Antimonopoly compliance as a circumstance which mitigates administrative responsibility | Tomsk State University Journal of Law. 2022. № 43. DOI: 10.17223/22253513/43/5

Antimonopoly compliance as a circumstance which mitigates administrative responsibility

The article deals with administrative compliance; the author studies this issue in circumstances which mitigate administrative responsibility. An assessment of the role of sources of legal regulation and standards mediating the formation of a system of internal compliance with the requirements of antimonopoly legislation and the practice of its implementation is given. When writing the article, the author examined the content of certain issues under the jurisdiction of the Federal Antimonopoly Service in terms of implementing its administrative and tort powers. An analysis of their content is carried out; the problems of practical importance, including an assessment of administrative compliance, are identified. The author used the following methods: system analysis, dialectical, logical, comparative, analysis and synthesis, induction and deduction. The following results were got: - mitigation of administrative liability creates a tangible legal incentive, while not restricting the effectiveness of administrative punishment, and an economic entity is given the opportunity to invest in the implementation of the compliance system for its improvement. The antimonopoly compliance can exclude the liability of the subject, provided that it implements all measures to prevent a violation; - organization of the antimonopoly compliance system should contribute to improving the efficiency and success of the activities of an economic entity at the expense of introducing a risk-oriented approach. The introduction of antimonopoly compliance can contribute to the increasing of the level of legality and success of the activities of an economic entity, and in the future antimonopoly compliance will be one of the most effective mechanisms for implementing state policy in ensuring law and order and legality, but a full assessment of the effectiveness of its application can be given only over time; - antimonopoly compliance will always be in demand, since management decision-making is carried out in the prism of assessing their impact on competition. There is also a simulation of the consequences, excluding violations of legislation,i.e. the subject acts already within the framework of the agreed antimonopoly policy; - adoption of the act on antimonopoly compliance does not mean its full functioning. Its adoption is followed by a whole range of elements of its implementation, enshrined in methodological recommendations (development of a risk map and of an action plan to reduce violations of antimonopoly legislation, as well as several other constituent parts of the system). The author declares no conflicts of interests.

Download file
Counter downloads: 47

Keywords

competition, antimonopoly legislation, antimonopoly compliance

Authors

NameOrganizationE-mail
Kinev Alexander Yu.Kutafin Moscow State Law Universitykinev@rambler.ru
Всего: 1

References

Указание Банка России от 07.07.1999 № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» // Вестник Банка России. № 41. 14.07.1999 (утратил силу с 15 февраля 2004 года в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 16.12.2003 № 1354-У).
Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 № 213 «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 12.03.2018. № 11. Ст. 1628.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.12.2021).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.
Разъяснение ФАС России от 02.07.2021 № 20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»: утв. протоколом Президиума ФАС России от 02.07.2021 № 4. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401403096 (дата обращения: 20.12.2021).
Пузыревский С. А. Антимонопольный комплаенс как способ предупреждения нарушений антимонопольного законодательства // Конкуренция и право. 2014. № 5. С. 5-9.
Хохлов Е.С. Меры предупредительного воздействия на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение // Закон. 2017. № 4. С. 132-140.
Ашфа Д.М. Правовое обеспечение системы антимонопольного комплаенса хозяйствующего субъекта: дискуссия продолжается // Юрист. 2021. № 8. С. 57-62.
Бородин А.Г. Комплаенс: проблема минимизации нефинансовых рисков в корпоративном управлении // Вестник университета. 2015. № 10. С. 157-162.
Попондопуло В. Ф., Петров Д. А. Комплаенс как система управления рисками в сфере предпринимательства // Антимонопольный комплаенс как эффективный инструмент профилактики нарушений / под общ. ред. канд. юрид. наук С.А. Пузыревского. М.: Юрист, 2019. С. 15-32.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 785-р «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства, регулирующего закупочную деятельность» // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. URL: https://fas.gov.ru/documents/561689 (дата обращения: 17.12.2021).
«Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.»: утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013 г. // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. URL: http://www.fas.gov.ru (дата обращения: 17.12.2021).
Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы») // Собрание законодательства РФ. 25.12.2017. № 52 (Часть I). Ст. 8111.
Приказ ФАС России от 05.02.2019 № 133/19 «Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса» // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. URL: https://fas.gov.ru/documents/133-19 (дата обращения: 17.12.2021).
ISO 19600:2014 Compliance management systems - Guidelines. URL: www.iso.org/ru/standard/62342.html (дата обращения: 17.12.2021).
ГОСТ Р ИСО 31000-2019. «Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство»: утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.12.2019 № 1379-ст. М. : Стандартинформ, 2020.
ГОСТ Р 58771-2019. «Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Технологии оценки риска»: утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.12.2019 № 1405-ст. М. : Стандартинформ, 2020.
ГОСТ Р 51901.23-2012. «Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска»: утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1285-ст. М. : Стандартинформ, 2014.
ГОСТ Р ИСО 9000-2015. «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»: утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 № 1390-ст. М. : Стандартинформ, 2015.
Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» // Собрание законодательства РФ. 29.10.2018. № 44. Ст. 6777.
Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год (краткая версия) // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. URL: https://fas.gov.ru/documents/type_of_documents/doklady_o_sostoyanii_konkurencii (дата обращения: 17.12.2021).
Варламова А.Н. Правовые средства осуществления антимонопольного комплаенса // Конкурентное право. 2019. № 1. С. 3-7.
Ведяшкин С.В., Сенникова Д.В., Юсубов Э.С. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах в контексте правового статуса избирательных комиссий // Вестник Томского государственного университета. Право. 2021. № 41. С. 16-28.
 Antimonopoly compliance as a circumstance which mitigates administrative responsibility | Tomsk State University Journal of Law. 2022. № 43. DOI: 10.17223/22253513/43/5

Antimonopoly compliance as a circumstance which mitigates administrative responsibility | Tomsk State University Journal of Law. 2022. № 43. DOI: 10.17223/22253513/43/5

Download full-text version
Counter downloads: 450
Download file