Правовая материя | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2021. № 42. DOI: 10.17223/22253513/42/13

Правовая материя

На базе изучения теории и практики частного права предпринимается попытка проанализировать правовую материю как вид социальной материи, выявить структуру, формы и энергию ее движения. Статья рассчитана на исследователей, которые знают, с какими трудностями приходится сталкиваться при разработке новой области знаний, в том числе и правовой материи.

Legal matter.pdf Правовая материя - вид социальной материи. Социальная материя не может быть бессубъектной, поскольку она является вербальной формой общения людей, их объединений. В качестве субъектов движения социальной материи наряду с государством выступают как отдельные граждане, так и их объединения: трудовые коллективы, организации, партии, союзы и т.п. В той мере, в какой государство их организует и обеспечивает, следует говорить и о правовой материи. В этом смысле правовую материю можно различать как «живую» и овеществленную, т.е. закрепленную в законах и других нормативно-правовых актах. Правовая материя, как и любая другая форма материи, развивается по общим законам. В этом смысле можно говорить о ее движении, соответствующих этапах становления и совершенствования в пределах нормотворческого и правоприменительного процессов43. Первый этап - превращение государством, уполномоченными органами живой материи в овеществленную в форме определенных нормативных правовых актов. Второй этап - применение установленных государством и уполномоченными им органами правил должного поведения. Третий этап - оценка результатов и процесса применения принятых нормативноправовых актов. Четвертый - совершенствование правовой, закрепленной в нормативно-правовом порядке нормы и порядка ее применения. Пятый -применение новой, скорректированной в установленном государством порядке нормы, которая в процессе применения также проходит все вышеперечисленные этапы. В качестве первоосновы правовой материи юристы объявляют норму права. Исследуя норму права, ученые сформулировали двух- и трехзвенную ее структуру. Так, Н.М. Коркунов полагал, что «юридическая норма состоит из двух элементов: из определения условий применения правила и изложения самого правила. Первый элемент - это гипотеза, второй - диспозиция (распоряжение)» [1. С. 125, 129-133]. Каждая юридическая норма, по его мнению, может быть выражена в форме «если - то». Санкцию он не отрицал, однако рассматривал ее как «самостоятельно существующее средство понуждения» к исполнению нормы [Там же. C. 133]. Наиболее распространенной в современной научной литературе, и не без оснований, признается идея трехзвенной структуры нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция [2. C. 574]. Следует также отметить: ряд авторов полагают, что в настоящее время нет единой универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам. Нормы позитивного регулирования содержат гипотезу и диспозицию, а правоохранительные нормы - диспозицию и санкцию [3. C. 455]. Нетрудно заметить, что юристы структуру нормы права определяют, как правило, в связи с той ролью, которую ей предопределил законодатель. Следовательно, необходимо по крайней мере поставить вопрос о движении правовой материи, механизме реализации правила, заключенного в норме права. Современные теории реализации нормы права, с учетом сформулированных в свое время А.С. Пиголкиным оговорок [Там же. С. 225-232], в конечном счете устанавливают общепризнанную догму, своеобразную формулу: «норма права - юридический факт - правоотношение». Догма - это положение, истинность которого не обсуждается, принимается как данность, не подлежащая научному анализу. В настоящей статье предпринимается попытка критического отношения к приведенной выше формуле. Прежде всего она не отвечает на вопрос: как, каким образом, с использованием какой силы начинает реализовываться правило, сформулированное и закрепленное в норме права? Ответ на этот вопрос кроется в структуре нормы права. Следует согласиться с Н.М. Коркуновым, который не рассматривал санкцию в роли элемента структуры правовой нормы. Санкция - самостоятельное средство принуждения к исполнению нормы права. Гипотеза определяется юристами как часть правовой нормы, содержащая «указание на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в силу, реализуется» [2. С. 575]. С этих позиций довольно трудно включить гипотезу в содержание нормы права44. Условия всегда обслуживают содержание элементов любой структуры, в том числе и структуры нормы права. Элементом может быть только определенная часть структуры, т.е. составная часть целого. В данном случае правовой материи. Важнейшим законом материи, в том числе и правовой, является ее движение. Другими словами, правило, закрепленное в норме права, статично. Чтобы реализовать движение правила, норма должна содержать элемент, обеспечивающий такое движение, т.е. правовую энергию. Следовательно, норма права включает два элемента: правило, установленное уполномоченным на это государством органом, и необходимую для его жизнедеятельности правовую энергию. Они обязательны для любой нормы права, составляют ее двуединое начало. Отсутствие одного из них делает норму ничтожной, неспособной породить тех последствий, на наступление которых она рассчитана. Более того, нельзя исключить анализ структуры, например правоохранительных норм, которые, как известно, не содержат гипотезы [3. С. 456]. Поэтому возникает необходимость с изложенных позиций проанализировать механизм правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования достаточно обстоятельно исследовалось рядом советских ученых [7. С. 183-213; 8. С. 140; 9. С. 110; 10. С. 32-33; 11. С. 29-32]. Обобщая высказанные в теории права мнения по определению механизма правового регулирования, А.С. Пиголкин утверждает, что «это организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности» [3. С. 576]. Так можно определить все что угодно из окружающего нас мира. Например, воду, которую мы пьем из любого сосуда, чтобы утолить жажду, или ветер, вырабатывающий электрическую энергию, приводя в действие те или иные агрегаты, используемые представителями «зеленой энергетики» и пр. Механизм - это всегда конкретный набор средств, обеспечивающих движение тогоили иного вида материи. Что касается правовой материи, то недопустимо что-то конструировать, уходя от нормы права, ее структуры и связи тех элементов, которые обеспечивают не статику, а движение правовой материи. Механизм правового регулирования предполагает не только наличие нормы права, но и движение тех элементов содержания, которые обеспечивают ее реализацию. Правило любой нормы права всегда статично. Чтобы обеспечить его функции, необходимо наличие определенного внутреннего толчка, т.е. высвобождения правовой энергии, сконцентрированной в данной норме. Без анализа этого феномена нельзя говорить о любом аспекте содержания механизма правового регулирования. По всей вероятности, правомерно исследовать особенности механизма правового регулирования в зависимости от системы права, отдельной его отрасли, а возможно, института и другой совокупности правовых норм. Сложно сконструировать единый механизм правового регулирования специально для частного и публичного права, институтов дисциплины труда и социального обеспечения. Тем более что деление российского права на отрасли, как известно из истории, производилось с целью создания необходимых условий работы для законодателя и правоприменителей. Наука только оправдывала, обосновывала в известной степени волюнтаристский подход в создании системы права и ее отдельных институтов. Изложенный анализ движения правовой материи можно продолжить. Однако его результатом должно быть что-то общее, характерное для такого процесса. То есть рано или поздно исследователь приходит к выводу, что движение правовой материи - это естественное ее существование, воплощенное прежде всего в структуре самой нормы, - правило и правовая энергия, обеспечивающая его реализацию. Это обязательная часть механизма правового регулирования. К нему следует относить и результаты жизнедеятельности элементов правовой материи, т.е. возникающие при этом субъективные права и обязанности. Правоотношение не следует понимать как естественный, само собой разумеющийся элемент механизма воздействия права на общественные отношения. Это понятие, сформулированное теорией. В нормотворческой и правоприменительной деятельности оно не используется. Правоотношение широко используется в преподавании, учебном процессе в юридических вузах, где субъективное право и юридическая обязанность заменяются кратким термином - правоотношение. Сложно конструировать механизм правового регулирования без учета его субъектного состава. Образно говоря, кто-то должен «управлять» движением правовой материи, использовать возможности так называемого юридического факта45. Юридический факт - это всего лишь триггер (рубильник, выключатель) правовой энергии нормы права. В заключение следует отметить, что правовое регулирование нуждается в углубленном теоретическом исследовании46. В настоящее время сложно говорить о понятии и движении правовой материи, совершенствовать формы ее реализации, нормотворческую и правоприменительную деятельность государства и уполномоченных им на это органов.

Ключевые слова

правовая материя, структура нормы права, правовая энергия, механизм правового регулирования

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лебедев Владимир МаксимовичТомский государственный университетдоктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой природоресурсного, земельного и экологического праваprirodares@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 5-е изд. пятое. СПб., 1898. 354 c.
Марченко М.Н. Теория государства и права : учебник. 2-е изд. М. : Проспект, 2011. 640 с.
Теория государства и права : учебник. 2-е изд. / под ред. А.С. Пиголкина и Ю.А. Дмитриева. М. : Юрайт, 2011. 743 с.
Теория государства и права : учебник / под ред. А.С. Пиголкина. М. : Городец, 2003. 544 с.
Венгеров А.Б. Теория государства и права : учебник. 3-е изд. М. : Юриспруденция, 2000. 621 с.
Алексеев С.С. Проблемы теории права : курс лекций : в 2 т. Свердловск : Свердл. юрид. ин-т, 1972. Т. 1. 396 с.
Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М. : Госюриздат, 1961. 271 с.
Явич Л.С. Новая книга по общей теории советского права // Советское государство и право. 1962. № 4. С. 140-142.
Шейндлин Б.В. Сущность советского права. Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1959. 140 с.
Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. М. : Госюриздат, 1963. 167 с.
Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М. : Юрид. лит., 1966. 187 с.
Куренной А.М. Трудовое право: на пути к рынку. М. : Дело, 1997. 364 с.
 Правовая материя | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2021. № 42. DOI: 10.17223/22253513/42/13

Правовая материя | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2021. № 42. DOI: 10.17223/22253513/42/13

Полнотекстовая версия