Административный потенциал полиции и безопасностьв обстановке формирования российского правового государства | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 4 (6).

Административный потенциал полиции и безопасностьв обстановке формирования российского правового государства

Либерализация официальных взаимоотношений между простыми обывателями иуполномоченными представителями нашего общества существенно усложняет реализацию административного потенциала правоохранительных органов. Тем более вситуации, когда переименование милиции в полицию стало следствием формированияроссийского правового государства и курса на завоевание доверия граждан. Особенноэта проблема остра в области гарантирования безопасности, где у гражданина нетсубъективного ощущения противопоставления своего поведения основам правопорядка, поскольку опасность, даже связанная с его поведением, возникает вроде бы против его воли. Способом снятия этого противоречия может стать непосредственноевнимание полиции не к людям, так или иначе участвующим в возникновении опасности, а к условиям, увеличивающим вероятность её возникновения.

The administrative potential of policeand security in the course of forming of Russian rule-of-law state.pdf С 1 марта 2011 г. в России вступил в силу Федеральный закон «О поли-ции», который определил назначение полиции, основные направления еёпрактической деятельности, обязанности и права в процессе формированияправового государства.Основным предназначением полиции является «защита жизни, здоровья,прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лицбез гражданства, противодействие преступности, охрана общественного по-рядка, собственности, обеспечение общественной безопасности». Она явля-ется составной частью единой централизованной системы федерального ор-гана исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России. Дан-ными полномочиями и местом в структуре исполнительной власти и предо-пределен административный потенциал полиции.Полицейская деятельность основывается на следующих принципах: за-конности, признания, соблюдения и уважения прав и свобод человека и гра-жданина, беспристрастности, открытости и публичности, общественного до-верия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, а также ис-пользования достижений науки и техники, современных технологий и ин-формационных систем. Только при изменении отношения полицейских к на-званным принципам произойдет изменение общественного отношения насе-ления России и иностранных граждан к деятельности полиции. Казалось бы,такая постановка вопроса ставит под сомнение уместность существованияпринудительных возможностей полиции. Тем не менее это не так.Федеральным законом на полицейских, как сотрудников органов внут-ренних дел, возложена обязанность осуществления федеральной гражданскойслужбы. В том числе и обязанность принимать при чрезвычайных ситуациях(катастрофы, пожары, аварии и др.) неотложные меры по спасению людей,охране имущества, оставленного без присмотра, содействовать в этих усло-виях бесперебойной работе спасательных служб, обеспечивать обществен-ный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий иэпизоотий.Другие обязанности полиции охватываются содержанием администра-тивного права, уголовного процесса, оперативно-розыскной деятельности.Полиции для выполнения возложенных на неё обязанностей предостав-ляются многочисленные права. Незнание этих прав, предоставляемых поли-ции в качестве юридических гарантий, обеспечивающих возможность реали-зации её профессионального административного потенциала, способно по-рождать необоснованное недовольство граждан.Значительные трудности во взаимоотношениях с полицией граждан идолжностных лиц вызывают решительные меры, предпринимаемые полицей-скими при задержании, блокировании, оцеплении участков местности, жилыхпомещений и других объектов, на которых находятся источники опасности,угрожающие жизни, здоровью и имуществу граждан. Ситуация способнаособенно обостряться при необходимости проникновения полицейских в жи-лые помещения, земельные участки и другие территории, представляющиесобой личное пространство человека либо его личную или частную собст-венность.В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации «жилищенеприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли прожи-вающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных определенным зако-нодательством, или на основании судебного решения».Федеральный закон «О полиции» допускает (ст. 15) возможность про-никновения полицейских в жилые помещения, на земельные участки, при-надлежащие гражданам и организациям, в случаях, предусмотренных зако-нодательством Российской Федерации. Исключение представляют помеще-ния, земельные участки и территории дипломатических представительств,консульских учреждений иностранных государств, представительств между-народных организаций.При выполнении своих непосредственных обязанностей сотрудник поли-ции имеет право на применение физической силы (в случае пресечения пре-ступлений и административных правонарушений, доставления в подразделе-ние полиции, для преодоления сопротивления задержанных или противодей-ствия законным действиям полиции), а также специальных средств и огне-стрельного оружия. Вместе с тем на применение перечисленных и другихсредств (палки, специальные газовые, электрошоковые и светошоковые сред-ства, водометы, бронемашины, служебные животные) сотрудниками полициисуществуют запреты и ограничения.Образно говоря, полиция - официант. Но официант, выполняющий заказ,как ни парадоксально, не отдельных граждан, а всего общества безопасностипрежде всего посредством оптимизации характеристик правопорядка в об-ласти внутренних дел.Выполняя такого рода заказы, полиция может, как совершенно справед-ливо опасается Ю.П. Соловей, непомерно расширить сферу своего присутст-вия в обществе.Обращаясь в полицию с жалобой или заявлением, гражданин фактическиделает заказ на оптимизацию правопорядка. Другой заказ от гражданина по-лиция принять не может потому, что она - публичная структура.Тем не менее опасение попрания полицией прав конкретного гражданинане может влечь за собой усечение полицейских полномочий. Иначе увели-чится возможность попрания прав одного гражданина другим гражданином.Социальный заказ общества для полиции «в сущности, - уменьшение ве-роятности совершения преступлений и правонарушений в аналогичных си-туациях впредь там, где для этого есть соответствующие условия».Формулируя заказ для полиции подобным образом, общество должновсячески содействовать увеличению «функционального потенциала поли-ции», а если это необходимо - подключать для повышения его эффективно-сти и собственные возможности.В связи с существующими в теории и на практике представлениями о со-стоянии и сущности взаимодействия внешнего и внутреннего контуров сфе-ры управления правопорядком возможности полиции по его оптимизациифактически отождествляются с формулировками определенных обязанностейперед обществом, закрепленными в соответствующих законах.Потребность общества в защите наиболее значимых для людей благ по-нятна. Сущностью такой защиты является упорядочивание доступа к этомублагу посредствам государственной нормативной регламентации поведениялюдей по отношению к наиболее значимым для человека и общества ценно-стям (жизнь, здоровье, имущество и т.д.). Это следует из самого определенияправопорядка.В то же время повсеместно встречается несоответствие реального и нор-мативно предлагаемого поведения. Не даром в правовой науке и правопри-менительной практике существуют и работают понятия общественной опас-ности и общественного вреда, характеризующие сущность несоответствияреального и нормативно предполагаемого поведения людей.С тем чтобы такое несоответствие устранить, общество и создало уси-лиями своих государственных структур систему правоохранительных орга-нов.Для уточнения сущности социального заказа органам внутренних делимеет смысл возвратиться к элементному составу системы «правопорядок».В качестве элементов этой системы с полным основанием можно рас-сматривать: социально значимое благо; правовую норму (нормы), регламентирующую доступ к нему; конкретные условия (обстоятельства), формирующие поведение чело-века, осуществляющего свой доступ к социально значимому благу.Отметим, что собственно поведение людей в данной системе являет со-бой следствие взаимодействия названных её элементов.Следовательно, органы внутренних дел, призванные оптимизировать на-званное системное качество, должны вначале выяснить, какие из условий илиобстоятельств в данной конкретной ситуации: во-первых, способны поддаваться целенаправленному корректирую-щему воздействию; во-вторых, предсказуемо изменять поведение людей, включенных в со-циально значимые отношения.В связи этим содержанием социального заказа для органов внутреннихдел можно считать выявление условий и обстоятельств, формирующих кон-кретное поведение человека в конкретной ситуации, и определение возмож-ности его коррекции силами органов внутренних дел с тем, чтобы поведениелюдей в аналогичной ситуации впредь приобрело бы наибольшую вероят-ность там, где это необходимо в интересах общества. Иными словами, орга-ны внутренних дел призваны повышать вероятность законопослушного пове-дения граждан там и тогда, где и когда для этого есть соответствующие ус-ловия и обстоятельства.Причины криминальной проблемы, согласно концепции М. Cusson, де-лятся на отдаленные и ближайшие [1. С. 22]. Преступление - следствие цепитаких проблем. Чтобы разорвать эту цепь, достаточно найти наиболее уязви-мое ее звено. Стратегически более оправдано не пытаться изменить установ-ки делинквентов, а изменять ситуации, благоприятствующие переходу де-линквентов к действию. Лучше сосредоточить усилия на непосредственныхи ситуационных, чем на глубоких, отдаленных причинах преступления.Нетрудно заметить, что до этого момента оба взгляда на содержание со-циального заказа, адресованного полиции, в основном сходны. Однако даль-ше начинаются различия. Конкретизируя свой подход, М. Cusson предлагаетреагировать не тогда, когда преступление совершено, а превентивно и ини-циативно. Например, посылая полицию в «горячие точки», туда, где вероят-ность преступления ситуационно назрела. В связи с этим им упоминаетсятеория Шермана, обозначенная как теория-блиц, основой которойтому, что элемент «условия» становится объектом непосредственного вос-приятия административного, распорядительского потенциала полиции и на-прямую ничьих прав не затрагивает.Представляется поэтому, что специалисты должны знать не только про-цессы принятия решений делинквентами, как предлагает М. Cusson, для то-го, чтобы предвосхищать их реакции, но и знать условия, объективно спо-собные формировать их социально значимое поведение.Можно предположить, что такой подход к уяснению сущности социаль-ного заказа для органов внутренних дел, да для всей системы правоохрани-тельных органов, позволит четко обозначить их возможности как инстру-мента административного доминирования, с помощью которого обществоможет защищать такое значимое для него благо, как безопасность.Подчеркнем, что полиция призвана выполнять заказы не отдельных гра-ждан, а всего общества. Поэтому её административный потенциал обращенне против прав конкретного человека, а в их защиту.Заявление или жалоба конкретного гражданина, адресованные полиции,в сущности, являются конкретным выражением заказа общества на оптими-зацию правопорядка. Суть заказа на гарантирование безопасности - такжеоптимизация правопорядка в конкретной области «внутренние дела».При такой постановке вопроса установление преступника - частный посвоему значению, но наиболее квалифицированный вид услуги полиции пооптимизации правопорядка.Заказ же на оптимизацию правопорядка - это не только заказ на умень-шение вероятности совершения преступлений и правонарушений в аналогич-ных ситуациях впредь там, где для этого существуют аналогичные условия.Это в ряде случаев и заказ на уменьшение вероятности реализации угрозыопасности. Например, вероятности возникновения пожара по вине человече-ской беспечности или недальновидности.Выполнить такой заказ можно. Причем в той мере, в какой это возможнопутем целенаправленной коррекции условий, способных формулировать со-циально значимое поведение. Но главное - такой подход к проблеме гаран-тирования безопасности существенно сглаживает проблему существованияадминистративного потенциала полиции.

Ключевые слова

либерализация государства, права человека, общественная безопасность, административный потенциал, оптимизация правопорядка, liberalization of the state, human rights, public security, administrative potential, optimization of law and order

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Елагин Александр ГеоргиевичАкадемия управления МВД РФ (г. Москва)профессор, доктор юридических наук, профессор кафедрыugolovnoe@sibmail.com
Капитонов Сергей АнатольевичАкадемия управления МВД РФ (г. Москва)профессор, доктор юридических наук, главный научный сотрудник научного центраugolovnoe@sibmail.com
Всего: 2

Ссылки

 Административный потенциал полиции и безопасностьв обстановке формирования российского правового государства | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 4 (6).

Административный потенциал полиции и безопасностьв обстановке формирования российского правового государства | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 4 (6).

Полнотекстовая версия