State financing and governments support in the special economic zones onthe territory of the Russian Federation.pdf Политику по диверсификации экономики государство формулирует в ви-де ключевых инвестиционных инициатив, суть которых состоит в созданииспециальных условий и инструментов, стимулирующих и поддерживающихтехнологическую модернизацию. Важными условиями являются созданиемеханизма поддержки инвестиционных проектов за счет Инвестиционногофонда РФ, формирование государственной инвестиционной программы, раз-витие государственно-частного партнерства в РФ с помощью механизма кон-цессий, а также кластерная политика. Одним из самых востребованных инст-рументов достижения поставленных государством задач обозначаются осо-бые экономические зоны РФ, в первую очередь ОЭЗ технико-внедренческогои промышленно-производственного типов.Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об осо-бых экономических зонах в Российской Федерации», ст. 6.1, регулирует фи-нансирование в особых экономических зонах создания объектов инженерной,транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур за счетсредств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,местных бюджетов. Данные обязательства Российской Федерации по финан-сированию ОЭЗ могут исполняться посредством внесения взноса в уставныйкапитал открытого акционерного общества, которое создано в целях реализа-ции соглашений о создании особых экономических зон и 100 % акций кото-рого принадлежит Российской Федерации, и последующего финансированияэтим открытым акционерным обществом создания объектов инфраструктурыособых экономических зон, в том числе посредством внесения взноса в ус-тавный капитал управляющей компании особой экономической зоны.Обязательства субъекта Российской Федерации или субъектов Россий-ской Федерации, муниципального образования или муниципальных образо-ваний по финансированию создания объектов инженерной, транспортной,социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономическойзоны могут исполняться посредством внесения взноса в уставный капиталуправляющей компании особой экономической зоны [1].Тем не менее государственное финансирование распространяется нетолько на инфраструктуру и обустройство ОЭЗ, но и на предприниматель-скую деятельность резидентов ОЭЗ. Например, деятельность резидентов ОЭЗтехнико-внедренческого типа попадает под регулирование Федерального за-кона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно указанному нормативному акту финансо-вое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельностиосновывается на его целевой ориентации и множественности источников фи-нансирования и может осуществляться Российской Федерацией, субъектамиРоссийской Федерации, а также физическими и юридическими лицами спо-собами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и за-конодательству субъектов Российской Федерации.Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется Рос-сийской Федерацией, субъектами Российской Федерации посредством фи-нансирования организаций, занимающихся научной, научно-технической,инновационной деятельностью, в том числе целевого финансирования кон-кретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационныхпроектов. Основным источником финансирования фундаментальных науч-ных исследований являются средства федерального бюджета.Финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационнойдеятельности может осуществляться государственными фондами поддержкинаучной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными всоответствии с законодательством Российскойуказывая, в каких пропорциях разделяется финансовое бремя между бюдже-тами всех уровней [3]. В настоящее время, как показывает практика, основнаячасть государственных вливаний в ОЭЗ поступает из федерального бюджета,а минимальное участие принимают бюджеты местных уровней.Таким образом, государственное финансирование и поддержку особыхэкономических зон можно условно разделить на два направления - инфра-структуру ОЭЗ и деятельность резидентов ОЭЗ. Последняя категория получа-ет льготы и преференции, предполагаемые для ОЭЗ, но и попадает под дейст-вие программ поддержки малого и среднего бизнеса, инновационно-инвестиционной политики государства. Предприниматели-резиденты ОЭЗ вчисле различных мер государственной поддержки могут использовать воз-можность получения из областного бюджета субсидий, предоставляемых навозмещение произведенных субъектами малого и среднего предпринима-тельства затрат, связанных с продвижением продукции за пределы региона.Например, в Томской области предприниматели, запрашивая субсидии навозмещение затрат, произведенных в целях продвижения продукции за пре-делы Томской области, связанных с производством и реализацией това-ров/услуг, предназначенных для экспорта, оформляют общую заявку [4.С. 14-15]. Из интервью с консультантом областного комитета развития пред-принимательства Лидией Гальковой: «При выходе на зарубежный рыноктомским инновационным предприятиям (часто резидентам ОЭЗ) важно пра-вильно оформить свои права на интеллектуальную собственность, пройтипроцедуры сертификации международным стандартам. Поэтому организациясистемы поддержки и сопровождения предприятий при решении этих вопро-сов выделена в качестве одной из приоритетных задач областной программыразвития предпринимательства».Тем не менее при всех видимых прилагаемых усилиях государства на фи-нансирование и поддержку ОЭЗ имеется ряд негативных моментов, которыетребуют особого внимания:1. При финансированиике и совершенствовании финансово-правовых механизмов детализации бюд-жетного процесса. Неотъемлемой частью модернизации является четкая рег-ламентация в структуре местного бюджета отдельных государственных пол-номочий. Такой корректив будет способствовать прозрачности и реалистич-ности местных бюджетов, что создаст реальные правовые условия осуществ-ления бюджетного планирования и применения санкций за его несоблюде-ние.Так как ОЭЗ является инструментом регионального развития, при выделе-нии средств из бюджета на строительство и обустройство объектов инфра-структуры необходимо, чтобы привлекаемые для этих целей подрядчики и ор-ганизации, этим занимающиеся, были из регионов, где расположены ОЭЗ. Та-кое положение позволит максимально сохранить в регионах выделяемые фи-нансовые средства. Зачастую федеральные деньги с помощью различных схемв большей степени «уходят» обратно в Москву за счет найма столичных орга-низаций для обустройства и строительства ОЭЗ. Необходимо избегать данногоположения вещей, за исключением случаев, когда имеющиеся в регионах воз-можности не соответствуют заявленным проектам по обустройству ОЭЗ.Резиденты особых экономических зон являются привлекательными инно-вационными объектами для вложений со стороны ОАО «РВК», Инвестици-онного фонда РФ, государственной корпорации «Банк развития и внешне-экономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также объединенныхкорпораций «Росатом», «Роснанотех», «Ростехнологии» и др. Их основнаязадача - создание эффективной и справедливой системы отбора и финансо-вой поддержки высокотехнологичных проектов, реализация которых способ-на дать и прибыль, и системный эффект диверсификации для всей экономи-ки. Существуют и иные фонды (Российский фонд технологического разви-тия - РФТР), которые предполагают финансовую поддержку научных орга-низаций и инновационных предприятий, значительное число которых кон-центрируется на территориях особых экономических зон промышленно-производственного и особенно технико-внедренческого типа.Например, целью деятельности РВК является стимулирование создания вРФ собственной индустрии венчурного инвестирования и увеличения финан-совых ресурсов венчурных фондов. Роль ОАО «РВК» в инновационной сис-теме - это роль государственных венчурных фондов, через которые осуще-ствляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финан-совая поддержка высокотехнологичного сектора.Но и в этом секторе государственной поддержки имеются недочеты:- непрозрачность распределения прибылей и рисков по проектам, отсут-ствие проработанных методов контроля над направлениями расходованиясредств фонда;- значительное количество документации, которую необходимо запол-нять и составлять резидентам для получения инвестиций;- данный вид государственной поддержки фактически возможен толькодля предпринимателей, имеющих крупный и устоявшийся бизнес. За некото-рым исключением, предприниматели малого и среднего бизнес-звена не мо-гут рассчитывать на получение финансовых средств из этих источников.Следующим механизмом государственного финансирования резидентовОЭЗ является предоставление грантов. Совокупный объем грантов, выделен-ных в 2011 г. в рамках различных государственных целевых программ в сфе-ре инноваций (включая программу развития иннограда «Сколково»), соста-вил 250-270 млрд руб. В течение 2010 г. общий объем государственных рас-ходов на поддержку молодых отечественных инноваторов, среди которыхзначительная доля резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа, составилоколо 450 млрд руб., примерно такая же сумма была инвестирована и в2009 г. Однако, как утверждает президент Национальной ассоциации инно-ваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова [6],более половины государственных грантов на инновации расходуется «на ужесуществующие проекты, которые реализуются и исполняются в рамках дру-гих параллельных научно-инновационных программ и бюджетов. Выделениегранта в этом случае никак не влияет на скорость и глубину проводимых на-учных исследований и фактически идет на выплату премиальных членам ис-следовательской группы». В России существует целый пласт так называемых«инноваторов-жуликов», которые заняты освоением выделяемых грантовпутем формальной адаптации их к уже ведущимся проектам.Важную проблему предпринимателей среднего бизнес-звена - резидентовОЭЗ в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под за-лог или поручительство, а их далеко не всегда могут представить малыепредприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды,в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутст-вуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса, что ставит в за-труднительное положение предприятия малого бизнеса в ОЭЗ - невозмож-ность получения кредита исключает их конкуренцию с крупными предпри-ятиями.В этой связи заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддерж-ки со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямыезаймы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкиепроцентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капита-лов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии,составляющие до 90 % заемного капитала. Таким образом, государство ста-рается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпора-ции, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов.Существует еще одна форма государственной поддержки - обеспечениегосударственным заказом. В целях практической реализации данного секторанеобходимо развитие рынка государственных закупок инновационной про-дукции. В 2010 г. государство выделило 1,1 трлн руб., или свыше 10 % феде-рального бюджета, на поддержку инноваций. На инновации в 2011 г. в феде-ральном бюджете выделено 742 млрд руб., а в 2012 г. только проекту «Скол-ково» запланировано инвестировать более 40 млрд руб. В данном случае запредпринимателями - резидентами ОЭЗ должны быть конкурентные пре-имущества, так как ОЭЗ предполагает наличие у резидентов дополнительныхльгот и преференций. Отсутствие государственных заказов на поставку това-ров, работ, услуг выступает одним из сдерживающих факторов развитияОЭЗ. Причинами препятствий и возможных проблем при получении государ-ственных заказов являются высокий уровень коррупции в системе государст-венных и муниципальных закупок, недостаточная информированность рези-дентов о проводимых закупках, ограничения доступа к участию в конкурс-ных торгах, неприемлемые условиях государственных контрактов, высокаяконкуренция среди резидентов и нерезидентов.Можно заключить, что наибольшее финансирование и различные видыгосударственной поддержки получают особые экономические зоны двух ти-пов - промышленно-производственные и технико-внедренческие. Туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ в силу ряда причин (например, отсутствие наих территории инновационных разработок) получают меньшее финансирова-ние и, соответственно, имеют меньше возможностей к быстрому и стабиль-ному развитию. Также важно заметить, что в большинстве случаев основныефинансовые средства на создание и развитие инфраструктуры ОЭЗ приходят-ся на федеральный бюджет и в меньшей степени - на местный. Государст-венное финансирование и поддержка ОЭЗ в должной мере закреплены на за-конодательном уровне, существуют инструменты их реализации, однакоимеются проблемы эффективности их использования.
Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ // Российская газета. 2005. 27 июля. № 162.
О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон Рос. Федерации от 23 авг. 1996 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №35. Ст. 4137.
Биргер П. Будущее за ними [Электронный ресурс] // DataArt Solutions, Inc. Электрон. дан. Нью-Йорк. 2012. URL: http://www.dataart.com/Downloads/the-future-is-ours.pdf. Режим доступа: свободный (дата обращения: 18.04.2012).
Фролов К. Надежное плечо для малого бизнеса // Деловой журнал Томской торгово-промышленной палаты. 2010. Ноябрь. № 12. С. 14-15.
Благовещенская М.А. Правовое регулирование финансовых отношений в муниципальных образованиях: дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 151 с.
Более половины государственных грантов на инновации расходуются впустую. [Электронный ресурс] // Веб-сайт Полит.ру. Электрон. дан. М. 2012. URL: http:// polit.ru/ news/2011/10/13/jamp_NAIRIT (дата обращения: 25.04.2012).