О проблеме обеспечения принципа равноправия в Уголовном кодексе Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2019. № 32. DOI: 10.17223/22253513/32/6

О проблеме обеспечения принципа равноправия в Уголовном кодексе Российской Федерации

Актуализируется проблема обеспечения принципа равноправия в Уголовном кодексе Российской Федерации. Анализ положений российского уголовного закона позволяет говорить о нарушениях в нем данного принципа вопреки тому, что фундаментальной основой Уголовного кодекса РФ является его основанность на положениях Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права, которые обязывают Россию соблюдать и обеспечивать принцип равноправия во всех общественных отношениях. Обосновывается этот вывод сравнительным анализом санкций, предусматривающих привлечение к уголовной ответственности за совершение преступлений против обычных граждан и лиц, наделенных властными (должностными) полномочиями, а также занимающих руководящие должности. Автор считает, что подобное недопустимо, и предлагает ряд мер для решения этой проблемы.

About the problem of ensuring the principle of equality in the Criminal Code of the Russian Federation.pdf Принцип всеобщего равноправия (равенства перед законом) является одним из главных постулатов правового демократического государства, к построению которого стремятся все современные цивилизованные страны. Этот принцип был заложен еще во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и получил свое дальнейшее развитие в конституциях демократических государств. Именно поэтому Конституция Российской Федерации провозгласила равенство всех пред законом и судом на всей территории России (ч. 1 ст. 19), при этом указав, что нормативные правовые акты, получившие юридическую силу на территории Российской Федерации, не должны вступать в противоречие с ее Основным законом (ч. 1. ст. 15). Руководствуясь этими положениями, в России запрещается принимать любые законы и подзаконные акты, которые бы устанавливали различные права и свободы, возможности для защиты своего правового статуса, исходя из каких-либо обстоятельств (пола, возраста, расы, социального или должностного положения, занимаемой должности, отношения к какой-либо социальной группе или общности и т.д.). Рассматриваемый принцип предусматривает, с одной стороны, одинаковую обязанность граждан по соблюдению принятых нормативно-правовых документов, а с другой - одинаковое отношение государственных органов, обеспечивающих законность и правопорядок в государстве, к различным нарушителям одних и тех же правовых норм [1. С. 64]. Из этого следует, что законы должны в равной степени относиться ко всем без исключения: и к представителям власти, и к обычным гражданам [2. С. 179]. Во исполнение указанных конституционных положений в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) указано, что он основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 1). Исходя из этого, принцип равноправия должен соблюдаться в уголовно-правовых отношениях, регулируемых данным кодексом. Вместе с тем анализ его положений позволяет сделать вывод, что это далеко не так, на что указывает характер государственного реагирования на совершение некоторых преступных деяний. Так, наряду с общими нормами, устанавливающими уголовную ответственность за действия, связанные с применением насилия в отношении любого индивида, изложенными в главе 16 «Преступления против жизни и здоровья», лицо может быть привлечено к ответственности по специальной норме при условии осуществления активных действий, сопряженных с применением насилия, не создающего опасности жизни или здоровью, либо не создающего угрозу осуществления таких действий, направленных в адрес представителя власти или близких для него лиц (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Согласно судебной практике, под насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.) [3]. Следовательно, применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении обычного гражданина в зависимости от обстоятельств произошедшего может быть квалифицировано по ст. 116 УК РФ «Побои», ст. 117 УК РФ «Истязание», ст. 127 «Незаконное лишение свободы». Если рассматривать санкции этих статей за совершение деяния, квалифицируемого по основному составу, то они гораздо «мягче» санкции за совершение деяния, квалифицируемого по ч. 1 ст. 318 УК РФ: санкция ст. 116 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до двух лет, ч. 1 ст. 117 УК РФ - лишение свободы на срок до трех лет, ч. 1 ст. 127 УК РФ -лишение свободы на срок до двух лет, тогда как ч. 1 ст. 318 УК РФ - лишение свободы на срок до пяти лет. Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 318 УК РФ лишение свободы до пяти лет предусмотрено не только за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, но и за угрозу его применения, когда как за угрозу убийством или причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ) в отношении обычного гражданина лицо может быть лишено свободы максимум до двух лет. Менее строгую санкцию, чем ч. 1 ст. 318 УК РФ, имеет только недавно включенная (03.07.2016) в Особенную часть УК РФ ст. 116.1. УК РФ «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию», не предусматривающая наказания в виде лишения свободы, но это связано с тем, что ею криминализирован, по сути, административный проступок, которому придан статус преступления в силу расширения практики включения в российский уголовный закон деяний с административной преюдицией. Частью 2 ст. 318 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких. Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности [Там же. П. 21 ]. Из этого следует, что применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении обычного гражданина в зависимости от обстоятельств произошедшего может быть квалифицировано по ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» и ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью». Если рассматривать санкции этих статей за совершение деяния, квалифицируемого по основному составу, то они также гораздо мягче санкции за совершение деяния, квалифицируемого по ч. 2 ст. 318 УК РФ: санкция ч. 1 ст. 111 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до восьми лет, ч. 1 ст. 112 УК РФ - лишение свободы на срок до трех лет, ч. 1 ст. 115 УК РФ вообще не предусматривает наказания в виде лишения свободы, тогда как ч. 2 ст. 318 УК РФ - лишение свободы на срок до десяти лет. Статья 319 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за оскорбление представителя власти. Существовавшая в уголовном законе до 07.12.2011 г. ст. 130, имеющая общий юридический статус по отношению к данной специальной норме, предусматривающая ответственность за оскорбление любого лица по своему основному составу, если не считать наказания в виде ограничения свободы на срок до одного года, предусматривала менее строгие наказания, чем ст. 319 УК РФ. В сущности, равные с этой статьей санкции (если также не считать наказания в виде ограничения свободы) она предусматривала за квалифицированный состав, заключающийся в оскорблении, содержащемся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Но, как уже было сказано, руководствуясь тенденцией гуманизации уголовного законодательства, ст. 130 УК РФ была декриминализирована законодателем при сохранении специальной нормы - ст. 319 УК РФ. Справедливости ради необходимо отметить, что повышенный уровень уголовно-правовой охраны предусмотрен для представителя власти или его близких только в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Если же насилие или его угроза были применены к нему не в связи с исполнением им этих обязанностей, то лицо, их совершившее, привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях. Может быть, законодатель и прав, предусмотрев усиленную уголовно-правовую охрану представителей власти в силу их повышенной виктимно-сти в связи с характером осуществляемой деятельности. Однако как быть с реагированием на те деяния представителей власти, которые были осуществлены в рамках их должностных обязанностей, но, по сути, вызвали крайнюю степень недовольства (негодования) со стороны всего общества или отдельных его представителей, в связи с которыми весьма сложно сдержать негативные эмоции и руководить под их влиянием своими действиями? Например, выступление с законодательной инициативой о принятии нормативных актов, снижающих уровень и качество жизни граждан, высказывание публичных заявлений, не содержащих элементов нарушений этических норм, но, по сути, являющихся оскорбительными, и т.п. Характер, способы и средства совершения этих ответных действий юридического значения для привлечения лица к уголовной ответственности не имеют. Вместе с тем российский уголовный закон не содержит условий освобождения лица от уголовной ответственности или смягчения назначаемого ему наказания за совершение подобных деяний в случае применения насилия или оскорбления представителя власти. Следует отметить, что «должностные обязанности» - термин, не имеющий нормативной регламентации в российском правовом поле. Поэтому он имеет сугубо оценочный характер и может трактоваться как угодно. Чтобы не вызывать негативную реакцию в обществе, характер выполнения представителями власти своих должностных обязанностей в настоящее время должен соответствовать Типовому кодексу этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [4]. Однако, как уже было указано выше, оскорбить или вызывать негативную реакцию можно вполне этичными действиями (высказываниями). Кроме повышенной уголовно-правовой охраны представителей власти от посягательств на их жизнь, здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию некоторые представители власти наделены в России так называемыми «правовыми иммунитетами», полностью освобождающими их от какой-либо ответственности, в том числе уголовной, или предполагающими процедуру их привлечения к ней в особом порядке. «Правовой иммунитет» заключается в предоставлении специальной материально-процессуальной привилегии, даваемой строго указанным в положениях международного права, нормах конституций, законов представителям власти и должностным лицам, закрепляющая их специальный юридический статус путем обеспечения им дополнительных преимуществ и гарантий в случае привлечения к ответственности или осуществления ими определенных правовых обязанностей [5. С. 42]. В категорию лиц, на которых распространяются правовые иммунитеты, как правило, входят главы государств, депутаты парламента, судьи и т.д. Так, Конституцией РФ предоставлен правовой иммунитет, распространяющийся на все сферы национального законодательства, Президенту РФ (ст. 91), членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы (ст. 98), судьям (ст. 122) [6. С. 75]. Принцип равноправия нарушается УК РФ и в характере противодействия преступным посягательствам на военнослужащих. Так, если за нанесение побоев или совершение действий, сопряженных с применением иного насилия, в отношении начальника, осуществленных во время исполнения им должностных обязанностей военной службы или в связи с исполнением им этих обязанностей, лицу может быть назначено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет (ч. 1 ст. 334), то за унижение чести и достоинства или издевательство одним военнослужащим над другим при отсутствии между ними отношений подчиненности (например, одного солдата над другим) сопряженное с насилием максимальное наказание не будет превышать трех лет изоляции от общества (ч. 1 ст. 335). Таким образом, выделение отдельных членов общества (в частности, представителей власти, начальствующего состава военнослужащих) в качестве самостоятельных объектов уголовно-правовой охраны с предусмот-рением более строгих мер государственного реагирования за посягательства на их права и свободы в сравнении с иными (обычными) гражданами указывает на нарушение российским уголовным законом принципа равноправия, заложенного в Конституции РФ и являющегося одним из главным признаков правового государства, что является, по нашему мнению, недопустимым. Для устранения этого противоречия мы видим два пути: 1. Исключение из УК РФ каких-либо правовых привилегий для отдельных представителей общества, в частности наделенных властными и руководящими полномочиями; 2. Внесение изменений в ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, представив ее в следующей редакции: «Все равны перед законом и судом, кроме отдельных категорий граждан, специально указанных соответствующим федеральным законом». Второе предложение вряд ли реализуемо в условиях построения в России правого демократического государства. Поэтому остается только первое.

Ключевые слова

правовое государство, демократическое государство, равноправие, преступления против порядка управления, воинские преступления, law governed state, democratic state, equality, crimes against an order of administration, military crimes

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Смирнов Александр МихайловичНаучно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказанийкандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2vipnauka@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Ларинбаева И.И. Принцип равноправия в правовом государстве // Международный академический вестник. 2015. № 3 (9). С. 63-65.
Krygier M. Rule of Law // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences / ed. N.J. Smelser, P.B. Baltes. Oxford : Elsevier, 2001. Р. 178-189.
О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 № 29 // Рос. газ. 2003. 18 янв. № 9.
Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих : (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол № 21)) // Официальные документы в образовании. 2011. № 36, декабрь. С. 3-15.
Суменков С.Ю. Правовой иммунитет как исключение из правил: историко-правовой аспект // История государства и права. 2010. № 12. С. 41-43.
Савленков А.А. Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в конституционном праве и законодательстве России : дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2005. 222 с.
 О проблеме обеспечения принципа равноправия в Уголовном кодексе Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2019. № 32. DOI: 10.17223/22253513/32/6

О проблеме обеспечения принципа равноправия в Уголовном кодексе Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2019. № 32. DOI: 10.17223/22253513/32/6

Полнотекстовая версия