Formation of the independent branch of Soviet prosecutor's supervision of due process of law in places isolated from society in the second half of the 20th century..pdf Восстановление прокурорского надзора за местами заключения и лише-ния свободы, а также некоторых иных форм контрольной деятельности вэтой сфере произошло в 50-х гг. XX в. и было связано с изменением уголов-ной политики и дальнейшим совершенствованием нормативного регулирова-ния прокурорско-надзорной деятельности.24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утвер-ждено Положение о прокурорском надзоре СССР (далее по тексту - Положе-ние). Согласно ч. 2 ст. 32 Положения на органы прокуратуры была возложе-на обязанность по соблюдению социалистической законности в местах ли-шения свободы. Осуществлению прокурорского надзора в местах лишениясвободы была посвящена отдельная глава Положения, определявшая пред-мет, пределы, правовые средства и методы прокурорского надзора.Значение указанного Положения переоценить трудно. Во-первых, поми-мо восстановления прокурорского надзора как отдельного вида государст-венной деятельности [10. C. 22], оно создало условия для дальнейшего фор-мирования прокурорского надзора в качестве высшей формы публичной кон-трольной деятельности (высшего надзора) [5. C. 44] и заложило основы дляпоявления науки прокурорского надзора [6. C. 74], а также, по мнению неко-торых ученых, отдельной отрасли прокурорского права и законодательства[4. C. 41]. Во-вторых, характер правового регулирования прокурорской дея-тельности в сфере надзора за соблюдением законности в местах лишениясвободы, устанавливаемый Положением, способствовал обособлению этойдеятельности от иных видов прокурорского надзора и обусловил формирова-ние в дальнейшем самостоятельной отрасли прокурорского надзора. Нако-нец, Положение впервые определило новое содержание основного предметапрокурорского надзора - соблюдение законности. Если ранее это понятиеиспользовалось преимущественно для отражения соблюдения определенныхюридический правил и процедур без учета их правовой значимости (напри-мер, в постановлении НКЮ РСФСР 1917 г. «О мерах заключения задержан-ных и об учреждении при тюрьмах следственных комиссий, проверяющихправильность и законность ареста»), то теперь основной акцент был сделанна соблюдении юридической силы норм, закрепляющих указанные правила ипроцедуры. Формированию такого подхода также способствовало усилениероли законов как актов высшей юридической силы в регулировании общест-венных отношений, в том числе в пенитенциарной сфере.7 апреля 1956 г. Постановлением Пленума Верховного Совета СССР бы-ла утверждена структура центрального аппарата Прокуратуры СССР, в кото-рую, в частности, вошел отдел по надзору за местами лишения свободы направах отдельного структурного подразделения. Таким образом, была орга-низационно обособлена надзорная деятельность прокуратуры в рассматри-ваемой сфере.В конце 50-х - начале 60-х гг. произошло постепенное расширение пред-мета прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишениясвободы. В конце 50-х гг. была ликвидирована система исправительно-трудовых лагерей (далее по тексту - ИТЛ). Пенитенциарная система былаосвобождена от непрофильных обязанностей, связанных с обеспечениемнужд экономики и обороны государства. Одновременно с упразднением ИТЛбыли приняты меры по созданию системы исправительно-трудовых колоний(далее по тексту - ИТК). В результате к началу 60-х основным объектом про-курорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободыстала деятельность ИТК.Дальнейшее расширение предмета прокурорскогоблюдение за соблюдением законности в воспитательно-трудовых колонияхдля несовершеннолетних. Последнее направление рассматривалось как само-стоятельное направление деятельности в рамках прокурорского надзора засоблюдением законов о несовершеннолетних.Усложнение предмета прокурорского надзора за соблюдением законно-сти в местах лишения свободы не ограничилось включением наблюдения заисполнением исправительно-трудовых мер и надзором за соблюдением за-конности в деятельности ИТК. 26 июля 1966 г. Указом Президиума Верхов-ного Совета СССР «Об административном надзоре органов милиции за ли-цами, освобожденными из мест лишения свободы» на органы прокуратуры врамках наблюдения за соблюдением законности в местах лишения свободыбыл возложен надзор за соблюдением законности при осуществлении адми-нистративного надзора за освобожденными из мест заключения.Закономерным итогом развития уголовной политики с учетом вновь про-возглашенных приоритетов правового строительства, направленных на по-вышение роли законов как актов высшей юридической силы, стало принятиекодификационных актов, регулировавших исправительно-трудовые, уголов-ные и уголовно-процессуальные отношения. В этой связи 25 декабря 1958 г.Верховным Советом СССР были утверждены Основы уголовного законода-тельства Союза ССР и союзных республик, а также Основы уголовного судо-производства Союза ССР и союзных республик. В 1969 г. были приняты Ос-новы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных рес-публик (далее по тексту - Основы ИТЗ СССР). На основе указанных актов в1960 г. был принят Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (действовал сянваря 1961 г.), и в 1970 г. - Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (дейст-вовал с 1 июня 1971 г.).ИТК РСФСР 1970 г. утвердил на уровне закона сложившуюся к этомувремени систему отбывания наказаний, а также уточнил режимы отбываниянаказания и виды исправительных учреждений. В частности, было преду-смотрено созданиевания наказаний, а также нормативно установленных правил о режиме со-держания, обучении, труде и воспитании заключенных.Усложнение предмета и пределов прокурорского надзора за законностьюв местах лишения свободы обусловило расширение правовых возможностейнадзирающих прокуроров. В этой связи ст. 10 Основ ИТЗ СССР устанавлива-ла, что прокурорский надзор за точным соблюдением законов при исполне-нии приговоров к лишению свободы являлся высшим надзором, осуществ-ляемым от имени государства Генеральным прокурором СССР и подчинен-ными ему прокурорами. Далее ст. 10 определяла, что, осуществляя такой над-зор, прокурор был обязан своевременно принимать меры к предупреждениюи устранению всяких нарушений, от кого бы эти нарушения ни исходили, ипривлекать виновных к ответственности. Кроме того, прокурору было пре-доставлено право выносить обязательные для администраций ИТУ постанов-ления и предложения относительно нормативно установленных правил отбы-вания наказаний.УПК РСФСР 1960 г. окончательно исключил ранее существовавшие нор-мы, устанавливавшие альтернативный прокурорскому судебный порядокправовой оценки законности предварительного заключения. В этой связи11 июля 1969 г. Положением о предварительном заключении под стражу напрокурора была возложена обязанность осуществлять надзор за соблюдениемзаконности в местах предварительного заключения (ст. 19). 13 июля 1976 г.Положением о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых всовершении преступления (далее по тексту - Положение о задержании), реа-лизация надзора за соблюдением законности в местах содержания задержан-ных лиц была также поручена прокуратуре (ст. 18). Этим же документомуголовно-процессуальное задержание окончательно было отграничено отпредварительного заключения под стражу.Поскольку был упразднен ранее предусматриваемый УПК РСФСР 1923 г.судебный контроль законности предварительного заключения (задержания),вновь учрежденный прокурорский надзор за соблюдением законности задер-жания осуществлялся в двух направлениях. Надзор за местами содержанияреализовывался в рамках надзорной деятельности за соблюдением законно-сти в местах лишения свободы, а правовая оценка законности и обоснованно-сти задержания осуществлялась в процессуальном порядке в рамках проку-рорского надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания ипредварительного следствия. В последнем случае при задержании лица, по-дозреваемого в совершении преступления, уполномоченные органы и долж-ностные лица обязаны были в течение двадцати четырех часов письменносообщить о задержании прокурору (ст. 5 Положения о задержании и ст. 1221УПК РСФСР).Таким образом, к середине 70-х гг. прокурорский надзор охватил испол-нение всех мер уголовно-правовой и уголовно-процессуальной изоляции,применяемых в интересах предварительного расследования, правосудия иисполнения наказания. Предмет прокурорского надзора включал в себя на-блюдение за соблюдением законов при применении основных средств ис-правления и перевоспитания осужденных, освобождении от отбывания нака-зания, оказании помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобожден-ным от отбывания наказания, а также наблюдении за указанными лицами.Кроме того, в предмет надзора прокуратуры входило осуществление надзораза соблюдением режимов отбывания наказания, порядка и условий отбыва-ния наказаний, а также законов, определяющих правовое положение осуж-денных.Включение указанных мер означало также распространение прокурор-ского надзора на деятельность органов и учреждений, их применявших и ис-полнявших. Помимо ИТУ к их числу относились: органы внутренних дел (в60-х гг. органы охраны общественного порядка), судебные исполнители, ме-дицинские учреждения, командование дисциплинарных батальонов.Для осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов вместах содержания задержанных, предварительного заключения и лишениясвободы прокурору были предоставлены следующие правовые возможности:принесение протестов, внесение представлений, издание постановлений ивнесение предложений относительно соблюдения законности, приостановле-ние противоречащих законам приказов и распоряжений администраций ИТУ,освобождение лиц, незаконно содержащихся под стражей, санкционированиесвязанных с исполнением приговоров отдельных действий администрацийИТУ, принятие мер к привлечению должностных лиц или граждан, нару-шивших закон, к уголовной, дисциплинарной, административной и матери-альной ответственности (ст.13, 15, 16, 32 Положения о прокурорском надзоре1955 г., ст. 53 Основ уголовного судопроизводства, 1221 УПК РСФСР1960 г.).С принятием УПК РСФСР 1960 г. уголовно-процессуальная деятель-ность, связанная с разрешением вопросов, возникающих в ходе исполненияприговора, окончательно была отграничена от деятельности администрацийИТК (с 1970 г. - исправительно-трудовых учреждений (далее по тексту -ИТУ)) по непосредственной реализации наказаний. В науке уголовного про-цесса она была отнесена к завершающей стадии уголовного процесса - ста-дии исполнения приговора - и считалась продолжением осуществлениядоставлены права по опротестованию указанных определений в кассацион-ном порядке [7. C. 45].В 50-х гг. также был восстановлен общественный контроль мест заклю-чения. В 1957 г. было принято Положение о наблюдательных комиссиях, всоответствии с которым наблюдательные комиссии стали создаваться на пра-вах органов общественности при исполнительных комитетах местных Сове-тов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения. 30 сентября 1965 г. Указом Президиума ВерховногоСовета РСФСР было утверждено новое Положение о наблюдательных ко-миссиях. Статья 7 указанного положения существенно расширила сферы об-щественного контроля в сфере пенитенциарных отношений, включив в негодеятельность не только ИТУ, но также органов милиции, исполнявших при-говоры к ссылке и высылке и осуществлявших административный надзор зассыльными, и подразделений инспекций исправительных работ, обеспечи-вавших отбывание исправительных работ. Несмотря на то, что данное поло-жение не включало прокурора в состав членов наблюдательной комиссии, он,руководствуясь требованиями о надзоре за законностью деятельности обще-ственных организаций, принимал обязательное участие в работе комиссий справом применения всех средств правового реагирования, предоставленныхему в рамках общего надзора. Иными словами, несмотря на расширениефункций наблюдательных комиссий, прокурорский надзор продолжал оста-ваться определяющей формой контроля (надзора) за деятельностью ИТУ ииных органов, обеспечивавших исполнение приговора.Принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г., ох-ват прокурорским надзором всех форм социальной активности и изменениевследствие этого роли прокурорских органов в осуществлении контрольнойи правоохранительной деятельности в масштабе всего государства обуслови-ли принятие нового закона, регулировавшего деятельность прокуратуры. Вэтой связи 30 ноября 1979 г. был принят Закон «О прокуратуре СССР» (далеепо тексту - Закон о Прокуратуре СССР). Статья 3 Закона о ПрокуратуреСССР среди основных направлений прокурорской деятельности называланадзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местахпредварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер при-нудительного характера, назначаемых судом. В связи с принятием указанногозакона 29 мая 1980 г. Постановлением Пленума Верховного Совета СССРбыла утверждена структура Прокуратуры СССР, в которую среди прочихподразделений был включен Отдел по надзору за соблюдением законов в ис-правительно-трудовых учреждениях.Принятие Закона о Прокуратуре СССР 1979 г. также имело важное исто-рико-правовое значение. Во-первых, было завершено юридическое оформле-ние прокурорского надзора как отдельного вида государственной деятельно-сти, направленного на осуществление высшего надзора за всеми видами го-сударственной и иной социальной деятельности. Во-вторых, надзор за со-блюдением законов в местах предварительного заключения и задержания, атакже при исполнении наказаний и иных назначенных судом мер принуди-тельного характера получил свое окончательное нормативное обособление вкачестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора. В-третьих, с уче-том обобщения предшествующего опыта нормативного регулирования пени-тенциарных и прокурорско-надзорных отношений были заложены теоретиче-ские и правовые основы для развития научного обеспечения данного направ-ления прокурорской деятельности. В этот период были установлены предмети пределы надзора, правовые средства и методы надзорной деятельности,организационные основы прокурорского надзора в рассматриваемой сфере,которые остались неизменными практически до конца 90-х гг. XX в.Таким образом, к началу 80-х гг. основной формой публичного контроляпенитенциарной сферы стал прокурорский надзор за соблюдением законов вместах содержания задержанных, предварительного заключения, а также приисполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемыхсудом, представлявший собой отдельную отрасль прокурорского надзора.В 80-х гг. совершенствование правового регулирования прокурорскогонадзора в данной отрасли шло по пути оптимизации организационных формосуществления надзорной деятельности. В этой связи в 1983 г. были образо-ваны специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законовв ИТУ, действовавшие на правах межрайонных прокуратур с подчинениемпрокурорам соответствующих союзных республик (без областного деления),автономных республик, краев и областей. Штат вновь созданных прокуратурвключал в себя: прокурора, заместителей, помощников и следователей. Науказные прокуратуры было возложено осуществление надзора за соблюдени-ем законов в исправительных и воспитательных колониях исправительно-трудовой системы, находившихся на территории регионов, где такие проку-ратуры были созданы. Надзор за соблюдением законов в местах содержаниязадержанных и заключенных под стражу, а также при исполнении наказанийв виде исправительных работ и в специальных комендатурах возлагался натерриториальных прокуроров, в дисциплинарных батальонах - на военныхпрокуроров.16 июля 1984 г. было принято Положение о порядке и условиях исполне-ния уголовных наказаний, не связанных с мерами уголовно-исправительноговоздействия на осужденных, по которому в предмет надзора за соблюдениемзаконов при исполнении уголовных наказаний был включен надзор за закон-ностью исполнения таких видов уголовных наказаний, как лишение правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельно-стью, штраф, общественное порицание, конфискация имущества, лишениевоинского и специального звания (ст. 4). С учетом того, что большая часть изперечисленных видов уголовного наказания исполнялась судом, судебныеорганы были включены в предмет надзора как субъекты уголовно-исполнительной деятельности. Таким образом, осуществляя надзор за закон-ностью при исполнении приговора, прокурор реализовывал надзор в двухнаправлениях: в стадии исполнения приговора - в рамках надзора за судеб-ной деятельностью и при исполнении указанных видов наказания - в рамкахнадзора за соблюдением законов при исполнительной деятельности суда.6 февраля 1989 г. Постановлением Президиума Верховного Совета былаизменена структура Прокуратуры СССР. В результате наряду с иными под-разделениями было образовано Управление по надзору за законностью ис-полнения уголовных наказаний.В таком виде прокурорский надзор за соблюдением законов в местах со-держания задержанных, в местах предварительного заключения, при испол-нении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых су-дом, просуществовал до начала 90-х гг. XX столетия.
Бровин Г.И., Михайлов В.Т. Прокурорский надзор за законностью исполнения приговоров. М.: Юрид. лит., 1977.
Воронин О.В. Становление пенитенциарного надзора в России: исторические аспекты. Томск: НТЛ, 2010.
Гельфер М. О повышении роли суда в исправлении и перевоспитании осужденных // Социалистическая законность. 1970. № 5. С. 51-52.
Звирбуль В.К. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности (научные основы). М.: Юрид. лит., 1971.
Лебединский В.Г., Каленов Ю.А. Прокурорский надзор в СССР. М.: Госюриздат, 1957.
Мелкумов В.Г. Советская прокуратура и проблемы общего надзора. Душанбе: Ирфон, 1970.
Свиридов М.К. Порядок разрешения дел об условно-досрочном освобождении от наказания. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972.
Свиридов М.К. Сущность и предмет стадии исполнения приговора. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978.
Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор в стадии исполнения приговора. М.: Изд-во МГУ, 1983.
Тадевосян В.С. Прокурорский надзор в СССР. М.: Госюриздат, 1956.