Средства обеспечения непенитенциарного режима в отношении осужденных без изоляции от общества, являющихся гражданами государств-участников СНГ | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 1 (3).

Средства обеспечения непенитенциарного режима в отношении осужденных без изоляции от общества, являющихся гражданами государств-участников СНГ

Статья посвящена проблемам привлечения осужденных иностранцев к отбыванию наказаний без изоляции от общества или исполнению требований приговора суда об условном осуждении и отсрочке отбывания наказания в России, а также вопросам розыска этих осужденных, признания и исполнения приговоров российских судов в государствах-участниках СНГ. Формулируются предложения по совершенствованию Конвенции СНГ, российского уголовно-исполнительного законодательства, ведомственных актов Министерства юстиции Российской Федерации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Means of ensuring the non-penal regime in relation to the citizens of CISmember states convicted without isolation from society.pdf В практике исполнения наказаний и реализации иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества возникают проблемы, которыесвидетельствуют о недостаточной завершенности правовой регламентациинекоторых средств обеспечения непенитенциарного режима в отношенииосужденных, являющихся гражданами государств-участников СНГ. Преждевсего, это касается привлечения данной категории осужденных к отбываниюнаказаний в виде обязательных и исправительных работ, а также выполне-нию обязанностей, связанных с трудом, при условном осуждении. «Трудо-устроить» этих осужденных, как свидетельствует практика, не представляет-ся возможным хотя бы потому, что практически каждый из них относится кчислу незаконных мигрантов и не подлежит официальному трудоустройству.Единственным выходом из сложившейся ситуации является оказание такимосужденным помощи в легализации их пребывания на территории Россий-ской Федерации, что, безусловно, отвлекает значительную часть времени ин-спектора.Привлечение рассматриваемой категории осужденных к исполнениюприговора суда и осуществление контрольных мероприятий становится ещепроблематичнее, если они после осуждения выезжают за пределы РоссийскойФедерации или их выдворяют за нарушения правил пребывания на террито-рии Российской Федерации. Данный факт устанавливается уголовно-исполнительными инспекциями, как правило, в результате проведения пер-воначальных розыскных мероприятий, однако, как показывает практика, невсегда находит отражение в соответствующих материалах. Дело в том, чтоуголовно-исполнительное законодательство обязывает инспекцию направитьв суд представление о замене обязательных и исправительных работ болеестрогим видом наказания, об отмене условного осуждения или отсрочки от-бывания наказания и исполнении назначенного судом наказания только в томслучае, если местонахождение осужденного не установлено (выделеномной. - Н.О.), но установлен факт уклонения его от исполнения приговорасуда. Если же уголовно-исполнительная инспекция устанавливает, что осуж-денный выехал за пределы Российской Федерации и проживает в другом го-сударстве, значит, она тем самым устанавливает его местонахождение. Этообстоятельство, по всей видимости, препятствует инспекции обратиться в судс представлением об отмене (замене) даже при установлении факта уклоне-ния осужденного от исполнения приговора суда. В то же время установлениефакта выезда осужденного за пределы Российской Федерации не будет пре-пятствовать такому обращению со стороны уголовно-исполнительной ин-спекции, ибо конкретное его местонахождение не определено.Однако если проанализировать практику отмены условного осужденияили отсрочки отбывания наказания, то суды не всегда удовлетворяют пред-ставления уголовно-исполнительных инспекций, обосновывая это отсутстви-ем доказательств уклонения осужденного(ой) от контроля, в связи с чем ор-ганы внутренних дел без определения суда об отмене условного осужденияили отсрочки отбывания наказания не имеют права осуществлять розыск. Неменее проблематичной выглядит и замена обязательных и исправительныхработ, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 30 и ч. 3 ст. 46 УИК РФ в результа-те первоначальных розыскных мероприятий должно быть доказано, что осу-жденный скрылся именно «в целях уклонения от отбывания наказания».На наш взгляд, такая практика обусловлена не только деятельностью ин-спекций, которые, осуществляя первоначальные розыскные мероприятия,преследуют только одну цель: найти осужденных, забывая при этом о том,что им одновременно необходимо будет доказывать в суде и факт уклоненияих от контроля или отбывания обязательных или исправительных работ, но инеточным содержанием норм УИК РФ и Инструкцииприятий установление «уважительности» либо «неуважительности» причинтого, что осужденный скрылся с места жительства. Вместе с тем, например, вслучае осуждения к обязательным работам, если осужденный скрывается не сцелью уклонения от отбывания наказания, то очевидно, что он не станет«прятаться» от уголовно-исполнительной инспекции и, соответственно, будетисполнять приговор суда. Аналогично оценивается поведение условно осуж-денного - если он скрылся не от контроля инспекции, то он будет исполнятьприговор суда. В случае с применением отсрочки отбывания наказания фак-том, подтверждающим то обстоятельство, что осужденный скрылся в целяхуклонения от воспитания ребенка, может служить только оставление им ре-бенка независимо от того, на чье попечение он его оставил. Однако в данномслучае необходимо учитывать, не связано ли отсутствие осужденного с поис-ком работы или ее графиком (например, «вахтовый» метод работы).В соответствии с п. 142 приказа Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142«Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и меруголовно-правового характера без изоляции от общества», а также п. 56 при-каза Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инст-рукции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы»при проведении первоначальных розыскных мероприятий по установлениюместонахождения осужденного инспекция в течение 30 дней (в отношенииосужденных к ограничению свободы и условно осужденных - в течение 31дня) обязана:- информировать подразделение розыска территориального органаФСИН России об осужденном, в отношении которого начаты первоначаль-ные мероприятия по установлению его местонахождения;- провести по месту жительства, в организации, где работал (учился) осу-жденный, опрос лиц, которым могут быть известны сведения о вероятномместонахождении осужденного;- запросить и получить информацию по учетам подведомственных терри-ториальному органу ФСИН Россииисполнительные инспекции не относятся ни к судебным, ни к следственныморганам. Согласно ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы ис-полнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным закономполномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Уч-реждения, исполняющие наказания, согласно ст. 14 Закона Российской Феде-рации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняю-щих уголовные наказания в виде лишения свободы» имеют право осуществ-лять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность. Однако, учитывая, что уголовно-исполнительныеинспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уго-ловно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отноше-нии лиц, осужденных без изоляции от общества, в соответствии с Положени-ем об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным Постановлени-ем Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729, на нихэти положения не распространяются.Таким образом, запросы в лечебные учреждения или в органы записи ак-тов гражданского состояния уголовно-исполнительная инспекция направлятьне уполномочена ни при каких обстоятельствах. В случае необходимости по-лучения такой информации в интересах суда либо прокуратуры она можетбыть запрошена только судом либо прокуратурой соответственно.Вместе с тем в соответствии с п. 9. Постановления Пленума ВС РФ от20 декабря 2011 г. № 21 «О практике применения судами законодательстваоб исполнении приговора» в случае, если условно осужденный скрылся отконтроля, суд, рассматривая представление уголовно-исполнительной ин-спекции об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначен-ного по приговору суда (п. 7 ст. 397 УПК РФ), должен исходить из положе-ния ч. 6 ст. 190 УИК РФ о том, что скрывающимся от контроля признаетсяусловно осужденный, место нахождения которого не установлено в течениеболее 30 дней. Суд также должен проверятьдений, уголовно-исполнительная инспекция обязана информировать суд отом, что сбор этих сведений не может быть осуществлен ею самостоятельно,и запросить у суда оказания содействия в решении данного вопроса.В соответствии с п. 32. Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря2011 г. № 21 «О практике применения судами законодательства об исполне-нии приговора», если в поступивших материалах не содержится достаточныхданных для рассмотрения ходатайства или представления и в судебном засе-дании восполнить их невозможно, суд в ходе подготовки к его рассмотрениювозвращает эти материалы для соответствующего оформления. В случае от-сутствия документов, которые обязана представить администрация учрежде-ния или органа, исполняющего наказание, суд не вправе отказать в принятииходатайства осужденного, его законного представителя или адвоката. Еслипроведенных мероприятий для вывода о том, что осужденный скрылся отконтроля, недостаточно, то суд отказывает в удовлетворении представления.С учетом положений ст. 18.1 УИК РФ объявление розыска условно осужден-ного, скрывшегося от контроля, не относится к числу вопросов, подлежащихрассмотрению судом при исполнении приговора.Согласно п. 10. Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2011 г.№ 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении при-говора» решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания,назначенного по приговору суда, в отношении условно осужденного, скрыв-шегося от контроля в течение испытательного срока, может быть принятосудом и в случае, когда рассмотрение данного вопроса осуществляется поистечении установленного ему испытательного срока.Таким образом, вопросы об отмене условного осуждения и исполнениинаказания, предусмотренного приговором суда, об отмене отсрочки отбыва-ния наказания осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ре-бенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в воз-расте до четырнадцати лет и являющемусяот общества») о замене обязательных работ другим видом наказания в соот-ветствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ;- направить установленным порядком в подразделение розыска террито-риального органа ФСИН России материалы первоначальных розыскных ме-роприятий по установлению местонахождения осужденного к обязательнымработам, злостно уклоняющегося от отбывания наказания, местонахождениекоторого неизвестно.К представлению в суд о замене обязательных работ другим видом нака-зания уголовно-исполнительная инспекция прилагает заверенные копии ма-териалов первоначальных розыскных мероприятий по установлению место-нахождения осужденного.Если в течение 30 дней в результате первоначальных розыскных меро-приятий местонахождение осужденного к лишению права занимать опреде-ленные должности или заниматься определенной деятельностью не установ-лено, то инспекция обязана:- информировать подразделение розыска территориального органаФСИН России о результатах первоначальных розыскных мероприятий поустановлению местонахождения осужденного;- направить в орган внутренних дел сообщение о том, что место нахож-дения осужденного к лишению права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью не установлено, и запросить органвнутренних дел о том, что в случае, если станет известно о местонахожденииосужденного, необходимо сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию.При этом первоначальные розыскные мероприятия по установлению ме-стонахождения указанного осужденного продлеваются еще на 30 дней, кон-троль исполнения приговора не приостанавливается.Если в течение 30 дней в результате первоначальных розыскных меро-приятий местонахождение осужденного к исправительным работам не уста-новлено, а материалы проведенных мероприятий подтверждают, что осуж-денный скрылся с места жительства и его местонахождение неизвестно, то онпризнается злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ иинспекция обязана:- информировать подразделение розыска территориального органаФСИН России о результатах первоначальных розыскных мероприятий поустановлению местонахождения осужденного;- направить в суд представление (приложение № 25 к Приказу МинюстаРоссии от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организа-ции исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляцииот общества») о замене исправительных работ другим видом наказания в со-ответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ;- направить установленным порядком в подразделение розыска террито-риального органа ФСИН России материалы первоначальных розыскных ме-роприятий по установлению местонахождения осужденного к исправитель-ным работам, скрывшегося с места жительства, местонахождение которогонеизвестно.К представлению в суд о замене исправительных работ другим видом на-казания уголовно-исполнительная инспекция прилагает заверенные копииматериалов первоначальных розыскных мероприятий по установлению ме-стонахождения осужденного.Если в течение более 30 дней (31 день) в результате первоначальных ро-зыскных мероприятий местонахождение осужденного к ограничению свобо-ды не установлено, а материалы первоначальных розыскных мероприятийподтверждают, что осужденный скрылся с места жительства и его местона-хождение не установлено в течение более 30 дней, то он признается злостноуклоняющимся от отбывания ограничения свободы и инспекция обязана:- информировать подразделение розыска территориального органаФСИН России о результатах первоначальных мероприятий по установлениюместонахождения осужденного;- направить установленным порядком в подразделение розыска террито-риального органа ФСИН России материалы первоначальных мероприятий поустановлению местонахождения осужденного, которому ограничение свобо-ды назначено в качестве основного наказания либо избрано в порядке заменынеотбытой части наказания в виде лишения свободы;- в отношении осужденного, которому ограничение свободы назначено вкачестве дополнительного наказания, направить информацию совместно сзаверенными копиями материалов первоначальных мероприятий по установ-лению местонахождения осужденного в орган внутренних дел для возбужде-ния уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1ст. 314 УК РФ;- в отношении осужденного, которому ограничение свободы назначено вкачестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытойчасти наказания в виде лишения свободы, направить в суд представление озамене осужденному неотбытого срока наказания в виде ограничения свобо-ды наказанием в виде лишения свободы.Вместе с тем вопрос замены неотбытого срока наказания в виде ограни-чения свободы наказанием в виде лишения свободы осужденному, которомуограничение свободы назначено в качестве основного наказания либо избра-но при замене неотбытой части наказания в виде лишенияподтверждают, что осужденный скрылся в целях уклонения от воспитанияребенка, то он признается уклоняющимся от воспитания ребенка и инспекцияобязана:- информировать подразделение розыска территориального органаФСИН России о результатах первоначальных розыскных мероприятий поустановлению местонахождения осужденного;- направить в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказа-ния и о направлении осужденного для отбывания наказания, назначенногоприговором суда, в соответствии с ч. 2 ст. 82 УК РФ;- направить установленным порядком в подразделение розыска террито-риального органа ФСИН России материалы первоначальных мероприятий поустановлению местонахождения осужденного, который отбывал наказание висправительном учреждении и которому была предоставлена отсрочка отбы-вания наказания, в случае если первоначальные розыскные мероприятия про-водились по факту его неприбытия в двухнедельный срок со дня освобожде-ния из исправительного учреждения в уголовно-исполнительную инспекцию(если осужденный не прибыл вместе с ребенком).К представлению в суд об отмене отсрочки отбывания наказания и о на-правлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговоромсуда, уголовно-исполнительная инспекция прилагает заверенные копии мате-риалов первоначальных розыскных мероприятий по установлению местона-хождения осужденного.Представление в суд об отмене отсрочки отбывания наказания и о на-правлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговоромсуда, выносится уголовно-исполнительной инспекцией в случае:- если осужденный официально отказался от ребенка;- если осужденный, официально не отказавшись от ребенка, оставил его вродильном доме или передал в детский дом;- если осужденный ведет антиобщественный образ жизни и не занимает-ся воспитанием ребенка и уходом за ним;- если осужденный оставил ребенка родственникам или иным лицам;- если осужденный скрылся, бросив ребенка.Если в течениеприлагает заверенные копии материалов первоначальных розыскных меро-приятий по установлению местонахождения условно осужденного.Вместе с тем, как показывает практика, законодательные положения отом, что злостно уклоняющийся от отбывания наказания или контроля уго-ловно-исполнительной инспекции осужденный объявляется в розыск, неснимает проблемы самого розыска.Во-первых, из содержания УИК РФ не ясно, кто должен объявлять в ро-зыск и где же должен содержаться такой осужденный, если сотрудникам ор-ганов внутренних дел все же удастся его задержать. Более того, установив взаконе, что срок задержания может быть продлен в судебном порядке, зако-нодатель ничего не говорит о том, кто конкретно должен обращаться с такимходатайством: орган внутренних дел или уголовно-исполнительная инспек-ция, а также что является основанием для продления этого срока. Таким об-разом, в настоящее время вопрос этот вовсе не решен ни в законе, ни в ве-домственных актах. Данную проблему можно решить только путем измене-ния законодательства. В этой связи ч. 2 ст. 30 и ч. 4 ст. 46 УИК РФ необхо-димо дополнить положением, что объявить в розыск осужденного можеттолько суд на основании представления уголовно-исполнительной инспек-ции. Кроме того, в ч. 2 ст. 30 и ч. 4 ст. 46 УИК РФ необходимо отказаться отиспользования словосочетаний «злостно уклоняющийся от отбывания нака-зания осужденный» и «скрывшийся с места жительства осужденный», так какпри установлении этих фактов суд должен заменить обязательные или испра-вительные работы, а не объявлять в розыск. Далее, нужно предусмотретьвозможность содержания таких осужденных в ИВС или СИЗО. Наконец, не-обходимо наделить уголовно-исполнительную инспекцию правом обращать-ся в суд с представлением о продлении срока задержания осужденного до30 суток.Во-вторых, результатом розыскных мероприятий, проведенных органамивнутренних дел, будет только предположение о том, что осужденный можетнаходитьсясийской Федерации должно обратиться с запросом о выдаче и получить отказв выдаче осужденного, являющегося гражданином запрашиваемого государ-ства. Существующее правило, как представляется, значительно усложняетрешение вопроса о признании и исполнении приговоров на территории дру-гого государства-участника СНГ, что в конечном счете уменьшает предупре-дительный потенциал наказаний без изоляции от общества.Удовлетворение судом представления уголовно-исполнительной инспек-ции об отмене условного осуждения, замене обязательных, исправительныхработ, ограничения свободы в случае, если осужденный скрылся от контроля,еще не гарантирует розыска этих лиц в другом государстве- участнике СНГ.Контроль за данными осужденными компетентные органы этого государстватакже осуществлять не будут. В связи с этим актуальной является скорейшаяратификация Российской Федерацией и другими государствами-участникамиСНГ Европейской конвенции о надзоре за условно осужденными или условноосвобожденными правонарушителями (Страсбург, 30 ноября 1964 г.) [3. C. 4].Если же суд все-таки заочно отменил условное осуждение и постановилоб исполнении назначенного лицу наказания, заменил обязательные, испра-вительные работы, ограничение свободы, то вопрос о признании и исполне-нии приговора российского суда разрешается в таком же порядке. На нашвзгляд, компетентный суд запрашиваемого государства не может отказать впризнании и исполнении этого приговора, как постановленного заочно(ст. 112 Конвенции СНГ), так как сам обвинительный приговор, в которомбыло назначено наказание, выносился в присутствии подсудимого.

Ключевые слова

уголовно-исполнительное право, альтернативы лишению свободы, наказания без изоляции от общества, непенитенциарный режим, alternatives to imprisonment, punishments without isolation from society, nonpenalty enforcement regime, penalty enforcement legislation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ольховик Николай ВладимировичНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат юридических наук, доцент, заместитель директора Юридического института по научной работе, доцент кафедры уголовного праваlawtsu@ rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Приказ № 38 Минюста РФ «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» от 12 апреля 2005 года (в послед. редакции Приказов Минюста РФ) // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: Справоч
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 окятября 2002 года) // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. М.: АО КонсультантПлюс
Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями (Страсбург, 30 ноября 1964 года) // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. М.: АО Консу
 Средства обеспечения непенитенциарного режима в отношении осужденных без изоляции от общества, являющихся гражданами государств-участников СНГ | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 1 (3).

Средства обеспечения непенитенциарного режима в отношении осужденных без изоляции от общества, являющихся гражданами государств-участников СНГ | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 1 (3).

Полнотекстовая версия