The administrative potential of policeand security in the course of forming of Russian rule-of-law state.pdf С 1 марта 2011 г. в России вступил в силу Федеральный закон «О поли-ции», который определил назначение полиции, основные направления еёпрактической деятельности, обязанности и права в процессе формированияправового государства.Основным предназначением полиции является «защита жизни, здоровья,прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лицбез гражданства, противодействие преступности, охрана общественного по-рядка, собственности, обеспечение общественной безопасности». Она явля-ется составной частью единой централизованной системы федерального ор-гана исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России. Дан-ными полномочиями и местом в структуре исполнительной власти и предо-пределен административный потенциал полиции.Полицейская деятельность основывается на следующих принципах: за-конности, признания, соблюдения и уважения прав и свобод человека и гра-жданина, беспристрастности, открытости и публичности, общественного до-верия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, а также ис-пользования достижений науки и техники, современных технологий и ин-формационных систем. Только при изменении отношения полицейских к на-званным принципам произойдет изменение общественного отношения насе-ления России и иностранных граждан к деятельности полиции. Казалось бы,такая постановка вопроса ставит под сомнение уместность существованияпринудительных возможностей полиции. Тем не менее это не так.Федеральным законом на полицейских, как сотрудников органов внут-ренних дел, возложена обязанность осуществления федеральной гражданскойслужбы. В том числе и обязанность принимать при чрезвычайных ситуациях(катастрофы, пожары, аварии и др.) неотложные меры по спасению людей,охране имущества, оставленного без присмотра, содействовать в этих усло-виях бесперебойной работе спасательных служб, обеспечивать обществен-ный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий иэпизоотий.Другие обязанности полиции охватываются содержанием администра-тивного права, уголовного процесса, оперативно-розыскной деятельности.Полиции для выполнения возложенных на неё обязанностей предостав-ляются многочисленные права. Незнание этих прав, предоставляемых поли-ции в качестве юридических гарантий, обеспечивающих возможность реали-зации её профессионального административного потенциала, способно по-рождать необоснованное недовольство граждан.Значительные трудности во взаимоотношениях с полицией граждан идолжностных лиц вызывают решительные меры, предпринимаемые полицей-скими при задержании, блокировании, оцеплении участков местности, жилыхпомещений и других объектов, на которых находятся источники опасности,угрожающие жизни, здоровью и имуществу граждан. Ситуация способнаособенно обостряться при необходимости проникновения полицейских в жи-лые помещения, земельные участки и другие территории, представляющиесобой личное пространство человека либо его личную или частную собст-венность.В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации «жилищенеприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли прожи-вающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных определенным зако-нодательством, или на основании судебного решения».Федеральный закон «О полиции» допускает (ст. 15) возможность про-никновения полицейских в жилые помещения, на земельные участки, при-надлежащие гражданам и организациям, в случаях, предусмотренных зако-нодательством Российской Федерации. Исключение представляют помеще-ния, земельные участки и территории дипломатических представительств,консульских учреждений иностранных государств, представительств между-народных организаций.При выполнении своих непосредственных обязанностей сотрудник поли-ции имеет право на применение физической силы (в случае пресечения пре-ступлений и административных правонарушений, доставления в подразделе-ние полиции, для преодоления сопротивления задержанных или противодей-ствия законным действиям полиции), а также специальных средств и огне-стрельного оружия. Вместе с тем на применение перечисленных и другихсредств (палки, специальные газовые, электрошоковые и светошоковые сред-ства, водометы, бронемашины, служебные животные) сотрудниками полициисуществуют запреты и ограничения.Образно говоря, полиция - официант. Но официант, выполняющий заказ,как ни парадоксально, не отдельных граждан, а всего общества безопасностипрежде всего посредством оптимизации характеристик правопорядка в об-ласти внутренних дел.Выполняя такого рода заказы, полиция может, как совершенно справед-ливо опасается Ю.П. Соловей, непомерно расширить сферу своего присутст-вия в обществе.Обращаясь в полицию с жалобой или заявлением, гражданин фактическиделает заказ на оптимизацию правопорядка. Другой заказ от гражданина по-лиция принять не может потому, что она - публичная структура.Тем не менее опасение попрания полицией прав конкретного гражданинане может влечь за собой усечение полицейских полномочий. Иначе увели-чится возможность попрания прав одного гражданина другим гражданином.Социальный заказ общества для полиции «в сущности, - уменьшение ве-роятности совершения преступлений и правонарушений в аналогичных си-туациях впредь там, где для этого есть соответствующие условия».Формулируя заказ для полиции подобным образом, общество должновсячески содействовать увеличению «функционального потенциала поли-ции», а если это необходимо - подключать для повышения его эффективно-сти и собственные возможности.В связи с существующими в теории и на практике представлениями о со-стоянии и сущности взаимодействия внешнего и внутреннего контуров сфе-ры управления правопорядком возможности полиции по его оптимизациифактически отождествляются с формулировками определенных обязанностейперед обществом, закрепленными в соответствующих законах.Потребность общества в защите наиболее значимых для людей благ по-нятна. Сущностью такой защиты является упорядочивание доступа к этомублагу посредствам государственной нормативной регламентации поведениялюдей по отношению к наиболее значимым для человека и общества ценно-стям (жизнь, здоровье, имущество и т.д.). Это следует из самого определенияправопорядка.В то же время повсеместно встречается несоответствие реального и нор-мативно предлагаемого поведения. Не даром в правовой науке и правопри-менительной практике существуют и работают понятия общественной опас-ности и общественного вреда, характеризующие сущность несоответствияреального и нормативно предполагаемого поведения людей.С тем чтобы такое несоответствие устранить, общество и создало уси-лиями своих государственных структур систему правоохранительных орга-нов.Для уточнения сущности социального заказа органам внутренних делимеет смысл возвратиться к элементному составу системы «правопорядок».В качестве элементов этой системы с полным основанием можно рас-сматривать: социально значимое благо; правовую норму (нормы), регламентирующую доступ к нему; конкретные условия (обстоятельства), формирующие поведение чело-века, осуществляющего свой доступ к социально значимому благу.Отметим, что собственно поведение людей в данной системе являет со-бой следствие взаимодействия названных её элементов.Следовательно, органы внутренних дел, призванные оптимизировать на-званное системное качество, должны вначале выяснить, какие из условий илиобстоятельств в данной конкретной ситуации: во-первых, способны поддаваться целенаправленному корректирую-щему воздействию; во-вторых, предсказуемо изменять поведение людей, включенных в со-циально значимые отношения.В связи этим содержанием социального заказа для органов внутреннихдел можно считать выявление условий и обстоятельств, формирующих кон-кретное поведение человека в конкретной ситуации, и определение возмож-ности его коррекции силами органов внутренних дел с тем, чтобы поведениелюдей в аналогичной ситуации впредь приобрело бы наибольшую вероят-ность там, где это необходимо в интересах общества. Иными словами, орга-ны внутренних дел призваны повышать вероятность законопослушного пове-дения граждан там и тогда, где и когда для этого есть соответствующие ус-ловия и обстоятельства.Причины криминальной проблемы, согласно концепции М. Cusson, де-лятся на отдаленные и ближайшие [1. С. 22]. Преступление - следствие цепитаких проблем. Чтобы разорвать эту цепь, достаточно найти наиболее уязви-мое ее звено. Стратегически более оправдано не пытаться изменить установ-ки делинквентов, а изменять ситуации, благоприятствующие переходу де-линквентов к действию. Лучше сосредоточить усилия на непосредственныхи ситуационных, чем на глубоких, отдаленных причинах преступления.Нетрудно заметить, что до этого момента оба взгляда на содержание со-циального заказа, адресованного полиции, в основном сходны. Однако даль-ше начинаются различия. Конкретизируя свой подход, М. Cusson предлагаетреагировать не тогда, когда преступление совершено, а превентивно и ини-циативно. Например, посылая полицию в «горячие точки», туда, где вероят-ность преступления ситуационно назрела. В связи с этим им упоминаетсятеория Шермана, обозначенная как теория-блиц, основой которойтому, что элемент «условия» становится объектом непосредственного вос-приятия административного, распорядительского потенциала полиции и на-прямую ничьих прав не затрагивает.Представляется поэтому, что специалисты должны знать не только про-цессы принятия решений делинквентами, как предлагает М. Cusson, для то-го, чтобы предвосхищать их реакции, но и знать условия, объективно спо-собные формировать их социально значимое поведение.Можно предположить, что такой подход к уяснению сущности социаль-ного заказа для органов внутренних дел, да для всей системы правоохрани-тельных органов, позволит четко обозначить их возможности как инстру-мента административного доминирования, с помощью которого обществоможет защищать такое значимое для него благо, как безопасность.Подчеркнем, что полиция призвана выполнять заказы не отдельных гра-ждан, а всего общества. Поэтому её административный потенциал обращенне против прав конкретного человека, а в их защиту.Заявление или жалоба конкретного гражданина, адресованные полиции,в сущности, являются конкретным выражением заказа общества на оптими-зацию правопорядка. Суть заказа на гарантирование безопасности - такжеоптимизация правопорядка в конкретной области «внутренние дела».При такой постановке вопроса установление преступника - частный посвоему значению, но наиболее квалифицированный вид услуги полиции пооптимизации правопорядка.Заказ же на оптимизацию правопорядка - это не только заказ на умень-шение вероятности совершения преступлений и правонарушений в аналогич-ных ситуациях впредь там, где для этого существуют аналогичные условия.Это в ряде случаев и заказ на уменьшение вероятности реализации угрозыопасности. Например, вероятности возникновения пожара по вине человече-ской беспечности или недальновидности.Выполнить такой заказ можно. Причем в той мере, в какой это возможнопутем целенаправленной коррекции условий, способных формулировать со-циально значимое поведение. Но главное - такой подход к проблеме гаран-тирования безопасности существенно сглаживает проблему существованияадминистративного потенциала полиции.
Елагин Александр Георгиевич | Академия управления МВД РФ (г. Москва) | профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры | ugolovnoe@sibmail.com |
Капитонов Сергей Анатольевич | Академия управления МВД РФ (г. Москва) | профессор, доктор юридических наук, главный научный сотрудник научного центра | ugolovnoe@sibmail.com |