Государственное финансирование и государственная поддержка особыхэкономических зон на территории Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 3 (5).

Государственное финансирование и государственная поддержка особыхэкономических зон на территории Российской Федерации

Проанализировано регулирование вливания финансовых ресурсов в особые экономические зоны на территории РФ. На основе норм права выделены механизмы государственной финансовой поддержки предпринимателей-резидентов ОЭЗ РФ. Выявлены положительные моменты инвестирования государственного капитала на создание, функционирование и развитие ОЭЗ. Обозначены основные проблемы эффективности использования денежных средств, причины препятствий получения резидентами ОЭЗ различных форм поддержки. Разработаны предложения по устранению указанных недостатков.

State financing and governments support in the special economic zones onthe territory of the Russian Federation.pdf Политику по диверсификации экономики государство формулирует в ви-де ключевых инвестиционных инициатив, суть которых состоит в созданииспециальных условий и инструментов, стимулирующих и поддерживающихтехнологическую модернизацию. Важными условиями являются созданиемеханизма поддержки инвестиционных проектов за счет Инвестиционногофонда РФ, формирование государственной инвестиционной программы, раз-витие государственно-частного партнерства в РФ с помощью механизма кон-цессий, а также кластерная политика. Одним из самых востребованных инст-рументов достижения поставленных государством задач обозначаются осо-бые экономические зоны РФ, в первую очередь ОЭЗ технико-внедренческогои промышленно-производственного типов.Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об осо-бых экономических зонах в Российской Федерации», ст. 6.1, регулирует фи-нансирование в особых экономических зонах создания объектов инженерной,транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур за счетсредств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,местных бюджетов. Данные обязательства Российской Федерации по финан-сированию ОЭЗ могут исполняться посредством внесения взноса в уставныйкапитал открытого акционерного общества, которое создано в целях реализа-ции соглашений о создании особых экономических зон и 100 % акций кото-рого принадлежит Российской Федерации, и последующего финансированияэтим открытым акционерным обществом создания объектов инфраструктурыособых экономических зон, в том числе посредством внесения взноса в ус-тавный капитал управляющей компании особой экономической зоны.Обязательства субъекта Российской Федерации или субъектов Россий-ской Федерации, муниципального образования или муниципальных образо-ваний по финансированию создания объектов инженерной, транспортной,социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономическойзоны могут исполняться посредством внесения взноса в уставный капиталуправляющей компании особой экономической зоны [1].Тем не менее государственное финансирование распространяется нетолько на инфраструктуру и обустройство ОЭЗ, но и на предприниматель-скую деятельность резидентов ОЭЗ. Например, деятельность резидентов ОЭЗтехнико-внедренческого типа попадает под регулирование Федерального за-кона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно указанному нормативному акту финансо-вое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельностиосновывается на его целевой ориентации и множественности источников фи-нансирования и может осуществляться Российской Федерацией, субъектамиРоссийской Федерации, а также физическими и юридическими лицами спо-собами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и за-конодательству субъектов Российской Федерации.Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется Рос-сийской Федерацией, субъектами Российской Федерации посредством фи-нансирования организаций, занимающихся научной, научно-технической,инновационной деятельностью, в том числе целевого финансирования кон-кретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационныхпроектов. Основным источником финансирования фундаментальных науч-ных исследований являются средства федерального бюджета.Финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационнойдеятельности может осуществляться государственными фондами поддержкинаучной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными всоответствии с законодательством Российскойуказывая, в каких пропорциях разделяется финансовое бремя между бюдже-тами всех уровней [3]. В настоящее время, как показывает практика, основнаячасть государственных вливаний в ОЭЗ поступает из федерального бюджета,а минимальное участие принимают бюджеты местных уровней.Таким образом, государственное финансирование и поддержку особыхэкономических зон можно условно разделить на два направления - инфра-структуру ОЭЗ и деятельность резидентов ОЭЗ. Последняя категория получа-ет льготы и преференции, предполагаемые для ОЭЗ, но и попадает под дейст-вие программ поддержки малого и среднего бизнеса, инновационно-инвестиционной политики государства. Предприниматели-резиденты ОЭЗ вчисле различных мер государственной поддержки могут использовать воз-можность получения из областного бюджета субсидий, предоставляемых навозмещение произведенных субъектами малого и среднего предпринима-тельства затрат, связанных с продвижением продукции за пределы региона.Например, в Томской области предприниматели, запрашивая субсидии навозмещение затрат, произведенных в целях продвижения продукции за пре-делы Томской области, связанных с производством и реализацией това-ров/услуг, предназначенных для экспорта, оформляют общую заявку [4.С. 14-15]. Из интервью с консультантом областного комитета развития пред-принимательства Лидией Гальковой: «При выходе на зарубежный рыноктомским инновационным предприятиям (часто резидентам ОЭЗ) важно пра-вильно оформить свои права на интеллектуальную собственность, пройтипроцедуры сертификации международным стандартам. Поэтому организациясистемы поддержки и сопровождения предприятий при решении этих вопро-сов выделена в качестве одной из приоритетных задач областной программыразвития предпринимательства».Тем не менее при всех видимых прилагаемых усилиях государства на фи-нансирование и поддержку ОЭЗ имеется ряд негативных моментов, которыетребуют особого внимания:1. При финансированиике и совершенствовании финансово-правовых механизмов детализации бюд-жетного процесса. Неотъемлемой частью модернизации является четкая рег-ламентация в структуре местного бюджета отдельных государственных пол-номочий. Такой корректив будет способствовать прозрачности и реалистич-ности местных бюджетов, что создаст реальные правовые условия осуществ-ления бюджетного планирования и применения санкций за его несоблюде-ние.Так как ОЭЗ является инструментом регионального развития, при выделе-нии средств из бюджета на строительство и обустройство объектов инфра-структуры необходимо, чтобы привлекаемые для этих целей подрядчики и ор-ганизации, этим занимающиеся, были из регионов, где расположены ОЭЗ. Та-кое положение позволит максимально сохранить в регионах выделяемые фи-нансовые средства. Зачастую федеральные деньги с помощью различных схемв большей степени «уходят» обратно в Москву за счет найма столичных орга-низаций для обустройства и строительства ОЭЗ. Необходимо избегать данногоположения вещей, за исключением случаев, когда имеющиеся в регионах воз-можности не соответствуют заявленным проектам по обустройству ОЭЗ.Резиденты особых экономических зон являются привлекательными инно-вационными объектами для вложений со стороны ОАО «РВК», Инвестици-онного фонда РФ, государственной корпорации «Банк развития и внешне-экономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также объединенныхкорпораций «Росатом», «Роснанотех», «Ростехнологии» и др. Их основнаязадача - создание эффективной и справедливой системы отбора и финансо-вой поддержки высокотехнологичных проектов, реализация которых способ-на дать и прибыль, и системный эффект диверсификации для всей экономи-ки. Существуют и иные фонды (Российский фонд технологического разви-тия - РФТР), которые предполагают финансовую поддержку научных орга-низаций и инновационных предприятий, значительное число которых кон-центрируется на территориях особых экономических зон промышленно-производственного и особенно технико-внедренческого типа.Например, целью деятельности РВК является стимулирование создания вРФ собственной индустрии венчурного инвестирования и увеличения финан-совых ресурсов венчурных фондов. Роль ОАО «РВК» в инновационной сис-теме - это роль государственных венчурных фондов, через которые осуще-ствляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финан-совая поддержка высокотехнологичного сектора.Но и в этом секторе государственной поддержки имеются недочеты:- непрозрачность распределения прибылей и рисков по проектам, отсут-ствие проработанных методов контроля над направлениями расходованиясредств фонда;- значительное количество документации, которую необходимо запол-нять и составлять резидентам для получения инвестиций;- данный вид государственной поддержки фактически возможен толькодля предпринимателей, имеющих крупный и устоявшийся бизнес. За некото-рым исключением, предприниматели малого и среднего бизнес-звена не мо-гут рассчитывать на получение финансовых средств из этих источников.Следующим механизмом государственного финансирования резидентовОЭЗ является предоставление грантов. Совокупный объем грантов, выделен-ных в 2011 г. в рамках различных государственных целевых программ в сфе-ре инноваций (включая программу развития иннограда «Сколково»), соста-вил 250-270 млрд руб. В течение 2010 г. общий объем государственных рас-ходов на поддержку молодых отечественных инноваторов, среди которыхзначительная доля резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа, составилоколо 450 млрд руб., примерно такая же сумма была инвестирована и в2009 г. Однако, как утверждает президент Национальной ассоциации инно-ваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова [6],более половины государственных грантов на инновации расходуется «на ужесуществующие проекты, которые реализуются и исполняются в рамках дру-гих параллельных научно-инновационных программ и бюджетов. Выделениегранта в этом случае никак не влияет на скорость и глубину проводимых на-учных исследований и фактически идет на выплату премиальных членам ис-следовательской группы». В России существует целый пласт так называемых«инноваторов-жуликов», которые заняты освоением выделяемых грантовпутем формальной адаптации их к уже ведущимся проектам.Важную проблему предпринимателей среднего бизнес-звена - резидентовОЭЗ в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под за-лог или поручительство, а их далеко не всегда могут представить малыепредприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды,в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутст-вуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса, что ставит в за-труднительное положение предприятия малого бизнеса в ОЭЗ - невозмож-ность получения кредита исключает их конкуренцию с крупными предпри-ятиями.В этой связи заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддерж-ки со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямыезаймы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкиепроцентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капита-лов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии,составляющие до 90 % заемного капитала. Таким образом, государство ста-рается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпора-ции, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов.Существует еще одна форма государственной поддержки - обеспечениегосударственным заказом. В целях практической реализации данного секторанеобходимо развитие рынка государственных закупок инновационной про-дукции. В 2010 г. государство выделило 1,1 трлн руб., или свыше 10 % феде-рального бюджета, на поддержку инноваций. На инновации в 2011 г. в феде-ральном бюджете выделено 742 млрд руб., а в 2012 г. только проекту «Скол-ково» запланировано инвестировать более 40 млрд руб. В данном случае запредпринимателями - резидентами ОЭЗ должны быть конкурентные пре-имущества, так как ОЭЗ предполагает наличие у резидентов дополнительныхльгот и преференций. Отсутствие государственных заказов на поставку това-ров, работ, услуг выступает одним из сдерживающих факторов развитияОЭЗ. Причинами препятствий и возможных проблем при получении государ-ственных заказов являются высокий уровень коррупции в системе государст-венных и муниципальных закупок, недостаточная информированность рези-дентов о проводимых закупках, ограничения доступа к участию в конкурс-ных торгах, неприемлемые условиях государственных контрактов, высокаяконкуренция среди резидентов и нерезидентов.Можно заключить, что наибольшее финансирование и различные видыгосударственной поддержки получают особые экономические зоны двух ти-пов - промышленно-производственные и технико-внедренческие. Туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ в силу ряда причин (например, отсутствие наих территории инновационных разработок) получают меньшее финансирова-ние и, соответственно, имеют меньше возможностей к быстрому и стабиль-ному развитию. Также важно заметить, что в большинстве случаев основныефинансовые средства на создание и развитие инфраструктуры ОЭЗ приходят-ся на федеральный бюджет и в меньшей степени - на местный. Государст-венное финансирование и поддержка ОЭЗ в должной мере закреплены на за-конодательном уровне, существуют инструменты их реализации, однакоимеются проблемы эффективности их использования.

Ключевые слова

особые экономические зоны, государственное финансирование, механизмы государственной поддержки ОЭЗ, special economic zones, state financing, mechanisms of governments support for residents in SEZ

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Безикова Екатерина ВитальевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры финансового права ЮридическогоинститутаKathy_Bezikova@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ // Российская газета. 2005. 27 июля. № 162.
О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон Рос. Федерации от 23 авг. 1996 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №35. Ст. 4137.
Биргер П. Будущее за ними [Электронный ресурс] // DataArt Solutions, Inc. Электрон. дан. Нью-Йорк. 2012. URL: http://www.dataart.com/Downloads/the-future-is-ours.pdf. Режим доступа: свободный (дата обращения: 18.04.2012).
Фролов К. Надежное плечо для малого бизнеса // Деловой журнал Томской торгово-промышленной палаты. 2010. Ноябрь. № 12. С. 14-15.
Благовещенская М.А. Правовое регулирование финансовых отношений в муниципальных образованиях: дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 151 с.
Более половины государственных грантов на инновации расходуются впустую. [Электронный ресурс] // Веб-сайт Полит.ру. Электрон. дан. М. 2012. URL: http:// polit.ru/ news/2011/10/13/jamp_NAIRIT (дата обращения: 25.04.2012).
 Государственное финансирование и государственная поддержка особыхэкономических зон на территории Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 3 (5).

Государственное финансирование и государственная поддержка особыхэкономических зон на территории Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 3 (5).

Полнотекстовая версия