Строительство как экологически значимая деятельность
Строительство является специфическим видом деятельности, характеризуемым непосредственным воздействием на различные компоненты природной среды. В настоящей статье рассмотрены вопросы правового регулирования строительства какотдельных видов природопользования. На основе анализа действующего законодательства и теоретических разработок рассматривается строительство как способвоздействия на окружающую среду. В итоге сделан вывод о том, что застройке земель свойственна трансформация в природно-антропогенный объект соответствующей части земной поверхности и расположенных на ней (под ней) природных объектов в результате целенаправленной человеческой деятельности путем создания(реконструкции) рукотворной недвижимости.
Construction as an ecologically important activity.pdf Фактически любая хозяйственная деятельность несет в себе потенциаль-ную опасность негативного воздействия на окружающую среду. Строитель-ство в большей степени относится к агрессивным и интенсивным видам ан-тропогенной деятельности, способным привести к кризисному состояниюэкосистемы. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость природных ресурсовопределяют тот факт, что любое строительство представляет собой такой видиспользования земельного участка, при котором происходит комплексноевлияние на многие, а подчас и на все компоненты природной среды. Феде-ральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» средиподобных компонентов называет такие объекты, как земля, недра, почвы,поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, жи-вотный мир и иные организмы (см. ст. 1).Земельное законодательство строится на принципе учета значения земликак основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирова-ние земельных отношений осуществляется в том числе исходя из представ-лений о земле как природном объекте, охраняемом в качестве важнейшейсоставной части природы, природном ресурсе, используемом в качествесредства производства в сельском и лесном хозяйстве. Для реализации этогопринципа закреплена обязанность собственников и арендаторов земельныхучастков, землепользователей и землевладельцев по проведению мероприя-тий по сохранению почв и их плодородия (ст. 13 ЗК РФ).Легального определения понятия почвы на уровне федерального законанет. Субъекты РФ в ряде случаев пытаются компенсировать этот пробел фе-дерального законодательства. Так, в Законе Москвы «О городских почвах»почва определяется как компонент природной среды, представляющий собойповерхностный слой Земли, состоящий из минеральных и органических ве-ществ, воды, воздуха, почвенных организмов, продуктов их жизнедеятельно-сти, являющийся средой обитания растений, животных и микроорганизмов, атакже выполняющий экологические функции. При определении понятия поч-вы представители технических и юридических наук обычно делают акцент наплодородии - обязательной характеристике почвы и условии роста и разви-тия растений [2]. Очевидно, что в подавляющем большинстве случаев строи-тельство влечет уничтожение (нарушение) почвы застроенного земельногоучастка, прежде всего такого важнейшего ее свойства, как плодородие. Неслучайно Земельный кодекс закрепляет обязанность лиц, осуществляющихстроительные работы, связанные с нарушением почвенного слоя, по снятию ииспользованию плодородного слоя почвы для улучшения малопродуктивныхземельных участков (п. 4 ст. 13 ЗК РФ). Отсутствие почвенного слоя на зе-мельных участках, занятых наземными зданиями, сооружениями, позволяетусомниться в предложении В.А. Лапача об определении используемых зе-мельных участков как геометризированных блоков почвенного слоя [4.С. 319].Содержание законодательства, регулирующего отношения по поводу зе-мель, земельных участков, свидетельствует о том, что почва является их ча-стью и отношения по использованию, охране почв есть отношения в сфереиспользования и охраны земель, земельных участков1. Ниже почвенногослоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и во-дотоков находятся недра (часть земной коры), глубина которых определяетсядоступностью для геологического изучения и освоения (преамбула ЗаконаРФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).Естественная территориальная ограниченность земной поверхности и не-обходимость рационального использования ее наземной части, рост населе-ния, научно-технический прогресс, наличие в недрах полезных ископаемых,служащих источником энергии, и иные факторы лежат в основе активногоразвития подземного строительства. Закон РФ «О недрах» разграничиваеттакие виды деятельности, как добыча полезных ископаемых (подразумевая 0.468истроительство необходимых для этого сооруженийПо одному из дел Арбитражный Суд сделал вывод о том, что извлечениеиз карьера природного ископаемого (глины) «полностью изменяет характер иназначение земельного участка даже при условии проведения рекультива-ции» (Постановление Арбитражного Суда Свердловской области от 22.05.01№ А60-2605/2000-СЗ). Такой вывод особенно актуален для характеристикизастроенных земельных участков подземными сооружениями, не связаннымис добычей полезных ископаемых. Строительство таких сооружений подразу-мевает предварительное удаление породы, опустошение недр для размеще-ния в них соответствующего сооружения. Наиболее значительное воздейст-вие на земельные ресурсы оказывает открытый способ производства строи-тельных работ. Даже после выполнения задач, стоящих перед сооружением, иликвидации соответствующего объекта (сооружения) меняется состав недр,порядок использования соответствующего земельного участка и основаниявозникновения прав на него.Строительство, особенно подземных сооружений, также влияет на состав,качество подземных вод. Не случайно закон о недрах регулирует и отноше-ния по использованию подземных вод (см. преамбулу Закона РФ «О не-драх»). Отношения по поводу поверхностных водных объектов составляютпредмет правового регулирования водного законодательства, при этом подтакими объектами понимаются не только поверхностные воды, но и покры-тые ими земли в пределах береговой полосы (см. ст. 4, п. 3 ст. 5, п. 6 ст. 7,п. 3 ст. 9 и др. ВК РФ).При строительстве на водных объектах могут возникать, например, такиеспецифические работы, как ограждение котлованов специальными перемыч-ками и откачка из них воды для производства работ в русле рек и прибрежныхзонах морей. В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участкови лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осущест-влять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других при-родных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требова-ния градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.Водный кодекс РФ определяет случаи, когда производится предоставле-ние водных объектов в пользование на основании договора водопользованияили решения о предоставлении водного объекта в пользование (см. ст. 11).Согласно ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователипри использовании водных объектов имеют право осуществлять строительст-во гидротехнических и иных сооружений на водных объектах. В соответст-вии со ст. 42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, рекон-струкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусмат-риваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водныхобъектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов живот-ного и растительного мира. Гидротехнические сооружения предназначеныдля использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздей-ствия вод (наводнений, разрушения берегов, смыва почвы и пр.) и жидкихотходов. В зависимости от места расположения гидротехнические сооруже-ния могут быть морскими, речными, озёрными, прудовыми. Как указываютисследователи, при строительстве гидротехнических сооружений нередконаносится вред окружающей среде, поскольку часть земель затопляется, при-брежные леса - вырубаются [1. С. 3].Действующие земельное и водное законодательство весьма непоследова-тельны в вопросе о соотношении водного объекта и земли, земельных участ-ков [3. С. 5-7]. Логично в отношениях по водопользованию разграничиватьпользование поверхностным водным объектом или его частью и акваториейводного объекта (водное пространство в пределах естественных, искусствен-ных или условных границ). Довольно часто законодатель термину «аквато-рия» противопоставляет термин «территория» - в смысле земной поверхно-сти (см., например, ст. 36 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «Оживотном мире», ст. 12 Закона РФ «О недрах», ст. 21, 22 Федерального зако-на «Об охране окружающей среды»).Специфика строительной деятельности и своеобразие водных объектовпозволяют предположить использование при строительстве не только и нестолько воды (как компонента окружающей среды), водного пространства,сколько той земной поверхности, которая покрыта поверхностной водой.Здания и сооружения как объекты недвижимого имущества обладают свойст-вом стационарности, обеспечиваемым прикрепленностью к земной поверх-ности. С учетом этого определение территории гидротехнического сооруже-ния как земельного участка и (или) акватории, содержащееся в ст. 3 Феде-рального закона от 27.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехническихсооружений» вызывает сомнение, поскольку гидротехнические сооружения(объекты недвижимости) не могут занимать только акваторию.С принятием Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусст-венных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся вфедеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законода-тельные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об искусственных земель-ных участках») в российском законодательстве получило закрепление понятиеискусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемF2m-ся в федеральной собственности, как сооружения, создаваемого на водном объ-екте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намываили отсыпки грунта либо использования иных технологий. Искусственно соз-данный земельный участок может прилегать к существующим земельным участ-кам или быть изолированным от них (ст. 3 названного закона).После ввода сооружения (искусственного земельного участка) в эксплуа-тацию оно признается земельным участком и на него распространяется пра-вовой режим земельного участка. В то же время в соответствии со ст. 15 ФЗ«Об искусственных земельных участках» эксплуатация искусственно создан-ных земельных участков осуществляется в соответствии с законодательствомо градостроительной деятельности. Такое положение не соответствует общейконцепции признания земельным участком введенного в эксплуатацию ис-кусственного земельного участка.Для создания искусственного земельного участка предоставление зе-мельного участка, водного объекта или его части лицу, осуществляющемусоздание такого искусственного земельного участка, не требуется (ч. 4 ст. 6ФЗ «Об искусственных земельных участках»). С таким лицом заключаетсядоговор о создании искусственного земельного участка. Таким образом, вданном случае создание искусственного земельного участка является видомиспользования водного объекта его собственником - Российской Федерацией(п. 19 ч. 3 ст. 11, ст. 39 ВК РФ). Разрешение на создание искусственного зе-мельного участка выдается Правительством РФ, уполномоченным федераль-ным органом исполнительной власти или органом исполнительной властисубъекта РФ (ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об искусственных земельных участках»).Водный кодекс упоминает искусственные острова и искусственные зе-мельные участки, не разграничивая их. Создание стационарных и (или) пла-вучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхност-ными водами, осуществляется на основании решений о предоставлении вод-ных объектов в пользование (ч. 2 ст. 11 ВК РФ). Можно предположить, чтоискусственный остров является не видом искусственного земельного участка,который изолирован от иных земельных участков водой, а особым видом со-оружения, который создается как сооружение и в дальнейшем рассматрива-ется законодателем как сооружение (а не земельный участок). Создание ис-кусственных островов часто обусловлено разведкой и добычей минеральныхресурсов. Например, в соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море иприлежащей зоне Российской Федерации» при региональном геологическомизучении, геологическом изучении, разведке и добыче минеральных ресурсовво внутренних морских водах, в территориальном море лицензия на пользо-вание недрами предоставляет ее владельцу право на создание, эксплуатацию,использование искусственных островов.Лесной кодекс РФ определяет лес как экологическую систему и природ-ный ресурс (ст. 5) и закрепляет, что использование леса осуществляется всоответствии с целевым назначением земель, на которых они располагаются(ч. 2 ст. 6).Лесной кодекс осуществляет правовое регулирование строительства объ-ектов лесной инфраструктуры (ст. 13, ч. 7 ст. 29), объектов лесоперерабаты-вающей инфраструктуры (ст. 14), а также на землях лесного фонда иных объ-ектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, перечень которыхсодержится в ст. 21. К последним отнесены объекты для осуществления ра-бот по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезныхископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водныхобъектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных пор-тов; использования линейных объектов; переработки древесины и иных лес-ных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществлениярелигиозной деятельности.Строительство объектов, не связанных с созданием лесной инфраструк-туры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаетсяв случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии сцелевым назначением этих земель (п. 2 ст. 21 ЛК РФ). По данным государст-венного лесного реестра, на 01.01.2010 общая площадь земель РоссийскойФедерации, занятая лесами, составляет 1 183,7 млн га, в том числе площадьземель лесного фонда - 1 143,6 млн га.Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предос-тавления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов(ст. 24 ЛК РФ). Лесной участок - земельный участок в составе земель лесногофонда, а также земель обороны и безопасности, населенных пунктов, особоохраняемых природных территорий, на которых расположены леса, границыкоторого определены в результате лесоустройства и проектирования. Инди-видуализация лесного участка производится при государственном кадастро-вом учете. До 1 января 2015 г. кадастровый учет может отсутствовать и иден-тификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на не-движимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру(ст. 7 ЛК РФ, Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в дей-ствие Лесного кодекса РФ»).Возведение объектов капитального строительства относится к использо-ванию леса с предоставлением лесных участков без изъятия лесных ресурсов.Последнее обстоятельство влияет на порядок расчета арендной платы и ука-зывает на цель лесопользования: строительство не направлено на изъятиелесных ресурсов. Тем не менее без рубок лесных насаждений (деревьев, кус-тарников, лиан в лесах) строительство возможно только на свободных отдревесно-кустарниковой растительности земельных участках, то есть на зем-лях, не покрытых лесной растительностью.В связи с отсутствием леса на застроенных земельных участках толькоформальные признаки: ранее проведенное лесоустройство и проектированиеучастка из состава земель обороны и безопасности, населенных пунктов, осо-бо охраняемых природных территорий дают возможность признавать их лес-ными. В данном случае может быть проведена аналогия с жилыми помеще-ниями. В соответствии с п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помеще-нием признается изолированное помещение, которое является недвижимымимуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает ус-тановленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требова-ниям законодательства). Российская действительность свидетельствует о том,что в нашей стране большое количество жилых помещений, не пригодныхдля постоянного проживания граждан, в связи с тем, что они не отвечают ус-тановленным требованиям1. Тем не менее пока объект числится по даннымучета как жилое помещение, он таковым является независимо от фактическо-го его состояния. Так и с лесным участком: отсутствие леса на землях оборо-ны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных тер-риторий не позволяет относить земельный участок к лесному только на пер-воначальной стадии появления объекта лесных отношений.Лесное законодательство допускает при эксплуатации объектов капи-тального строительства рубку лесных насаждений без предоставления лесно-го участка (п. 5 ст. 21, п. 3 ст. 43, п. 4 ст. 45 ЛК РФ). Например, для беспере-бойного, безаварийного энергоснабжения осуществляется обрезка крон, вы-1 Согласно статистическим данным, на конец 2008 г. в Российской Федерации объем ветхого иаварийного жилищного фонда составлял более 99,5 млн кв. м. Только в зоне Байкало-Амурской маги-страли (БАМ), включающей территории Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Ир-кутской областей, по состоянию на 1 января 2010 г. в ветхом жилищном фонде, признанном непри-годным для проживания, проживает 40,5 тыс. человек, или 15 тыс. семей. Фактическая площадь, занимае-мая проживающими в ветхом и аварийном жилищном фонде, составляет 828,6 тыс. кв. м (см. Постановле-ние Правительства РФ от 17.12.2010. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы»).рубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буре-ломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.Лесопользование (использование леса) предполагает целенаправленнуюдеятельность по исследованию, извлечению, использованию полезныхсвойств леса и лесных ресурсов. Традиционно доктрина земельного праваисходит из рассмотрения земли как пространственно-территориального бази-са и средства производства. Именно в последнем состоит предназначениеземель лесного фонда и иных земель, занятых лесами. При строительствепроисходит использование земельной поверхности в ином качестве - какпространственно-территориального базиса. В результате строительства, на-пример линейных объектов, производится вырубка деревьев, кустарников,лиан даже в защитных лесах, если соответствующего запрета (ограничения)не содержит российское законодательство. Не случайно в Государственномдокладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерациив 2010 году» отторжение лесных земель для целей, не связанных с ведениемлесного хозяйства (под промышленное и городское строительство, добычу по-лезных ископаемых, линейные сооружения), названо как основная угроза длябиоразнообразия лесных экосистем России. Только в 2010 г. леса предостав-лены для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработкиместорождений полезных ископаемых на территории 480 124,56 га, длястроительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водныхобъектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных пор-тов - 1 889,68 га, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейныхобъектов - 221 669,90 га.Таким образом, строительство зданий, сооружений влечет уничтожениелеса как экологической системы, биоценоза в целом, то есть всего живого,что заселяет определенный участок леса. Поэтому включение строительствав качестве вида использования лесов не отвечает самому понятию использо-вания леса и противоречиттельности подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животногомира, растительного мира, водные объекты (ч. 3 ст. 41 ЛК РФ).Из гл. 2 ЛК РФ требуется исключить нормы, называющие и регулирую-щие в качестве видов использования лесов деятельность, которая, по сути,лесопользованием не является (пп. 11-13, 15 ст. 24, ст. 43-45, 47). Такое из-менение повлечет изменение видов прав, процедуры предоставления, оформ-ления прав на лесные участки для соответствующего вида деятельности. Осо-бенности предоставления и использования лесных участков, связанные состроительством, эксплуатацией, реконструкцией разрешенных на этих участ-ках зданий, строений, сооружений, могут найти отражение в иных главахЛесного кодекса.Приоритет использования земель для выращивания, восстановления лес-ной растительности определяет необходимость использования для застройкипрежде всего нелесных земель или земель с наименее ценными насаждения-ми. В соответствии с ч. 2 ст. 13 ЛК РФ объекты инфраструктуры после того,как отпадет надобность в них, подлежат сносу. В соответствии со ст. 1 Гра-достроительного кодекса РФ строительство предполагает создание капиталь-ных зданий, строений, сооружений. Лесные дороги, лесные склады, относя-щиеся к объектам лесной инфраструктуры, если они не имеют характера вре-менных и прочно связаны с землей, являются сооружениями - объектами ка-питального строительства. Последние, как объекты недвижимости, предна-значены для удовлетворения соответствующих потребностей именно в местесвоего нахождения. Закрепление в законе обязанности снести такие объекты(пусть и при отпадении в них надобности) не отвечает их природе объектов ипротиворечит цивилистической конструкции недвижимого имущества.Таким образом, строительство на лесных участках может иметь место, ноцели такого строительства должны быть пересмотрены. В Лесном кодексе РФследует ограничить перечень случаев, когда допускается строительство наземлях лесного фонда, а также изменить правила застройки лесных участковна землях, не входящих в лесной фонд. На уровне Лесного кодекса требуетсязакрепить, что для застройки необходимо использовать нелесные земли илиземли с наименее ценными лесными насаждениями (лесными ресурсами) ипотенциальный застройщик (лесопользователь) должен обосновать потреб-ность использования иных лесных участков для целей строительства.Атмосферный воздух является неотъемлемой частью среды обитания че-ловека. В процессе застройки земельного участка происходит воздействие наатмосферный воздух1, расположенный в воздушном пространстве, в двух на-правлениях. С одной стороны, само по себе возведение объекта на земельномучастке есть его «вторжение» в «воздушный столб», воздушную среду зе-мельного участка. Распространение права собственника земельного участка,землевладельца, землепользователя на соответствующее воздушное про-странство закреплено в п. 3 ст. 261 ГК РФ и оно может быть ограничено спе-циальными федеральными законами. Например, Воздушным кодексом РФ к1 Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий со-бой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных ииных помещений (ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного возду-ха»).использованию воздушного пространства, требующему получения специаль-ного разрешения, отнесено в том числе строительство высотных сооружений,которое может представлять угрозу безопасности воздушного движения(ст. 11).С другой стороны, возведение объектов строительства всегда оказываетфизическое воздействие на атмосферный воздух (шум, вибрация и т.п.). Та-кое воздействие может иметь вредный характер. Да и в дальнейшем в зави-симости от вида созданного стационарного объекта может иметь место регу-лярное вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, возможнывыбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (см. ст. 14Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воз-духа»). Известно, что плотное строительство в населенных пунктах, выбросывеществ в их воздушный бассейн меняют климат. Статья 16 «Об охране ат-мосферного воздуха» устанавливает специальные требования охраны атмо-сферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконст-рукции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности.Как можно заметить, возведение объектов капитального строительствахарактеризуется воздействием на природную среду в целом как интегриро-ванного объекта. Для реализации права застройки требуется проведение ор-ганизационно-правовых, технических мероприятий, предусмотренных зако-нодательством (кадастровый учет, лицензирование, получение разрешения настроительство и др.). Законодатель выделяет специальное природопользова-ние землей, водными объектами, лесами и недрами1 для строительства зда-ний, сооружений. В иных случаях воздействие на такие природные объекты,как атмосферный воздух, животный и растительный мир, происходит опо-средованно, нецеленаправленно, поэтому получение специального разреше-ния не требует. Например, при строительстве объектов застройщик можетдаже не задумываться о том, что своими действиями приводит к сокращениюместа обитанияродных ресурсов. ФЗ «Об охране окружающей среды», как акт экологическойнаправленности, регулирует отношения по охране природных объектов, при-родных ресурсов не только от антропогенного целенаправленного воздейст-вия, но и от любого иного влияния человека на окружающую среду, тем са-мым расширяя содержание понятия «природопользование».Итак, строительство, каким бы оно ни было, нарушает естественное, су-ществующее состояние природной среды. Застройка земель - потенциальноконфликтная деятельность, где сталкиваются общественные интересы в со-хранении природных объектов и благоприятной окружающей среды с эконо-мическими интересами в возведении новых зданий, строений, сооружений.Непосредственно занятый объектом капитального строительства земельныйучасток характеризуется разрушением почвенного слоя и уничтожением рас-тительного покрова1, с эколого-правовой точки зрения становится природно-антропогенным объектом - природным объектом, измененным в результатехозяйственной и иной деятельности (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей сре-ды»). Застройка земель, земельных участков является видом природопользо-вания, реализуемым в том числе через специальное водо-, лесо-, недрополь-зование.Законодатель не всегда обусловливает право на строительство зданий,сооружений наличием права на земельный участок, допуская в определенныхслучаях достаточным получение права на использование иных природныхресурсов. Отсутствие у застройщика права на земельный участок не исклю-чает использования земной поверхности по праву общего природопользова-ния (например, при строительстве сооружений на водных объектах использу-ется береговая полоса водных объектов общего пользования).Таким образом, при возведении зданий, строений, сооружений происхо-дит трансформация соответствующей части земной поверхности и располо-женных на ней (под ней) природных ресурсов. Такая трансформация можетповлечь возникновение (изменение       ) объекта правоотношений (появлениерукотворного объекта недвижимости, искусственного земельного участка наводном объекте, лесной участок, не входящий в состав земель лесного фонда,утрачивает лес - как один из признаков отнесения земельного участка к лес-ному) и (или) изменение его качественных характеристик (уничтожение пло-дородного слоя, лесных насаждений, опустошение недр, затопление террито-рии и образование водохранилищ и т.д.). В любом случае, независимо от ха-рактера трансформации она влечет определенные юридические последствия(возникновение обязанности по рекультивации земель, перевод земельныхучастков из одной категории в другую, изменение разрешенного использова-ния земельного участка, распространение на застроенный земельный участоксоответствующего правового режима и т.д.). С позиции гражданского зако-нодательства и частных интересов различных субъектов (в том числе пуб-личных образований), пожалуй, важнейшим юридическим последствием1 Речь здесь не идет о чисто подземных сооружениях, но и они в месте «выхода» на земную по-верхность разрушают почву.трансформации является иммобилизация1 движимого имущества - строи-тельных материалов и возникновение недвижимости. Правовой режим за-строенных земель также распространяется и на прилегающую территорию -необходимую для обслуживания возведенного объекта недвижимости, по-скольку использование для иных целей этой территории не предполагается.Застройка земель - трансформация в природно-антропогенный объектсоответствующей части земной поверхности2 и расположенных на ней (подней) природных объектов в результате целенаправленной человеческой дея-тельности путем создания (реконструкции) рукотворной недвижимости. За-стройка земель в результате реконструкции имеет место при изменении па-раметров существующих объектов недвижимости, например при увеличенииих площади. Застройку земель можно рассматривать в динамике и как обще-ственное отношение, в рамках которого производится соответствующая дея-тельность по трансформации.Термин «застроенные земли» характеризует статику свершившейсятрансформации. Застроенные земли - часть земной поверхности (включаяземли, покрытые поверхностными водами), на которой (под которой) нахо-дятся рукотворные объекты недвижимости (в том числе объекты незавер-шенного строительства, имущественные, производственно-технологическиекомплексы), и необходимая для обслуживания таких объектов. Застроенныеземли следует отграничивать от застроенных земельных участков, площадькоторых может не совпадать.Застройка земель является способом изменения качественных и юридиче-ских характеристик земной поверхности и расположенных на ней (под ней)природных объектов и охватывает только часть работ, деятельности по соз-данию (реконструкции) недвижимого имущества в процессе строительства.Строительство акцентирует внимание на антропогенном (рукотворном) объ-екте недвижимости, а застройка - природном, природно-антропогенном за-страиваемом объекте. Такой подход к застройке земель и строительству каквиду человеческой деятельности, непосредственно оказывающему воздейст-вие на природу, позволит обратить внимание и учесть не только экономиче-ские, но и экологические интересы общества.1 Как писал Н.Л. Дювернуа, «для операций чисто юридических, мы в известных случаях иммо-билизируем движимости, то есть, подчиняем юридический характер обладания ими нормам, сущест-вующим для недвижимых имуществ» (Чтения по гражданскому праву. СПб., 1902. Т. 1. С. 630).2 Исключение составляет строительство на искусственном земельном участке, который в силусвоего происхождения является антропогенным объектом.
                        
                        
                        Скачать электронную версию публикации
                        
                        Загружен, раз: 332
                        
                        Ключевые слова
строительство, застройка, природопользование, construction, development, use of natureАвторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Болтанова Елена Сергеевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры природоресурсного, земельного и экологического права Юридического института | prirodares@mail.ru | 
Ссылки
Абрамов В.В. Правовой режим гидротехнических сооружений: Частноправовой и публично-правовой аспекты: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 31 с.              
Иващук И.С. Почвы как объект правовой охраны // Экологическое право. 2011. № 6. С. 9- 14.              
Крассов О.И. Земельный участок - основа понятийного аппарата земельного права // Экологическое право. 2011. № 4. С. 4-12.              
Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. СПб., 2002. 544 с.              
      
 Вы можете добавить статью