямо неуказывается, что свидетель дал ложные показания? В действительности, за-частую даже судьи сами до конца не уверены в том, что эти показания явля-ются ложными. Обвинить же свидетеля в даче заведомо ложных показанийсудьи по разным причинам не решаются. Вот поэтому и был найден такой«мягкий» вариант оценки свидетельских показаний.Таким образом, фактически суд (должностное лицо) относится критиче-ски к показаниям свидетелей защиты только потому, что они противоречатпозиции обвинения, т.е. в ряде случаев судья (лицо, рассматривающее дело)до конца не уверен именно в ложности свидетельских показаний.Также нельзя согласиться с тем, что данные действия юрисдикционногооргана охватываются исключительно оценкой доказательства, так как доказа-тельства оцениваются судом (должностным лицом) по своему внутреннемуубеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследо-вании всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 КоАП РФ).На практике это уже привело к тому, что граждане перестали опасатьсяюридической ответственности (уголовной в меньшей степени, администра-тивной - практически полностью) за лжесвидетельствование. В ряде случаевграждане заведомо идут на дачу ложных свидетельских показаний, желаяпомочь своим родственникам, друзьям и знакомым, не осознавая или не же-лая осознавать неправомерность своих действий.Соответственно, по моему глубокому убеждению, в том случае, если су-дья (должностное лицо) приходит к выводу о ложности свидетельских пока-заний, то он не должен использовать некие «мягкие», обтекаемые формули-ровки в плане оценки свидетельских показаний («суд критически относится кпоказаниям свидетеля…», «суд не принимает во внимание показания свиде-теля…» и т.п.), а однозначно указывать на их ложность и принимать все пре-дусмотренные КоАП РФ меры, направленные на обеспечение составленияпротокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.9КоАП РФ (в частности, протоколы в таких случаях вправе составлять судеб-ные приставы либо должностные лица органов внутренних дел - подп. 1, 77п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ). Доставление нарушителя в служебное помещениесуда или органа внутренних дел (ст. 27.2 КоАП РФ) или административноезадержание (ст. 27.3 КоАП РФ) осуществляется судебными приставами пообеспечению установленного порядка деятельности судов.В связи с этим у судьи (должностного лица) имеются реальные механиз-мы немедленного реагирования на выявляемые им факты дачи свидетелемложных показаний.В том случае, если судья (должностное лицо) однозначно не уверен в том,что показания свидетеля являются действительно ложными, это означает, чтов деле имеются сомнения в виновности лица, привлекаемого к администра-тивной ответственности, а поэтому судья не должен просто относиться к нимкритически, а в силу прямого указания ст. 24.1 КоАП РФ должен предпри-нять все необходимые меры по устранению всех сомнений, т.е. он долженустановить истину по делу.Если данные противоречия, т.е. сомнения, носят неустранимый характер, тов силу положений п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ они должны толковаться исключительнов пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.Именно презумпция невиновности возлагает обязанностьСтатья 29.6 КоАП РФ закрепляет, что дело об административном право-нарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей,правомочным рассматривать дело, протокола об административном правона-рушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от уча-стников производства по делу об административном правонарушении либо вслучае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срокрассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным ли-цом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продленииуказанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело,выносят мотивированное определение.В отношении срока давности привлечения к административной ответст-венности ст. 4.5 КоАП РФ закрепляет, что постановление по делу об админи-стративном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух ме-сяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемомусудьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административногоправонарушения, а в определенных законом случаях - по истечении одногогода со дня совершения административного правонарушения.В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведет-ся производство по делу об административном правонарушении, о рассмот-рении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения кадминистративной ответственности приостанавливается с момента удовле-творения данного ходатайства до момента поступления материалов дела су-дье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, поместу жительства лица, в отношении которого ведется производство по делуоб административном правонарушении.В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КодексаРФ об административных правонарушениях» прямо разъясняется, что ст. 4.5КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановленияпоэтому оставляют их без удовлетворения. Однако в ряде случаев проведениеподобных исследований является объективной необходимостью.Так, в настоящее время широкое распространение получила практика про-ведения бестиражных лотерей с использованием специального электромехани-ческого оборудования. Судебная практика привлечения субъектов предприни-мательской деятельности к административной ответственности за совершениеадминистративных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ(незаконное осуществление деятельности по проведению азартных игр), объек-тивно показала, что между административным органом и лицом, привлекае-мым к административной ответственности, всегда возникает спор, является лиизъятое оборудование игровым. Так, организаторами данных мероприятийуказанное оборудование сертифицировано как лотерейное, сотрудники же по-лиции относят такое оборудование к игровым аппаратам.Проблема технического различия игровых и лотерейных аппаратов нашласвое разрешение в письме Минфина РФ от 07.04.2008 г. № 05-03-08/19, в со-ответствии с которым основной и необходимой частью игрового автомата,которая определяет его функциональную принадлежность, является цен-тральный блок управления с заложенной игровой программой, определяю-щей результаты игры на нем. Учитывая наличие данного нормативного до-кумента, арбитражные суды, отказывая в привлечении лиц к административ-ной ответственности, указывают, что довод сотрудников полиции об относи-мости изъятого оборудования к игровым аппаратам не может быть принят вовнимание как достоверный, поскольку для обоснованного и объективноговывода по вопросам с технической составляющей необходима специализиро-ванная квалификация. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что су-ществующая судебная практика является далеко не единообразной и имеютсявступившие в законную силу судебные акты, в которых судьи делают само-стоятельные выводы о неправомерности подобной деятельности, исходя изиных признаков азартных игр.Другим примером неправильного рассмотрения дела без проведения экс-пертизы являются случаи, когда кем-либо из участников административногопроцесса (понятыми; свидетелями; лицом, привлекаемым к административ-ной ответственности) оспариваются подписи (в том числе собственные) впроцессуальных документах. Нередко аналогичная потребность возникает уграждан и при рассмотрении дел, связанных с нарушениями правил дорожно-го движения (гл. 12 КоАП РФ).Одной из задач производства по делам об административных правонару-шениях является полное, всестороннее и объективное выяснение обстоя-тельств дела (ст. 25.1 КоАП РФ), а поэтому суд обязан принять все преду-смотренные законом меры для установления объективной истины по делу.Таким образом, ограничение прав участников дела об административныхправонарушениях в их праве на проведение экспертиз, в том числе и радисоблюдения сроков его рассмотрения, является недопустимым и, по сути,становится необоснованно созданным препятствием в реализации процессу-альных прав граждан.Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности приприменении мер административного принуждения предполагает не тольконаличие законных оснований для применения административного наказания,но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к адми-нистративной ответственности, в том числе и соблюдение требований законао презумпции невиновности.Все вышеизложенное объективно показывает, что в целях реального во-площения принципа материальной истины при рассмотрении дел об админи-стративных правонарушениях, как в судебном, так и во внесудебном порядке,без ущемления прав и интересов сторон данного административного споранеобходимо дальнейшее развитие и совершенствование законодательства обадминистративной ответственности. На мой взгляд, возможными путями ре-шения поднятых проблем могло бы быть либо нормативное увеличение об-щих сроков давности привлечения к административной ответственности сдвух месяцев (трех месяцев - при рассмотрении дела судом) до одного года,либо законодательное закрепление дополнительных оснований приостанов-ления указанного срока и процессуального срока производства по делу, на-пример в случае назначения экспертизы по делу или в случае болезни лица,привлекаемого к административной ответственности, с установлением каких-либо предельных сроков приостановления.Указанные меры повысят эффективность применения норм об админист-ративной ответственности, а также действительно позволят обеспечить реа-лизацию основополагающих принципов административной ответственности.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 313
Ключевые слова
административная ответственность, доказательства по делам об административных правонарушениях, принципы производства по делам об административных правонарушениях, административный процесс, administrative responsibility, evidence in administrative offences, principles of proceedings in administrative offences, administrative proceedingsАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Илюшин Алексей Владимирович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, административного права Юридического института | alex_ilu@mail.ru |
Ссылки
