Проблемы и перспективы применения альтернатив лишению свободы к несовершеннолетним | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2019. № 31. DOI: 10.17223/22253513/31/11

Проблемы и перспективы применения альтернатив лишению свободы к несовершеннолетним

Анализируются проблемы назначения несовершеннолетним наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, а также проблемы их исполнения. Определяются перспективы развития законодательства и правоприменительной практики о применении альтернатив лишению свободы к несовершеннолетним.

Problems and prospects of application of alternatives to imprisonment to minors.pdf Расширяющаяся практика назначения несовершеннолетним наказаний, не связанных с изоляцией от общества, соответствует современной тенденции уголовной политики, направленной на сокращение применения реального лишения свободы. В 2009 г. доля несовершеннолетних, осужденных к реальному лишению свободы, составляла 20,7% от общего числа осужденных несовершеннолетних, в 2010 г. уменьшилась до 18,4%, в 2011 г. -15,8%, в 2012 г. - 15,5%, в 2013 г. - 15,7%, в 2014 г. - 16,6%, в 2015 г. -17,3%, в 2016 г. - 16,1%, в 2017 г. - 16,8% [1]. В то же время анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в части применения (назначения и исполнения) наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества к несовершеннолетним свидетельствует о наличии проблем, обусловленных недостаточной разработкой социально-криминологических основ применения альтернативных санкций. Указанные отрицательные последствия проявляются как на стадии назначения несовершеннолетним наказаний и иных мер уголовно-правового характера, так и на стадии их исполнения. Во-первых, действующее уголовное законодательство, устанавливая особые правила назначения несовершеннолетним наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и применения к ним иных мер уголовно-правового характера, не учитывает возрастные особенности, криминологическую характеристику несовершеннолетних, совершивших преступления, а иногда противоречит принципам справедливости и личной виновной ответственности [2. С. 162-237]. Это отрицательное обстоятельство повлекло несоответствие фактической судебной практики предусмотренному уголовным законодательством разнообразию способов исчисления штрафа несовершеннолетним, сопоставимого со взрослыми преступниками. Как известно, уголовное наказание в виде штрафа может назначаться несовершеннолетним тремя способами: 1) в твердой денежной сумме; 2) в размере платы или иного дохода осужденного за период, предшествующий его осуждению, в пределах от двух недель до шести месяцев; 3) в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, которая для несовершеннолетних не может быть менее 25 тыс. руб. и более 50 тыс. руб. Учитывая, что большинство несовершеннолетних обучается и не работает, а также принимая во внимание предусмотренные трудовым законодательством специальные правила заключения трудового договора с несовершеннолетними, относительно невысокую заработную плату работающих несовершеннолетних, отсутствие у подавляющего большинства несовершеннолетних, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, иного дохода, представленное разнообразие способов исчисления штрафа несовершеннолетним не соответствует их криминологической характеристике и вряд ли целесообразно. Законодательно предусмотренная возможность назначения штрафа несовершеннолетнему, не имеющему самостоятельного заработка, иного дохода или имущества, на которое может быть обращено взыскание, в зависимости от согласия его родителей или иных законных представителей уплатить этот штраф, как представляется, не только противоречит принципам справедливости, личной виновной ответственности, но и не учитывает, что подавляющее большинство несовершеннолетних, совершивших преступления, проживают в семьях с низким материальным достатком, не позволяющим подобные расходы, либо имеет место настолько глубокий конфликт с несовершеннолетним, что, по мнению взрослых, «всем будет лучше, если ребенок пойдет отбывать наказание в воспитательную колонию». Противоречит принципам справедливости и несоответствие минимального размера штрафа, предусмотренного в санкциях статей Особенной части УК РФ, максимальному размеру, установленному в ч. 2 ст. 88 УК РФ для несовершеннолетних. В Уголовном кодексе Российской Федерации отсутствуют какие-либо особенности назначения несовершеннолетним некоторых уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Действующее уголовное законодательство не предусматривает никаких особенностей назначения уголовного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью несовершеннолетним, в том числе срока этого наказания и возможности его назначения в качестве дополнительного. Как представляется, срок уголовного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, учитывая несовершеннолетний возраст виновного и особенности его личности, должен быть снижен по сравнению со сроком, установленным для взрослых лиц, а на регламентированную в УК РФ возможность назначения рассматриваемого наказания в качестве дополнительного не должно распространяться правило увеличения срока данного наказания до 20 лет в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. В УК РФ отсутствуют особенности определения срока обязательных работ несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, который, в соответствии с ч. 3 ст. 88 УК РФ, приравнен к взрослым лицам, отбывающим это наказание. Нет каких-либо возрастных ограничений при назначении исправительных работ несовершеннолетним, хотя трудовым законодательством определяются особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними в зависимости от их возраста. Уголовное законодательство игнорирует принцип приоритетности образования (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), требование обязательности среднего общего образования к конкретному обучающемуся до достижения им возраста 18 лет, положений ч. 6 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о том, что привлечение несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, к труду возможно только с их согласия на трудоустройство. Дискриминационный характер носят пределы удержаний из заработной платы несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, которые не отличаются от удержаний, предусмотренных для взрослых осужденных к исправительным работам. В уголовном законодательстве не учитываются возрастные особенности несовершеннолетних. Прежде всего это выражается в чрезмерности и непродуманности запрета посещать определенные места и массовые мероприятия независимо от их предназначения и характера при назначении ограничения свободы несовершеннолетним, хотя посещение определенных мест (например, спортивных, религиозных, организационно-массовых мероприятий или мероприятий, связанных со знаменательными датами нашей страны) могло бы благотворно влиять на исправление несовершеннолетнего. Об этом же свидетельствует и отсутствие в уголовном законодательстве дифференциации обязанностей, которые могут возлагаться на взрослых и несовершеннолетних, условно осужденных. Во-вторых, игнорирование возрастных особенностей несовершеннолетнего возраста, криминологической характеристики осужденных несовершеннолетних, отсутствие особенностей характерны для всего процесса исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, а также средств его обеспечения [3. С. 3-53]. На стадии привлечения несовершеннолетних к исполнению наказаний и иных мер уголовно-правового характера они выражаются: - в нереальности существующего в уголовно-исполнительном законодательстве трехдневного срока для установления места работы несовершеннолетнего осужденного, не являющегося в уголовно-исполнительную инспекцию, который трудоустроился в другое место, но не занимается запрещенной деятельностью, ибо не существует какого-либо механизма обеспечения явки осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию; - в отсутствии особенностей привлечения несовершеннолетних, осужденных к обязательным и исправительным работам, к исполнению требований приговора суда; - в отсутствии порядка оформления несовершеннолетних, осужденных к обязательным работам, в организации для исполнения этого наказания. Как представляется, основание возникновения отношений между организацией и осужденным по выполнению обязательных работ не должно быть облечено в форму трудового договора. Такой договор не будет соответствовать требованиям трудового законодательства по следующим основаниям: а) ст. 59 Трудового кодекса РФ, содержащая перечень лиц, с которыми может быть заключен срочный трудовой договор, и другие федеральные законы не предусматривают возможности заключения срочного трудового договора с осужденными к обязательным работам; б) срочный трудовой договор - это разновидность трудового договора вообще, следовательно, он должен содержать существенные условия трудового договора, указанные в ст. 57 ТК РФ. Среди существенных условий трудового договора ст. 57 ТК РФ называет «условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника.)» Таким образом, трудовой договор вообще и срочный трудовой договор в частности могут быть только возмездными. Обязательные работы заключаются в выполнении именно бесплатных общественно-полезных работ; в) трудовой договор, как и любой договор вообще, предполагает согласие работника на его заключение. Осужденный же к обязательным работам не может отказаться от заключения трудового договора; - в неоднозначности определения срока привлечения условно осужденного к выполнению требований приговора суда; - в отсутствии средств обеспечения привлечения осужденных к соблюдению установленного для них порядка и условий исполнения наказания (специальных средств обеспечения явки осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет). Действующий механизм обеспечения исполнения несовершеннолетними осужденными требований порядка и условий исполнения наказаний без изоляции от общества, а также режима испытания при условном осуждении и отсрочке отбывания наказания также не лишен недостатков. Они выражаются: - в фактическом неисполнении уголовного наказания в виде штрафа, назначенного несовершеннолетнему, не имеющему самостоятельного заработка, иного дохода или имущества, на которое может быть обращено взыскание, с согласия его родителей или иных законных представителей уплатить этот штраф, если на стадии исполнительного производства была установлена невозможность взыскания с них штрафа в принудительном порядке; - в отсутствии общих уголовно-правовых средств обеспечения порядка исполнения уголовного наказания в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве основного наказания, так как действующее уголовное законодательство не предусматривает возможности замены этого наказания более строгим в случае злостного уклонения осужденного от исполнения требований приговора суда; - в низкой эффективности некоторых специальных уголовно-исполнительных средств, обеспечивающих установленный для несовершеннолетних осужденных порядок исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы (угрозы не засчитать время неисполнения осужденным требований приговора суда в срок назначенного ему лишения права заниматься определенной деятельностью либо не засчитать в срок исправительных работ время, в течение которого удержания из заработной платы осужденного не производились, либо возложить на осужденного к исправительным работам, нарушившего порядок и условия отбывания наказания, обязанность являться для регистрации до двух раз в месяц), и режим испытания (угрозы вынесения предупреждения за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 УИК РФ); - в отсутствии средств обеспечения исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, которые опосредованно оказывают воздействие на обеспечение воспитательно-предупредительного процесса, поскольку они стимулируют поведение осужденных в ожидаемом со стороны государства направлении. Например, действующим уголовным законодательством не предусматривается возможность сокращения размеров штрафа либо условно-досрочного освобождения от отбывания от других наказаний без изоляции от общества. Существуют проблемы организационно-обеспечительных средств, приводящих в движение весь комплекс правовых средств обеспечения исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, которые выражаются: - в неоправданном соединении контроля уголовно-исполнительной инспекции за несовершеннолетними, осужденными без изоляции от общества, и проводимой с ними профилактической работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; - в неопределенности действий уголовно-исполнительной инспекции по проведению воспитательной работы с несовершеннолетними, осужденными к исправительным работам, ограничению свободы и лишению права заниматься определенной деятельностью; - в постоянно увеличивающемся объеме социальной работы, которую уголовно-исполнительные инспекции обязаны проводить с осужденными. Наконец, возникает вопрос о защищенности прав и законных интересов несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества. Соответствующие проблемы, связаны: - с игнорированием требований трудового законодательства в части возраста несовершеннолетнего, определения «посильности» труда, обязательности прохождения несовершеннолетними при приеме на работу медицинского осмотра и дальнейшего ежегодного обследования (ст. 266 Трудового кодекса РФ) при исполнении обязательных и исправительных работ, а также условного осуждения с обязанностями, связанными с трудом; - с определением времени, свободного от учебы при отбывании обязательных работ. Практика показывает, что уголовно-исполнительные инспекции исчисляют свободное от учебы время с момента окончания занятий в образовательном учреждении, тем самым не учитывая интересы несовершеннолетнего, и ограничивают его в праве на время, необходимое ему для самоподготовки, т.е. в праве на образование; - с исчислением срока исправительных работ несовершеннолетним осужденным. Как известно, в срок наказания не засчитывается время, когда осужденный не работал, в том числе и по уважительным причинам. Применение этого правила к несовершеннолетним, как представляется, может нарушить их право на образование, поскольку уважительные причины пропуска работы могли быть связаны с необходимостью посещения образовательного учреждения; - с обоснованностью причин увольнения несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, из организации. Положение ч. 3 ст. 40 УИК РФ не учитывает особенностей несовершеннолетнего возраста в части определения субъекта, проверяющего обоснованность причин увольнения. На наш взгляд, этим должна заниматься комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая лучше знает несовершеннолетних; - с возмещением вреда при причинении осужденному увечья, связанного с выполнением обязательных работ. Часть 3 ст. 28 УИК РФ указывает на то, что возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. В то же время законодательство о труде не предусматривает этого порядка. Порядок возмещения вреда предусмотрен Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Исходя из смысла ст.ст. 3, 4 рассматриваемого закона, возмещение вреда по линии социального страхования возможно не только при наличии страхового случая, заключенного трудового договора, но и при установлении факта уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования из заработной платы лица. Но установить этот факт не представляется возможным, поскольку заработная плата осужденным к обязательным работам не выплачивается. Перспективы развития законодательства и правоприменительной практики о применении альтернатив лишению свободы к несовершеннолетним связаны с необходимостью решения вышеуказанных правовых и организационных проблем и должны выражаться в уголовном законодательстве: - в исключении способа исчисления штрафа несовершеннолетним в размере иного дохода осужденного за период, предшествующий его осуждению, в пределах от двух недель до шести месяцев; - в запрете назначения штрафа несовершеннолетнему, не имеющему самостоятельного заработка, иного дохода или имущества, на которое может быть обращено взыскание, в зависимости от согласия его родителей или иных законных представителей уплатить этот штраф; - в дополнении ч. 2 ст. 88 УК РФ правилом назначения наказания в виде штрафа несовершеннолетним, в соответствии с которым в случае превышения минимального размера штрафа, установленного в санкции статьи Особенной части УК РФ, максимального его размера, предусмотренного в ч. 2 ст. 88 УК РФ, суд должен назначить максимальный размер штрафа, предусмотренный в ч. 2 ст. 88 УК РФ для несовершеннолетних; - в сокращении сроков уголовного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью по сравнению со сроками, установленными для взрослых лиц, а также установлении запрета увеличения срока данного наказания, назначенного в качестве дополнительного, в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, до 20 лет; - в сокращении срока обязательных работ несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, который в соответствии с ч. 3 ст. 88 УК РФ приравнен к взрослым лицам, отбывающим это наказание; - в установлении запрета на назначение обязательных и исправительных работ несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет; - в уменьшении пределов удержаний из заработной платы несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, которые должны быть меньше удержаний, предусмотренных для взрослых, осужденных к исправительным работам; - в исключении запрета посещать определенные места и массовые мероприятия при назначении ограничения свободы несовершеннолетним; - в закреплении в ч. 5 ст. 73 УК РФ требования о дифференциации обязанностей, которые могут возлагаться на взрослых и несовершеннолетних условно осужденных; - в установлении норм, предусматривающих возможность замены назначенного наказания (обязательных и исправительных работ, ограничения свободы, лишения права заниматься определенной деятельностью) более строгим за злостное уклонение осужденного от исполнения обязанности явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет; - в установлении возможности замены уголовного наказания в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве основного наказания, в случае злостного уклонения осужденного от исполнения требований приговора суда; - в наличии возможности сокращения размеров штрафа либо условно-досрочного освобождения от отбывания от других наказаний без изоляции от общества. В уголовно-исполнительном законодательстве следует: - предусмотреть, что в течение месяца после получения приговора суда уголовно-исполнительная инспекция обязана проконтролировать исполнение приговора по месту работы осужденного. Максимально возможным сроком обеспечения явки осужденного в инспекцию следует принимать месяц после постановки его на учет. В случае неустановления в месячный срок места нахождения осужденного уголовно-исполнительной инспекцией должны быть начаты первоначальные розыскные мероприятия; - закрепить основание возникновения отношений между организацией и осужденным по выполнению обязательных работ и порядок привлечения осужденного к исполнению этого наказания; - признать взысканиями осужденного: «незачет времени неисполнения осужденным требований приговора суда в срок назначенного ему лишения права заниматься определенной деятельностью», «незачет времени, в течение которого осужденный к исправительным работам не работал и удержания из заработной платы осужденного не производились, в срок исправительных работ», «возложение на осужденного к исправительным работам, нарушившего порядок и условия отбывания наказания, обязанности являться для регистрации до двух раз в месяц», «предупреждения за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 УИК РФ условно осужденным»; - установить последовательность действий уголовно-исполнительной инспекции по проведению воспитательной и социальной работы с несовершеннолетними, осужденными к исправительным работам, ограничению свободы и лишению права заниматься определенной деятельностью; - предусмотреть бланкетную норму, отсылающую к трудовому законодательству в части возраста несовершеннолетнего, определения «посиль-ности» труда, обязательности прохождения несовершеннолетними при приеме на работу медицинского осмотра и дальнейшего ежегодного обследования (ст. 266 Трудового кодекса РФ) при исполнении обязательных и исправительных работ, а также условного осуждения с обязанностями, связанными с трудом; - включить органы службы занятости в число субъектов, участвующих в организации исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ, в части определения организаций, в которых эти наказания могут отбываться; - предусмотреть бланкетную норму, отсылающую к законодательству об образовании в части определения времени, свободного от учебы, при отбывании обязательных работ; - закрепить правило о том, что в срок исправительных работ засчиты-вается время, когда осужденный не работал по уважительным причинам, в том числе связанным с реализацией его права на образование; - в ч. 3 ст. 40 УИК РФ предусмотреть комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая должна проверять обоснованность причин увольнения несовершеннолетних; - в ч. 3 ст. 28 УИК РФ указать на то, что возмещение вреда осужденному, связанного с выполнением обязательных работ, производится в соответствии со ст.ст. 1064, 1084-1094 ГК РФ. Данный способ возмещения ущерба является универсальным, ибо он действует не только в отношении лиц, исполняющих обязанности по договору, но и в иных установленных законом случаях. Ответственность при этом будет возлагаться на причинителя вреда; - на федеральном уровне дополнить существующие регламенты взаимодействия ФСИН России и МВД РФ [4, 5] механизмами взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов миграционной службы по вопросам паспортизации осужденных, контроля за осужденными-иностранцами, с уголовным розыском - по розыску осужденных, скрывшихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций, со службой участковых уполномоченных - по посещению осужденных по месту жительства и месту работы, доставлению осужденных-нарушителей в инспекцию, в суд, с подразделениями по делам несовершеннолетних - исключить дублирование полномочий уголовно-исполнительной инспекции в части осуществления контроля за несовершеннолетними, осужденными без изоляции от общества, и проводимой с ними профилактической работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Ключевые слова

уголовная ответственность, наказание, несовершеннолетние, альтернативы лишению свободы, гуманизм, criminal liability, punishment, minors, alternatives to imprisonment, humanism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Прозументов Лев Михайлович Томский государственный университет доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии Юридического институтаkrim_tsu@mail.ru
Ольховик Николай Владимирович Томский государственный университет кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Юридического институтаlawtsu@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Судебная статистика // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&pg=1
Прозументов Л.М. Уголовно-правовая охрана и ответственность несовершеннолетних в Российской Федерации. Томск : Издательский дом Том. гос. ун-та, 2017. 308 с.
Ольховик Н.В. Проблемы применения альтернатив лишению свободы в Российской Федерации : учеб.-метод. комплекс для магистратуры. Томск : Издательство НТЛ, 2017. 240 c.
Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно--исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений : приказ МВД РФ и ФСИН России от 04.10. 2012 № 190 /912 г. Москва // ИПС Консультант Плюс.
Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы : приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной миграционной службы от 7 октября 2008 г. № 225/240 г. Москва // ИПС Консультант Плюс.
 Проблемы и перспективы применения альтернатив лишению свободы к несовершеннолетним | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2019. № 31. DOI: 10.17223/22253513/31/11

Проблемы и перспективы применения альтернатив лишению свободы к несовершеннолетним | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2019. № 31. DOI: 10.17223/22253513/31/11

Полнотекстовая версия