Идея законности в философско-правовых воззрениях русских мыслителей XI-XVII вв | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 2 (4).

Идея законности в философско-правовых воззрениях русских мыслителей XI-XVII вв

Рассматриваются работы русских мыслителей XI-XVII вв.: Илариона, М. Грека,З. Отенского, Ф. Карпова, И.С. Пересветова, С. Полоцкого, Ю. Крижанича, И.Т. Посошкова. Несмотря на сильное влияние богословия на формирование правовой мысли всредневековой России, мыслители отмечали необходимость осуществления государственной власти, регулирование общественных отношений на основе и соответствии с позитивными, а не божественными законами, что составляет сущностноетребование законности.

Idea of legality in philosophical and legal views of Russian thinkers of the XI-XVII century of centuries.pdf Несмотря на сильное влияние богословия на формирование и развитиеполитико-правовой мысли в средневековой России, мыслители данного пе-риода отмечали необходимость осуществления государственной власти, ре-гулирование общественных отношений на основе и в строгом соответствии сзаконами, но не божественными, а позитивными. Данное требование, как из-вестно, составляет сущность законности.Открывает данную эпоху «Слово о законе и благодати» киевского митро-полита Илариона (XI в.). Иларион назвал свое произведение сложно: «О За-коне Моисеем данным и о Благодати и Истине в Иисусе Христе явившихся ио том, как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю исполнили и верана все языки простерлась и на наш народ русский. Похвала государю нашемуВладимиру, им же мы крещены были; Молитва Богу от всей земли нашейГосподи, благослови Отче».По форме воскресная проповедь, по содержанию политический трактат,«Слово…» затрагивает ряд правовых проблем, включая соотношения закона,истины и благодати, статус верховной власти, идеал князя-правителя.Так, князь, по мнению Илариона, должен быть мужественным, умным(«острым умом»), милосердным и законопослушным. Особой похвалой отме-чены законодательная деятельность Владимира I и Ярослава Мудрого и реа-лизация ими власти в пределах закона («землю свою пасуще правдою»). Тер-мин «правда» Иларион использует, когда речь заходит о формах реализациивластных полномочий или вершении правосудия, по сути, оно отождествля-ется с понятием «закон». Так, слово «оправди» Иларион употребляет какюридическую формулу, которая означает у него рассмотреть дело по «прав-де» - закону. Следовательно, соблюдение и исполнение закона есть один изпринципов реализации власти [1. С. 31].Термин «закон» Иларион употребляет и в теологическом, и в юридиче-ском смысловом значении. Он обращал внимание в основном на то, что за-кон - это всегда жесткое предписание, обязательность исполнения которогогарантируется насильственными мерами. Закон определяет внешние поступ-ки человека той ступени развития, когда люди еще не совершенны и могутпогубить друг друга. Так, Моисей первым обратил к законной жизни «племяАвраамово», «оправди их скрижалями и законом», то есть научив их все своипоступки и дела разрешать только на основании закона: не убивать, не братьчужого, не лгать, не лжесвидетельствовать и т.д. Закон Иларион рассматри-вает как «предтечу и слугу» истины и благодати. Следовательно, соблюдениеи исполнение закона людьми обеспечивают свободное существование и раз-витие человека.Идея законности прослеживается в работах Максима Грека (в миру Ми-хаил Триволис (ок. 1475-1555)).В своих работах Максим Грек использовал термин «правда» в значении«закон» и «законность». Под «неправдой» он понимал нарушение закона.Царская власть, согласно М. Греку, должна ограничиваться законом, при-том не только божественным, но и положительным. Царь не может действо-вать беззаконно. Он не имеет никаких реальных прав присваивать себе чу-жую собственность, то есть совершать «хищение чужих имений». Его властиесть пределы и поставлены они божественными заповедями и положитель-ными законами. Царь обязан «устрояти вещи подручников» «правдою и бла-гозаконнием» [1. C. 157-158].Затрагивая вопросы судоустройства, М. Грек подвергал критике совре-менные ему формы судоустройства. Он отмечал взяточничество судей, кото-рые «лихоимствуют», «хитят имения и стяжания», обижают «вдовиц и си-рот». Ради получения мзды судебные чиновники не постоят перед наймомлжесвидетелей и клеветой. Такой суд наносит ущерб не только всем поддан-ным государства, но и авторитету царя и даже престижу всего государства.Правосудие должно проводиться на основании закона, с оказанием милостико всем сторонам-участникам тяжбы при определении меры наказания, кото-рая к тому же должна соответствовать тяжести содеянного. Другими слова-ми, судопроизводство должно строиться на основе и в соответствии с прин-ципами законности и справедливости.Таким образом, главной характеристикой «праведного» государства, помысли М. Грека, является организация в них «градского жительства» на ос-новании законов и их строгом соблюдении и исполнении всеми субъектами.Наличие веры, но отсутствие «правды» (законности) в деятельности государ-ства не угодно Богу, считал М. Грек.В высказываниях Зиновия Отенского достаточно ясно прослеживаютсяосновные требования законности. Так, соблюдение закона, «правды во всем»,является, по мнению мыслителя, и обязанностью самого царя, и всех должно-стных лиц. Царь, не исполняющий закон, равно как и осуществляющий не-праведный суд, не царь есть, а тиран, и Бог взыщет с него за всех тех, кого оннеправедно погубил. Наказание на подданных должно налагаться только позакону.Представляет интерес данная З. Отенским оригинальная классификациязаконодательства. Все законы он делит на три группы. В первую входят бо-жественные законы, к которым он относит Заповеди Бога, Святоотеческиеписания и Постановления церковных соборов. Источником этого вида зако-нодательства является непосредственно божественная воля, поэтому оно посвоей природе «богодухновенно» и не может быть нарушено никем из людей.Во вторую группу он включает обычаи, сложившиеся в каждой стране всилу конкретных исторических и географических условий. Они разные, иневозможно заставить всех жить по единому образцу.К третьей группе З. Отенский причисляет положительное законодатель-ство, в котором различает: законы царские (исходящие от верховной власти)и градские (местные). Эти законы ограничены в своем влиянии, так как нала-гают «запрещения» только на такие деяния, как «убийство, прелюбодеяние,запаление градом и прочая таковая». Несовершенство и недостаточность этойгруппы законов Зиновий усматривает в том, что они исключили из сферысвоего действия такие глубоко аморальные деяния, как «ложь, укоризна,пьянство и лихоимание». Закон «презре таковые согрешения», а правила свя-тых по Евангелию и по Апостолу их осуждают. За эти пороки люди могутбыть наказаны: отлучением от Бога, ввержением в геену огненную и лишени-ем вечного блаженства. Однако для них не закрыт путь исправления черезискреннее покаяние.Нравственные запреты, в отличие от законов, имеют всеобъемлющий ха-рактер и нарушающий их человек не угоден ни Богу, ни обществу. Эта кон-струкция практически повторяет схему Илариона.Нельзя не отметить работы публициста и дипломата Федора Карпова.Светское общество должно строиться, по его мнению, не на основах христи-анской морали, а на началах «правды» (справедливости) и «закона». Теориитеократического самодержавия, проповедовавшейся воинствующими церсудебной сфере должны осуществляться только на основании действующихзаконов.Соблюдение законов - не только основа благополучия государства, но инравственная база общественной жизни. Беззаконие Карпов связывает с па-дением нравственности. Он не допускал даже мысли о возможности надза-конного положения верховной власти. «Всякое Царство по Аристотелю, -пишет он, - управляться должно по правде и определенными законами спра-ведливыми». «Правда» и «определенные законы» здесь употреблены в значе-нии права и основывающегося на нем законодательства. «Правду» реализуетсуд - это положение вполне согласуется с мыслью М. Грека: «Правда - си-речь прав суд».«Праведная» реализация всех форм общественной жизни предполагаетдействие всех и каждого только на основании закона.В середине XVI в. развитие идеи законности можно проследить в полити-ческой программе служилого дворянина Ивана Семеновича Пересветова. Вкачестве главной добродетели называл он соблюдение законов как власт-вующими, так и подвластными. Высказывался о необходимости созданияединого законодательства и централизованной судебной системы.Основное его внимание было сосредоточено на круге политико-юридических проблем, связанных с организацией аппарата управления и егодеятельностью в централизованном государстве. Так, он рассмотрел вопрос оформе правления и объеме полномочий верховной власти, выступал против«вельмож», законности реализации властных функций, организации обще-русского войска, создания единого законодательства, реализуемого центра-лизованной судебной системой. В области управления внутренними деламистраны он предложил финансовую реформу и некоторые мероприятия поупорядочению торговли.Одна из тем, которой И.С. Пересветов уделяет наибольшее внимание, -анализ беззакония. «Беззаконие» и «неправда» являются главной причинойвсех государственных неустройств и пороков. Мыслитель, употребляя дан-ные термины как синонимы, придает им явно юридическое содержаниебудет осуществляться на основании правды-закона и станет невозможнымпроизвол как в судебной, так и во внесудебной форме.Одним из представителей политико-правовой мысли данной эпохи явля-ется Андрей Курбский (1528-1583) [4]. Политические и правовые воззренияA.M. Курбского представляют интерес не только потому, что им было данопервое в истории русской политико-правовой мысли «последовательное раз-венчание тирана», но и сформулирован самостоятельный государственно-правовой идеал.Наилучший вариант организации государственной власти - это ограни-ченная монархия с установлением выборного сословно-представительногооргана, участвующего в разрешении всех наиважнейших дел в государстве.«Царь аще почтен царством... должен искать доброго и полезного совета нетокмо у советников, но и всех народных человек, поскольку дар духа даетсяне по богатству внешнему и по силе царства, но по правости душевной».Высшие властные полномочия в стране осуществляются монархом, Зем-ским собором и правительственными органами, одной из главных задач ко-торых является непосредственная забота о соблюдении законности в стране.Таким образом, А. Курбский одним из важнейших начал государственно-го устройства видел в принципе законности.Вместе с тем А. Курбский говорил не только о необходимости соблюде-ния и исполнения законов, но и излагал свои требования к правотворчеству.Практически первым в истории политико-правовой мысли России А. Курб-ский подвергает анализу содержание законодательных предписаний. Он от-мечал, что только разумные веления государственной власти и справедливыеее действия могут быть восприняты всем народом как правовые предписания,необходимые к выполнению. Только справедливость и правда должны полу-чать воплощение в законе. Также А. Курбский подчеркивал, что закон, преж-де всего, должен содержать реально выполнимые требования, ибо беззако-ние - это не только несоблюдение, но и создание жестоких и невыполнимыхзаконов. Такое правотворчество, по мнению Курбского, преступно. «Цари ивластелины, которые составляют жестокие законы и невыполнимые предпи-сания», должны погибнуть» [1. C. 219].Симеон Полоцкий (1629-1680) являлся идеологом просвещенного абсо-лютизма. Поэт-мыслитель полагает, что просвещенная монархия должнабыть государством, деятельность которого основывается только на законах.«Под законом все казни (наказания) должны страдать», и исключений из это-го правила нет ни для кого, ни для самого царя, ни для его сына. Все люди вгражданстве обязаны бояться закона, подчинение которому укрепляет госу-дарство и «чинна и славна содеевает царства». Употребляя термин «правда» втрадиционном значении «закон», Симеон просит царя «хранить правду» иутверждать ее во всем царстве и совершать суд «в образ правды».Мыслитель обращал также внимание на недопустимость жестоких санк-ций. Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть, ибо отмще-ние бесчеловечно и, более того, противопоказано правде, так как оно бывает«от лютого правды ненавидения». Симеон мечтал о равном для всех суде,который будет «равно судити мала и велика», невзирая на лица («на лице незри, равен суд твой буди»). Организация судебных учреждений, по его мыс-ли, должна быть единообразной, способной осуществлять для всех единыйсуд. «Единый суд всем... иже в единой суть области (стране) люди». Судеб-ные дела следует вершить своевременно и без волокиты.Юрий Крижанич (ок. 1618-1683) особое внимание уделяет выявлениюприроды государства, его целей и функций. Выступая за абсолютную монар-хию, говорит о недопустимости тирании («людодерстве»).Главной и основной гарантией против тирании является наличие в госу-дарстве хороших законов и контроля за их исполнением. Если в государстведействуют хорошие законы, а сословия и чины знают свои права и обязанно-сти, то «все подвластные довольны и чужеземцы хотят прийти в эту страну»,а где «законы жестокие, там свои подданные жаждут перемены правления ичасто изменяют, если могут... Каковы законы - таков и порядок вещей в го-сударстве, грабительские законы всегда и везде порождают непорядки» [1.C. 333-334].К деятельности законодателя Крижанич предъявляет серьезные требова-ния. Для составления новых законов недостаточно знать все законы и обычаисвоей страны, а необходимо также изучить законы «долговременных госу-дарств» (например, законы Солона, Ликурга в Древности и современные за-коны французских королей) и позаимствовать их опыт.Все чиновники в своей деятельности должны строго следовать закону,иначе «будь король хоть архангелом, если слуги его не будут ограниченыблагими законами... нельзя помешать им чинить повсеместные и несчетныеграбежи, обиды и всякое мародерство».Но как истинный сторонник просвещенной абсолютной монархии, онтеоретически ставит своего монарха-философа над законом. Король не под-властен никаким людским законам и никто не может осудить его или нака-зать. Две узды связывают короля и напоминают об его долге: это «правда илизаповедь Божия и стыд перед людьми». Король - сам «живой закон», и «онне подвержен иным законам, кроме Божественного», и, наконец, прямо и не-двусмысленно: «король выше всех человеческих законов» [1. C. 332].Иван Тихонович Посошков (1652-1726) - автор наиболее известного про-изведения «Книга о скудости и богатстве», посвященная прежде всего вопро-сам экономического развития Российского государства. Вместе с тем необхо-димо отметить, что И.Т. Посошков допускал достижение народного благо-состояния только при наличии твердо установленного в стране правопорядка.Прежде всего И.Т. Посошков хотел, чтобы все затронутые им проблемыразрешались исключительно путем принятия законов (царских указов). Авто-ру представляется, что от реализации предложенных им проектов преобразо-ваний удастся насадить «правду во всем» и в результате народ не будет «вскудость приходить» и все люди «в приличном богатстве будут расширяться»[5].Под термином «правда» И.Т. Посошков традиционно понимает «правыйсуд» и соблюдение законов, а под термином «неправда» - нарушение закона,беззаконие.По мысли И.Т. Посошкова, в том случае, если правду будут соблюдатьбогатые и убогие, тогда весь народ и казна царская богатством наполнятся.Однако дело это «многотрудное» и установить законный порядок во всемможет только государь путем издания соответствующих указов.Образ самодержавного правителя, на законы которого Посошков возлага-ет надежды, дан в лучших отечественных традициях. «Царь высший судия ион подобен Богу», перед ним, как и перед Богом, «нет лица ни богату, нибедну, ни сильну, ни малоимущу, всем суд един...» Он - «явный правдолю-бец... истинный самодержец и столп незыблемый». В характеристике царяпреобладают черты, связанные с правосудием и законностью, потому чтоименно с их введением связывает Посошков большие перемены во всем го-сударственном устроении.Законы должны быть всем известны, «так, чтобы всяк их читал и волюего величества ведал... и от всяких неправых дел отдалялся». Если законыбудут исполняться неуклонно в течение пяти-шести лет, то люди будут опа-саться «обиды чинить и от неправд начнут остерегаться и со всяким желани-ем делать правду».Таким образом, идея законности берет свое начало в эпоху античности,наполняет свое содержание в период Средневековья и окончательно форми-руется в Новое время, не утрачивая своей значимости и сегодня.

Ключевые слова

русская философско-правовая мысль, законность, позитивное законодательство, Russian philosophical and legal thought, legality, laws

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гааг Людмила ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, административного праваgaaglv@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. 3: Политическая мысль в России: X - первая половина XIX в. / Нац. обществ.-науч. фонд. Акад. полит. науки; руководитель проекта Г.Ю. Семигин и др. М.: Мысль. 1997. 798 с.
Антология мировой правовой мысли. Т. 4: Россия XI-XIX вв. / рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999. 813 с.
Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. 247 с.
Курбский А.М. История о великом князе Московском / сост. Н.М. Золотухина, составление, вступительная статья, комментарии [Электронный ресурс]. М., 2012. URL: http:// fershal.narod.ru/Memories/Texts/Kurbsky/Zolotukhina.htm. Режим доступа: свободный (дата о
Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве [Электронный ресурс]. URL: Krotov. info/history/18/1710/pososhkov_02.htm#3. Режим доступа: свободный (дата обращения: 15.05.2012).
 Идея законности в философско-правовых воззрениях русских мыслителей XI-XVII вв | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 2 (4).

Идея законности в философско-правовых воззрениях русских мыслителей XI-XVII вв | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 2 (4).

Полнотекстовая версия