On compiling a motivational poetic dictionary.pdf Мотивационный поэтический словарь относится к словарям,отражающим функциональный аспект мотивационно свя-занных единиц (пар, цепочек, блоков). Созданная на сегодняшнийдень эмпирическая база в виде проанализированных творческихмассивов разных авторов (О. Мандельштам, Б. Пастернак, М. Цве-таева, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина и др.) позво-ляет детально разработать концепцию мотивационного поэтическо-го словаря.Назначение данного типа словаря можно рассматривать в разныхаспектах. Во-первых, с точки зрения мотивологии словарь отражаетспецифику функционирования мотивации в художественном тексте.Во-вторых, с точки зрения лингвистической поэтики расширяетпредставление о способах «художественного преобразования»(В.П. Григорьев) языка. В-третьих, с позиций идиостилистики даетвозможность исследовать индивидуальность словоупотребления то-го или иного автора.Исходя из этого мотивационные поэтические словари могутбыть двух типов: 1) мотивационный поэтический словарь, построен-ный на исследовании творчества многих поэтов и, следовательно,представляющий употребление мотивационно связанных слов(МСС) в поэтическом языке как таковом; 2) мотивационный поэти-ческий словарь одного автора, представляющий употребление МССв каком-либо идиостиле (здесь же можно говорить о мотивационныхсловарях одного произведения).Мотивационный поэтический словарь первого типа может бытьсравним с опытом словаря языка русской советской поэзии [1]. Сло-варь представлен как словарь-справочник, который должен фикси-ровать «контекстуальные сдвиги значения», «приращения смысла» услов в художественных контекстах, но задачей которого не являетсяотражение общего идейно-художественного смысла как целого про-изведения, так и всего творчества художника [1. С. 49].В соответствии с замыслом словаря словарная статья отказыва-ется от обычной для толковых словарей семантической разработкизначений и опирается на систему рубрик (имеющих наименованияразличных тропов и приемов) как систему поэтических характери-стик, систему способов преобразования слова (всего 31 опорнаярубрика) [1. С. 114-125]. Мотивационный поэтический словарь мо-жет позаимствовать данную систему рубрик (с определенными ого-ворками) за тем исключением, что не рубрики будут следовать засловами, а слова будут находиться внутри рубрик.Образец словарной статьи мотивационного поэтического слова-ря первого типа может быть следующим:ПРИЕМ «ОЖИВЛЕНИЯ» ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ СЛОВАМирозданье - зданье. С избытком мне хватало недознанья. / Япросто шла, чтобы услышать звук, / я не бросалась в прорубь ми-розданья, / да зданье ли - весь этот бред вокруг (Б. Ахмадулина.Шум тишины, 1987).Одуванчик - дуновенье. Идеи с быстротою одуванчиков / отдуновенья жизни облетали (Е. Евтушенко. Ирония, 1961) (Мтф.).Яблоки - падать - яблокопад (окказ.) Яблоки падали. / Яблокбыло - греби лопатой! / Я на коленях брал эти яблоки/ яблокопада,яблокопада (А. Вознесенский. Создатель, 1981) (Ключ. сл.).Разделение словаря на рубрики, имеющие названия различныхстилистических фигур и тропов («антитеза», «индивидуально-авторская мотивация», «метафора», «прием «оживления» внутрен-ней формы слова» и др.), внутри которых в алфавитном порядке да-ется перечень МСС, призвано отразить специфику поэтического ис-пользования мотивации. Поскольку существует тяготение тех илииных языковых средств к выражению определенных стилистическихприемов, то словарь мог бы стать существенным подспорьем в изу-чении специфики данных поэтических приемов, выраженных имен-но мотивационными сцеплениями. Особенно актуально это в связи стем, что МСС как языковое средство являются основой созданиямногих стилистических фигур, при этом их выражение «за счетМСС, в отличие от других языковых средств, имеет свои особенно-сти, а в иных случаях и преимущества» [2. С. 4].Данное построение словаря, массив которого разделен на рубри-ки, имеет своими истоками опыты словарей отдельных тропов как влитературном языке, так и в поэтическом языке отдельных авторов.Например, «Словарь эпитетов русского литературного языка»(К.С. Горбачевич), словари метафор В. Маяковского, С. Есенина(Н.А. Туранина), словарь тропов И. Бродского (В.П. Полухина,Ю.К. Пряш) и др. Внимание последних словарей сосредоточено нанеповторимых отклонениях от стандартного словоупотребления, наэстетически значимых словоупотреблениях, что актуально и для мо-тивационного поэтического словаря.В словаре предполагается наличие двух справочных зон. Первая(идущая вслед за мотивационной сцепкой или за одним из ее членов)содержит систему помет, характеризующих МСС как взаимосвязан-ные лексемы, т.е. взаимосвязанные элементы языка. С этой точкизрения актуальными могут быть следующие пометы: окказ. (окка-зионализм), устар. (устаревшая лексическая единица), разг. (разго-ворное слово), высок. (слово высокого стиля) и др. Лексические истилистические характеристики членов мотивационной сцепки даютпредставление о типичном и индивидуальном в построении мотива-ционных приемов.Система помет в справочной зоне может быть разной в зависи-мости от специфики мотивационных поэтических приемов. Напри-мер, для приема антитезы существенными будут пометы «Общ.-яз.ант.» (общеязыковые антонимы) и «Контекст. ант.» (контекстуаль-ные антонимы) (см. ниже образец словарной статьи мотивационногословаря второго типа). Данные пометы характеризуют особенностипостроения антитез на основе МСС.Вторая справочная зона словарной статьи (информация, идущаявслед за контекстом в скобках) содержит систему помет, характери-зующих МСС как экспрессему (экспрессоид), т.е. единицу поэтиче-ского языка (В.П. Григорьев). Так, мотивационная пара «одуван-чик - дуновенье» имеет в справочной зоне помету «Мтф». Это озна-чает, что прием осложняется здесь метафорой (дуновенье жизни),причем метафора эксплицируется с помощью семантической моти-вации: прямое значение - одуванчики, переносное - дуновенье жиз-ни. Данная мотивационная пара, следовательно, может быть повто-рена в рубрике «метафора» словаря, но уже без контекста и со ссыл-кой на рубрику «прием «оживления» внутренней формы слова». Та-кая же система действует в отношении мотивационной цепочки «яб-локи - падать - яблокопад», имеющей в справочной зоне помету«Ключ. сл.» (прием «ключевые слова»).Распределение МСС по рубрикам представляет собой своего ро-да абстракцию, поскольку в реальных текстах изолированные прие-мы относительно редки. Поэтому вторая справочная зона призванаотразить полифункциональность мотивационных сцепок. Фиксиро-вание же МСС в той или иной рубрике базируется на понимании такназываемой «сильной позиции преобразования» или на «центре экс-прессии» [1. С. 69], хотя данный вопрос, безусловно, нуждается вдальнейшей разработке.Словарная статья мотивационного поэтического словаря второготипа может быть такой же, как и статья словаря первого типа, по-скольку исследование закономерностей в использовании тех илииных приемов в творчестве автора дает представление о характереего идиостиля. Однако анализ идиостиля не останавливается на вы-явлении приемов (механизмов, способов) использования мотивации.Каждый поэтический прием несет свое задание в художественномтексте, благодаря чему его применение получает свое «эстетическоеоправдание» (В.М. Жирмунский), или эстетическую функцию эле-ментов поэтического языка, которая должна определяться с опоройна мировоззрение автора, на содержание его художественных произ-ведений, на понимание идейно-эстетического замысла писателя(М.Н. Кожина, Ю.М. Лотман).Решение данной проблемы может быть найдено, если обратитьсяк существующей концепции мотивационного поэтического словаря,предполагающей интерпретационную зону в структуре словарнойстатьи [3. С. 297-300]. Интерпретационная зона включает в себя ли-тературоведческий и лингвопоэтический анализ произведения, в ко-тором используются мотивационные сцепки. Объем данного анализаможет варьироваться в зависимости от роли, которую выполняют втексте МСС. Отсутствие интерпретационной зоны словарной статьив предлагаемой концепции обусловлено соображениями объема сло-варного издания. Кроме того, аналитические комментарии к мотива-ционным приемам неизбежно субъективны, что не согласуется спринципами словаря как жанра справочного характера, главнойцелью которого является представление объективной информации.Проблема отражения содержательной направленности художе-ственных приемов в мотивационном поэтическом словаре можетбыть решена путем дробления рубрик на разделы, обозначающиефункциональную ориентацию мотивационных приемов.Анализ функциональной ориентации различных приемов ис-пользования мотивации (особенно тех, которые наиболее предпоч-тительны для автора) дает представление о роли мотивации в фор-мировании специфики поэтического мирообраза автора. Понятиепоэтического мирообраза представляет собой особую форму обоб-щенного художественного восприятия действительности. Отражен-ная автором действительность, объективно существующая или вы-мышленная автором, всегда включает определенные компоненты,такие как окружающий мир, каким его видит автор, человек и егоместо в этом мире, лирический герой и его отношения с окружаю-щим миром и миром других людей. Это своеобразные «семантиче-ские константы» [4. С. 6], опираясь на которые можно составитьпредставление о поэтическом мирообразе автора. Поэтому, анализи-руя мотивацию как лингвистическую доминанту идиостиля, важноисследовать функции мотивации в текстах автора, связанные с ха-рактеризацией окружающего мира, человека и лирического героя,что позволит выявить, какую роль играет мотивация в формирова-нии индивидуального мирообраза автора.Разделение рубрик мотивационного поэтического словаря наописанные выше функции базируется на принципе семантическихразделов, семантических полей некоторых современных поэтиче-ских словарей. Так, «Словарь поэтических образов» Н.В. Павлович (М., 1999) использует разветвленную систему семантических руб-рик, в рамках которых представлены парадигмы образов русскойлитературы XVIII-XX вв. Например, раздел «живые существа»включает подразделы «человек», «животные», «птицы» и др., каж-дый из которых, в свою очередь, включает ряд других, более кон-кретных рубрик. Как отмечает Н.В. Павлович, «рубрикация словарядает ответ на вопрос, о чем образы, созданные русской словесно-стью, и, фактически, описывает тезаурус (словарь понятий) русскогообразного языка» [5. С. 32]. Тот же принцип семантического поляположен в основу работы Н.А. Кожевниковой и З.Ю. Петровой «Ма-териалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-XX вв.» (М., 2000). В преломлении проблемы индивидуального сти-ля опыт семантической рубрикации был использован в «Словарепоэтических образов Александра Городницкого» Е.В. Купчик (Тю-мень, 2006). Автор отмечает, что «словарь поэтических образов по-зволяет представить целостный художественный мир автора, опре-делить его творческие приоритеты, понять особенности поэтическо-го мировидения» [6. С. 4]. Таким образом, данные словари дают воз-можность перейти от плана выражения к плану содержания при ана-лизе как в целом поэтического языка, так и поэтического языка ка-кого-либо автора. Основополагающие функции мотивационныхприемов в соответствии с принципами данных словарей также могутбыть семантически детализированы, что позволит более выпуклопредставить содержательную направленность мотивационных прие-мов.Нижеследующий образец словарной статьи мотивационного по-этического словаря одного автора составлен на основе творчестваЕ. Евтушенко, неотъемлемой частью идиостиля которого являетсяиспользование мотивации.АНТИТЕЗА (109)1Функция «Характеристика окружающего мира» (64)Недоверие - доверие (Общ.-яз. ант.) О, взмах руки, - ничем тыне растлим / средь века, / так больного недоверием, / доверья изна-чального инстинкт (Взмах руки, 1960).Ультраправость - ультралевость (Окказ.). Вся эта ультрапра-вость, ультралевость / рутиной одинаково разят (Мне чуждыэкстремисты…, 1972-1975).Функция «Характеристика человека» (12)Детский - недетский (Общ.-яз. ант.) …Лицо было в детских вес-нушках, / и в морщинах - недетских совсем (Итальянские слезы,1964).1 Стоящие напротив рубрики и ее разделов цифры обозначают количество мотиваци-онных сцепок, использующихся автором вПриличный - неприличный (Общ.-яз. ант.). Женщина укрыласьза орешник. / Стоя у обрыва на краю, / прятала в приличные оде-жды / юность неприличную свою (Женщина расчесывала косу,1966).Функция «Характеристика лирического героя» (13)Немолодость (окказ.) - молодость. …И у меня в душе в неравнойсхватке / немолодость и молодость сошлись. / Все резче этасхватка проступает./ За пядью завоевывая пядь, / немолодость уг-рюмо наступает, / и молодость не хочет отступать (Сквер вели-чаво листья осыпал, 1957).Свет - беспросветность (Общ.-яз. ант.). …Если есть во мне ка-кой-то свет, / то из ее души / его я добыл / и только беспросвет-ность дал в ответ (Свидание в больнице, 1972).Таким образом, создание мотивационного поэтического словарясталкивается с целым рядом концептуальных (общетеоретическиепринципы организации) и частных (условности техническогооформления статей) вопросов. Дальнейшая детальная проработкаконцепции словаря, прежде всего, требует построения системы мо-тивационных приемов и создания метаязыка для описания каждогоиз них, а также более глубокого анализа функциональной ориента-ции приемов использования МСС (спектр функций может быть бо-лее детализированным). Проблемы определения достаточных границконтекста, особенно если речь идет о приемах на основе дистантноймотивации, связаны с необходимостью «нейтрализовать антиномию:объем словаря (по необходимости ограниченный) - контекст (кото-рым для многих художественных словоупотреблений, вообще гово-ря, является целиком все произведение)» [1. С. 100]. Разработка сис-темы стилистических и лексических помет, решение вопроса при-оритетности функций мотивации, формы подачи сложных мотива-ционных сцеплений (мотивационный блок, прием объединения мо-тивационных сцепок и др.) и многие другие вопросы предстоит ре-шить в ходе создания мотивационного поэтического словаря.
Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: В 2 т. - Т. 1. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 848 с.
Купчик Е.В. Словарь поэтических образов Александра Городницкого. - Тюмень: Мандр и Ка, 2006. - 140 с.
Блинова О.И. Мотивационная «одежда» стилистических фигур // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер.: Гуманит. науки (филология). - Томск, 1998. - Вып. 6. - С. 3-5.
Чернухина И.Я. Основы контрастивной поэтики. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. - 198 с.
Блинова О.И. Мотивология и ее аспекты. - 2-е изд., стер. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2007. - 394 с.
Поэт и слово: Опыт словаря / М.А. Бакина, Л.А. Владимирова, В.П. Григорьев, М.В. Найденова, Е.А. Некрасова, В.В. Пчелкина / под ред. В.П. Григорьева. - М.: Наука, 1973. - 455 с.