Конституционный секуляризм в России: поэзия принципов и прозаправоприменения | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 4 (6).

Конституционный секуляризм в России: поэзия принципов и прозаправоприменения

Сегодня широко обсуждаются проблемы и перспективы реализации в российском законодательстве и правоприменительной практике конституционного принципасветского государства. И хотя все чаще звучит мнение о необходимости закрепленияособого статуса «традиционных» религиозных объединений, такой подход не соответствует нормам действующей Конституции 1993 г. Российское законодательствоо свободе совести и формах ее реализации требует пересмотра, как и вся системагосударственно-конфессиональных отношений.

Constitutional secularism in Russia: the poetry of principles and lawenforcement prose.pdf Религиозное возрождение в миреВ современном меняющемся мире трансформируется и отношение обще-ства к религии и вере, а потому государства пересматривают свою позицию вотношении коллективных форм отправления культа. Многие юристы и со-циологи отмечают тенденцию к возрождению религии в современном мире[1, 2, 3].В настоящее время ученые все чаще обращаются к концепции «постсеку-ляризма», которая, в свою очередь, весьма неоднозначна и имеет множествотрактовок [2, 4-8]. Однако вне зависимости от выбранного подхода можновыделить ряд отличительных черт, характеризующих современное общест-венное развитие. С одной стороны, сегодня мы видим повсеместное возрож-дение религии, расширение возможных сфер ее влияния и признание со сто-роны государства всех ее прав. С другой стороны, имеет место ситуация непросто возвращения религии в общество, а контролируемого со стороны го-сударства. Это взаимовыгодное движение друг к другу, ведь религия полу-чает шанс открыто заявить о себе, ей отводятся сферы для пропаганды своихценностей и предоставляется возможность создания инфраструктуры дляудовлетворения потребностей паствы.Здесь можно говорить и о «возвращении» религии в политику, и об об-щем возрождении религиозности, и о повышении влияния религиозных ин-ститутов на общество, и о простом возрастании интереса к религии в публич-ном пространстве. Независимо от деталей все авторы, пишущие о постсеку-лярном мире, подчеркивают активизацию религии - кажущуюся или реаль-ную. Основными центрами, где наблюдается возрастание интереса к религии,являются Латинская Америка [9, 10], Африка [11] и весь «мусульманскиймир» [12]. Даже в Китае, где весьма сильны государственные ограничениярелигии, религиозность оказывается на подъеме во многих секторах общест-ва, заставляя китайских политических лидеров защищать свободу совести исвободу вероисповедания, а также переосмыслять роль религии, которая вно-сит свой вклад в строительство гармоничного общества [13].В то же время с духовным возрождением и ростом плюрализма традици-онные религии продолжают занимать очень важное место во многих государ-ствах. Как правило, они имеют глубокие корни в обществе и в целом сыгрализначительную роль в истории и культуре этих стран, а также в формированиии сохранении национальной идентичности. Из-за их центрального места вкультуре традиционные религии легко становятся значительным фактором вгосударственном строительстве. В целом политики часто удовлетворяют тре-бования религиозных объединений, чтобы заручиться их поддержкой. Но,несмотря на доминирующее положение, преобладающие религии часто чув-ствуют угрозу со стороны новых религиозных течений и мотивированы в по-иске новых способов укрепления своих позиций в обществе. В результатевопросы религиозных прав часто окрашены политически.В России, к сожалению, до сих пор отсутствует четко выраженная и по-следовательно проводимая государственно-конфессиональная политика. Наразных уровнях часто обсуждаются вопросы о необходимости законодатель-ного определенная «государственной» или «традиционной» религии и воз-можной степени проникновения религиозных институтов в общественно-политическую материю. Действует большое количество нормативных право-вых актов, регулирующих свободу совести и правовое положение религиоз-ных объединений. Однако они декларативны, противоречивы и пробельны(например, в отношении миссионерства, образования, капелланства). Суще-ствование подобных явлений сдерживает прогрессивное развитие отношенийв сфере реализации свободы совести и должно стать предметом законода-тельного реформирования.Российские реалии построения светского государстваВ России в последнее время налицо повсеместный отход от конституци-онных принципов и клерикализация институтов публичной власти. Имеетместо очевидное, эмпирически осязаемое расхождение между весьма либе-ральным конституционным текстом и его не лучшей реализацией на практи-ке, где конституционные нормы или перестают работать, или работают со-всем не так, как этого от них требует Основной закон [14].В то же время в Конституции 1993 г. заложены основания для формиро-вания светского государства. Конституционные принципы исходят из необ-ходимости отхода от насаждаемого в советский период атеизма в качествегосударственной идеологии и перехода к плюрализму и равенству всех рели-гиозных структур. Исходя из конституционных положений, логичным былобы ожидать, что принцип светского государства будет последовательно раз-виваться в законодательстве и правоприменении. В свою очередь, весьмадвусмысленной выглядит позиция государства, секуляризация права остаетсяполовинчатым компромиссом. Примерами таких компромиссов могут слу-жить религиозное образование в государственных школах, введение институ-та военного капелланства в Вооруженных Силах РФ, расширение практикиконсультаций органов государственной власти с представителями отдельныхконфессий и пр. [15. С. 27-29; 16]. Сейчас на рассмотрении ГосударственнойДумы РФ находится проект Федерального закона «О внесении изменений вУголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях проти-водействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквер-нению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), местрелигиозных обрядов и церемоний», который недвусмысленно говорит о за-щите ряда прав религиозных объединений, исповедующих только те религии,которые составляют неотъемлемую часть исторического наследия народовРоссии, а в пояснительной записке депутаты прямо указывают, о каких рели-гиях идет речь - христианство, ислам, буддизм и иудаизм, дублируя тем са-мым преамбулу федерального закона.В настоящее время можно выделить несколько ключевых проблем в реа-лизации конституционного секуляризма в России, а именно: необходимостьобеспечения равного правового статуса религиозных объединений, обеспече-ние светскости проводимой государством политики, повышение эффективно-сти религиозной пропаганды и борьбы с религиозным экстремизмом, обеспе-чение светскости государственного образования.При легально закрепленном равенстве религиозных объединений передзаконом фактически отношение властей к ним заметно различается. Многиеиз них, в последнее время это чаще всего протестантские организации, новыерелигиозные движения, ряд мусульманских течений, подвергаются дискри-минации со стороны государства. Наиболее сильное давление испытываютСвидетели Иеговы. Давление на них осуществляется разными способами,главный из которых - произвольное применение антиэкстремистского зако-нодательства. Так, в феврале 2012 г. в Твери прокуратура подала в суд иск опризнании экстремистской книги «Учись у Великого Учителя». Это изданиеСвидетелей Иеговы предназначено для ознакомления детей с историей Хри-ста. Иск прокуратуры основан на экспертном заключении, составленном до-центом кафедры русского языка Тверского государственного университетаОльгойется продуктом квинтэссенции исторического, политического и культурногоразвития традиций конкретного государства. При этом не исключается воз-можность сотрудничества церкви и институтов публичной власти в рамкахсоциальной и культурной интеграции иммигрантов, борьбы с религиозно-политическим экстремизмом, реализации многих социально значимых ини-циатив крупнейших религиозных организаций России (противодействие нар-комании, воспитание молодежи и пр.).Клерикализация государственных властных институтов видится в качест-ве негативной тенденции. Религиозные структуры не должны брать на себявыполнение функций публичной власти, в противном случае со временемони станут трансформироваться в органы власти в ущерб выполнению своихзадач. Однако усиление влияния какого-либо религиозного объединения наобщество, морально-нравственное воспитание граждан и борьбу с правона-рушениями можно рассматривать только как положительное явление, тре-бующее поддержки от государства.Опыт в регулировании государственно-конфессиональных отноше-ний и статуса религиозных объединений зарубежных странИсходя из сложившегося в практике государственного строительстваРоссии дифференцированного подхода к религиозному многообразию нашейстраны возникает необходимость пересмотра самой парадигмы государст-венно-церковных отношений и ее легального оформления. В этом планевесьма интересным представляется опыт Австрии, Литвы, Румынии, где вве-дена особая категория религиозных объединений в качестве промежуточнойформы между правовым статусом, который может быть использован любойрелигиозной общиной, и организациями «верхнего уровня» - «государствен-ная или традиционная церковь». Для России опыт этих стран представляетособый интерес. Помимо того, что Литва входила в состав СССР, все эти го-сударства являются многоконфессиональными, с большим числом признан-ных религиозных течений при доминирующей роли в обществе одной рели-гии - соответственно католицизма или православия.В Румынии согласно Закону № 489/2006 «О свободе религии и общемстатусе культов» [17] вводится «трехуровневая система признания» религи-озных образований. В ст. 6 предусматривается возможность создания и дея-тельности религиозных групп (рум. gruparea religioasă), религиозных объе-динений (рум. asociaţia religioasă) и религиозных культов (рум. cult). Религи-озные группы - это объединения индивидов без образования юридическоголица. Поэтому они не получают налоговых льгот и поддержки со стороны го-сударства. Религиозные объединения, в свою очередь, являются юридическимилицами и должны быть зарегистрированы в реестре. Они не получают государ-ственного финансирования, а лишь ограниченные налоговые льготы. Признан-ные религиозные объединения в соответствии с законом имеют право на полу-чение государственной поддержки согласно количеству их последователей попереписи. Кроме того, они имеют право учреждать религиозные школы, а так-же обучать религии в государственных школах, получать государственныесредства на строительство культовых сооружений, частично выплачивать зара-ботную плату духовенству за счет средств государственного бюджета, транс-лировать религиозные программы на радио и телевидении, подавать заявкина получение лицензий для вещания на конфессиональных частотах, содер-жать кладбища и пользоваться льготами по налогообложению.Напротив, в Австрии с принятием в 1998 г. Закона «О статусе корпора-ций» религиозные общины должны пройти два этапа, чтобы добиться при-знания. Здесь также установлены три вида религиозных объединений. Внача-ле они получают статус зарегистрированной конфессиональной общины(нем. Bekenntnisgemeinschaften) в Министерстве образования и культуры, атолько потом могут быть признаны в качестве государственного религиозно-го общества. Религиозные группы, которые не обладают одним из этих двухстатусов, могут быть зарегистрированы в качестве некоммерческих объеди-нений в соответствии с Законом «Об общественных объединениях» [18]. Ка-ждая категория организаций обладает определенным набором прав, привиле-гий и обязанностей. Так, официально признанные религиозные общества по-лучают от правительства финансовую поддержку для частных школ. Они мо-гут проводить религиозное обучение в государственных школах, участвоватьв ряде государственных или квазиобщественных мероприятий и пр.В Литве нет государственной религии, однако существует очень интерес-ная «трехзвенная» система коллективных форм отправления религиозногокульта - традиционные религиозные общины и объединения Литвы (лит.Tradicinės Lietuvos religinės bendruomenės ir bendrijos), другие государствен-но-признанные (нетрадиционные) религиозные объединения (лит. Kitos(netradicinės) religinės bendrijos) и другие зарегистрированные религиозныеобщины и объединения (лит. Religinės bendruomenės ir bendrijos). Конститу-ция Литвы в ст. 43 признает в качестве традиционных церквей и религиозныхорганизаций те из них, которые имеют опору в обществе и если их учение иобряды не противоречат закону и нравственности. Сейчас согласно ст. 5 За-кона Литовской Республики от 04.10.1995 № I-1057 (в ред. от 22.12.2009 №XI-60) таких организаций существует девять, и они имеют ряд преференци-альных прав, в том числе могут регистрировать браки, создавать религиоз-ные школы и вести преподавание религии в государственных образователь-ных учреждениях, получать финансовую поддержку от государства, а духо-венство и учащиеся их школ освобождаются от несения воинской службы,вправе направлять военных капелланов в армию. Нужно отметить, что тради-ционные религиозные общины и объединения получают весьма значительноепрямое бюджетное финансирование. Согласно Закону Литовской Республикиот 20.12.2012 № XI-1823 «Об утверждении государственного бюджета и му-ниципальных бюджетов на 2012 год» в 2012 г. Министерству финансов пере-числено для традиционных религиозных общин, ассоциаций и центров в це-лях восстановления мест поклонения и финансирования других видов их дея-тельности 1 787 000 литов (что составляет около 20 916 835 рублей) [19].Согласно законодательству Литвы признанные государством религиоз-ные объединения получают определенные привилегии от государства, но вменьшем по сравнению с традиционными общинами объеме. Так, они могутрегистрировать заключение брака, не платят взносов в страховые и медицин-ские фонды в отношении своего духовенства и прочих сотрудников. Но онине имеют права на получение ежегодных субсидий от государства, а духо-венство и учащиеся их учебных заведений не освобождены от несения воин-ской службы.Однако относительно рассмотренной выше «трехзвенной» системы средиученых и политиков Литовской Республики нет однозначной позиции. Так,Пятрас Плумпа, советник Правительства Литвы по религиозным вопросам,настаивает на том, что «дифференцированный подход к религии и культуре вгосударстве основывается не на дифференцированном подходе к людям, ноотношении к религиям и культурам, которые являются национальным дос-тоянием каждого государства. Широко распространенные попытки уравнятьрелигии и культуры с помощью навязанных народам законов стирают их ин-дивидуальность, что означает обесценивание этих культур и религий, и, сле-довательно, самих народов» [20].Согласно его мнению, ст. 26 и 43 Конституции Литвы дополняют другдруга и гарантируют каждому гражданину свободу культурного и религиоз-ного выражения и в то же время защищают религии, которые послужили эк-зистенциальной основой для литовского народа и которые представляют со-бой часть исторического, духовного и культурного наследия. Термин «тради-ционная церковь (религия)» указывает на историческое, социальное и куль-турное наследие.Другие считают, что такие доводы вряд ли оправдывают предоставлениеболее низкого статуса тысячам граждан Литвы, считающихся согласно зако-ну последователями нетрадиционных религий. Такой подход ограничиваетграждан в свободном выборе религии и не учитывает подлинного мировоз-зрения человека. В результате разного правового регулирования статуса тра-диционных и нетрадиционных церквей последние часто называются сектами,что ведет к дискриминации и ущемлению прав верующих [20]. Научная жеобщественность упоминает религиозную свободу как основу для благополу-чия общества.Таким образом, какая бы в стране ни складывалась система государст-венно-церковных отношений, о необходимости легального оформления ста-туса государственной (традиционной ) религии или церкви не сформирова-лось единого подхода или практики. Это справедливо и для тех стран, гдезакреплен принцип светского государства, и для тех, которые предоставляютпреференции и льготы коллективным формам отправления традиционногорелигиозного культа. У каждой из позиций есть свои аргументы и доводы.Однако трехзвенная система организационно-правовых форм отправлениякульта также не стала панацеей в этом вопросе и породила еще больше про-тиворечий и споров. Поэтому представляется необоснованным желание неко-торых ученых и политиков внедрить такую систему в России. Думается, чтоона, как и за рубежом, вызовет множество споров и противоречий, а также несоответствует действующей Конституции 1993 г.Предварительные итогиГоворя об общих подходах к регулированию государственно-конфессио-нальных отношений, на основе опыта зарубежных стран можно выделить дваальтернативных принципа регулирования конституционно-правового статусарелигиозных объединений. Он может быть либо равным для всех коллектив-ных форм отправления культа (Ирландия, Нидерланды, США, Франция), ли-бо различным применительно к тому или иному религиозному объединению,исходя из его вклада в развитие истории и культуры страны, срока осуществ-ления своей деятельности и других нормативно установленных критериев(Австрия, Англия, Италия, Литва).Думается, что если на конституционном уровне Россия провозглашенасветским государством, где имеет место отделение государства от церкви, тонеобходимо последовательно проводить соответствующий принцип в жизньв ходе осуществления всей государственной политики. Но опыт показываетобратную ситуацию, когда при действии одной и той же Конституции прак-тика государственного строительства принципиально различается: от по-строения действительно светского государства, не персонифицирующего се-бя ни с одной религией, до возрастающей клерикализации российского госу-дарства при активном проникновении церкви во все сферы общественнойжизни. В этой ситуации необходимо задуматься о смене парадигмы государ-ственно-конфессиональных отношений и построении действительно светскойсистемы властных институтов, как того требует Конституция РФ. В Россиинеобходимо легально закрепить равный конституционно-правовой статусдля каждой из организационно-правовых форм отправления культа, что соот-ветствовало бы многоконфессиональному составу российского общества,способствовало бы формированию конфессионального мира и исключало быборьбу за преференции и льготы.

Ключевые слова

светское государство, конфессиональная политика, религиозные объединения, secular state, confessional policy, Religious associations

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Исаева Анастасия АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат юридических наук, старший преподавателькафедры конституционного и международного права Юридического институтаtess@mail2000.ru; cafedra206@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Jose Casanova, Public Religions in the Modern World. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1994.
Хабермас Ю. Постсекулярное общество - что это? // Российская философская газета. 2008. №4 (18).
W. Cole Durham, Jr. Religious Freedom in a Worldwide Setting: Comparative Reflections // Pontifical Academy of Social Sciences. 2011. April 30.
Кырлежев А. Постсекулярная эпоха // Континент. 2004. № 120.
Вевюрко И.С. Пострелигиоведение и реальная политика. К дискуссии о «постсекулярности» [Электронный ресурс] // Научный богословский портал. URL: http://www. bogoslov.ru/text/477051.html (дата обращения: 01.10.2012).
Узланер Д. В каком смысле современный мир может быть назван постсекулярным // Континент. 2008. № 136.
Узланер Д. «Постсекулярное»: ставим проблему [Электронный ресурс] // Русский журнал. URL: http://www.russ.ru/pole/Postsekulyarnoe-stavim-problemu (дата обращения: 01.10.2012).
Хабермас Ю., Ратцингер Й. Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.
Martin D. Tongues of Fire: The Explosion of Protestantism in Latin America. Oxford: Blackwell, 1990.
Paul E. Sigmund, ed. Introduction in Religious Freedom and Evangelization in Latin America: The Challenge of Religious Pluralism. Maryknoll, N.Y.: Orbis Books, 1999.
Green M.C. and D. van der Vyver J. Law, Religion and Human Rights in Africa: Introduction // Afr. Hum.Rts. L.J. 2008. № 8.
Marshall P. and ed. Radical Islam's Rules: The Worldwide Spread of Extreme Shari'a Law. Lanham; Boulder, New York; Toronto and Oxford: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2005.
National Human Rights Action Plan of China (2012-2015) [Electronic resource] // The Global Times. URL: http://www.globaltimes.cn/content/714148.shtml (дата обращения: 01.10.2012).
Пастухов В. Чем болеют конституции? Российский конституционализм: поэзия принципов и проза правоприменения [Электронный ресурс] / Институт права и публичной политики. Проект двадцать лет демократического пути: укрепление конституционного порядка в совреме
Со А.А. Конституционно-правовой режим равенства религиозных объединений перед законом: современные проблемы и пути решения // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 9.
Fagan G. Russia: Religious freedom survey [Electronic resource] // FORUM 18 NEWS SERVICE, Oslo, Norway. URL: http://www.forum18.org (date of view: 01.10.2012).
Legea nr. 489/2006 privind libertatea religioasă şi regimul general al cultelor // Publicată in Monitorul oficial Partea I. nr. 11/8.01.2007.
«Vereinsgesetz», reenacted Aug. 28, 1951 // BGBl. no. 233/1941, § 3 a.
Lietuvos Respublikos įstatymas 2011 m. gruodžio 20 d. Nr. XI-1823 2012 Metų valstyės biudžeto ir savivaldybių biudžetų finansinių rodiklių patvirtinimo // Valstybes zinios. 12.31.2011. № 163-7741.
Bačkulis V. Freedom of religion: test for democracy and the dominating religious community (1st part) [Electronic resource] // The Word of Faith Christian Fellowship, Lithuania. URL: http://www.btz.lt/English/Freedom/freedom.htm (date of view: 01.10.2012)
 Конституционный секуляризм в России: поэзия принципов и прозаправоприменения | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 4 (6).

Конституционный секуляризм в России: поэзия принципов и прозаправоприменения | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 4 (6).

Полнотекстовая версия