World of modern peasants (by the Dictionaryof Phytonyms of the Middle Priobie).pdf Сбор лексики среднеобских говоров, в том числе и фитони-мики, был начат в 50-е гг. XX в. Однако большая часть по-мещенных в «Словаре фитонимов Среднего Приобья» [1] иллюстра-тивных материалов была собрана автором и студентами филологи-ческого факультета Томского педуниверситета под руководствомсоставителя словаря в течение последних двух-трех десятилетий,когда появилась возможность производить записи на магнитнуюленту. Это позволяет считать, что данные материалы отражают ми-ровидение современных жителей села среднеобского бассейна.Несмотря на вынужденное усечение текстов, обусловленноепринципом экономии при составлении словаря, а также его темати-ческой направленностью, материалы дают возможность познако-миться с фрагментами материальной и духовной культуры крестьян,с их миропониманием, этическими, эстетическими и нравственнымипозициями и установками и ценностями. Тексты отражают особен-ности обычаев, нравов, верований, хозяйственной деятельности кре-стьян, традиции народной медицины.Мир человека неразрывно связан с миром природы, котораяудовлетворяет материальные и духовные потребности людей. Слож-но найти такую сферу деятельности, где бы сельские жители не ис-Спользовали растения. Это и земледелие, и скотоводство, и всевоз-можные промыслы, народная медицина, домашнее хозяйство - всю-ду человек встречается с растительным миром, который знаком емуподчас до мелочей. Нет такой семьи, которая не имела бы приуса-дебного участка. Огород и получаемый урожай - предмет постоян-ной заботы и обсуждения в семье, в гостях, с гостями. Это можнонаблюдать и летом, и зимой, при подготовке к весенним работам,при обработке земли, сборе урожая, приготовлении пищи, так какбез растений просто невозможно физическое существование людей.Интересно отметить, что о культурных и дикорастущих растени-ях информанты часто повествуют в разных эмоционально-оцено-чных тонах: о возделываемых обычно говорят в стилистически ней-тральной, о дикорастущих - часто в возвышенной тональности. Ис-ключения составляют декоративные цветы. Растения дикой приро-ды - это ее дары, не всегда познанные, вызывающие особый интереси чувство благодарности за их существование.Роль растений, в том числе дикорастущих, как пищевого продук-та высоко оценивается селянами: Вот мы выжили в войну за счеттрав, ягод и грибов (Ягода). ...и на цветы смотрели не как женщи-ны, а как коровы: «Нельзя ли съесть?» (Лабазник вязолистный).Выжили благодаря лесу (Смородина красная). Эта мысль рефреномзвучит в устах почти всех информантов.Рассказывая о растениях, информанты сообщают о самых раз-ных блюдах и способах их приготовления: парёнки, кулага, лепёшкииз трав, драники, жарёвня, горлодёр, хреновина, опённица, блины измуки, полученной из корней растений, начинка для пирогов, заваркадля чая (чужедержавным чаем брезговали), кисели, хлеб с конопля-ными отбойками, супы из трав, конфетки из молодых побегов ели,соленья из диких растений и т.д. При этом указывается, какие расте-ния нельзя есть (обычно это ядовитые травы или ягодники).В рассказах о культурных растениях содержится информация обистории их освоения. Например, раньше из ягод не варили варенье,не выращивали помидоры, турнепс, не сеяли кукурузу, не различалисорта чеснока и т.д. Не было палисадников, около дома не садилидеревья, сирень появилась недавно. Вместе с тем в последние годышироко стали выращивать такие теплолюбивые растения, как арбу-зы, дыни, сливы, яблони и др. Делается попытка одомашниваниядикоросов (Боярышник, Черемша, Черноголовник и др.). Параллель-но сообщаются факты из жизни людей. В трудные годы растенияслужили источником хотя бы какого-то материального дохода: что-бы купить платок, надо сдать малину (Черемуха), купить чего-нибудь в магазине - продать стаканчик земляники (Шиповник) и т.п.Информанты часто сравнивают прошлое и настоящее, находя доброеи худое в них, сравнивают отношение сельских и городских людей ктем или иным продуктам: Это вы, городские, чё попало едите (Пас-лен черный).Спектр использования растений в хозяйстве, как уже отмечалось,очень широк. Подчас одно растение применялось в разных целях.Например, из ивы плели корзины, гнули дуги, изготавливали вязи,цевки, веники, ивы рубили на частокол и плетень, кору ивы исполь-зовали для дубления кож и окраски тканей. Соцветие ивы козьейсъедали как лакомство, ее ветви ломали и освящали в церкви, стави-ли за икону для охраны дома от злых духов. Было поверье, что еслина веточке будет больше соцветий (котиков), то и хозяйство будетразрастаться, а скотину и людей били освященными веточками, что-бы не болели (Все виды ив). Практически все словарные статьи со-держат сведения об использовании растений в хозяйстве или в оздо-ровлении людей. Информанты делятся знаниями о способах изго-товления целебных напитков, мазей. Они рассказывают о том, что икак выращивали в прошлом, как обрабатывали землю, сеяли, моло-тили, мололи, из чего делали пряжу, как вязали, шили, чем красилиткани, как делали посуду и другую утварь, изготавливали транс-портные средства. Многие знания и умения крестьян применяются исейчас в домашнем хозяйстве.Материалы «Словаря фитонимов» отражают достаточно сложнои четко организованную народную систематику растений, ее много-уровневый характер. Все растительные организмы, включая грибы,объединены в особое царство природы - растения. Они подразделя-ются на своего рода «отделы»: деревья, кустарники, травы, ягоды,мхи, грибы (Грибы растут, значит они растения). Особое положе-ние занимают посевные, овощные и бахчевые растения. Они состав-ляют особый «отдел» - культурные растения. В каждом из этихкрупных объединений очень часто выделяются роды, включающиедва и более вида (сорта) растений (например, тополь: тополь чер-ный - тополь серебристый; крапива: крапива большая - крапива ма-ленькая - крапива конопляная; смородина: смородина черная - смо-родина красная - смородина белая; капуста: капуста белокочанная -багровая капуста - цветная капуста - капуста-толстопятка.Народная систематика растений среднеобского бассейна охвати-ла более семисот их видов и сортов.Всматриваясь в окружающий мир, крестьяне видят не только то,что пригодно в хозяйстве. Их пытливый ум и зоркий глаз позволяютразглядеть и крошечные цветочки, и едва заметные волоски на лис-точках травинок, заглянуть внутрь стебля или корня, восхититься ихкрасотой и необычностью. Вызывает удивление интерес крестьян кстроению растений, знание наименований их частей. В сданном впечать «Словаре названий частей растений...» помещено более трех-сот таких наименований, причем не только тех частей, что находятприменение в хозяйстве.Сельские жители трепетно относятся к природе, очень тяжелопереживают ее разрушение как под воздействием неблагоприятныхэкологических явлений, так и вследствие хищнического разграбле-ния недобросовестными людьми: Сидоренко берёг кедрач, уши драл,потому и сохранился в Лучаново (Кедр сибирский). Люблю супчики стравками варить. Кислички для щец кину, для витаминного супчикаморковочку. Одним словом, без травочек никуда. Природа-мать бо-гата, беречь её надо и дарами пользоваться разумно (Щавель обык-новенный). Я её [мать-и-мачеху] распознала на берегу, а теперьтам всё перебуробили (Ятрышник шлемовидный). Подобных выска-зываний очень много.Известно, что отношение древних людей к растениям носило са-кральный характер. И сегодня отголоски этого отношения сохрани-лись в памяти народа. Многие крестьяне, особенно люди старшегопоколения, с молитвой идут в лес, рубят деревья, садят растения вогороде, при этом в молитвах обращаются не только к Господу, но ик растениям: Всегда... когда нас мама водила в лес, она всегда с ле-сом здоровалась [...], это отношение к лесу у нас у всех осталось(Лес). В сентябре был день, двадцать первого сентября, Рябинники.Именины рябины устраивали. День Павла и Петра. Рябина вот унас растение сильно почитаемое было [...]. А некоторые были, ко-торые молились на рябину. Староверы (Рябина сибирская).Растения наделяются способностью защитить человека от злыхсил (Багульник, Девясил, Осина, Полынь, Рябина, Чертополох, Ят-рышник и др.). Растения могут защищать друг друга и помогать другдругу: береза - еловая нянька, крапива - заступница малины. Расти-тельный мир опоэтизирован людьми. Образ растений отражен прак-тически во всех фольклорных жанрах: в песнях (Берёза, Малина,Калина, Рябина, Черёмуха), частушках (Горлянка, Ива, Лилия-саранка, Незабудка, Пеларгония зональная, Чеснок и др.), послови-цах, поговорках, загадках (Берёза, Череда, Лук репчатый, Камыш,Одуванчик, Подорожник, Свекла, Тростник и др.), преданиях, сказа-ниях, легендах, поверьях (Василёк синий, Вахта, Вороний глаз, Де-вясил, Кипрей, Клюква, Ковыль, Ландыш, Марьяник, Папоротник,Одуванчик, Подорожник, Шиповник и др.). Приведем несколькопримеров: Молочай, жёлтая трава, подойники мыли, чтоб молокабольше было (Осот полевой). Ветреник [...] в кринке парют, чтобсметаны больше было (Прострел широколистный). Вот такой тра-вы чертополоха нарвать да накласть кругом во дворе. Всяка дрянь,плохой человек не зайдёт, а то и зайдёт, так назад повернёт (Сине-головник плосколистный). Осот да лебеда - для посевов беда (Лебе-да). Глазок жёлтый на солнце глядит, солнце нахмурится - глазокприщурится (Одуванчик). С молоком, а не коровушка, летает, а несоловушка (Одуванчик). Пример легенды о журавле, открывшем лю-дям «клад». Клюква растёт. Но мы её так не называм. Мы зовём еёжуравлиха, ещё и брусничник журавлиный. Дак он всегда зелёный,листики у неё мелкие, даже очень много. Цветки у журавлихи мел-кие, розовы. Ягоды у её тёмно-красны, похожи на маленькие шари-ки. Растёт она у нас на болотах. Люди рассказывают, что к одно-му мужику в деревне прилетел ночью журавль и сказал, чтобы шёлон за ним. Покажет он ему места, де-то клад богат зарыт. Пошёлмужик за журавлём, а тот-то привёл его на болото. Пришёл му-жик на болото и увидел красные рубины, то была журавлиха. Вер-нулся мужик домой и рассказал всем людям в деревне про чудо-ягодуи про журавля. И стали её кликать журавлихой (Клюква).С растениями связано много примет (Берёза, Ива, Малина, Оси-на, Осока, Синеголовник, Черёмуха, Черника, Чистотел, Шиповники др.). Например: Где талина, раньше там колодцы копали. Она во-ду любит (Ива). Рожь в землю, а лук из земли (Лук репчатый).Мир природы знаком человеку с детства. Растения используютсяв различных играх (Акация, Борщевик, Дягиль, Клен, Лопух, Мятли-ка, Нивянка, Одуванчик, Пион, Подорожник, Рогоз, Ромашка, Смо-левка-хлопушка и др.).Природа воспринимается как прекрасное, вызывающее эстетиче-ское наслаждение. И сама себе сажаю, и людям давала и даю, что-бы у людей было красиво. Астрочки - это мои любимые цветы(Флокс). А это пушочки называются. Посмотрите, какие колосочкинежненькие, нежненькие и длинненькие [...], просто прелесть трав-ка (Ячмень гривастый). Ой, я вообще люблю цветы. Самый люби-мый цветок у меня, по-моему, анютины глазки [...]. Я просто счи-таю, что это чудо-цветочек (Фиалка трехцветная). Возьмём вотнашу русскую берёзу. Сколько песен про неё спето! Это же краса-вица! Жарко - под берёзу лёг, свежий ветерок, листья шелестят,вроде как музыка, хочешь не хочешь, а уснёшь, задремлешь (Берёза).Люблю я цветочки, они как живые, с ними и разговариваю другойраз (Цветочки). Тыквы очень долго могут храниться дома, прямо вкомнате. Посмотри, какая красавица! [Переворачивает тыкву].Очень полезная. И для сердечников полезная, и для почек (Тыкваобыкновенная). Рябина у нас круглый год красавица. Когда цветёт,любо-дорого поглядеть, а как ягоды на ней гроздьями висят, и нерассказать (Рябина). Ну вот, например, калачики [...]. Ведь бываюттакие высоченные вымахивают. Листья такие красивые, круглые уней, глядеться не наглядеться. А когда они вырастут полностью, вдетстве её тоже ели. Они цветут такими цветочками розовеньки-ми, беленькими бывают. Она как-то по полям не растёт, только поогородам (Просвирник маленький). Я знаю только растения радо-сти (Тополь чёрный).В бережном отношении к природе сельских жителей проявляетсявысокий уровень их духовной культуры.Общеизвестно, что культура человека находит свое отражение взначительной степени в слове. Ни в одном из рассказов информан-тов не было слов бранных, слов с «низкой» семантикой. Особенноэто наблюдалось в тех случаях, когда речь шла о растительном мире.Его предметам даны красивые и понятные наименования. Поэтомуочень часто наши респондентыволчий глаз и т.д. Вот на дорожках в огороде растут как вилы. Ви-лами зовём (Гулявник). Чисто как кто кудри навьёт. У нас зовутбаранчики (Первоцвет Палласа).Рассказы информантов о растениях изобилуют словами с оттен-ками значения уменьшительности и ласкательности: травочка, кус-тик, анюточка, берёзка, беляночка, бутончик, листочек, корешочек,стебелёк, жёлтенький, малюсенький, синенький и т.д.В целом речь сельских жителей лаконичная, ясная, образная,точная.Уже беглый взгляд на страницы «Словаря фитонимов» позволяетувидеть богатство и красоту мира крестьян, их гармоничную связь сприродой.