Аэродинамический нагрев топливных баков космического разгонного блока при спуске в атмосфере
Приводится методика расчета траектории и характеристик аэродинамического нагрева космического разгонного блока «Фрегат» при сходе с рабочей орбиты и спуске в атмосфере Земли. В рамках термодинамического подхода решена задача о повышении давления паров в баках за счет нагрева и испарения жидкой фазы топлива. На примере схода разгонного блока с солнечно-синхронной орбиты рассчитаны термодинамические параметры, напряжения в оболочках, высота и энергетический эквивалент взрывного разрушения баков в зависимости от степени заполнения остатками компонентов жидкого топлива.
Aerodynamic heating of fuel tanks of a space upper stage at descent in the atmosphere.pdf Для решения задач обеспечения вывода в космическое пространство полезныхнагрузок наряду с ракетами-носителями (РН) используются разгонные блоки (РБ).Они выполняют функции межорбитальных буксировщиков, обеспечивая переме-щение космических аппаратов (КА) c опорных на целевые орбиты, их ориентациюи направление на отлетные и межпланетные траектории.РБ «Фрегат» (РБФ) разработан в НПО им. С.А. Лавочкина в качестве унифи-цированной верхней ступени РН среднего и тяжелого класса [1, 2]. Он позволяетвыполнять ориентацию и стабилизацию головного блока на активных и пассив-ных участках траектории и выводить КА на высокоэнергетические, геостационар-ные (ГСО), геопереходные (ГПО), а также приполярные солнечно-синхронные(ССО) орбиты. Особенность ССО заключается в том, что КА проходит над каж-дым заданным районом в одно и то же местное время, что позволяет проводитьсъемки и наблюдения в одинаковых условиях освещенности. Такую орбиту име-ют современные ресурсные спутники Земли, осуществляющие мониторинг ее по-верхности.Первый запуск РБФ по программе летных испытаний был успешно осуществ-лен в феврале 2000 г. в составе РН «Союз». Применение РБФ и его последующихмодификаций позволяет решать ранее недоступные задачи по массам и орбитамвыводимых нагрузок и повышает конкурентоспособность России на международ-ном рынке космических услуг. В частности, планируется использование РБФ назападноевропейской РН «Ариан-5» с космодрома Куру во Французской Гвианедля развертывания системы спутниковой навигации «Галилео».После окончания миссии РБФ в околоземном пространстве и отделения от ор-битального блока происходит его увод с рабочей орбиты, постепенное снижение иторможение в плотных слоях атмосферы. В процессе спуска аппарат подвергаетсяинтенсивному аэродинамическому нагреву, в результате чего значительная частьРБФ сгорает в атмосфере, а часть фрагментов достигает поверхности Земли, обра-зуя эллипс рассеяния.Процесс разрушения РБФ зависит от многих факторов и может протекать поразличным сценариям. Наиболее неблагоприятный их них - взрывной характерразрушения, приводящий к нежелательному увеличению площади рассеяния об-ломков. Этому обстоятельству способствует наличие остатков компонентов жид-ких топлив в баках РБФ. При их испарении резко повышается давление, напряже-ния в баках могут превысить предел прочности материала оболочек, в результатечего становится возможным разрушение конструкции, смешение и взрывообраз-ное реагирование высокоэнергетических компонентов горючего и окислителя.В настоящее время в соответствии с природоохранными законодательствамибольшинства стран актуальными являются вопросы оценки воздействия ракетно-космической техники (РКТ) на окружающую среду и околоземное пространствона всех этапах ее создания и эксплуатации. Среди негативных последствий ракет-но-космической деятельности (РКД) следует отметить техногенное и химическоезагрязнение территорий в районах падения отделяющихся частей средств выведе-ния и сброса токсичных остатков компонентов жидких ракетных топлив. Задачиобеспечения экологической безопасности требуют анализа последствий возник-новения аварийных и нештатных ситуаций при эксплуатации РКТ и, в частности,разгонных блоков.Цель работы - разработка инженерной методики расчета траектории, характе-ристик аэродинамического нагрева топливных баков РБФ при сходе с рабочей ор-биты и спуске в атмосфере Земли для анализа высоты и критических условий егоразрушения.Общая характеристика РБФКонструктивную основу РБФ составляет блок баков маршевой двигательнойустановки, выполненный в виде шести сваренных между собой металлическихсфер равного диаметра (рис. 1) [1, 2]. Четыре из них используются в качестве топ-ливных баков (по два горючего и окислителя), две - в качестве приборныхРис. 1. Внешний вид РБ «Фрегат»отсеков герметичного и негерметичного исполнения. РБФ имеет габаритные раз-меры: высота ~1,5 м, диаметр (описанный) ~3,35 м. Диаметр топливных баковd = 1,36 м, объем 1,306 м3, толщина оболочки  = 1,85·10−3 м. Начальная массапри максимальной заправке топливом ~ 6385 кг, конечная масса ~950 кг.МДУ предназначена для создания импульсов скорости, работает на токсичнойсамовоспламеняющейся топливной паре «горючее НДМГ - окислитель AT».НДМГ (обиходное название гептил) - несимметричный диметилгидразин, хи-мическая формула (СН3)2N-NН2, по структуре близок к аммиаку. В обычных ус-ловиях - бесцветная жидкость, дымящаяся на воздухе, обладает высокой летуче-стью, стабильна в области эксплуатационных температур (от −50 до +50 °С) приполной герметичности объема. Основные физико-химические характеристики:плотность в жидкой фазе г = 790 кг/м3. удельная теплоемкость жидкой фазыcliq(НДМГ) = 2,717·103 Дж/(кг·K); молярная масса m(НДМГ) = 60 кг/кмоль; тепло-та испарения Q(НДМГ) = 5,831·105 Дж/кг [3 - 5]. Удельная теплоемкость газовойфазы при постоянном объеме в диапазоне температур T = 200 - 600 K и парциаль-ное давление насыщенных паров аппроксимируются формуламиcv (НДМГ) = −154,682 + 6,379T− 0,0033T 2 [Дж/(кг⋅K)],( ) lnpgas =12,761−4284,9 /T [атм].АТ - азотный тетраоксид, химическая формула N2O4, тяжелая летучая жид-кость. Основные физико-химические характеристики: плотность ок = 1446 кг/м3,удельная теплоемкость жидкой фазы cliq(AT) = 1,78·103 Дж/(кг·K); молярная массаm(АТ) = 92 кг/кмоль; теплота испарения Q(АТ) = 4,191·105 Дж/кг [3 - 5]. Удельнаятеплоемкость газовой фазы при постоянном объеме в диапазоне температурT = 200 - 600 K и парциальное давление насыщенных паров аппроксимируютсяформулами видаcv (АТ)=233,34+2, 2153T−0,0014T 2 [Дж/(кг⋅K)],( ) lnpgas =13,741−4032,4 /T [атм].Для наддува баков в процессе работы дополнительно используется инертныйгаз - гелий (He) с молярной массой m(He) = 4 кг/кмоль; удельной теплоемкостьюпри постоянном объеме cv = 3,119·103 Дж/(кг·K).Математическая модель расчета траектории при спуске в атмосфереРассмотрим движение аппарата в целом по траектории до момента разгерме-тизации баков. Будем предполагать, что Земля имеет форму шара, из аэродинами-ческих сил будем учитывать только силу лобового сопротивления. В этом случаетраектория спуска описывается системой уравнений движения, которые в полу-скоростной системе координат имеют вид [6]dV F g sindt M= − + ; (1)d gcos Vcos 2 cos sindt V R= −  +  +  ϕ ; (2)d Vtg sin cos 2 (cos cos tg sin )dt R= ϕ  +  ϕ  + ϕ; (3)d Vcos cosdt Rϕ= ϕ ; (4)sin coscosd Vdt R  =ϕ; (5)dH V sin .dt= −  (6)Здесь t - время; V - скорость объекта;  - угол между вектором скорости и каса-тельной плоскостью к поверхности Земли, при спуске  > 0;  - азимут движенияобъекта (угол между проекцией скорости на касательную к поверхности Землиплоскость и направлением на север, отсчитываемый по часовой стрелке); ϕ - ши-рота (в северном полушарии  > 0, в южном ϕ < 0);  - долгота (к востоку отГринвича  > 0, к западу  < 0); H - высота полета; R = R0 + H - расстояние доцентра Земли, R0 = 6,371·106 м; g = g0[R0/( R0 + H)]2 - ускорение свободного паде-ния, g0 = 9,81 м/с2;  =7,292·10−5 с−1 - угловая скорость вращения Земли; M - мас-са аппарата; F = 0,5CxV2Smid - сила лобового сопротивления; Cx - коэффициентсопротивления; Smid - площадь миделева сечения аппарата;В отличие от распространенного приближения в физической теории метеорови метеоритов [7] в рассматриваемых случаях угол наклона траектории к горизонту не является постоянным. Ускорение Кориолиса также оказывает влияние на тра-екторию и описывается членами с угловой скоростью вращения Земли  в урав-нениях (2), (3).Для задания плотности  атмосферы в зависимости от высоты H полета ис-пользовались данные таблицы стандартной атмосферы [8]. При H  80 км, температура считалась постоянной, равной 199 К, а плотностьопределялась по формуле = sexp(−(H −Hs) /H*),где H* =5,95 км, индекс s соответствует H = 80 км.Для определения силы аэродинамического сопротивления принималось, чтоРБФ представляет собой цилиндр диаметром D = 3,36 м с коэффициентом Cx = 2 иSmid = 8,87 м2.Масса РБФ определялась по формулеM =Mb +2k(M1+M2),где M1 = 1032 кг, M2 = 1889 кг - масса НДМГ и АТ в полных баках, k - доля пер-воначального объема баков, занятого топливом, Mb = 941,5 кг - масса объекта безтоплива.На рис. 2 приведены результаты расчета спуска РБФ с солнечно-синхроннойорбиты (ССО) до высоты разгерметизации баков. Использовались следующиеначальные данные задачи: высота H0 = 120 км, скорость относительно ЗемлиV0 = 8061 м/с, угол входа 0 = 1,12°, азимут 0 = −22,83°, широта ϕ0 = −68,03°,долгота 0 = −103,38°.V, км/с ⋅10 (град), 2 H (км)t, с2 1VH12010080604020087654320 100 200 300 400 500Рис. 2. Скорость, высота полета и угол наклона траекто-рии в зависимости от времени при спуске РБФ с ССО.V: 1, 2 - k = 0,5; 0,1; H,  - k = 0,5Так как угол входа 0 в атмосферу с этой орбиты очень мал, то для пологойтраектории спуска характерны большие высоты. До 300 с полета скорость РБФпрактически не меняется. Влияние аэродинамического торможения на большихвысотах проявляется слабо и доля остатка компонентов топлива k в баках незна-чительно влияет на параметры траектории спуска (кривые 1, 2 рис.2). Несмотря нато, что абсолютное изменение величины угла наклона  невелико, в силу его ма-лости относительное изменение является значительным ~ 3 раза. В результате за-висимость высоты H от времени на рис. 2 отличается от линейной.На рис. 3 показано изменение скорости РБФ в зависимости от высоты полета.Кривая 1 соответствует заполнению баков наполовину (k = 0,5) и может рассмат-риваться в качестве нештатной ситуации при спуске, кривая 2 - 10 %-му наличиюостатков топлива. Видно, что расслоение скорости начинается с высот ~ 100 км ина момент разгерметизации баков составляет ~ 7,75 и 7,95 км/c для кривых 1 и 2соответственно.V, км/сH, км128.07.97.87.780 90 100 110Рис. 3. Зависимость скорости полета от высотыпри спуске РБФ с ССО. 1, 2 - k = 0,5; 0,1Изложенная методика расчета траектории использовалась при определениитепловой нагрузки к РБФ в процессе его спуска с солнечно-синхронной орбиты.Аэродинамическая тепловая нагрузкаОпределение тепловой нагрузки к спускаемому аппарату требует примененияразличных математических моделей для решения задачи обтекания в каждой точ-ке траектории. Выбор моделей определяется характерными числами Маха (M),Рейнольдса (Re) и Кнудсена (Kn):** *M , Re , Kn M,ReV VL la L= = = =где a - скорость звука, L* - характерный размер аппарата, * - коэффициент вяз-кости, l - длина свободного пробега на высоте полета.В задачах входа в атмосферу на основной части траектории число M >> 1. Набольших высотах число Kn >> 1 и обтекание происходит в свободно-молекулярном (СМ) режиме; ниже Kn ~ 1 и реализуется кинетический режим,описание которого требует решения уравнения Больцмана, при Kn  60 км режим течения в по-граничном слое является ламинарным.На рис. 4 приведены значения чисел Kn и Re при спуске РБФ с ССО, в качест-ве характерного размера выбран диаметр бака горючего, L* = 1,36 м. Видно, что вначальной точке траектории Kn > 1, при высотах H < 100 км, где происходит наи-больший нагрев, Re >> 1 и Kn  T∗ давление в баке будет расти линейным образом с ростом темпера-туры:p=p*T/T*, (18)где p∗ - давление в момент достижения полного испарения жидкой фазы.Об изменении давления в баках окислителя (а) и горючего (б) с ростом темпе-ратуры и при различной доле k их заполнения можно судить по кривым 1 - 3 нарис. 5 (согласно (20) - см. далее, - давление с точностью до множителя совпадает снапряжением). Начальное давление в баках p0 = 6,5·105 Па, температура T0 = 293 K.Излом на кривых 1 - 3 соответствует моменту полного испарения жидкости: прималых k жидкая фаза полностью испаряется до достижения температуры разру-шения, и в дальнейшем осуществляется нагрев только газовой фазы. В этом слу-чае давление в баках растет линейно с ростом температуры. Видно, что по срав-нению с окислителем для горючего (рис. 5, б) излом на кривых 1, 2 сдвигается вобласть более высоких температур. Наличие давления внутри топливных баковобуславливает напряженное состояние оболочек.б, МПаT, K12345004003002001000300 350 400 450а4321, МПа5004003002001000300 350 400 450 T, KРис. 5. Максимальные напряжения в оболочках баков окислителя (а) и горючего (б)в зависимости от температуры. 1 - 3 - k = 0,01; 0,02; 0,1, 4 - предел прочности материалаНапряжения в оболочках топливных баковДля оценки условий разрушения баков рассмотрим задачу об определении на-пряженного состояния оболочки полой сферы под действием внутреннего давле-ния p. На больших высотах ~ 60 − 100 км в атмосфере Земли внешнее давлениепрактически отсутствует и можно считать равным нулю.Пусть rin и rout - внутренний и наружный радиусы оболочки бака толщиной = rout - rin. В сферических координатах (см. рис. 6) с началом в центре сферытензор напряжений имеет диагональный вид с ненулевыми компонентами глав-ных напряжений r, ϕ, , причем растягивающие компоненты напряженийϕ =  равны между собой в силу осевой симметрии. Дифференциальные уравне-ния теории упругости допускают точное решение, и выражения для напряженийимеют следующий вид [17]:( )3 3in out3 3 3 in outin outr 1 , ,p r rr r rr r r⎛ ⎞ = − ⎜⎜⎝ − ⎟⎟⎠ ≤ ≤(19)( )3 3in out3 3 3in out12p r rr r r ϕ ⎛ ⎞ =  = − − ⎜⎜⎝ + ⎟⎟⎠.Рис. 6. Сферическая система координат для расчета напряженийв оболочках топливных баковАнализ формул (19) показывает, что растягивающее напряжение ϕ по своейвеличине намного превышает сжимающее напряжение r и мало меняется потолщине оболочки. Максимум (ϕ)max находится при r = rin, т.е. на внутренней по-верхности топливных баков, и имеет следующее значение:( )3 3in out outin max 3 3in out(2 ): ( )2 2r r p r r prr r ϕ+=  =− ≈ −. (20)При приближенной оценке (ϕ)max через толщину оболочки  учитывалось, что  0 дают нижнюю оценку их реальной величины, так как полу-чены в предположении однородности температуры баков. При более низкой ин-тенсивности теплообмена между оболочкой и внутренней областью баков темпе-ратура жидкой фазы будет ниже температуры оболочки, что понизит затратыэнергии на нагрев жидкости. Это приведет к более интенсивному нагреву оболоч-ки и, следовательно, к большей высоте разрушения. Анализ таблицы показывает,что высоты разрушения баков окислителя и горючего при одинаковой степени за-полнения близки друг к другу. Это означает, что условия их разрушения достига-ются почти одновременно.Т а б л и ц а 3Высота разгерметизации баков РБФ при спуске с ССОв зависимости от степени заполнения остатками топливаk Mliq_0, Бкагк окислителHя , км Mliq_0, кБгак горючегоH, км0* - 98,1 - 96,40,01 18,9 95,0 10,3 95,10,02 37,8 91,5 20,6 93,80,1 189 87,2 103 88,60,25 472 82,9 258 82,60,5 945 78,8 516 76,1Заключение1. Разработана инженерная методика расчета траектории и характеристик аэ-родинамического нагрева топливных баков РБФ при сходе с рабочей орбиты испуске в атмосфере Земли для оценки высоты и термодинамических условий егоразрушения.2. Показано, что при сходе РБФ с солнечно-синхронной орбиты уровень теп-ловых потоков на момент разрушения баков достигает величины 120 кВт/м2.3. На основе термодинамического подхода решена задача о тепловом состоя-нии топливных баков РБФ по траектории спуска с учетом и без учета теплообме-на оболочек с внутренним содержимым. Исследована динамика роста давлениявнутри баков под действием аэродинамического нагрева и испарения жидкой фа-зы топлива.4. Определены термодинамические параметры, высота полета, напряжения воболочках и тротиловый эквивалент взрывного разрушения баков под действиемвнутреннего давления в зависимости от степени их заполнения остатками топливапри сходе РБФ с солнечно-синхронной орбиты и спуске в атмосфере Земли. Пока-зано, что при заполнении менее чем на 10 % их разрушение происходит на высо-тах выше 87 км.
 
                        
                        
                        Ключевые слова
destruction of tank shells, 
fuel tanks, 
vapor pressure, 
aerodynamic heating, 
descending trajectory, 
Earth's atmosphere, 
space upper stage, 
разрушение оболочек, 
давление паров, 
топливные баки, 
аэродинамический нагрев, 
траектория спуска, 
атмосфера Земли, 
космический разгонный блокАвторы
    			
                
    				 
    				| Глазунов Анатолий Алексеевич | Национальный исследовательский Томский государственный университет | доктор физико-математических наук, профессор, директор НИИ прикладной математики и механики | gla@niipmm.tsu.ru |  
| Гольдин Виктор Данилович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | старший научный сотрудник НИИ прикладной математики и механики | vdg@math.tsu.ru |  
| Зверев Валентин Георгиевич | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Научного управления | zverev@niipmm.tsu.ru |  
| Устинов Святослав Николаевич | Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина | заместитель директора центра «Аэродинамика и тепловое проектирование КА» | ust@laspace.ru |  
    			
                 Всего: 4
                Ссылки
Baker W., Cox P., et al. Explosion Hazards and Evaluation. Amsterdam - Oxford - New York: Elsevier Scientific Publishing Company, 1983 (русский перевод: Бейкер У., Кокс П. и др. Взрывные явления. Оценка последствий. М.: Мир. 1986).              
Marshall V. Major Chemical Hazards. Ellis-Horwood, Chichesters, UK, 1987. Русский перевод: Маршалл В. Основные опасности химических производств. М.: Мир, 1989.              
Руководство по анализу опасности аварийных взрывов и определению параметров механического действия. РБГ-05-039-96. Нормативный документ. (www.complexdoc.ru). М.: НТЦ ЯРБ Госатомнадзор России, 2000. 80 с.              
Прочность, устойчивость, колебания: справочник. Т. 1 / под ред. И.А. Биргера, Я.Г. Пановко. М.: Машиностроение, 1968. 831 с.              
Землянский Б.А., Степанов Г.В. О расчете теплообмена при пространственном обтекании тонких затупленных конусов гиперзвуковым потоком воздуха // Изв. АН СССР. Механика жидкости и газа. 1981. № 5. С. 173-177.              
Мурзинов И.Н. Ламинарный пограничный слой на сфере в гиперзвуковом потоке равновесно диссоциирующего воздуха // Изв. АН СССР. Механика жидкости и газа. 1966. № 2. С. 184-188.              
Martin J.J. Atmospheric Entry - An Introduction to Its Science and Engineering. 1966. Old Tappan. NJ: Prentice-Hall, P. 351 (русский перевод: Мартин Дж. Вход в атмосферу. М.: Мир, 1969. 320 с.).              
Зинченко В.И. Математическое моделирование сопряженных задач тепломассообмена. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1985. 221 с.              
Fay J.A., Riddel F.R. Theory of stagnation point heat transfer in dissociated air // J. Aeronaut. Sci. 1958. V. 25. P. 73−85, 121. Русский перевод: Фэй Дж., Риддел Ф. Теоретический анализ теплообмена в лобовой точке, омываемой диссоциированным воздухом // Проблемы движения головной части ракет дальнего действия. - М.: ИЛ, 1959. С. 217−256.              
Hayes W.D., Probstein R.F. Hypersonic Flow Theory. New York and London: Academic Press, 1959 (русский перевод: Хейз, Пробстин. Теория гиперзвуковых течений. М.: ИЛ, 1962).              
Пилюгин Н.Н., Тирский Г.А. Динамика ионизованного излучающего газа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 305 с.              
Лунев В.В. Течения реальных газов с большими скоростями. М.: Физматлит, 2007. 760 с.              
Стандартная атмосфера. Параметры ГОСТ 4401-73. М., 1977.              
Лебедев А.А., Герасюта Н.Ф. Баллистика ракет. М.: Машиностроение, 1974. 241 с.              
Стулов В.П., Мирский В.Н., Вислый А.И. Аэродинамика болидов. М.: Наука. Физматлит, 1995. 240 с.              
Физические величины: Справочник / А.П. Бабичев, Н.А. Бабушкина, А.М. Братковский и др.; под. ред. И.С. Григорьева, Е.3. Мейлихова. М.: Энергоатомиздат, 1991. 1232 с.              
Термодинамические свойства индивидуальных веществ. Справочное издание: в 4 т. / Л.В. Гурвич, И.В. Вейц, В.А. Медведев и др. 3-е изд., перераб. и расширен. Т. I. Кн. 2. М.: Наука, 1978. 328 с.              
Асюшкин В.А., Ишин С.В., Пичхадзе К.М. и др. Разгонный блок «Фрегат» - максимальная эффективность при минимальных затратах // Полет. 2006. № 10. C. 3-8.              
Греков А.П., Веселов В.Я. Физическая химия гидразина. Киев: Наукова думка, 1979. 254 с.              
Асюшкин В.А., Ишин С.В., Куликов С.Д. и др. Разгонный блок «Фрегат» // Сборник научных трудов НПО им. С.А.Лавочкина. М.: Блок-Информ-Экспресс, 2000. Вып. 2. С. 219-226.