Особенности назначения уголовного наказания несовершеннолетним(анализ практики)
Рассматриваются вопросы, относящиеся к особенностям назначения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних преступников. Содержится анализ судебной практики на предмет учета судом при назначении несовершеннолетнему преступнику того или иного вида и размера наказания обстоятельств, подлежащих обязательному исследованию и учету, закрепленных в действующей редакции ч. 1 ст. 89 УК РФ.
Features of passing criminal punishment on juvenile offenders.pdf Согласно ст. 89 УК РФ при назначении наказания несовершеннолетнему,кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 настоящего Кодекса, учитыва-ются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иныеособенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.Нами было изучено 87 уголовных дел, рассмотренных районными судамиг. Томска, в отношении 100 несовершеннолетних лиц, приговоренных к раз-личным видам уголовного наказания. Согласно результатам исследования, вприговорах судьями делалась ссылка на учет условий жизни и воспитанияподростка лишь в отношении 32 % лиц. В 14 % случаев данная ссылка явля-лась абсолютно формальной, поскольку в приговорах отсутствовали данные,характеризующие условия жизни и воспитания осужденных несовершенно-летних. В отношении 9 % лиц судом учитывались отдельные обстоятельства,характеризующие семью осужденного и условия его жизни: наличие брать-ев/сестер, отношения осужденного подростка с родителями (конфликт-ные/неконфликтные), факт злоупотребления алкогольными напитками роди-телей.В отношении 9 % несовершеннолетних сведения, учитываемые судомпри назначении наказания, характеризующие условия жизни и воспитаниянесовершеннолетнего, ограничивались информацией о том, в полной или не-полной семье воспитывался подросток и кто из взрослых имел отношение кего воспитанию, либо судьи ограничивались лишь общими фразами: «воспи-тывался в благополучной семье»; «воспитывался в семье, имеющей матери-альные затруднения». При этом остается неясным, по каким обстоятельствамсудьи определяют степень «благополучия» семьи, являющуюся достаточнообщей и «размытой» категорией, если не осуществляется достаточно полногоисследования условий жизни, не изучаются данные, характеризующие роди-телей (иных членов семьи, занимающихся воспитанием подростка) виновно-го несовершеннолетнего: сведения о трудовой деятельности, заработке, обобразовании и т.д.В отношении 3 % несовершеннолетних в приговорах имеет место ссылкасуда следующего содержания: «…не занимается воспитанием сына/дочери».При этом судом не учитывается, с какого возраста ребенка родители (иныелица) отстранились от его воспитания, не учитывается имеющееся у них об-разование, место работы, занятость и прочие вышеперечисленные сведения.Указанные обстоятельства позволили бы оценить степень дисоциализациинесовершеннолетнего, потенциал родителей в осуществлении своей воспита-тельной функции.Нами были изучены материалы, имеющиеся в КДН и ЗП в отношении 50несовершеннолетних, осужденных к уголовному наказанию. Содержащиеся вданных материалах сведения не позволяют дать всестороннюю характери-стику условиям жизни и воспитания несовершеннолетнего, хотя являютсяболее полными по сравнению с теми, которые имеются у судей при назначе-нии ими уголовных наказаний несовершеннолетним.Так, в материалах КДН и ЗП есть сведения по каждому подростку о том, вполной или неполной семье он воспитывался (родителями, отцом, матерью,иными родственниками и т.п.).Данные о наличии/отсутствии братьев, сестер; об отношениях в семье и сродителями имеются в КДН и ЗП, согласно исследованию, в отношении 21 %несовершеннолетних. Сведения о наличии/отсутствии факта злоупотребле-ния алкогольными напитками содержатся в отношении 40 % лиц; данные обобразовательном уровне родителей имеются в отношении 40 % подростков;фиксация данных о социальном статусе родителей имеет место в 78 % случа-ев; материальное положение семьи - в 20 % случаев и обусловливалось фак-том наличия/отсутствия материальных затруднений.Того объема информации об условиях жизни и воспитания несовершен-нолетних, который предоставляется в суд и впоследствии находит отражениев приговорах при назначении наказания, безусловно, недостаточно для того,чтобы на его основе был составлен довольно полный анализ условий жизни ивоспитания несовершеннолетних, а значит, назначено наиболее эффективноенаказание несовершеннолетнему.Представляется, что достаточные для полноценного учета условий жизнии воспитания несовершеннолетнего сведения должны отражать:1. Сведения о семье несовершеннолетнего:а) данные о составе семьи: полная или неполная семья, кто из родителейзанимается воспитанием детей, количество детей в семье, проживание в се-мье бабушки (дедушки);б) информация о родителях или иных лицах, занимающихся воспитаниемребенка в семье: сведения о возрасте, об уровне образования, в том числе обоконченном ими образовательном учреждении; сведения о трудовой деятель-ности: место работы, должность, график работы; время, которое родительуделяет (может уделять) ребенку; если родитель отстранился от воспитанияребенка, то с какого времени (как долго), в связи с чем это произошло; состо-ят ли родители в брачных отношениях (если нет, то когда брак был расторг-нут; какой по счету брак); факт злоупотребления алкоголем (употреблениянаркотических веществ одного из родителей);в) сведения о взаимоотношениях в семье: с кем из родителей у ребенкаимеется эмоциональный контакт, у детей по отношению друг к другу; взаи-моотношения родителей между собой;г) о материально-бытовых условиях в семье: площадь жилого помещения,в котором проживает семья; наличие у подростка отдельного оборудованногоместа (комнаты, уголка) для сна, обучения, физических упражнений и т.п.;среднемесячный и среднедушевой доход семьи, достаточность доходов семьидля обеспечения основных потребностей подростка (продукты питания, оде-жда и обувь, медицинское обслуживание, печатная и аудиовизуальная про-дукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и т.д.);д) об обстоятельствах, которые создают угрозу жизни и здоровью несо-вершеннолетнего, его физическому и нравственному развитию либо нару-шают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного,жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, ос-корбления или эксплуатации несовершеннолетнего, физического или психи-ческого насилия над ним, покушения на его половую неприкосновенность.2. Сведения об образовательном учреждении, в котором обучается несо-вершеннолетний (о месте работы):а) если несовершеннолетний является учащимся школы, то информация отом, в какой школе и классе он учится; об индивидуальной работе классногоруководителя, школьных психологов с подростком и его семьей; сведения осамом классном руководителе и школьном психологе (пол, возраст, стаж ра-боты, образование);б) отношения, эмоциональные контакты, сложившиеся между подрост-ком и педагогами (чем обусловлены сложившиеся отношения: отставани-ем/успехами в учебе, особенностями поведения и т.д.);в) отношения, сложившиеся между подростком, совершившим преступ-ление, и другими учащимися;г) как осуществлялось в образовательном учреждении эстетическое, тру-довое воспитание, пропаганда здорового образа жизни и социально полезно-го поведения, правовое, патриотическое воспитание, досуговая работа;д) информация об условиях труда по месту работы несовершеннолетнегои о взаимоотношениях на работе.3. Сведения о круге общения подростка, малых неформальных группахсверстников: общие сведения о лицах (возраст, социальный статус, наличиесудимостей); о способах времяпровождения.В соответствии со ст. 89 УК РФ судом при назначении наказания должныучитываться условия жизни несовершеннолетнего. В отношении 7 % несо-вершеннолетних судьи при назначении наказания ссылались на то, что в се-мье «есть все условия для развития подростка» либо «нет возможности дляразвития». Однако судьями в отношении этих лиц не были учтены данные, наосновании которых могла бы быть дана всесторонняя оценка семьи на нали-чие/отсутствие условий для развития подростка.С учетом всего вышеизложенного является очевидным тот факт, что су-дьи изучают и учитывают при назначении наказания несовершеннолетнимнедостаточно данных для того, чтобы в полной мере оценить и учесть усло-вия жизни и воспитания, а значит, назначить наказание, которое максимальноэффективно способствовало бы исправлению несовершеннолетнего.В ст. 89 УК РФ закреплено положение, согласно которому при назначе-нии уголовного наказания несовершеннолетнему подлежат учету «иные осо-бенности личности».Проведенный нами анализ судебной практики по делам несовершенно-летних показал, что судом при назначении вида и размера наказания подро-сткам практически не учитывается данное обстоятельство. В описательно-мотивировочной части изученных приговоров лишь в отношении 32 % лицуказывалось, что «судом учитываются иные особенности личности несовер-шеннолетнего». При этом в отношении 17 % несовершеннолетних даннаяссылка носила исключительно формальный характер, поскольку, помимообщих данных о личности виновного (пол, возраст, образование и т.д.), ника-кие иные личностные особенности несовершеннолетнего не учитывались су-дом при назначении наказания.Лишь в отношении 15 % несовершеннолетних судьи ссылались при на-значении наказания на некоторые обстоятельства, которые дают личностинесовершеннолетнего дополнительную характеристику. Однако, учитываяданные особенности, судьи не ссылаются на них как на «иные особенностиличности» несовершеннолетнего, а перечисляют их в мотивировочной частиприговора наряду с обстоятельствами, характеризующими личность виновно-го, а иногда и с обстоятельствами, являющимися смягчающими наказание(ст. 61 УК РФ).В 2 % приговоров указывалось, что «у несовершеннолетнего имеютсяграмоты за успехи в спорте и учебе». Наличие подобной ссылки являетсяподтверждением того, что подросток уже достиг определенных успехов в тойили иной области, а значит, имеет потенциал для дальнейшего роста. Вопросв том, насколько сильно в нем укоренился препятствующий тому кримино-генный интерес.В 2 % приговоров судом указывалось, что наказание назначается с учетомтого, что «коллектив образовательного учреждения, в котором обучался виПредставляется, что при реализации положений ст. 89 УК РФ должныподлежать учету следующие сведения об особенностях личности несовер-шеннолетнего:- о социальной адаптации: наличие навыков общения с окружающими,навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальнымиособенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различ-ной обстановке и т.д.;- успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответст-вии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; орга-низация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обу-чающей среды;- любые прочие сведения, характеризующие ценностные ориентации, по-требности, интересы, взгляды несовершеннолетнего, проявляющиеся в егоповедении, в том числе преступном. Они могут характеризоваться степеньюпроявления возрастных характеристик психики: внушаемости, склонности кподражанию и фантазированию, импульсивности и т.д.Иначе говоря, в ст. 89 УК РФ под «иными особенностями личности» по-нимаются те особенности личности несовершеннолетнего, которые влияютна выбор методов и средств воспитательного воздействия [1].Согласно результатам проведенного анализа приходим к выводу, чтосудьями при назначении наказаний несовершеннолетним не учитываются вдолжном объеме сведения, характеризующие специфику особенностей лич-ности подростков. Более того, судьи часто путают данные особенности с об-стоятельствами, дающими общую характеристику личности виновного, атакже обстоятельствами, смягчающими/отягчающими наказание.Согласно ст. 89 УК РФ при назначении наказания несовершеннолетнемуучитывается его уровень психического развития. Уровень психического раз-вития несовершеннолетнего может быть установлен по результатам проведе-ния комплексной психолого-педагогической экспертизы.Анализ описательно-мотивировочной части приговоров, вынесенныхрайонными судами г. Томска, показал, что ссылка на данное обстоятельствоимелась в приговорах, вынесенных в отношении 34 % несовершеннолетних,однако в 13 % случаев носила формальный характер, поскольку в действи-тельности соответствующая экспертиза не была проведена. Судьи, раскрываяучет уровня психического развития личности подростка, ссылались на теособенности личности, которые могут обусловливать общую оценку лично-сти лица, совершившего преступление, в соответствии со ст. 60 УК РФ, или«иные особенности личности» (ст. 89 УК РФ), но никак не уровень психиче-ского развития несовершеннолетнего.Таким образом, уровень психического развития личности несовершенно-летнего преступника был учтен судами при назначении вида и размера нака-зания всего лишь в отношении 21 % лиц.Данное обстоятельство учитывалось судьями только по некоторым тяж-ким преступлениям и преступлениям особой тяжести. Практические работ-ники судов и следственных органов рассматривают вопросы назначения ипроведения психолого-педагогической экспертизы в отношении несовершен-нолетних не своей обязанностью по закону, а вопросом, зависящим от их ус-мотрения. Как представляется, зачастую это приводит к тому, что они, посуществу, превышают свои полномочия и вмешиваются в область специали-стов-психологов, коими они не являются.Дознаватель, следователь, прокурор и судья (впрочем, как и адвокат) неявляются специалистами в области психологии личности и не вправе самиопределять уровень психического развития несовершеннолетнего, как, впро-чем, и условия жизни и воспитания подростка, особенности его личности ивлияния старших по возрасту лиц.На первый взгляд судебно-психологическая экспертиза как обязательныйвид экспертизы в ст. 196 УПК РФ указан только в отношении лиц, «не спо-собных самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголов-ном судопроизводстве» и «потерпевших, не способных правильно восприни-мать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать пока-зания», чем, на наш взгляд, необоснованно пользуются следственно-судеб-ные работники при отказе в назначении этого вида экспертизы в отношениинесовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Однако закон следуеттолковать в системной связи составляющих его норм, а не в искусственномотрыве их друг от друга.Признание самим законодателем необходимости обязательного участиязащитника в уголовном судопроизводстве, если «подозреваемый, обвиняе-мый является несовершеннолетним», по существу означает признание зако-нодателем факта того, что несовершеннолетний не способен самостоятельнозащищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве,что и является в соответствии с п. 3 ст. 196 УПК РФ основанием обязательно-го назначения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнегоподозреваемого, обвиняемого.Глубина и полнота содержащихся в материалах дел и нашедших отраже-ние в приговорах психологических исследований имели некоторые различия.В части приговоров имеется ссылка на учет данных, не представляющийсядостаточно глубоким: психическими расстройствами, иными расстройствамине страдает, обнаруживает признаки социального расстройства поведения,формируется диссоциальное расстройство личности, изменения психики нестоль глубоко выражены, чтобы лишать возможности осознавать характер истепень общественной опасности совершенного деяния (дело № 1-58/11архиваКировского районного суда г. Томска).В других случаях: «Обнаруживает признаки социального расстройстваповедения: дисгармоничность личностных проявлений, эгоцентризм, прими-тивность, легковерность в суждениях, несформированность морально-этических норм, личностная незрелость, наклонность к оппозиционным ре-акциям, аффективным вспышкам, непереносимость замечаний, склонностьдействовать по первому побуждению, ослабление критических и прогности-ческих способностей» (дело № 1-58/10 архива Ленинского районного судаг. Томска). В этом случае суд в мотивировочной части приговора ссылался нагораздо более полную оценку уровня психического развития личности несо-вершеннолетнего.Таким образом, является очевидным, что суды, несмотря на прямую обя-занность, закрепленную в ст. 89 УК РФ, достаточно редко в полной мере учи-тывают при назначении уголовного наказания несовершеннолетним уровеньпсихического развития, который характеризуется состоянием интеллекта,воли и эмоций несовершеннолетнего, определяющим его способность управ-лять своим поведением, в том числе имеющим уголовно-правовое значение.Последнее обстоятельство, которое в соответствии со ст. 89 УК РФ долж-но учитываться при назначении наказания несовершеннолетнему, - это влия-ние на него старших по возрасту лиц.Влияние старших по возрасту лиц будет иметь место как в случае уголов-но наказуемого вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступле-ния путем обещаний, обмана, угроз или иным способом (ст. 150 УК), так и вслучаях любого иного негативного влияния старших по возрасту на несовер-шеннолетнего (аморальный образ жизни родителей, одобрение старшимипротивоправного поведения и ориентирование на игнорирование общепри-знанных правил поведения, восхваление «преступной романтики» и т.п.).Однако, как показали результаты анализа судебной практики, ссылки су-дей в мотивировочной части приговоров на учет данного обстоятельстваимеют место в отношении 30 % несовершеннолетних. При этом указанныессылки являются формальными, поскольку ни в одном приговоре нам невстретилось указания на учет судом любых форм влияния старших по возрас-ту лиц на несовершеннолетних.Проблема формального подхода судей к положениям УК РФ, регламен-тирующим особенности наказания несовершеннолетних, уже обратила насебя внимание ученых [2].Подводя итог, нужно отметить, что при назначении наказания несовер-шеннолетним судьями в достаточной степени не реализуется на практикеучет ни одного из обстоятельств, закрепленных в ст. 89 УК РФ и составляю-щих особенности назначения наказания несовершеннолетним. Возникает во-прос: собираются ли сведения, характеризующие данные обстоятельства?В настоящее время законодательно определена система органов и учреж-дений, на которые законом возложена задача
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 269
Ключевые слова
особенности, обстоятельства, формальная ссылка, достаточность, обязательный учет, features, circumstances, formal reference, sufficiency, compulsory accountingАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Долматов Александр Олегович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | аспирант кафедры уголовно-исполнительного права икриминологии Юридического института | dolmatovoa@ngs.ru |
Ссылки
Чучаев А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). Юридическая фирма «Контакт»: «Инфра-М». 2010 [Электронный ресурс]: Веб-сайт справ. правовой системы КонсультантПлюс. Версия Проф. М., 2012. URL: http://www.consultant.ru. Реж
Непомнящая Т.В. Мера уголовного наказания: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2010. 50 с.
