Санкции за насильственные преступления против половой неприкосновенности малолетних: вопросы совершенствования
Анализируется динамика содержания санкций, установленных в Уголовном кодексе Российской Федерации за насильственные преступления против половой неприкосновенности малолетних, а также статистические данные о назначенных за эти преступления наказаниях. Обоснован вывод о том, что возможности ужесточения законодательной пенализации указанных преступлений посредством изменения санкций практически исчерпаны. При этом суды не в полной мере используют репрессивный потенциал имеющихся санкций. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Sanctions for violent offences against the sexual integrity of minors: issues of improvement.pdf За преступления против половой неприкосновенности малолетних в российском уголовном законе традиционно предусматриваются весьма суровые наказания. Так, с принятием УК РФ за изнасилование и насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении малолетних, законодатель установил наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет (п. «в» ч. 3 ст. 131, п. «в» ч. 3 ст. 132 УК РФ в первоначальной редакции), отнеся тем самым эти деяния к категории особо тяжких преступлений. С течением времени законодательная пенализация преступлений против половой неприкосновенности малолетних постепенно все более ужесточалась. Федеральным законом от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ изнасилование и насильственные действия сексуального характера, совершенные в 59 Проблемы публичного права / Problems of the public law отношении малолетних потерпевших, были выделены в ч. 4 ст. 131 и ч. 4 ст. 132 УК РФ; при этом минимальный предел наказания повышен до двенадцати, максимальный - до двадцати лет лишения свободы; в санкциях появилось факультативное дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет [1]. Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ в санкции было включено обязательное дополнительное наказание в виде ограничения свободы сроком до двух лет [2]. Наконец, Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ обе рассматриваемые статьи вследствие дальнейшей дифференциации ответственности были дополнены частью пятой, устанавливающей ответственность за совершение преступлений в отношении потерпевших, не достигших четырнадцатилетнего возраста, лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего [3]. Санкции новых частей предусматривали лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с обязательным дополнительным наказанием в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет и альтернативно - пожизненное лишение свободы. Таким образом, за преступления против половой неприкосновенности малолетних, совершенные специальным субъектом, был повышен минимальный предел лишения свободы на определенный срок, альтернативно введено более суровое основное наказание - пожизненное лишение свободы, изменен статус дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (из факультативного оно превратилось в обязательное). Дополнительное наказание в виде ограничения свободы оказалось не включено в рассматриваемые санкции, что, по-видимому, может быть объяснено обязательным установлением в отношении таких лиц административного надзора в соответствии с ч. 2.1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [4]. Тем не менее спустя несколько лет произведенное ужесточение уголовной репрессии законодатель счел недостаточным. В связи с ростом числа зарегистрированных преступлений сексуальной направленности против несовершеннолетних (в том числе и малолетних) в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 10 сентября 2021 г. был внесен проект федерального закона № 1248305-7, направленный на усиление ответственности за такие преступления [5]. Непосредственным поводом послужили события, произошедшие в Кемеровской области, где в начале сентября 2021 г. по подозрению в совершении в отношении двух десятилетних девочек преступлений сексуальной направленности и последующем убийстве потерпевших был задержан ранее судимый по ст. 132 УК РФ местный житель, который после задержания дал признательные показания [6]. Законопроект существенно расширил круг деяний, подпадающих под ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ, за счет преступлений, совершаемых в отношении 60 Плаксина Т.А. Санкции за насильственные преступления несовершеннолетних, не являющихся малолетними, а к числу альтернативных условий, при которых эти деяния могут быть квалифицированы по данным частям, помимо специального субъекта отнес совершение преступления в отношении двух или более несовершеннолетних, а также сопряженность с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом санкции предполагалось сохранить в прежнем виде. Еще до принятия законопроекта во втором чтении в начале января 2022 г. в г. Костроме была убита пятилетняя девочка, в отношении которой перед лишением ее жизни были совершены изнасилование и насильственные действия сексуального характера [7]. Поскольку убийство ребенка и другие совершенные в отношении него преступления получили большой общественный резонанс, рассмотрение законопроекта в Государственной Думе (как, впрочем, и последующие этапы его прохождения) было существенно ускорено: уже 8 февраля 2022 г. Федеральный закон от 28 января 2022 г. № 3-ФЗ, усиливающий ответственность за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, вступил в силу [8]. Стоит отметить, что текст закона по сравнению с первоначальным текстом законопроекта имеет два отличия. Одно из них состоит в исключении из признака сопряженности случаев, предусмотренных п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ, чтобы сопряженность не учитывалась дважды - и в составе убийства, и в составах преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ; второе заключается в сужении сопряженности с любым тяжким или особо тяжким преступлением до сопряженности с тяжким или особо тяжким преступлением против личности. Таким образом, с вступлением в силу данного закона санкции ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ, предусматривающие в качестве основных наказаний лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет и пожизненное лишение свободы, распространяются на все случаи совершения изнасилования или насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних (в том числе лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста) при наличии любого из следующих условий: а) субъектом является лицо, имеющее судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего; б) преступление совершено в отношении двух или более несовершеннолетних; в) преступление сопряжено с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления против личности (кроме указанного выше исключения). При этом в обществе продолжают озвучиваться идеи необходимости дальнейшего ужесточения ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних [9]. Анализ содержания санкций, установленных в российском законодательстве за насильственные преступления против половой неприкосновенности малолетних, и его динамики представляется важным не столько в историческом плане, сколько в плане понимания пределов и возможностей усиления уголовной репрессии, а также обоснованности как уже внесенных в уголовный закон изменений, так и только планируемых. В уголовно-61 Проблемы публичного права / Problems of the public law правовой науке на разных этапах действия УК РФ был проведен ряд исследований, посвященных законодательной и практической пенализации преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних и лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста. При солидарности ученых в том, что за указанные преступления должны быть предусмотрены суровые наказания, соответствующие характеру и степени их общественной опасности, мнения о конкретном содержании санкций существенно различаются. Мысль о необходимости повышения пределов санкций за насильственные преступления против половой неприкосновенности малолетних была высказана еще в первые годы действия УК РФ. В юридической литературе отмечалась недостаточная суровость санкций нового уголовного закона по сравнению с УК РСФСР 1960 г., который за изнасилование малолетней в качестве верхнего предела санкции предусматривал максимальный закрепленный в уголовном законе срок лишения свободы (пятнадцать лет) или смертную казнь. Так, М.А. Семикин полагал, что ответственность за сексуальные преступления против несовершеннолетних вообще и малолетних в частности следует усилить, и считал целесообразным установить «за изнасилование и насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, а особенно лица, не достигшего 14летнего возраста, максимальный размер наказания в виде лишения свободы на срок до двадцати лет» [10. С. 22-23]. Изменения, внесенные в УК РФ Федеральным законом от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ [1] и заключающиеся в усилении уголовной репрессии за изнасилование и насильственные действия сексуального характера в случае совершения их в отношении малолетних, были неоднозначно оценены специалистами. В частности, А.Е. Якубов, считая ужесточение наказания неэффективным направлением совершенствования закона, писал: «Безусловно, преступления, посягающие на половую неприкосновенность несовершеннолетних, особенно малолетних, вызывают крайнее возмущение, однако усиление уголовной ответственности и за эти преступления не должно противоречить принципу справедливости» [11. С. 25]. Установление минимального предела санкций ч. 4 ст. 131 и ч. 4 ст. 132 УК РФ в двенадцать, а максимального - в двадцать лет лишения свободы привело к их рассогласованию с санкцией ч. 2 ст. 105 УК РФ, предусматривающей в числе прочего ответственность за убийство малолетнего, где минимальный срок лишения свободы составляет восемь лет. Еще большим это рассогласование стало в результате принятия Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ [3], которым для специального субъекта (лица, имеющего судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего) при совершении им рассматриваемых преступлений в отношении малолетнего минимальный предел лишения свободы был повышен до пятнадцати лет, а также введено альтернативное наказание в виде пожизненного лишения свободы. Некоторые авторы (например, А.Н. Каменева) отмечали справедливость такого законодательного решения [12. С. 163]. Однако другие исследова-62 Плаксина Т.А. Санкции за насильственные преступления тели высказали сомнения в его обоснованности, аргументируя это, в первую очередь, тем, что санкции ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ оказались гораздо более суровыми, чем наказание, предусмотренное уголовным законом за убийство малолетнего. Так, В.В. Чепуров предлагал исключить ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ, подчеркивая, что «в обществе должно сохраняться представление о жизни человека как о главной ценности, заслуживающей особой охраны, в том числе уголовно-правовыми средствами» [13. С. 26]. О.Ю. Степанова также считала неоправданным выделение в составах преступлений Главы 18 УК РФ особо квалифицирующего признака, связанного со специальным рецидивом [14. С. 178], но несогласованность санкций ч. 4 и 5 ст. 131 и 132 УК РФ с санкциями за другие преступления признавала недостаточной причиной для отказа от использования в них исключительно суровых наказаний [14. С. 179]. В уголовно-правовой литературе были названы и некоторые другие отрицательные последствия введения за насильственные преступления против половой неприкосновенности малолетних более суровых санкций, чем за убийство потерпевших, относящихся к этой же возрастной категории. В частности, обращалось внимание на то, что наличие пожизненного лишения свободы в санкциях ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ приведет к повышению вероятности совершения виновным вслед за этими преступлениями убийства малолетнего, так как за последнее в качестве наиболее сурового наказания лицу грозит такая же мера [15. С. 21]. Негативно оценивали отдельные исследователи и иные изменения, внесенные в санкции ст. 131 и 132 УК РФ федеральными законами от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ [1] и от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ [3]. Так, B. В. Чепуров обосновывал необходимость исключения из санкций дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет [13. С. 24-25]. В качестве аргументов называлось несоответствие срока данного вида наказания в ст. 131 и 132 УК РФ его общему сроку, установленному в Общей части УК РФ, а также наличие иных нормативных ограничений, предусмотренных другими отраслями права, которые лишают соответствующих лиц возможности контактировать с несовершеннолетними, тем более что длительность таких ограничений в этих отраслях никакими сроками не лимитирована [13. С. 24-25]. В юридической литературе были представлены и иные оценки произведенных законодателем изменений. В.В. Хомутовская, критикуя санкции статей об ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, подчеркивала, что, несмотря на увеличение сроков наказания в виде лишения свободы, санкции по-прежнему не соответствуют характеру и степени общественной опасности данных преступлений, поскольку пересекаются между собой [16. C. 41]. По ее мнению, следовало бы сделать как можно уже диапазон санкций и по возможности избегать их сильного пересечения [16. С. 41]. 63 Проблемы публичного права / Problems of the public law Принятие Федерального закона от 28 января 2022 г. № 3-ФЗ [8] в очередной раз придало особую актуальность проблеме пределов усиления уголовной репрессии за насильственные преступления против половой неприкосновенности малолетних, а также вопросу об обоснованности уже внесенных в уголовный закон поправок. Как видно из сопоставления санкций ч. 4 и 5 ст. 131 и 132 в новой и предыдущей редакциях, они не изменились в силу того, что возможности их ужесточения практически исчерпаны. Верхний предел наказания в виде лишения свободы на определенный срок увеличен быть не может - он и так равен максимальному пределу данного вида наказания (ч. 2 ст. 56 УК РФ). Нижний предел технически может увеличиваться, однако при этом еще более будет нарушаться соотношение ценности охраняемых уголовным законом объектов: в настоящее время минимальный предел наказания за убийство малолетнего составляет восемь лет лишения свободы, что почти в два раза меньше минимального предела санкций ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ и на одну треть меньше минимального предела санкций ч. 4 ст. 131 и ч. 4 ст. 132 УК РФ. Если не принимать во внимание уже существующий дисбаланс санкций, то технически нижний предел санкций ч. 4 и (или) ч. 5 ст. 131 и 132 УК РФ можно было бы увеличивать до совпадения его с верхним и превращения санкций в абсолютно определенные, как это сделано в УК Республики Казахстан [17]: за совершение изнасилования и насильственных действий сексуального характера в отношении малолетних предусмотрено лишение свободы сроком на двадцать лет с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо пожизненное лишение свободы (ч. 4 ст. 120, ч. 4 ст. 121 УК РК). Однако российское законодательство абсолютно определенных санкций не знает, и законодатель вряд ли готов идти по пути их введения. Кроме того, необходимо отметить, что серьезным препятствием для ужесточения санкций ч. 4 ст. 131 и ч. 4 ст. 132 УК РФ является включение в диспозиции этих частей особо квалифицированных видов преступлений, абсолютно различных по своей общественной опасности, - совершения преступлений в отношении малолетних (п. «б») и совершения преступлений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего (п. «а»). Уже сейчас очевидно несоответствие санкций степени общественной опасности изнасилования и насильственных действий сексуального характера, повлекших по неосторожности смерть потерпевшей (потерпевшего). Минимальный размер наказания, установленный за данные составные преступления, составляет двенадцать лет лишения свободы (больше, чем за квалифицированное убийство), тогда как основным составам преступлений, предусмотренных ст. 131 и 132 УК РФ, соответствуют санкции с максимальным пределом в виде шести лет лишения свободы, а максимальный предел наказания за причинение смерти по неосторожности без квалифицирующих обстоятельств равен двум годам лишения свободы. Стоит обратить внимание еще на один важный момент: круг деяний, которые в настоящее время подпадают под п. «б» ч. 4 и 5 ст. 132 УК РФ, 64 Плаксина Т.А. Санкции за насильственные преступления является чрезвычайно неоднородным, их общественная опасность существенно различается, что связано с наличием примечания к ст. 131 УК РФ, вынуждающего квалифицировать как насильственные действия сексуального характера деяния, подпадающие под признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 134 и 135 УК РФ, но совершенные в отношении лиц, не достигших двенадцатилетнего возраста. В результате в одном ряду оказываются и деяния, образующие непосредственное сексуальное насилие, и деяния, объявление которых насильственными выглядит как минимум небесспорным. В уголовно-правовой литературе примечание к ст. 131 УК РФ было подвергнуто тщательному анализу, который имел целью выявление логики принятого законодательного решения, весьма необычного к тому же в юридико-техническом плане. Как отмечает А.А. Энгельгардт, «по преобладающим откликам примечание существенно повысило ранее недостаточный репрессивный потенциал уголовно-правовых предписаний, предусматривающих ответственность опасных преступников за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних младшего возраста» [18. С. 86]. Однако обобщение статистических данных о наказаниях, назначенных по ч. 4 и 5 ст. 132 УК РФ, за период, прошедший после дополнения ст. 131 УК РФ примечанием, показывает, что «повышение недостаточного репрессивного потенциала» для некоторых групп преступлений против половой неприкосновенности малолетних оказалось явно избыточным, и эту избыточность суды вынуждены нивелировать частым применением ст. 64 УК РФ, а также использованием условного осуждения (ст. 73 УК РФ). Так, по данным, полученным из статистической отчетности Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2016-2021 гг. по ч. 4 ст. 132 УК РФ в Российской Федерации было осуждено 7 187 лиц1, из них 1 599 осужденным (22,25%) назначено наказание виде лишения свободы ниже низшего предела санкции, а 73 осужденным (1,01%) - наказания, не связанные с реальным лишением свободы, в том числе условное осуждение к лишению свободы [19-24]. Таким образом, в общей сложности почти одна четверть лиц, в отношении которых выносятся приговоры по ч. 4 ст. 132 УК РФ, осуждается с применением ст. 64 или 73 УК РФ. Очевидно, некоторая часть этих лиц осуждена по п. «а» ч. 4 ст. 132 УК РФ, не имеющему отношения к сексуальному насилию в отношении малолетних и предусматривающему ответственность за насильственные действия сексуального характера, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего2. Учитывая, что в целом такие преступления в силу особенностей содержания действий сексуального характера довольно редки, можно утверждать, что подавля- 1 Из общего числа осужденных были исключены лица, освобожденные по приговору суда от наказания по различным основаниям. 2 Находящиеся в открытом доступе статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ показывают общее количество осужденных по ч. 4 ст. 132 УК РФ без разбивки по пунктам. 65 Проблемы публичного права / Problems of the public law ющее большинство случаев назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией ч. 4 ст. 132 УК РФ, и применения условного осуждения приходится именно на преступления, совершенные в отношении малолетних (п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ), что подтверждается и исследованием практики назначения наказания по ч. 5 ст. 132 УК РФ. В 2013-2021 гг. по данной части были осуждены 303 лица1; 54 из них (17,82%) было назначено наказание в виде лишения свободы с применением ст. 64 УК РФ [19-27]. Из изложенного вытекают следующие выводы. Во-первых, любым изменениям, направленным на законодательное усиление уголовной репрессии за насильственные преступления против половой неприкосновенности малолетних, должно было предшествовать обособление этих преступлений в рамках ст. 131 и 132 УК РФ от всех иных видов половых преступлений, в том числе преступлений в отношении малолетних, лишь условно приравненных к насильственным посредством введения примечания к ст. 131 УК РФ; игнорирование этого требования уже привело к неадекватной оценке законодателем характера и степени общественной опасности деяний, связанных с насильственными половыми преступлениями в отношении малолетних одними и теми же санкциями. Во-вторых, возможности ужесточения законодательной пенализации рассматриваемой группы преступлений посредством изменения санкций давно исчерпаны; единственный возможный способ его осуществления -расширение круга деяний, предусмотренных ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ, что и было сделано с принятием Федерального закона от 28 января 2022 г. № 3-ФЗ. Применение обозначенного способа усиления уголовной репрессии, однако, также требует особой осторожности в целях недопущения необоснованного включения тех или иных деяний в число заслуживающих пожизненного лишения свободы либо сверхдлительных сроков лишения свободы. Еще в феврале 2018 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен проект федерального закона № 388776-7 [28], которым среди прочего предполагалось расширение круга деяний, подпадающих под ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ, за счет преступлений, совершенных в отношении малолетних и повлекших причинение им тяжкого вреда здоровью или иных тяжких последствий либо причинение смерти по неосторожности. В научной литературе по поводу этих положений законопроекта была высказана справедливая критика. Так, И. С. Алихаджиева, подробно проанализировавшая законопроект и назвавшая его правотворческим решением, не имеющим даже символического доктринального обоснования, особенно в наказательной его части [29. С. 39], писала: «При всем понимании особой опасности сексуального насилия над ребенком крен законодателя в сторону предельной уголовно-правовой репрессии не оправдан законодатель предлагает восполнять неэффективность со- 1 Без учета лиц, освобожденных по приговору суда от наказания по различным основаниям. 66 Плаксина Т.А. Санкции за насильственные преступления циальной работы, провалы оперативно-розыскной и профилактической деятельности правоохранителей суровостью уголовной ответственности» [29. С. 37]. Нельзя не поддержать автора в том, что «увлеченность единственной идеей ужесточения наказания противоречит целям наказания и его справедливости и вряд ли послужит эффективному противодействию преступности против сексуальной безопасности несовершеннолетних» [29. С. 37]. Отсутствие в принятом по итогам рассмотрения данного законопроекта Федеральном законе от 6 марта 2022 г. № 38-ФЗ [30] многих слабо проработанных положений, в том числе и изменений в ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ, вселяет надежду на то, что законодатель и далее будет прислушиваться к мнению специалистов. Вместе с тем стоит заметить, что исправление уже имеющихся в законе недостатков, заключающихся в избыточном ужесточении наказания за отдельные виды преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних и лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, в рамках действующего законодательства вряд ли возможно. Любое уменьшение пределов наказуемости таких деяний, каким бы способом оно не производилось, в современных условиях будет крайне болезненно воспринято в обществе. Оно возможно лишь при разработке и принятии нового УК РФ. Именно в новом уголовном законодательстве могут и должны быть в полной мере учтены все критические замечания, высказанные в науке уголовного права при анализе пределов санкций за преступления против половой неприкосновенности малолетних. В настоящее же время, как показывает анализ статистических данных Судебного департамента при Верховном Суде РФ, недостатки санкций фактически корректируются судами в процессе применения уголовного закона. Как уже отмечалось выше, при назначении наказания по ч. 4 и 5 ст. 132 УК РФ нередко применяются ст. 64 и 73 УК РФ. Частично это касается и назначения наказания по ч. 4 ст. 131 УК РФ. За период с 2016 по 2021 г. включительно по ней было осуждено 1 267 лиц1. Распределение этих лиц по срокам лишения свободы представлено в табл. 1. В ней же отражено количество и удельный вес лиц, которым назначено наказание в виде лишения свободы ниже низшего предела санкции, - 114 осужденных за весь указанный период (9%). Назначено наказание в виде лишения свободы с применением условного осуждения 11 виновным (0,87%). Статистические данные о видах и размерах назначенного наказания позволяют выявить сформировавшиеся тенденции в сфере практической пенализации насильственных преступлений против половой неприкосновенности малолетних, что, безусловно, влияет и на решение вопросов о целесообразности и необходимости ужесточения санкций. В научной ли- 1 Здесь и далее применительно к данным таблиц в общем количестве осужденных не учитываются лица, освобожденные по приговору суда от наказания по различным основаниям, так как информация о назначенных им видах и размерах наказаний в статистических сведениях отсутствует. 67 Проблемы публичного права / Problems of the public law тературе практической пенализации данных преступлений уделяется недостаточно внимания, однако отдельные исследования, в которых она затрагивается, существуют. Так, Л.В. Логинова, изучавшая уголовные дела о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних (в том числе и малолетних), рассмотренные судами г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2004-2013 гг., отмечала излишнюю мягкость избираемого наказания и широкое распространение назначения лишения свободы с применением условного осуждения по ст. 132 УК РФ, хотя смягчающие наказание обстоятельства отсутствовали, а санкции позволяли выносить более строгие приговоры [31. С. 19]. О.Ю. Степанова в 2016 г. подчеркивала, что анализ статистических данных свидетельствует о чрезмерной гуманности судов при назначении наказания за преступления сексуального характера в отношении малолетних и несовершеннолетних и необходимости ужесточения наказания [14. С. 179]. Т а б л и ц а 1 Количество лиц, осужденных в Российской Федерации по ч. 4 ст. 131 УК РФ в 2016-2021 гг. к различным срокам лишения свободы и иным видам наказаний, и удельный вес этих лиц в общем числе осужденных за указанное преступление (по данным статистической отчетности Судебного департамента при Верховном Суде РФ [19-24]) Назна ченное наказа ние До 3 лет лишения свободы Свыше 3 до 5 лет лишения свободы Свыше 5 до 8 лет лишения свободы Свыше 8 до 10 лет лишения свободы Свыше 10 до 15 лет лишения свободы Свыше 15 до 20 лет лишения свободы Другие виды наказа ний Ниже низшего предела Количе ство осуж денных 36 46 148 22 936 68 11 114 Удельный вес, % 2,84 3,63 11,68 1,74 73,87 5,37 0,87 9,0 Статистические данные за последние несколько лет подтверждают эти выводы. Из представленной выше табл. 1, в которой лица, осужденные в РФ в 2016-2021 гг. по ч. 4 ст. 131 УК РФ (общее количество осужденных -1 267 лиц), сгруппированы в зависимости от назначенного им наказания, видно, что осужденные к наиболее длительным срокам лишения свободы (свыше пятнадцати до двадцати лет) составляют всего 5,37% от общего числа осужденных, тогда как удельный вес лиц, которым было назначено лишение свободы ниже низшего предела санкции с учетом положений ст. 64 УК РФ, в совокупности с лицами, к которым на основании этой же статьи были применены другие (более мягкие) виды наказаний либо назначено лишение свободы условно, составляет около 10%. Фактически же наказание ниже низшего предела санкции назначается еще большему числу лиц, поскольку в отношении части осужденных применяются положения 68 Плаксина Т.А. Санкции за насильственные преступления ст. 62, 65, 66, ч. 6 и 6.1 ст. 88 УК РФ, сокращающие или ограничивающие верхний предел наказания вплоть до ситуаций, когда он оказывается расположен ниже минимума санкции. В последнем случае суды вынуждены назначать довольно мягкое (в соотношении с имеющимися пределами санкции) наказание. Однако в других ситуациях назначение наказания из нижнего сегмента санкции или применение положений ст. 64 УК РФ, а также применение условного осуждения - это осознанный выбор суда, и то, что суды далеко не в полной мере используют репрессивный потенциал санкций, означает отсутствие необходимости их дальнейшего ужесточения. Еще более показательны сведения о наказаниях, назначаемых по ч. 4 ст. 132 УК РФ (табл. 2). По статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ за период с 2016 по 2021 г. включительно, по ч. 4 ст. 132 УК РФ было осуждено 7 187 лиц. Лишение свободы на срок свыше пятнадцати лет было назначено лишь 2,52% осужденных (при минимальном пределе санкции в двенадцать лет лишения свободы). При этом почти каждому четвертому осужденному (23,26%) было либо с учетом положений ст. 64 УК РФ назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление, либо с учетом положений ст. 73 УК РФ назначено условное осуждение. Т а б л и ц а 2 Количество лиц, осужденных в Российской Федерации по ч. 4 ст. 132 УК РФ в 2016-2021 гг. к различным срокам лишения свободы и иным видам наказаний, и удельный вес этих лиц в общем числе осужденных за указанное преступление (по данным статистической отчетности Судебного департамента при Верховном Суде РФ [19-24]) Назначенное наказание До 3 лет лишения свободы Свыше 3 до 5 лет лишения свободы Свыше 5 до 8 лет лишения свободы Свыше 8 до 10 лет лишения свободы Свыше 10 до 15 лет лишения свободы Свыше 15 до 20 лет лишения свободы Другие виды наказа ний Ниже низшего предела Количество осужденных 315 518 1165 196 4739 181 73 1 599 Удельный вес, % 4,38 7,21 16,21 2,73 65,94 2,52 1,01 22,25 Несколько иначе выглядит статистика назначенных наказаний по ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ, отраженная в табл. 3, 4. Для ее анализа был взят более продолжительный период - с 2013 по 2021 г. включительно. Из 43 осужденных по ч. 5 ст. 131 УК РФ 27 (62,79%) - это лица, приговоренные к лишению свободы на срок свыше пятнадцати до двадцати лет, что свидетельствует об избрании судами весьма суровых мер наказания. В то же время пожизненное лишение свободы за девять лет было назначено лишь одному осужденному, а около трети осужденных (30,23%) оказались лицами, которым назначено лишение свободы на срок свыше десяти до пятнадцати лет лишения свободы. Попадание в этот интервал 69 Проблемы публичного права / Problems of the public law означает, что осужденным было определено наказание либо на уровне минимального предела санкции (пятнадцать лет лишения свободы), либо ниже минимального предела, но с использованием положений ст. 62, 65, 66 УК РФ (случаев применения ст. 64 УК РФ согласно статистическим данным нет). Т а б л и ц а 3 Количество лиц, осужденных в Российской Федерации по ч. 5 ст. 131 УК РФ в 2013-2021 гг. к различным срокам лишения свободы и иным видам наказаний, и удельный вес этих лиц в общем числе осужденных за указанное преступление (по данным статистической отчетности Судебного департамента при Верховном Суде РФ [19-27]) Назначенное наказание Свыше 5 до 8 лет лишения свободы Свыше 8 до 10 лет лишения свободы Свыше 10 до 15 лет лишения свободы Свыше 15 до 20 лет лишения свободы Пожизненное лишение свободы Количество осужденных 1 1 13 27 1 Удельный вес, % 2,33 2,33 30,23 62,79 2,33 Т а б л и ц а 4 Количество лиц, осужденных в Российской Федерации по ч. 5 ст. 132 УК РФ в 2013-2021 гг. к различным срокам лишения свободы и иным видам наказаний, и удельный вес этих лиц в общем числе осужденных за указанное преступление (по данным статистической отчетности Судебного департамента при Верховном Суде РФ [19-27]) Назначенное наказание Свыше 3 до 5 лет лишения свободы Свыше 5 до 8 лет лишения свободы Свыше 8 до 10 лет лишения свободы Свыше 10 до 15 лет лишения свободы Свыше 15 до 20 лет лишения свободы Пожиз ненное лишение свободы Ниже низшего предела Количество осужденных 5 18 26 97 155 2 54 Удельный вес, % 1,65 5,94 8,58 32,01 51,16 0,66 17,82 По ч. 5 ст. 132 УК РФ в 2013-2021 гг. было осуждено 303 лица. Пожизненное лишение свободы, как и по ч. 5 ст. 131 УК РФ, применялось крайне редко: за девятилетний период к данному виду наказания осуждено всего 2 человека (0,66%). Удельный вес лиц, которым было назначено лишение свободы на срок свыше пятнадцати до двадцати лет, существенно ниже, чем по ч. 5 ст. 131 УК РФ, и составляет 51,16% (155 осужденных). При этом, как уже отмечалось выше, значительному числу осужденных срок наказания в виде лишения свободы был определен ниже низшего предела санкции (17,82%), что во многом объясняется неоднородностью преступлений, подпадающих под ч. 5 ст. 132 УК РФ, и серьезными различиями в степени их общественной опасности. 70 Плаксина Т.А. Санкции за насильственные преступления Таким образом, следует констатировать, что: 1) возможности ужесточения законодательной пенализации насильственных преступлений против половой неприкосновенности малолетних посредством изменения санкций исчерпаны; 2) повышение ответственности за эти преступления может производиться лишь путем расширения круга деяний, предусмотренных ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ; 3) необходимость дальнейшего усиления ответственности не находит своего подтверждения при анализе практической пенализации рассматриваемых преступлений, поскольку суды не в полной мере используют репрессивный потенциал имеющихся санкций; 4) устранение несогласованности санкций за насильственные преступления против половой неприкосновенности малолетних с санкциями за другие преступления против личности необходимо, но его осуществление возможно только в рамках нового уголовного законодательства; в настоящее время дефекты санкций, связанные с их фрагментарной избыточной репрессивностью, сглаживаются судебной практикой.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 12
Ключевые слова
изнасилование, насильственные действия сексуального характера, малолетние, уголовное наказание, пенализация, санкцияАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Плаксина Татьяна Алексеевна | Барнаульский юридический институт | доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии | plaksinata@yandex.ru |
Ссылки

Санкции за насильственные преступления против половой неприкосновенности малолетних: вопросы совершенствования | Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2022. № 46. DOI: 10.17223/22253513/46/4
Скачать полнотекстовую версию
Полнотекстовая версия
Загружен, раз: 101